- 09-07-2013_05-53-35 / Личность как социальный тип
- Личность как социальный тип
- Что есть личность как социальный тип
- Готовые работы на аналогичную тему
- Типология личности
- Что есть личность как социальный тип
- Готовые работы на аналогичную тему
- Типологии личности
- Социальные типы личности: становимся правильным человеком
- Понятие социального статуса
- Виды статусов
- Социальная типология личности (типы личностей)
- Что такое социальная роль
- Социальный статус группы
- Примеры из жизни
- Рабочие и крестьяне СССР
- Мегзит
- GreenPeace
- Резюмируем вышенаписанное
- Социология
09-07-2013_05-53-35 / Личность как социальный тип
Личность как социальный тип.
Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью. Наш язык хорошо отражает несовпадение понятий «личность» и «индивид». Слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном или о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.
Характеризуя «личность» имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Каждый человек в различных группах занимает какое-то определенное положение, с которым связаны определенные образцы поведения. При этом группа, в которую включен индивид, ожидает от него поведения, соответствующего данным образцам. Таким образом, единицей социального анализа в данном случае является не действующий индивид, а роль.
Образ жизни общества, социальной группы, трудового коллектива представляет для субъекта любого уровня, (а для конкретного человека особенно) как специфическое общественное условие, активно детерминирующее и его образ жизни. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций жизненного выбора. Человек или принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию); или относится ко всему как к должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но не больше (жизненная позиция среднего уровня активности); или только приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя «правилам жизни» микросреды (пассивная жизненная позиция); или в определенных условиях использует формы деятельности и общения негативного и антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненные позиции).
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.
Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.
У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.
Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.
Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
Личность как социальный тип
Социология понимает общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. И потому она интересуется самим человеком как особым существом в мире. Его особенности отражаются в понятиях: человек, индивид, личность.
Понятие человек характеризует всеобщие, присущие только людям качества и способностей, т.е. то, что их отличает в природе. Индивид – это конкретный человек или отдельный представитель человечества. Личность – это особенности индивидуального и исторического развития индивида. Каждый человек – индивид, имеющий свое особое лицо. Индивид является личностью, т.к. в отношениях с другими он выполняет определенные функции, реализует социально значимые свойства и качества.
На формирование личности влияют:
1) Биологическая наследственность. Но это сырой материал, из которого потом лепятся индивид и личность. Из биологической наследственности не может быть личности, т.к. ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но она создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго быть под водой, биологические потребности), определяет разнообразные темпераменты, характеры, способности, т.е. в итоге индивидуальность.
2) Физическое окружение (климат, географические и природные ресурсы). Оно влияет на культурные особенности социальной группы.
3) Культура или определенный культурный опыт всего человечества. И вместе с тем общность, группа имеет еще свой опыт, свои культурные образцы. Для личности в условиях мусульманской культуры характерны иные черты, чем в христианской стране.
4) Субъективный, уникальный, личностный опыт. Именно через него преломляется все остальное и создаются личностные типы.
Социология изучает процесс формирования личности, ее взаимосвязи с обществом, социальное поведение. В нем основа понимания жизни индивида, группы, общества.
В социологии имеется ряд теорий личности
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Социальный статус – это позиция человека в социальной системе. Она предполагает права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов, но один из них является главным, определяет его положение в обществе. Часто это должность (директор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон), так и во внутренней позиции (установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).
Статусы бывают предписанные (навязанные вне усилий и заслуг индивида, определенные семьей, местом рождения, национальностью) и приобретенные (достигнутые) усилиями самого человека (писатель, генеральный директор).
Также выделяются естественный статус – устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, зрелость, старость). Выделяется и профессионально-должностной статус как базисный – социальное, экономическое, производственно-техническое положение индивида (банкир, инженер, адвокат и т.п.).
Социальная роль – это совокупность действий, которое должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает ряд ролей. Совокупность ролей есть ролевой набор. Социальная роль рассматривается в двух аспектах – ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли это то, что ожидают от нас другие. Если индивид не исполняет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам, родитель должен заботиться о детях.
Ролевые требования воплощаются в социальных нормах каждого статуса.
