- Конкурс
- Заживо (Полная версия)
- Текст песни
- Аккорды
- Мифы и правда о работе пилота
- Еда для пилотов
- Сон во время полёта
- Автопилот
- Борода у пилотов
- Шутки пилотов
- Аплодисменты
- Безопасность
- Если боишься летать, значит, готов умереть. Пилот — об аэрофобии пассажиров
- Лётчик Лёха — он же пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов — рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.
- Взлёт — посадка
- Турбулентность
- Старый самолёт
- Что мне делать как нам быть пилот
- Про болезни, нагрузку и сон в полёте
- Про питание, алкоголь и контингент
- Про неадекватов, НЛО и стрессовые ситуации
- Про человеческий фактор, опасные самолёты и молитву перед заправкой
Конкурс
Православный реабилитационный центр Архангела Гавриила приглашает к сотрудничеству и участию всех желающих.
Если у вас или у ваших знакомых есть проблемы с наркозависимостью или алкогольной зависимостью, вы можете в любое время позвонить нам, и мы поможем вам справиться с этим:
8 800 333 50 38
бесплатная горячая линия
Мы сами прошли через это, и обрели здоровую счастливую жизнь, поэтому на деле знаем, как помочь тебе.
Заживо (Полная версия)
Текст песни
Здравствуй, небо синее, ты зачем меня
На Землю запрокинуло, вовсе не спрося?
Сердце иноходью, отпустив поводья,
Бьет копытом в грудь.
Кто мы? – перепуганный сосед меня спросил,
Одиночный выстрел его ночью разбудил.
Съежимся немножко, условный стук в окошко
ой да не забудь!
В мире много тайного спрятано от нас,
Схоронено, запутанно, не здесь и не сейчас.
Заметет метелица, тайнами не делятся –
В том наш уговор!
Бегали мы тропами района своего,
Дворами, закоулками искали мы тепло.
Переживший бойню, всё тебе припомню
Гвоздиком в забор!
Смысла обыскавшийся, чуть не охренел,
Сам рогатый сходу здесь навеки охромел.
Сыплем на пол крошками, по столу бьем ложками,
Держимся за хвост.
Дуракам прощается, а они тотчас
Мыло, свечи, пепельницы делают из нас.
На морозе пели, глаза оцепенели,
Ляжем в полный рост!
(с) Илья Кнабенгоф, ноябрь 2017, Питер
Аккорды
Так как немногие разбираются в транспонировании аккордов, сменах тональностей и подобном, я написал здесь аккорды, понятные более-менее всем. Только нужно учесть, что в группе «Пилот» данная песня исполняется с коподастром на втором ладу. То бишь, вы можете зажать коподастр на втором ладу, а далее играть теми аккордами, которые указаны в тексте ниже)) Так будет проще, чем вы будете ломать пальцы в поисках «как взять адекватно аккорд С#m, да чтобы он звучал так же».
Проигрыши и соло: Am| G| Em|F|:
Am
Здравствуй, небо синее, ты зачем меня
На Землю запрокинуло, вовсе не спрося?
G Em
Сердце иноходью, отпустив поводья,
Am
Бьет копытом в грудь.
Кто мы? – перепуганный сосед меня спросил,
Одиночный выстрел его ночью разбудил.
Съежимся немножко, условный стук в окошко
ой да не забудь!
В мире много тайного спрятано от нас,
Схоронено, запутанно, не здесь и не сейчас.
Заметет метелица, тайнами не делятся –
В том наш уговор!
Бегали мы тропами района своего,
Дворами, закоулками искали мы тепло.
Переживший бойню, всё тебе припомню
Гвоздиком в забор!
Смысла обыскавшийся, чуть не охренел,
Сам рогатый сходу здесь навеки охромел.
Сыплем на пол крошками, по столу бьем ложками,
Держимся за хвост.
Дуракам прощается, а они тотчас
Мыло, свечи, пепельницы делают из нас.
