Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Онлайн-кассы

Переход на онлайн-кассы в 2017 году осложнен массой вопросов, на которые предприниматели до сих пор ищут ответы. Но многие ответы по онлайн-кассам даны непосредственно на официальном сайте налоговой службы РФ! Нужно только знать, где их там искать.

Как и где происходит регистрация онлайн-кассы?

Новая редакция закона №54-ФЗ разрешает регистрацию онлайн-кассы через личный кабинет ККТ на официальном сайте налоговой службы РФ и без дублирования на бумаге поданного в электронной форме заявления.

Личный кабинет ККТ располагается на сайте nalog.ru и он интегрирован в Личный кабинет юридического лица (индивидуального предпринимателя). Иными словами, вход в Личный кабинет ККТ осуществляется автоматически после авторизации пользователя на официальном сайте налоговой службы.

Для регистрации онлайн-кассы в Личном кабинете нужно выбрать раздел «Контрольно-кассовая техника» — «Зарегистрировать ККТ».

При этом на сайте налоговой предупреждают, что в таким образом могут быть зарегистрированы только новые модели онлайн-касс, осуществляющие передачу данных в ФНС России через операторов фискальных данных. При этом данные о старых кассах отображаться не будут.

После этого открывается доступ к форме заявления, которое нужно заполнить, подписать квалифицированной ЭЦП и отправить.

Далее, все последующие регистрационные действия можно выполнить также в режиме онлайн — через Личный кабинет ККТ:

  • налоговая инспекция после получения заявления на регистрацию онлайн-кассы присваивает ей регистрационный номер. Данный номер остается неизменным для ККТ в течение всего срока ее службы;
  • полученный регистрационный номер должен быть введен в ККТ. И после этого должен быть сформирован в кассовом аппарате специальный Отчет о регистрации;
  • из этого Отчета в Личный кабинет заносятся следующие данные – фискальный признак, дата и время. Как только эти сведения переданы — онлайн-касса прошла регистрацию в налоговой инспекции. И теперь ее можно эксплуатировать.

Но перед тем как начать эксплуатировать и вообще регистрировать ККТ, необходимо выяснить ряд вопросов. Один из которых – можно ли модернизировать старую кассу?

Где можно проверить возможность модернизации старой кассы?

Перед тем как решить вопрос о покупке новой онлайн-кассы, следует узнать о возможности модернизации старого аппарата. Модернизация – это доведения ККТ до соответствия тем требованиям, которые заявлены в новой редакции закона №54-ФЗ в ст.4.

В частности, онлайн-кассы должны иметь фискальный накопитель (специальное шифровальное средство для защиты фискальных данных), передавать фискальные данные через оператора ОФД в налоговый орган, и т.д.

И, чтобы выяснить возможность доведения ККТ до этих требований, можно воспользоваться 3-мя способами:

  1. Можно получить всю информацию о модернизации ККТ у ЦТО, с которым раньше был заключен договор на техобслуживание кассовых аппаратов.
  2. Можно задать этот вопрос изготовителю кассовых аппаратов. Для этого достаточно зайти на его официальный сайт в соответствующий раздел. Либо просто написать ему письмо на его электронную почту.
  3. А можно сделать еще проще – через сайт ФНС РФ.

На сайте налоговой службы на главной его странице размещен раздел «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники».

В этом разделе есть закладка «Меню» — «Проверить ККТ»:

Чтобы воспользоваться этим ресурсом, достаточно знать модель кассового аппарата, который планируется модернизировать:

Кстати, стоит воспользоваться проверкой ККТ через сайт ФНС РФ и в том случае, когда приобретается новая онлайн-касса.


Где можно посмотреть реестр онлайн-касс и фискальных накопителей?

Стоит отметить, что на основании новой редакции закона №54-ФЗ теперь действуют два отдельных реестра:

  • фискальных накопителей;
  • контрольно-кассовой техники.

С обоими этими реестрами можно познакомиться на сайте налоговой службы РФ. Для этого нужно зайти в раздел «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники», в его закладку «Реестры»:

И там можно скачать все необходимые реестры, которые представлены в виде отдельных файлов формата EXCEL и WORD.

В этих файлах хранится информация по кассовым аппаратам и фискальным накопителям на конкретную дату.

Кстати, если не хочется скачивать реестры ККТ и фискальных накопителей, то можно воспользоваться иным ресурсом на сайте налоговой службы РФ.

Для этого нужно снова попасть в раздел «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники», в его закладку «Первая страница», где на панели инструментов предусмотрен переход к ресурсу проверки «Проверить ККТ»:

Далее следует нажать на «Проверить ККТ», чтобы попасть к самому инструменту проверки:

Чтобы провести онлайн проверку, потребуется точное название модели кассового аппарата и его заводской номер. Для проверки фискального накопителя – его модель и также заводской номер.

Стоит напомнить, что регистрации подлежит только тот кассовый аппарат, который включен в государственный реестр и имеет фискальный накопитель, который тоже содержится в госреестре.

Но регистрация онлайн-кассы в налоговой инспекции возможна только, если у предприятия заключен договор с оператором ОФД – с оператором фискальных данных.

Именно через указанную структуру происходит передача фискальных данных в налоговый орган. Исключения составляют те предприятия, для которых новая редакция закона №54-ФЗ предусмотрела возможность регистрировать и эксплуатировать онлайн-кассы без необходимости работать через ОФД.

К данным исключениям относятся те, кто работают в удаленных от сетей связи местностях (п.7 ст.2 закона №54-ФЗ). Но для этого указанные местности должны соответствовать критериям, которые поименованы в Приказе Минкомсвязи РФ №616 от 05.12.2016 г.

Где можно найти оператора ОФД?

Для этой цели не следует покидать сайт налоговой службы – его раздел «Новый порядок применения ККТ».

В этом разделе есть закладка «Реестры». Достаточно зайти на нее, чтобы получить действующий на конкретную дату реестр операторов ОФД, с которыми можно заключить договор для работы.

Стоит напомнить, что оператором ОФД является организация (юридическое лицо!), которая:

  • создана в соответствии с законодательством РФ;
  • находится на территории РФ;
  • получила по закону №54-ФЗ разрешение на обработку фискальных данных.

Кроме того, оператор ОФД должен соответствовать требованиям, указанным в ст.4.5 новой редакции закона №54-ФЗ.

В частности, данное лицо должно иметь лицензии на ведение деятельности по оказанию телематических услуг связи и деятельности по технической защите информации, носящей конфиденциальный характер. Должно иметь на праве собственности или на условиях аренды (и никаким иным образом!) здания, сооружения или помещения для размещения технических средств, которые осуществляют обработку фискальных данных, и т.д. Причем, указанные объекты недвижимости обязательно должны располагаться на территории РФ.