Каждый человек выполняет несколько ролей и в разных ситуациях. Но это не всегда совместимо. Такие случаи несовместимости называются ролевым конфликтом. Ролевому конфликту предшествует ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств.
Марксистская теория личности анализирует, главным образом, взаимодействие личности и общества. Личность при этом рассматривается как: 1) целостность социальных качеств человека; 2) продукт исторического развития, результат активной деятельности и общения человека в социальной системе; 3) как субъект социальных отношений, свойства которого формируются в процессе деятельности и характеризуются автономностью, определенной независимостью от общества и способного своей активностью изменять условия и среду обитания.
Социология выявляет и зависимость личности от различных структур общества, воздействие этих структур на личность, т.е. рассматривает ее как объект общественных отношений. В таком случае свойства личности определяются характером социально-экономического строя, класса, группы, национальной принадлежностью, совокупностью условий жизни.
Каждый человек проходит процесс социализации или усвоения индивидуальных образцов поведения, социальных норм, ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. В социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и т.д.
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Психологический механизм социализации – это имитация, идентификация, чувство вины и стыда. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Понятие Я, осознание себя отдельным человеческим существом приходит к ребенку в 1, 5 года.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности, группе. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы как свои собственные. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.
В процессе социализации личность достигает социальной зрелости, обретает интегральный (главный) социальный статус.
Всякая социологическая теория стремится определить отношение общества и человека. В одних теориях общество сводится к индивидам, в других – индивид рассматривается как часть, как «молекула» общества.
Но человек и общество взаимосвязаны. Нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек как личность проявляет себя в процессе труда, в обществе, где индивиды взаимодействуют. Отношения между человеком и обществом являются сложными. Это сложность воздействия человека на общество и общества на человека.
Личность формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются:
— творчество (ее способность изменять внешний мир, а также внутренняя потребность в творчестве);
— социальность (включенность в социальные коллективы и общественный характер);
— целостность, обеспечивающая единство поведения в различных ситуациях.
В зависимости от влияния общества на личность может быть составлена социальная типология личности, характеризующая ее образ жизни. Каждому обществу соответствует базисный (или несколько базисных) личностных типов.
В условиях административно-командной системы личность была объектом воздействия на нее. В результате у нее сформировались такие социально-типические черты как общественная пассивность, конформизм, боязнь выступить против господствующей точки зрения и т.п.
Для нынешнего российского общества типичная личность – легко идущая на контакты, готовая к сотрудничеству и агрессии (умеющая постоять за себя), с практической сметкой.
Логика социальной жизни в том, что идет непрерывный процесс превращения личности из объекта в субъект общественных отношений. Человек не только элемент социальной структуры, но и сам есть сложнейшая социальная система со своеобразной структурой.
Изменение общественных отношений связано и со сменой типов социальной ориентации личности. Еще в 1950 –х гг. американский социолог Давид Рисмен (род. 1909) разграничил три типа таких ориентаций:
— традиционно ориентированный – приверженный обычаям, устоявшимся образцам поведения;
— извне ориентированный – подверженный влиянию других, моды, СМИ, социальных институтов;
— изнутри ориентированный – на свои индивидуальные цели, интересы, самостоятельность, автономность.
Такая типология позволяет оценивать общество (по распространенности ориентации) и выделить некоторые социальные типы личности:
— фанатик, догматик, традиционалист (традиционно ориентированный);
— конформист (извне ориентированный);
— бунтарь (эскапист – от анг. eskape – бежать, уходить) – изнутри ориентированный (от действительности в мир иллюзий).
В обществе перемен появляются и становятся массовыми новые типы личности:
— «флюгер» – ориентации неустойчивы, главное – «держать нос по ветру»;
– «маргинал» – люди между (в промежуточном положении) разными социальными, культурными, этническими группами, с неполноценным статусом, отсутствием четких ориентиров и установок, с агрессивным поведением.
То есть нестабильность общества порождает дезориентацию человека, а это мешает ему активно участвовать в реформах, он не заинтересован в них, препятствует им.
Что есть личность как социальный тип
Социальный тип личности – это отражение того влияния, которое оказывает общественная система на индивида, его ценностные ориентации. Посредством этого влияния происходит изменение поведения человека в обществе и его восприятия социальной реальности.
