Что есть наука как социальный феномен

22,Наука как социальный феномен, её основные функции

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. Наука предстает прежде всего как социальный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социальный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Часто наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента последней в целом в ее первичном — деятельностном и технологическом — понимании. Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне освоения знаний, ставших обществен¬ным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности. Как социальный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки, среди которых чаще всего выделяют следующие: культурно-технологическая функция. Связана с обработкой и возделыванием человеческого материала — субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс. функция непосредственной производительной силы. Выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. проективно-конструктивная функция. Данная функция связана с созданием качественно но¬вых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально. функция производства и воспроизводства истинного знания. Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Новые источники энергии и информационные технологии — перспективные направления современной науки. Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Оставленные комментарии видны всем.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Наука как социальное явление и культурный феномен

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Рассмотрение науки как социального явления подчёркивает её социальную природу и определяет её социальный статус.

Наука как социальное явление представляет собой определённую систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, а также систему норм и правил. Такое понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д. Однако то, что она является социальным институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию, – результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. Хотя на сегодня наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность.

Говоря о науке как социальном феномене, следует учитывать взаимное влияние науки и общества: с одной стороны, сама наука возникает потому, что обществу требуются объективные знания о мире, но с другой стороны, наука в процессе своего развития начинает оказывать всё большее влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Статус науки в современном обществе очень высок. Современный человек доверяет науке больше, чем какой-либо другой форме общественного сознания. Имея ввиду высокий социальный статус науки, следует ли возлагать на неё ответственность за многие неудачи и беды человечества? Наука становится важным фактором регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества. Любое нововведение требует сегодня научного обоснования. Все блага и технические достижения современной цивилизации стоят на плечах науки.

Наука развивается научным сообществом и предполагает определённую социальную организацию учёных и наличие развитой системы коммуникаций. В современном обществе имеются разнообразные печатные издания, организуются конференции, конгрессы, где учёные могут сообщать о своих догадках, гипотезах, открытиях. Учёный всегда представляет определённую социокультурную среду.

Научно-исследовательская деятельность является для современного общества совершенно необходимым видом деятельности, без которого дальнейшее развитие общества и решение многих его проблем невозможно. К концу XX века численность учёных в мире достигла 5 млн. человек. Сегодня наука включает в себя 15 тыс. дисциплин. В мире издается 200 тысяч научных журналов, из них рейтингуются около 40 тысяч.

В XX веке наука становится непосредственной производительной силой общества, то есть начинает оказывать огромное влияние на его развитие. Здесь опять же проявляется взаимовлияние науки и общественных процессов, так как основой превращения науки в непосредственную производительную силу выступает машинное производство, возникшее в результате индустриального переворота XVIII-XIX веков, а любое научное открытие сегодня становится основой для технического совершенствования.

Читайте также:  Как правильно замочить шашлык из свинины чтобы он был сочный и мягкий

Социальная функция науки состоит в том, что её достижения используются в социальном и экономическом развитии, для решения важнейших проблем, возникающих в обществе, таких как, например, глобальные проблемы, которые невозможно решить без помощи науки.

Исследования последних десятилетий показали, что проблема социокультурной детерминации, обусловленности познания представляет собой фундаментальную характеристику научного познания. Научно-познавательная деятельность предстает как система действий и операций, обусловленных:

Связанность науки со смежными миросозерцаниями нуждается не только в эмпирической констатации, но и в теоретической экспликации. Поэтому социокультурный контекст развития науки нельзя рассматривать только как фоновый. В науке постоянно происходит интериоризация внешних факторов, которые трансформируются в структурные элементы научного знания. В социокультурном исследовании внешние параметры, скажем, католической науки (соперничество августинизма и томизма), оцениваются в качестве существенных и вводятся в концепцию католической науки как внутренние детерминанты научной деятельности.

Зачастую наука испытывает на себе большое влияние идеологии. Так было в Советском Союзе, когда идеология контролировала развитие науки и направляла этот процесс в нужное для партии русло. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основные идеологические установки общества, в котором она развивается.

Источник

Наука как социальный феномен, ее основные функции.

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт.
Наука предстает прежде всего как социальный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь.

Часто наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ «культуры».

И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента последней в целом в ее первичном — деятельностном и технологическом — понимании. Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы.

Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности.
Как социальный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики.
В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки, среди которых чаще всего выделяют следующие:
культурно-технологическая функция. Связана с обработкой и возделыванием человеческого материала — субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.
функция непосредственной производительной силы. Выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей.
проективно-конструктивная функция. Данная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.
функция производства и воспроизводства истинного знания. Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

! 38. Движение, пространство и время как всеобщие формы бытия материи.