На морозе пели, глаза оцепенели,
Ляжем в полный рост!
Мифы и правда о работе пилота
Пилот кипрской авиакомпании Cobalt раскрыл секреты профессии: почему нельзя спать во время полёта, в какие моменты включен автопилот и что ест капитан воздушного судна.
Еда для пилотов
Первый и второй пилоты всегда питаются разной едой – это правило, которое выполняется в любой авиакомпании. Связано требование с безопасностью – если вдруг по какой-то причине одно блюдо было непригодно, и пилоту стало нехорошо во время полёта, то управление на себя берёт здоровый член экипажа. А само питание для пилотов в авиакомпании Cobalt схоже с тем, что предлагают пассажирам бизнес-класса.
Сон во время полёта
Пилоты при выполнении своих обязанностей спать не должны, даже если включен автопилот. Отдых возможен, только если летит два экипажа – после «пересменки», естественно.
Автопилот
Многие пассажиры думают, что в то время, когда работает автопилот, командир воздушного судна ничего не делает. Правда заключается в том, что большую часть полёта действительно включен автопилот, но при этом сами пилоты всегда ведут связь с землёй, контролируют приборы, корректируют исходные данные и при необходимости берут управление на себя.
Борода у пилотов
Образ пилота – это гладко выбритый мужчина, поэтому многие считают, что пилотам в принципе запрещено носить бороду. Это зависит от политики конкретной авиакомпании. В некоторых запрещено иметь бороду в первую очередь тем, кто непосредственно общается с пассажирами. Пилоты к этой группе не относятся, но могут придерживаться общим правилам перевозчика.
Шутки пилотов
Бывают пилоты, которые сухо произносят приветствие пассажиров, а бывает, что вам с удовольствием расскажут, где вы сейчас летите и что будете пролетать, в какую сторону посмотреть, где будет красиво, шутят и пр. От чего это зависит?
Всё просто! Это человеческий фактор и зависит всего лишь от характера и настроения пилотов. Пилоты обычно сразу перед полётом договариваются, кто из них будет делать приветствие и объявление о маршруте и погоде в пути. Иногда оба пилота выходят на связь с пассажирами.
Аплодисменты
В иностранных авиакомпаниях пассажиры никогда не хлопают при приземлении. Аплодисменты приняты почему-то только у русских пассажиров. Пилоты их всё равно не слышат в своей кабине.
Безопасность
Пассажиры, наверное, больше всего боятся турбулентности. Но угрозы безопасности при этом нет, конструкция самолёта рассчитана на турбулентность. Да и вообще статистика говорит, что летать на самолётах безопаснее, чем ездить на машинах.
Если боишься летать, значит, готов умереть. Пилот — об аэрофобии пассажиров
Кадр фильма «Вид сверху лучше». © kinopoisk.ru
» src=»https://static.life.ru/posts/2016/11/932067/959bad457371ae7be29022ebdc760529.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
Лётчик Лёха — он же пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов — рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.
Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога — и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься — почему же люди бояться летать?
Так пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха, начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся — аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.
Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. — Прим. Лайфа) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы — почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?
Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.
Вторая группа людей — это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.
Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас — ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.
Третья группа — самая сложная — им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь — за две недели или за месяц, — они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: «Никто не погиб», «Пострадавших нет». Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.
Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе — штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки — это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.
Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.
Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт — паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет «выйти» в полёте.
«Как говорили классики, знание — сила», добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.
А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.
Взлёт — посадка
Кадр фильма «Вид сверху лучше». © kinopoisk.ru
Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не «бежит», но ещё не летит, потом отрыв — и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный — среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать — там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы — теракты.
При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять «бочку». Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь — хоть вверх ногами.
Турбулентность
Не все компании мира в принципе обходят «болтанку» — азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете — верят в реинкарнацию.
Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде — есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300—400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.
Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.
Старый самолёт
Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах — значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи «Я люблю тебя, Маша», слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле — надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.
Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов — 17 лет. Самый молодой — у «Победы»: у нас самолётам двух лет нет.
Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, «детские болезни» есть, так и здесь — вылезают всё время какие-то мелкие пакости.
Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.
Что мне делать как нам быть пилот
Почему ты решил стать пилотом?
Ребёнком я с матерью прогуливался у аэропорта в Казахстане. И приземлился ослепительной белизны новенький красавец Як-40. Флаг СССР был почему-то оранжевого цвета. Видимо, не хватило красной краски. По трапу спустились трое в форме. Тогда я понял, что хочу связать свою жизнь с авиацией.
Прийти в авиацию — это всё равно, что жениться на некрасивой девушке. Только по большой любви.
После я много времени летал на малых самолётах, потом окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Первые полёты, которые сильнее всего запомнились, были на американских самолётах Cessna. На них дошёл до уровня инструктора.
Был ли у тебя страх перед полётами?
Никакого страха не было. Если у тебя есть страх перед полётами, то и желания летать, скорее всего, не будет. Полёты должны приносить удовольствие.
Куда и на чём летаешь сейчас?
Сейчас летаю на Boeing 737 Next Generation. Пока границы закрыты в связи с пандемией, летаю по России. До этого много где побывал: вся Европа, Вьетнам, Таиланд, ОАЭ, Саудовская Аравия, КНР, Турция.
Какие рейсы сложнее — по России или по миру?
Я бы сказал, одинаково. Обязанности в международных рейсах растянуты во времени, но объём их от этого не меняется. Ещё в международных рейсах более логично устроена система навигации и взаимоотношение с диспетчерами.
В какой ты сейчас должности и в чём заключаются твои задачи?
Я второй пилот. Несмотря на это, я должен знать все процедуры, уметь управлять самолётом, вести полётную документацию, отвечать за радиосвязь и прочие технические моменты, такие как заправка. Неполноценности не должно быть, поскольку в экстренной ситуации я должен вернуть людей на землю живыми.
В Казахстане я летал командиром.
Почему российские пилоты стремятся попасть работать в страны Азии: КНР, Япония и другие?
Все мы работаем за деньги, живём на деньги, поэтому основная причина в этом. Ещё график — четыре недели работаешь, четыре недели отдыхаешь. Или вообще по полтора месяца. В зарубежных компаниях график могут подобрать индивидуально.
Ну и более привлекательная социальная программа, хорошая медицинская страховка. Где-то и образование детям оплачивают.
Но не стоит забывать о разнице денежного вознаграждения между рекламой в интернете и реальной суммой в твоём контракте.
Сколько зарабатывают пилоты в России и как рассчитывается зарплата в авиакомпаниях?
Где-то платят за выходы на работу, где-то — за километраж. Есть вообще фиксированная зарплата. Есть предоставление жилья в ущерб зарплате, а есть компании, где всё зависит только от премии. Зарплаты немного упали в связи с экономической реакцией на коронавирус.
Обычно зарплата до пандемии составляла от 3 до 8 тысяч долларов.
Про болезни, нагрузку и сон в полёте
Есть ли какая-то компенсация за вредные условия труда?
Раньше при Советском Союзе люди уходили на пенсию «по ушам». Если кто-то умудрялся доказать, что слух ухудшился именно из-за работы, то пенсию ему выплачивали довольно серьёзную. Сейчас все компенсации просто включены в хорошую зарплату.
Если покалечился или погиб не по своей вине, то компания выплачивает внушительную сумму.
Чтобы подать заявление на обычную пенсию, нужно отлетать 6 тысяч часов общего налёта. При хорошем раскладе выйти на пенсию можно через 7,5–8 лет.
Каким профессиональным болезням подвержены пилоты?
Проблемы в основном из-за сидячего образа жизни: геморрой, болят ноги, спина. Если за питанием не следишь, то начинаешь толстеть.
Какие отношения между пилотами и с руководством?