Социальный тип – это непростое явление. На его формирование влияют историко-культурные, социальные и экономические условия жизни, в которых человек рождается, социализируется и самореализуется. В социологии разработано несколько вариантов типологии личности, и каждый имеет свои характерные черты. Основой одной типизации стала специфика социального действия, а если конкретнее – степень рациональности социального действия индивида, Марксже рассматривал классовую и формационную принадлежность индивида, а Э. Фромм анализировал социальный тип личности в качестве господствующего. По сути, через социальный тип индивид взаимодействует с обществом, выстраивает социальные связи и поддерживает их для успешной реализации собственных потребностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Э. Фромм также является автором типологии социального характера личности индивида одновременно с нескольких позиций:
В современной социологии типология, вернее основания для ее выделения, изменились. Поэтому сегодня типы социальной личности выделяют, исходя из ценностных ориентаций индивида. Таким образом, основными типами личности считаются: традиционалисты, идеалисты, фрустрированные личности и реалисты.
Традиционалисты ориентируются на порядок и дисциплину, они законопослушны и демонстрируют выраженное стремление к самостоятельности и самореализации.
Идеалисты характеризуются выраженным критическим отношением к традиционным социальным нормам. Они независимы, пренебрежительны к тем авторитетам, которые не отвечают их требованиям. Также идеалисты готовы развиваться при любых условиях, у них нет ограничений.
Фрустрированные личности имеют низкую самооценку, они подавлены и угнетены, их мироощущение находится за гранью жизненного потока. Фрустрированная личность с большим трудом адаптируется к регулярно меняющимся условиям, она не может адекватно реагировать на все изменения и трансформации.
Реалисты – это личности, которые стремятся к самореализации. У них очень развито чувство ответственности и самоконтроль. Для них важна самодисциплина, поскольку без нее сложно реализовывать все амбиции и поставленные цели.
Таким образом, социальный тип личности – это отражение воздействия общества и общественной системы на совокупность ценностных ориентаций личности. Общественная система влияет на индивида, формирует его потребности, прививает ему социальные нормы и призывает его к социальному порядку. Взаимодействие индивида и общественной системы порождает тот или иной социальный тип личности.
Типология личности
Активность человека и его отношение к происходящим событиям – это и есть основа для выделения типологии личности. Разработка единой типологии при этом невозможна. Но в результате многочисленных исследований и поисков ученым удалом выделить несколько типов личности, которые являются в целом универсальными.
Первый тип личности – человек-конформист. Человек-прагматик, который активно действует в обществе, принимает участие в любых изменениях и достигает поставленные цели.
Второй тип личности – человек- эскапист. Это индивид, который сознательно избегает общество, поскольку испытывает негативное влияние извне и не может в данных условиях благополучно развиваться и удовлетворять потребности. Он нейтрален в отношении политических ценностей, интересуется происходящими событиями, но участия в них не принимает. Также индивид ограничивает общественные связи.
Чаще к социальной реальности индивиды проявляют критическое отношение. Отсюда и выделение следующих типов поведения:
Нигилисты пренебрежительны к ежедневным делам, оценивают происходящие с точки зрения будущего, которое нередко идеализируют. В связи с этим они готовы к тотальным разрушениям ради того, чтобы построить новый порядок, который будет полностью удовлетворять их потребности. Но осчастливить все человечество в таких условиях чаще труднее, чем кажется на первый взгляд. Но нигилистов столкновение с суровой реальностью не пугает, а мотивирует.
Реакционеры стремятся сохранить патриархальные ценности и возродить их в тех сообществах, которые уже полностью отказались от подобного направления. Реакционеры препятствуют новациям, и любые новшества вызывают у них как минимум стресс, а как максимум – открытое противоборство.
Революционеры стремятся преобразовать социальную реальность. Но для того, чтобы ее преобразовать, сначала необходимо дойти до критической точки разрушений. При этом революционеры крайне ответственны, мобильны, высоко организованы. Они продумывают свои действия наперед, спонтанность им совершенно не присуща.