Пространство есть форма бытия материи, характеризую­щая порядок сосуществования и рядоположенность материаль­ных образований, их структурность и протяженность.

Время— форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объек­тов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Пространство и время как объективные формы бытия ма­терии отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом из­меняются. В связи с этим, кроме реальных пространства и вре­мени, различают перцептуалъное (психологическое) и концеп­туальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных про­странства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адек­ватным отображением реальных пространства и времени пу­тем логического мышления

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые су­ществуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» дли­тельности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом.

2. Реляционная концепциярассматривает пространство и вре­мя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений нау­ки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе » их раз­вития;

пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри ма­териальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что со­вершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они дей­ствительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А дви­жение, по Гегелю, является непосредственным единством простран­ства и времени.

Движение представляет собой необходимое, существенное, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может су­ществовать. Иными словами, движение есть атрибут материи. Ни при каких условиях не было, нет и не будет материального объекта, который был бы лишен движения. Движение неразрывно связано с материей, представляет собой способ существования материи.

Движение и развитие. Все изменения, происходящие в при­роде, обществе и мышлении, представляют собой движение. Одна­ко его нельзя считать каким-то простым однородным процессом. Так, довольно четко выделяются следующие три типа движения:

Читайте также:  Как по англ будет мы знакомы

1) движение от низшего к высшему, то есть по восходящей линии. Таков, например, общий ход человеческой истории, про­цесса познания, развития техники и т. п.;

2) движение по нисходящей линии. Примером этому может служить процесс старения живых организмов, износ оборудова­ния и т. п.;

3) движение, в котором нет ни восходящих, ни нисходящих моментов. Например, вращение ротора.

Основные формы движения материи. Движение различается не только по типам, но и по формам. При этом под формами дви­жения материи понимаются группы изменений, подчиненные оп­ределенным объективно действующим законам. Формы движения находятся в определенном соподчинении, отношении друг к Другу, и поэтому их можно классифицировать по некоторому общему признаку. Классификация форм движения материи играет особо важную роль в познании. Ф. Энгельс писал, что «различные формы и виды самого вещества можно познать. только через движение; только в движении обнаруживаются свойства тел; о теле, которое не находится в движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм движения».

Формы движения материи теснейшим образом связаны между собой и в то же время качественно отличаются друг от друга. Сравнивая их, можно, например, выделить низшие и высшие, простые и сложные формы. Причем эти формы, по-видимому, подчиняются особой закономерности, согласно которой каждая бо­лее высокая форма движения по сравнению с более низкой свя­зана с более узким кругом материальных объектов, выступающих в роли ее специфических носителей, то есть таких объектов, при отсутствии которых отсутствует и данная форма движения.

Движение и покой. Важнейшие характеристики движения — изменчивость и устойчивость. Они необходимо присущи всем формам движения. Под изменчивостью понимается смена свойств, состояний и отношений, присущих материальным и идеальным системам. Устойчивость же есть сохранение свойств, состояний и отношений этих систем.

! 39. Эволюция диалектики

Диалектика родилась под небом Аттики в Древней Греции и получила свое название от греческого глагола «разговаривать». Термин диалектика означал искусство вести беседу, эффективный спор. Его впервые применил Сократ, обозначая им метод обсуждения проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Беседы или диалоги Сократа, известные по свидетельствам его ученика Платона, строились в форме вопросов и ответов.

Диалектика стала пониматься как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика понимается как учение «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком, свободном от односторонностей виде». Центральной проблемой диалектики является проблема развития.

Современная диалектика оформлялась на основе обобщения огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего человеческого познания, на данные истории и достижения современного научно-технического прогресса.

Само развитие не есть элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения и не может быть изображено так движение от структуры с количеством элементов к структуре или элементов. В процессе развития элементы могут возникать и исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа эл

ементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные, качественные изменения. Существуют три типа подобных изменений:

— переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности в прогрессивное развитие.

Развитие возникает с результате борьбы противоположностей как друг друга обуславливающих и друг друга отрицающих крайностей. Другим отличительным признаком развития является то, что развитие в отличие от движения выступает как необратимый, направленный закономерный процесс изменений. Всеобщая универсальная связь и взаимодействие явлений и процессов должна найти свое адекватное отражение во взаимодействии человеческих понятий.