Отношения просто замечательные как между ребятами, так и со стороны начальства. Пока работал в Казахстане, отношение было не хуже, а другим — из-за восточного уклада жизни. Другое гостеприимство, питание, распределение времени.
В какой нагрузке работают пилоты?
Лично у меня никакого недосыпа нет. Моё руководство планирует мои вылеты так, что я действительно полноценно отдыхаю. Конечно, летаем мы так же часто, как стоматолог лечит зубы. Но график труда и отдыха строго соблюдается, поэтому усталость не накапливается.
Я не говорю о катастрофе, но даже относительно незначительный инцидент подвергнут серьёзному разбирательству. И если в процессе выяснится, что график труда и отдыха пилота не соблюдался, то компания понесёт серьёзные потери. Этого, конечно, никто не хочет.
В каком графике ты работаешь?
Год назад примерно в это же время мы налётывали порядка 80 часов в месяц. В некоторых компаниях есть такое понятие, как согласие на продление рабочего времени, что опять же не превышает допустимую санитарную норму 90 часов в месяц. В прошлом месяце из-за пандемии я налетал только 45.
На рейс идёшь отдохнувший, как розовый колобочек, поглаженный, красивый, пахнущий одеколоном.
Пилотов заселяют в хорошие гостиницы, прекрасно кормят, так что о какой-то усталости сверх нормы речи и быть не может.
Какой твой самый долгий перелёт?
Из Казахстана на хадж везли паломников в Саудовскую Аравию. Летели 5,5 часов. Было очень скучно, я не мог найти себе занятие. Ещё примерно столько же по времени летал из Алма-Аты в Китай. Перелёт из Якутска до Москвы занимает часов шесть, но со временем привыкаешь.
Есть такая процедура, прописанная в документах, позволяющая пилоту немного вздремнуть. При этом в кабину обязательно приглашается старший бортпроводник, а второй пилот должен дать на это согласие.
Про питание, алкоголь и контингент
Правда ли, что члены экипажа часто нелегально провозят какие-то посылки, передачки и прочее?
Если раньше в 90-е такая практика имела место, то сейчас компании сделали всё, чтобы это исключить. На входе в аэропорт тебя проверяет служба безопасности. Потом тебя проверяют на КПП, просвечивая все твои вещи. Перед входом в самолёт тебя ещё раз проверяют с металлоискателем.
Чем кормят пилотов в полёте?
Питание практически не отличается от того, что предлагают пассажирам. Но два пилота, сидящие в кабине, никогда не едят одно и тоже. Если один ест курицу с гречей, то второй — рыбу с овощами. Если одно блюдо испорчено, то второй лётчик железно останется за штурвалом.
Как пилоты относятся к бортпроводникам?
Знаете, я допускаю существование пренебрежительного отношения со стороны пилотов и даже некоторую дедовщину. Но в нашей компании такого нет. Мы вместе едем на работу, вместе проводим брифинги и летаем, поэтому стараемся не конфликтовать. Отношение зависит не от внутренней политики компании, а от уровня воспитания пилотов и бортпроводников.
Как проводишь время между рейсами?
На самом деле времени не очень много, максимум у меня было часа три. А так обычно не более часа. Как только вышел крайний пассажир, начинается уборка салона. Бортпроводники проверяют количество мусора, отходов, воды.
Пилоты занимаются заправкой, общаются с техниками и диспетчерами, программируют маршрут в ЭВМ. Работы много, и этот час пролетает, как выстрел.
Я стараюсь делать всё быстро, чтобы освободить время на отдых и немного расслабиться.
Говорят, что в 90-е пилоты могли бухать прямо в небе. А как сейчас с алкоголем на борту?
С алкоголем мы на разных полюсах, и если сближаемся, то крайне редко. Что касается пилотов, пьющих в процессе выполнения своих служебных обязанностей, — я за всю свою жизнь никогда такого не видел. Бортпроводников с запахом ловили, это да. Даже рейсы отменяли.