Реформаторы ориентированы на реальное положение дел и дают действительную оценку ситуациям. Также индивиды-реформаторы пользуются средствами для преобразования, которые могут привести к компромиссу. Они решительны и ответственны за выполнение поставленных целей и за те действия, которые ими реализуются. Сама по себе личность – это особый социальный тип. Ведь рождаясь, человек еще не обладает социальными нормами, а ценности и идеалы формируются уже по мере его взросления, социализации и адаптации к окружающим условиям.
Что есть личность как социальный тип
Социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека, а посредством них – на его поведение в обществе.
Социальный тип личности выступает результатом сложного сплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизни людей. В социологии популярно несколько вариантов типологии личности. Так, Вебером основой типизации была принята специфика социального действия, а конкретнее – степень его рациональности. Маркс рассматривал формационную и классовую принадлежность индивида. Э. Фром – социальный тип личности в качестве господствующего типа характера, то есть как форму связи индивида с обществом. Он считал, что социальный характер является формой связи индивида с обществом. Он считал, что социальный характер дает возможность наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и чувствоваться себя безопасным и защищенным.
Готовые работы на аналогичную тему
При анализе человеческой истории, Фром выделял следующие типы социального характера:
В современной социологии наиболее широко распространено выделение типов личности на основании ценностных ориентаций:
Иными словами, социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека и посредством них на его реальное поведение.
Типологии личности
Личностная активность и отношение к социальной действительности – основа типологии личности. При этом разработка единственного, наиболее адекватного типа личности не представляется возможным. В связи с этим выделяют несколько типологий личности. Например, возможно критически и некритически относиться к социальной реальности, а в связи с этим выстраивается модель собственного поведения.
Некритические конформистский тип – человек-прагматик, активно достигающий поставленных целей, следуя принципу: максимум пользы, минимум неудобства. Еще один вариант данного типа личности – эскейпизм, то есть сознательное избегание общества. Такой человек социально пассивен, нейтрально относится к моральным и политическим ценностям, стремится максимально ограничить общественные связи.
На основании критического отношения к социальной реальности выделено четыре типа поведения личности:
Нигилисту характерно пренебрежительное отношение к ежедневным делам и ситуациям, оценка их с точки зрения или идеализированного будущего, или прошлого. В связи с этим он внутренне готов быть тотально разрушенным для построения нового порядка, который должен осчастливить все человечество.
Реакционер цель и мотив своей деятельности видит в стремлении сохранять или возрождать патриархальные ценности, препятствуя различным новациям.
Революционер стремится преобразовать бытие, но сначала разрушает его. Профессиональным революционерам свойственная высокая ответственность, постоянная мобилизация, высокая организованность и героизм.
Реформатор – тип личностной ориентации на реализм при оценивании ситуации и цели, а также средств ее преобразования. Он характеризуется склонностью к компромиссам, решительности и ответственности за выполнение поставленных целей.
Р. Дарендорф – известный представитель конфликтологического направления в социологии, выделял следующие типы человеческой личности:
Д. Рисменом, социологом из США была разработана своя концепция одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывает информационно-социальные стереотипы и формирует упрощенные схемы черно-белого взгляда на проблемы.
В современном обществе на людей смотрят как на одномерных, воспринимающих происходящее через примитивные альтернативы и противоречия, то есть личностями, с упрощенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.
В соответствии с этой моделью основными чертами современного человека считают:
Социальные типы личности: становимся правильным человеком
Что такое социальный статус человека и группы? Какие бывают виды статусов и чем от них отличаются социальные роли? Что влияет на статус? Как его сохранить и повысить?
Разбираемся с этим понятием…
Социальный статус человека — что это и что он означает
Понятие социального статуса
Социальный статус – это положение, которое человек занимает в иерархической структуре общества, и показатель его способности влиять на окружение.
Статус базируется на следующих факторах:
Среди статусов человека один всегда ведущий – первостепенный для него самого или выделяемый окружающими. Чаще всего он связан с профессией, убеждениями или родом занятий.
Внимание!
Статус человека существует только в процессе сравнения его положения в социуме с положениями других через систему прав и обязанностей. Можно охарактеризовать индивида, перечислив несколько его статусов и представив его статусный набор: например, москвичка, студентка, православная, мастер спорта.