Источник

Наука как социальный феномен

Имея многочисленные определения, наука выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт.

Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, ради чего армии ученых тратят свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и основная ценность науки.

Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство и т.д.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Один из основателей науки о науке Дж.

Итак, наука предстает:

3). Накопление форм и традиций;

4). Фактор развития производства;

5). Наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру.

В «Американском этимологическом словаре» науку определяют посредством указания на процедуры наблюдения, классификации, описания, экспериментальные исследования и теоретические объяснения естественных явлений5.. Это определение носит большей частью практический характер.

Э. Агацци отмечает, что науку следует рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не как простой набор суждений об этих объектах»6. В таком определении содержится заявка на разграничение научного и обыденного знания, на то, что наука может в полной мере состояться лишь тогда, когда доводит рассмотрение объекта до уровня его теоретического анализа.

Таким образом, с наукой нельзя сравнивать только фиксацию совокупности фактов и их описание. Получается, что мы будем иметь состоявшуюся науку лишь тогда, когда сможем установить принципы, предлагающие их объяснение и прогноз. Многие ученые полагают, что если нет небольшого числа принципов, если нет простоты, то нет и науки. Это спорная позиция. Ибо не только простота и ясность, но и глубокий теоретический, концептуальный уровень есть индикатор зрелой науки. Если человек говорит, что он не хочет умозрения, а только того, чтобы ему предоставили только все факты, то он состоит лишь на точке зрения предварительной ступени науки, а не ее самой.

Читайте также:  Как по японски будет отлично

В настоящее время наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь.

Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся о обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция науки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материала – субъекта познавательной деятельности, включение его в познавательный процесс.

Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответсвенности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения.

Современную науку называют Большой наукой. В конце ХХ века численность ученых в мире превысила 5 миллионов человек. Наука включает около 15 тысяч дисциплин и несколько сотен тысяч научных журналов7. Новые источники энергии и информационные технологии – перспективные направления современной науки. Возрастают тенденции интернационалтзации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история.

Говоря о «нейтральности» науки и «социальном» заказе, надо сказать следующее. Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производственной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII – XIX веков, составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки, которые сегодня заметно коммерциализируются. Наука, в отличие от других свободных профессий, не приносит сиюминутного экономического дохода и не связана напрямую с непосредственной выгодой, поэтому проблема добывания средств к жизни всегда была очень актуальной для ученого.

Таким образом, наука в функции производительной силы, состоя на службе торгово-промышленного капитала, не может реализовать свою универсальность, а застревает на ступени, которая связана не только с истиной, сколько с прибылью. Отсюда многочисленные негативные последствия промышленного применения науки, когда техносфера, увеличивая обороты своего развития, совершенно не заботится о возможностях природы переварить все эти вредоносные для нее отходы.

Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Наука стремится к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпима к конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достигнутом и подвержена фальсификации.

Сложность объяснения науки как социокультурного феномена состоит в том, что она все-таки не поступается своей автономией и не растворяется полностью в контексте социальных отношений. Безусловно, наука – «предприятие коллективное». Ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человеческого рода. Наука требует сотрудничества многих людей, она интерсубъективна. Характерные для современности междисциплинарные исследования подчеркивают, что всякий результат есть плод коллективных усилий. Но чтобы понять отличие коммунитарности от социальности, следует ввести понятия микроконтекста и макроконтекста науки. Первое означает зависимость науки от характеристик научного сообщества, работающего в условиях той или иной эпохи. Второе говорит о зависимостях, образованных более широкой социокультурной средой, в которой развивается наука как таковая; это и есть выражение ее социального измерения. Иными словами, каждое общество имеют науку, соответствующую уровню его цивилизованной развитости.

Исследователи указывают на «внешнюю» и «внутреннюю» социальность науки.

Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной отчасти потому, что наука развивалась, возлагая на себя новые и новые функции, отчасти в силу того, что, выступая в роли социокультурного феномена, она начинает больше заботиться не об объективной и обезличенной закономерности, а о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научно-технического прогресса. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки, среди которых чаще всего выделяют три основные:

2). Функцию непосредственно производственной силы;

3). Функцию социальной силы.

Третья функция предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Наука представляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности).

Наука как социальный институт включает в себя прежде всего ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения; научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и другое. В современных условиях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации наукой и ее развитием.

Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Таким образом, основной, конституирующей само здание науки является функция производства и воспроизведения научного знания.

Итак, наука – это творческая деятельность. Она представляет собой форму духовной деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению8.

Источник

Adblock
detector