Сколько человек в экипаже?
Обычно двое. Но если экипаж усиленный, что зависит от рабочего времени, то четверо — два летят в одну сторону, два — в другую. Рабочее время начинается с прохождения медсанчасти и заканчивается через полчаса после выключения двигателей.
Раньше в экипажи ещё входили штурманы, но сейчас всё настолько автоматизировано, что он сидит в офисе. Бортмехаников никаких тоже нет.
Какой контингент идёт в пилоты?
Сейчас много молодых пилотов, в том числе командиров. При этом даже от них ни разу не слышал, что в авиацию они рвались ради денег. С ними летать очень интересно. У них более прогрессивный подход ко всему. Они хорошо знают языки, отлично ориентируются в технических документах, гибкие и пластичные. Летать с молодыми безумно комфортно.
Но пилотом можно стать и в 30, и в 40. Недавно познакомился с одним молодо выглядящим мужичком, который ездит на мотоцикле так, будто сидит на нём с пелёнок. Оказалось, что ему 52 года, он пластический хирург, и в 49 лет он решил, что хочет гонять на железном коне.
Управлять самолётом чуть сложнее, чем мотоциклом, и возраст тут не помеха. Самому пожилому действующему пилоту, которого я встречал, было 60.
Все ограничения только в твоей голове, в твоей решительности. Конечно, если у тебя нет руки, то за штурвал тебя не пустят. Но с незначительными ограничениями по здоровью попасть реально.
Кроме того, даже не обязательно иметь высшее лётное образование. Такого понятия на западе вообще нет. Есть определённый стандарт знаний, получить которые можно на обычных лётных курсах. Экзамен сдал и — в небо.
В вузе ты более углублённо изучаешь аэродинамику, метеорологию и другое. Это даёт бонус в плане карьеры. Но для того чтобы стать квалифицированным пилотом, знания в таком объёме не нужны.
Среди пилотов встречаются женщины?
Конечно, причём чем дальше, тем чаще. Мне приходилось летать с женщинами, но у меня есть своя индивидуальная позиция — мне некомфортно. Это моя вина, я уже возрастной дядька и мне тяжело перестроиться. Я не говорю, что женщины — плохие пилоты. Просто с однополым братом мне проще найти общий язык.
Про неадекватов, НЛО и стрессовые ситуации
Попадал в конфликтные ситуации на борту?
С членами экипажа у меня конфликтов никогда не было. С неадекватными пассажирами на борту — постоянно.
Если ещё на земле я понимаю, что конфликт с пассажиром неизбежен, то передаю его службе безопасности аэропорта. Кто-то начинает безосновательно проситься в бизнес-класс, пугая пилотов потерей работы и собственным выдуманным авторитетом. Через пятнадцать минут перепалки человека выводят под руки крепкие бескомпромиссные мужики.
Но иногда конфликт неизбежен, и пилоты вынуждены импровизировать. У знакомого командира случай был. Приземлились, свернули с полосы на длинную рулёжку. И командир вдруг слышит, как бортпроводница просит пассажира вернуться на своё место. Лампочка ещё не потухла, а он не только расстегнул ремень и встал, но и начал с полки багаж доставать. И тут командир на мониторе видит, как пассажир со всего маху с силой лупит кулаком этой несчастной бортпроводнице по лицу.
Женщина тут же упала, ей помогли подняться, усадили на пустое кресло, и она разрыдалась. Резко командир жмёт на тормоз, и неадекват пушечным ядром летит через весь салон, разбивая по пути голову. На судебном заседании был полный разбор ситуации. Объявление звучало, знак «пристегнуть ремни» горел.
Командир сказал, что нажал на тормоз потому, что на рулёжку выскочила лисица. Представитель аэропорта подтвердил, что такие случаи у них бывают. Мы, говорит, боремся, но рядом лесной массив, поэтому то лисы, то зайцы порой выскакивают. Никакой лисицы, конечно, на рулёжке в момент торможения не было, а дебоширу авиакомпания сама предъявила иск.