Виды статусов
Статусы подразделяются на предписанные (полученные при рождении) и достигнутые (полученные благодаря действиям человека).
К отдельному социальному статусу относят пенсионеров. Эти лица наделены небольшим весом в обществе. Однако в истории России XXI века есть примеры влияния этой прослойки на власть, когда люди пенсионного возраста вместе заявляли о нарушении своих прав.
Справка:
Статус может быть временным, когда человек выступает в роли зрителя, пассажира, пациента и т.п.
С точки зрения социума статус не является нейтральным понятием, он тесно связан с представлением о престиже — значимости положения конкретной личности. Престиж социальной позиции человека влияет на его социальное положение и проявляется через роли, которые играет индивидуум в социуме.
Индивидуальность человека, как личности — что это?
Социальная типология личности (типы личностей)
Несовпадение статусов
Индивид обладает множеством статусов и принадлежит к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. В общественном мнении со временем выражается и поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов, где одни ценятся и уважаются больше, чем другие. Место в такой незримой иерархии статусов называется рангом. Существуют высокие, средние и низкие ранги. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества и тогда она называется межгрупповой, а также между индивидами в рамках одной группы — это внутригрупповая. Здесь место человека выражается тем же термином ранг. Несовпадение статусов описывает, противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, оно возникает при двух обстоятельствах:
— когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а в другой низкий;
— когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей других.
Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и так далее. Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на него социальное поведение.
Социальный тип личности — это результат сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Например, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, а если более конкретно — степень его рациональности, Маркс — формационную и классовую принадлежность индивида. Для Э. Фрома социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и общества. Он считает, что социальный характер позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Фром выделил несколько типов социального характера:
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации:
— традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как стремление к самореализации и самостоятельности у этого типа личности весьма низкая;
— идеалисты — наоборот, в этом типе сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение к авторитетам, установка на саморазвитие во что бы то ни стало;
— фрустированный тип личности, для него характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное мироощущение, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни;
— реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
— гедонические материалисты ориентированы первую очередь на получение удовольствия «здесь и сейчас» и эта погоня за наслаждениями жизни приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
В социологии принято также выделять модальный, идеальный и базисный типы личностей. Модальный тип личности тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, это тип личности как пожелание на будущее, как идеальная модель. Базисный тип личности тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.
Таким образом, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение.
Личностная активность, отношение к социальной действительности являются основой типологии личности. Однако разработать единственный, наиболее адекватный тип личности невозможно. В силу чего существует несколько типологий личности. Так, например, возможно критическое и некритическое отношение к социальной реальности, в соответствии с которым человек строит модели собственного поведения.
Некритический конформистский тип — принимая данный тип действительности, человек может быть весьма деятельным прагматиком, активно достигать собственных целей, его принцип: максимум пользы, минимум неудобств. Другим вариантом конформистской личности является эскейпизм, сознательное бегство от общества. Модель поведения такого человека характеризуется социальной пассивностью, нейтральным отношением к моральным и политическим ценностям, стремлением к максимальному ограничению общественных связей.
На основе критического отношения к социальной реальности формируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакционер, реформатор, революционер.
Нигилист — пренебрежительно относится к повседневным ситуациям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализированного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «нового порядка», который «осчастливит» все человечество. Нигилизм довольно часто является результатом краха романтических иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических устремлений и банальной лености.
Реакционер (консерватор, ретроград) — модель личностного по ведения, целью и мотивом которого является стремление сохранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятствовать различного рода новациям.
Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры — прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответственность, постоянную мобилизацию, высокую организованность и героизм. Такой тип личности наибольшее распространение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.
Реформатор — тип ориентации личностного поведения на реализм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решительность и ответственность за выполнение поставленных целей.
Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р.Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную типологию личности. Он подчеркнул, что личность — это продукт развития культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек социологический) выделял его виды:
1) homo faber — человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;
2) человек массовый — современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;
3) человек универсальный — способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;
4) человек, зависящий от государства,
Д. Рисмен — социолог из США разработал свою концепцию так называемого одномерного человека. Он считал, что под влиянием пропаганды, впитывая информационно- социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем. Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее с помощью примитивных альтернатив и противоречий, то есть личностями с упрошенным социальным восприятием и примитивной интерпретацией.