Если на земле откровенный дебил никак не проявил себя, а в небе устроил настоящее представление, можно совершить аварийную посадку на ближайший аэродром. Пилот не может покинуть кабину ради разбирательств с идиотами, а девочки-бортпроводницы и не должны. Дебошир после посадки сильно поплатится, когда протрезвеет.
Полёты как-то влияют на психику?
Возникновения каких-то серьёзных проблем у себя или своих коллег я не наблюдаю. Знал одного военного лётчика, который утверждал, что видел НЛО. При этом он улыбался, и я так и не понял, действительно ли он что-то видел или нет.
Есть проблемы со сном из-за частой смены часовых поясов, когда тебе нужно ложиться спать, а биологически у тебя всё ещё бодрячок.
Правда ли, что самолёт — самый безопасный транспорт?
Если в одной комнате собрать машиниста поезда, пилота, капитана морского лайнера и водителя автобуса, то в плане безопасности каждый будет тянуть одеяло на себя. По официальной статистике самолёт — самый безопасный вид транспорта, и неадекватов фильтруют ещё при приёме на работу.
Водителей автомобилей просто больше, и получить права на машину проще. Скорее дело не в виде транспорта, а в людях. Если вы боитесь летать, почему бы и нет? Наверное, в этом есть какой-то смысл. Если боишься летать — садись на поезд.
Попадал ли в стрессовые ситуации в полёте?
Пару раз были ситуации, в которых востребованным оказалось умение быстро и грамотно принять решение. Турбулентность — это спутник любого полёта. Но всё это просто моя работа, и я не вижу в этом какого-то героизма. Ведь вы не назовёте героем водителя такси, ловко увернувшегося от вылетевшей на встречную полосу машины.
Всё зависит от твоего настроя и от того, как ты готов принять ситуацию. В своё время я пообщался с очень грамотным инструктором, который научил меня реагировать на стресс. В сложной ситуации происходит такая мобилизация нервной системы, что у меня даже не учащается пульс. Всё хорошо, ты абсолютно спокоен и выполняешь те процедуры, которые отрабатывал и переживал в мыслях. Осознание опасности приходит часа через два.
Если нужно облететь грозу, то происходит очень быстрый обмен информацией с диспетчером. Тебе, допустим, удобно завернуть влево, но оказывается, что это закрытая зона, и залетать туда нельзя ни при каких обстоятельствах.
Парашютов на гражданских самолётах нет, системы катапультирования тем более. Ты должен сделать всё, чтобы спасти жизни людей.
Про человеческий фактор, опасные самолёты и молитву перед заправкой
По какой причине чаще всего происходят авиакатастрофы?
Есть такая модель, называется «Швейцарский сыр». Если сложить три куска швейцарского сыра, какова вероятность того, что три дырки сложатся в одну? Чтобы произошёл авиационный инцидент или авиакатастрофа, необходимо совпадение минимум трёх факторов, например, погодные условия, техническое состояние самолёта и подготовка пилота.
Кроме того, есть фактор случайности. Не бывает двух одинаковых взлётов или посадок, причём осознавать я начал это только с опытом. Ты можешь до миллиметра выставить стабилизатор, абсолютно правильно высчитать скорость, обладать филигранной техникой взлёта, и всё равно он будет абсолютно другим в отличие от предыдущего, пусть и с этой же полосы вчера.
Посадка требует большей концентрации внимания, нежели взлёт.
Какую роль играет человеческий фактор, и можно ли полностью положиться на электронику?
В нашем представлении электроника — это то, что всегда работает чётко, правильно и без всяких нареканий. Но в жизнь это пока, к сожалению, не воплощено.
Да, Airbus A350 может сейчас выполнять автоматический взлёт. Инженеры работают над минимизацией человеческого фактора, который необходим, как реакция на неправильные действия автоматики.
Автоматика не устаёт, не хочет в туалет, не ссорится с женой. Эмоции способны вывести человека из нормального состояния. Но человек в кабине всё ещё нужен, чтобы отслеживать адекватность машины.
В каком реальном состоянии современные самолёты и на каких летать лучше не стоит?
В каждом современном самолёте есть система резервирования, позволяющая вам безопасно выполнить полёт. Если откажет одна гидросистема, то есть дублирующая. Если откажет один двигатель, то есть второй. Есть несколько радиовысотомеров и автопилотов, есть хитродублированная электрическая система, а значит отказ генератора — не приговор.
Но несмотря на ничтожную вероятность отказа всего и сразу, на тренажёрах мы отрабатываем все возможные ситуации.
Никто не хочет попасть в тюрьму, поэтому за техническим состоянием самолёта следят. Марки, на которых летать не следует, я назвать не могу.
Даже Sukhoi Superjet 100 по отзывам моих коллег — это классный самолёт. Мне кажется, что мнение у людей формируется не из-за каких-то неподтверждённых недоработок или ненадёжности самолёта. Я думаю, что в отношении «Сухого» тесно привязан политический момент.
Самолёт — это только часть проблемы. Вокруг самолёта должна быть определённая инфраструктура в плане подготовки инженеров и пилотов, обеспечения запасными частями, логистики. Как эксплуатант ты должен быстро решать проблемы. Все самолёты ломаются. Просто некоторые компании быстро и просто закрывают технические вопросы, а некоторые — нет.
Тем не менее пассажир имеет полное право на предвзятость. Довольно долго я общался с американским инструктором с Boeing и спросил у него: «Зачем они в США вообще покупают какие-то другие самолёты? Вы своими самолётами можете обеспечить всю Америку». На что он ответил: «Чувак, у американца должен быть выбор». Только в условиях выбора, а значит и конкуренции, возможен технический прогресс.
Насколько пилоты суеверные?
Есть суеверные, набожные, политизированные или прагматики. Все очень разные, у всех свои увлечения. Есть один, который на протяжении всего полёта может говорить о рыбалке. Мне важно побыть одному. Перед вылетом мне нужно спокойно подумать в одиночестве и подготовиться морально.
Пилоты не дают перед рейсом интервью и не фотографируются. Не говорят слово «последний», а только «крайний». И это доходит до абсурда, например: «Крайняя соль, крайние макароны».
В Казахстане в некоторых аэропортах случались истории с недоливом топлива. Но у меня таких историй не было, поскольку я знаю наизусть несколько исламских молитв. Прилетая в аэропорт, я подходил к заправщикам и говорил: «Ребята, давайте перед заправкой прочтём молитву. Дай бог крепости рук заправщику, чтобы каждый литр священного топлива попал в топливный бак этого прекрасного, созданного Аллахом самолёта, чтобы мы смогли безопасно приземлиться и сохранить жизни наших братьев и сестёр».
Сколько ещё планируешь работать?
Сколько Бог даст. Профессию эту я очень люблю. Но человек устаёт от всего, всё когда-то приедается.
Как семья и близкие относятся к твоей работе?
Меня поддерживают. Но в моей профессии необходимо соблюдать баланс. Когда я дома, я полноценно включён в семью, занимаюсь детьми. Только так можно сохранить нормальное отношение.
Что больше всего нравится и не нравится в профессии?
Больше всего не нравится оборотная сторона всей авиационной работы — это работа с бумагами. Радует больше всего возможность летать. Читать документы к Boeing 737 можно как религиозные тексты — постоянно открываешь для себя что-то новое.
Какие проблемы авиации в России ты хотел бы решить?
Пролетая над Европой, можно заметить повсюду множество аэродромчиков для малой авиации. Мне хотелось бы, чтобы в России авиация была не только профессией. Много тех, кто хотел бы просто летать. Надеюсь, что в обозримом будущем небо станет более доступным для наших людей.