Такие атрибуты современной жизни, как урбанизация, индустриализация, усиливающаяся мобильность, развитие средств массовой коммуникации накладывают свой отпечаток на человеческую личность. В 70-х гг. XX в. было проведено сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентины, Чили, Индии, Израиля, Нигерии и Пакистана), в результате которого была построена аналитическая модель современной личности.
Согласно этой модели основными чертами современного человека являются:
— открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах — от готовности принять новое лекарство, воспользоваться новым средством передвижения до принятия новой формы брачной церемонии или нового типа обучения;
— способность признавать существование разных точек зрения, готовность к плюрализму мнений, отсутствие страха, что взгляды других изменят его собственное видение мира;
— ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;
— экономия времени; пунктуальность;
— уверенность в возможности покорения природы, контроля над политическими, экономическими и другими социальными проблемами;
— планирование будущих действий для достижения поставленных целей, как в общественной, так и в личной жизни;
— высокая ценность образования и обучения;
— уважение достоинства других, включая тех, кто обладает низким статусом или меньшей властью.
Что такое социальная роль
Под социальной ролью имеют в виду ожидания от человека, ряд действий, которые он должен предпринимать для соответствия своему положению в обществе. Отличие социального статуса человека от его социальной роли заключается в его деятельности, поведении, поступках.
От каждого члена общества требуется соответствие его роли, или модели поведения. Это обеспечивает комфортный уровень доверия, упорядоченности и предсказуемости в отношениях между людьми. Человек должен играть свою роль и выполнять связанные с ней обязанности добросовестно.
За рамки статусного образа выходить непозволительно, чтобы не уронить репутацию в глазах общества или определённого круга. Таким образом, человек невольно становится заложником собственной социальной роли.
Исполнение ролей имеет субъективную окраску и варьируется в зависимости от личных качеств индивида. Те же руководители бывают и демократичными, и авторитарными, и непоследовательными, и фанатичными формалистами. Должностные лица, сотрудники силовых ведомств и врачи — как порядочными, так и нечистыми на руку.
И даже родители воспитывают детей по-разному: от гиперопеки до полной вседозволенности. А искусство знает примеры различного воплощения одного и того же персонажа разными актёрами, художниками или писателями с помощью совершенно разных выразительных приёмов.
Социальная роль человека в течение жизни может неоднократно меняться в сторону как повышения, так и понижения статуса. Этому способствуют возрастные изменения, удача, упорный труд, стечение обстоятельств, профессиональный рост, перемена вида деятельности, события личной жизни, утрата здоровья и трудоспособности, социальные процессы и так далее.
Встречается и такое явление, как статусная несовместимость. Это происходит, когда в разных социальных группах человек имеет разный статус и выступает в разных социальных ролях. Например, в обществе единомышленников он авторитетная личность, а на работе или в семье не встречает уважения.
Некоторые, разочаровавшись в идеях, принятых в своём кругу, покидают его, но не могут найти новую среду или находятся на грани разрыва с прежним окружением. В результате его образ жизни становится всё более маргинальным: человек живёт, опираясь на собственный кодекс и ценности, но при этом чувствует несовместимость своих идей с укладом общества. Это часто приводит к расстройству психики. Крайний случай маргинализации – превращение человека в люмпена, бродягу, деклассированный элемент.
Подобное же происходит, когда кто-то, желая подняться по социальной лестнице, оказывается словно изолированным от нового коллектива – среди этой публики он чужой, неуместный, несмотря на свой профессионализм. Следом обычно ухудшаются и его отношения с близкими.
Ещё один классический пример статусной несовместимости – когда молодая мать пытается строить карьеру, обделяя вниманием самых родных людей. В первую очередь от этого страдает ребёнок и эмоциональные отношения с мужем, что ухудшает моральный и психологический климат в семье.
Моральный Садист — Кто Это в Психологии?
Ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. В момент рождения он — лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.
Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, т. е. является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. Любой нормальный взрослый человек — личность.
Личность — это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.
Процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности.
Социализация — это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Ее основа — общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.
В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, человек овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Накопленное обществом богатство культуры слишком огромно и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, во всем объеме. Каждая личность способна овладеть лишь некоторой малой частью культуры.
Вне общества, без особых, социальных форм организации жизни человек — не более чем животное.
Подтверждением тому являются так называемые «маугли» — дети, в силу каких-то обстоятельств оказавшиеся вне общества. Несколько лет живший одиноко в лесу французский мальчик, росшие в стае волков две индийские девочки, проведший детство среди обезьян юноша — африканец — все они вели чисто звериный образ жизни и после того, как были найдены (пойманы!), не смогли овладеть речью, ни усвоить навыки нормального человеческого поведения. Никому из них так и не удалось стать полноценным человеком.
Уникальность человека в том, что он, являясь продуктом природы, вместе с тем продуцирует такие формы бытия, каких в природе нет, т. е. социальную реальность
Язык выполняет две основные функции. Во-первых, он выступает как средство мышления. Фиксируя в словах и предложениях содержание своих впечатлений, восприятий, представлений, человек получает возможность вырабатывать отвлеченные понятия, строить абстрактные и обобщенные знания о явлениях действительности. Во-вторых, язык выступает как средство общения. Благодаря ему становится возможным сохранять, накапливать и передавать информацию от одних к другим, делать знание достоянием всего коллектива. С появлением и усовершенствованием языка люди приобретают принципиально новое и чрезвычайно мощное орудие развития сознания.
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.
Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своем материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности — это потребности духовные (материальные потребности обусловлены биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер).
Под влиянием социально-культурных условий изменяется даже чувственное восприятие действительности: установлено, например, что у современного человека слух и обоняние играют меньшую, а зрение — большую роль, чем несколько веков назад.
Человек — существо социальное. Он рождается среди людей, живет среди них и умирает в их окружении. На протяжении всей своей жизни он встречает тысячи самых разных людей. Детский сад, школа, пионерский лагерь, университет, дискотеки, библиотеки, армия, работа, другая работа и снова работа…
Везде, где бы мы ни находились, нас окружают люди, с которыми мы вынужденно или с удовольствием общаемся. И каждый человек в нашей жизни играет определенную роль.
Человек неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Через различные социальные механизмы и институты человек осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы, то есть необходимый в данном обществе социокультурный опыт. Социализация человека осуществляется через систему воспитания и образования. Особенности социализации зависят от исторически конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры.
Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой.
Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.
Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
Социальный статус группы
Существует понятие группового статуса, где не индивид, а группа выступает в качестве социальной единицы. Члены таких ассоциаций добровольно поддерживают коллективные внутренние цели и стандарты и действуют в рамках установленных правил. Для участников существует возможность выделиться внутри самой группы благодаря личным заслугам.
Деятельность одних объединений направлена на сохранение своей самобытности и достижение одобряемого статуса: это религиозные конфессии, профессиональные союзы, национальные диаспоры и некоторые неформальные течения.
Другие комьюнити ориентированы на деятельность вовне, популяризацию. Стремление отдельных личностей повысить статус, добиться своих целей и занять более высокое положение приводит к их объединению с единомышленниками. Это даёт возможность действовать более эффективно и лоббировать свои интересы. Примером могут служить добровольческие, гуманитарные, культурные, творческие и экологические движения.
Профессия и характер человека: обратная связь
Примеры из жизни
Заканчивая разговор о социальном статусе и социальной роли, рассмотрим несколько ситуаций, связанных с изменением позиции в обществе.
Рабочие и крестьяне СССР
В результате октябрьской революции в России статус рабочих и крестьян как эксплуатируемого класса сменился на статус правящего. Рабочие и крестьяне стали хозяевами молодого государства, а царизм и буржуазия лишились положения привилегированной прослойки и были изгнаны из страны или физически уничтожены.
Но через несколько десятилетий сформировалось новое сословие: военная, политическая и интеллектуальная элита, затем творческая интеллигенция и шоу-бизнес. Они обладали финансовой и интеллектуальной мощью, связями и другими атрибутами высокого статуса, в отличие от рабочих и крестьян, и сместили их с верхушки социальной пирамиды.
Мегзит
Став супругой принца Гарри, Меган Маркл получила статус члена королевской семьи и титул герцогини Сассекской. Но после рождения наследника герцог и герцогиня официально отказались дать ему титул принца.
А через год и сами отказались от титулов (соответственно и от статусов членов королевской семьи и претендентов на престол), приняли решение покинуть Англию и работать в США, сохранив приобретённые статусы профессионалов, родителей и общественных деятелей.
GreenPeace
Зоозащитные и экологические движения никогда не были приоритетными, так как в целом человечество ещё не полностью признаёт важность «зелёного» движения.
Со временем объединение тысяч добровольцев за счёт численности и общественного резонанса получило способность влиять на производителей товаров и услуг, на покупательский интерес, на законодательные органы и даже на политические решения властей во многих странах мира.
Но всё же считать престижной эту ассоциацию было бы неверно, так как большинство её участников не получают прямой материальной выгоды.
Резюмируем вышенаписанное
Социальный статус человека обладает рядом закономерностей. На его формирование оказывают влияние объективные безусловные и условные факторы. Он накладывает на обладателя определённые ограничения и обязывает к соответствующим действиям в той или иной социальной роли.
Статус имеется у каждого человека от рождения и в зависимости от обстоятельств его жизни способен измениться. Статусом может обладать и группа людей, её социальная роль подчиняется тем же правилам, что и у индивида.
Уважаемые читатели, нам было бы интересно услышать ваше мнение.
Можаева Таисия · 01 апр, 2020
Социология
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Социальный тип личности
можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, находящаяся в стадии разработки.
Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций:
· традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);
· идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);
· фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);
· реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);
· потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний).
Типологизация личности в социологии все больше ориентируется на ее социальный статус и исполняемые роли в системе социальных отношений. Так, выделение личностей юриста, менеджера, студента, преподавателя и т. д. дает достаточное представление об их определенных социальных качествах.
Интересными в научном плане представляются типологизации личности
, выдвинутые Э. Фроммом, Д. Рисменом, исходящими из концепции «
социального характера
». Так, Рисмен считал, что развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера, т. е. стабильной и четко выраженной системы ориентаций. Исследуя условия формирования социального характера в процессе перехода от доиндустриальных обществ к капиталистическим и в период становления современного развитого индустриального общества, он выделял три типа социального характера:
ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого
(в современных обществах, в которых существует тесная зависимость личности от социальной группы, от ее оценки, одобрения со стороны).
Актуальным остается тип авторитарной личности, описанный в свое время Т. Адорно, разработавшим F-шкалу для измерения ее качеств. Признаки авторитарной личности следующие: раболепное подчинение авторитарному лидеру, слепое следование приказу, инструкции, агрессивное неприятие инакомыслия, безапелляционное осуждение тех, кто отклоняется от стандарта, мистическая вера в непогрешимость догматов собственной группы, убежденность в приемлемости всех средств для достижения целей своей группы, стремление к господству путем насилия.
Материальная и духовная культура, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни личности. Образ жизни представляет собой способ взаимодействия социальной среды и личности, типичный для личности, группы, слоя, общества.
В образе жизни синтезируются экономические, политические, духовно-идеологические, социально-психические отношения, которые могут приобретать различную окраску; быть основой норм, которые ориентируют человека, группу на тот или иной тип использования имеющихся материальных возможностей и тип межличностных отношений. Образ жизни характеризуется такими показателями как:
1) распределение и особенности проявления социальной активности личности, группы;
2) потребности, ценности, интересы, реализуемые в жизни и служащие мотивами и регуляторами поведения;
3) обычаи и привычки как типичные социальные нормы отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, политической, частной жизни.
Выделяют три стороны образа жизни:
— уровень жизни (характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, в основном, в их количественном измерении);
— качество жизни (характеризует качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей);
— стиль (ориентированность) жизни (характеризует поведенческие особенности повседневной жизнедеятельности людей, а также социально-психические черты быта и взаимоотношений между людьми, которые выражают этнические, социально-профессиональные черты общности, группы и проявляются в устойчивых манерах, привычках, вкусах.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.