- Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: что об этом уже известно?
- Что такое национальная система учительского роста
- Как аттестация проходит по старым правилам
- Как будет проходить по новым правилам
- Что выяснилось в ходе апробации системы
- Есть ли альтернатива?
- Аттестация педагогов – 2019. Доработанная модель на основе ЕФОМ. Краткий обзор
- Что ждать педагогам от нового порядка аттестации?
- Модель аттестации учителей с использованием ЕФОМ: как и зачем проходить аттестацию педагогу?
- Преимущества новой модели аттестации учителей
- Виды аттестации педагогов общеобразовательных учреждений
- Первичная аттестация учителей
- Сертификат учителя о прохождении профессионального экзамена
- Аттестация на соответствие
- Аттестация при получении квалификационной категории учителя
- Особенности проведения отдельных аттестационных процедур
- Порядок проведения аттестации учителей и обжалования результатов
Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: что об этом уже известно?
Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.
Что такое национальная система учительского роста
Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.
Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.
И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.
Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).
Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:
Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).
Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.
Как аттестация проходит по старым правилам
Аттестация педагогических работников бывает двух видов:
По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.
Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ). Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена. В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.
Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:
Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).
Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.
Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.
В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).
Отличия в требованиях такие:
По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.
Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.
Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).
Как будет проходить по новым правилам
В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.
Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.
Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:
По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.
На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).
Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:
Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.
Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».
На самом деле схема намного более сложная:
Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.
Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.
Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).
Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:
То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.
Что выяснилось в ходе апробации системы
Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.
Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:
Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.
Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.
В частности, приводятся такие аргументы:
Есть ли альтернатива?
Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.
Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.
Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.
Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.
Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.
Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.
В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?
Аттестация педагогов – 2019. Доработанная модель на основе ЕФОМ. Краткий обзор
Стоковые изображения от Depositphotos
В 2019 году продолжится работа над совершенствованием новой модели аттестации педагогов. По всей вероятности, аттестация на основе ЕФОМ сначала будет проведена для учителей, а затем коснётся и воспитателей ДОУ. Принцип останется тот же, отличие будет лишь в тематике вопросов. Аналогично тому, как сначала ввели ЕГЭ только для 11 класса, затем ОГЭ для 9 класса, теперь ввели ВПР (всероссийские проверочные работы) для всех классов основной школы.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливается обязательный на всей территории РФ единый федеральный минимум баллов, подтверждающий успешное прохождение учителем оценки квалификации.
ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы) включают в себя:
1. Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету).
2. Методические компетенции.
3. Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).
4. Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образовательной среды).
Периодичность аттестации
1. Первичная аттестация «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) – обязательная аттестация. Для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников педагогических специальностей, лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, не имеющих стажа работы в должности учителя, а также не имеющих стажа работы в должности учителя в предшествующие пять лет.
2. Соответствие занимаемой должности УЧИТЕЛЬ – обязательная аттестация, проходит один раз в пять лет. Результаты этой аттестации действительны в случае перехода учителя на работу в другую образовательную организацию, в том числе на территории другого субъекта РФ.
3. Аттестация учителей на первую и высшую категорию проводится по их желанию. Эти квалификационные категории устанавливаются сроком на пять лет.
Порядок проведения аттестации
Проводится с использованием единого национального портала (единой информационной системы) в целях проверки соответствия квалификации претендента по четырем направлениям:
Если вы успешно прошли первичную аттестацию, то вам выдадут сертификат с результатами прохождения, выраженными в баллах.
При неудовлетворительном прохождении – свидетельство.
В дополнение к сертификату (свидетельству) также выдается заключение с рекомендациями по совершенствованию профессиональной квалификации.
Учителя, подлежащие аттестации на соответствие занимаемой должности, должны быть ознакомлены с распорядительным актом работодателя о назначении аттестации и графиком ее проведения не позднее, чем за 30 календарных дней до ее проведения.
Аттестация на соответствие учителя занимаемой должности включает два этапа:
1 этап: оценка уровня квалификации с использованием единого национального портала (ЕФОМ):
Результат оценки будет выражен в баллах.
При успешном прохождении будет выдан сертификат, при неудовлетворительном – свидетельство. В дополнение к сертификату (свидетельству) также выдается заключение с рекомендациями по совершенствованию профессиональной квалификации.
2 этап: оценка результатов профессиональной деятельности (с учетом её условий), профессиональных и деловых качеств учителя.
Осуществляется аттестационной комиссией на основе представления непосредственного руководителя учителя, которое должно содержать:
1) сведения, контекстуализирующие сложность условий профессиональной деятельности учителя;
2) сведения о динамике образовательных результатов соответствующих обучающихся за последние пять лет;
3) сведения об индивидуальных достижениях учителя, включающие учет мнения обучающихся и выпускников, окончивших общеобразовательную организацию не ранее, чем за четыре года до проведения аттестации (при наличии таковых).
Непосредственный руководитель учителя несет ответственность за достоверность сведений, указанных им в представлении (при необходимости к представлению прикладываются подтверждающие документы). Аттестуемый учитель должен быть ознакомлен работодателем с представлением не позднее, чем за 30 календарных дней до проведения аттестации. Аттестуемый учитель вправе представить отзыв на представление, а также предоставить аттестационной комиссии дополнительные сведения о своей квалификации и (или) результатах своей профессиональной деятельности.
Аттестуемый учитель вправе присутствовать на заседании аттестационной комиссии при обсуждении соответствующего вопроса (голосование по аттестуемому учителю проводится в его отсутствие). Аттестационная комиссия принимает одно из решений:
— о соответствии квалификации учителя установленным требованиям (соответствии занимаемой должности);
— о несоответствии квалификации учителя установленным требованиям (несоответствии занимаемой должности).
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом. Выписка из протокола в течение трех рабочих дней передается работодателю и аттестуемому учителю. Учителю, признанному соответствующим занимаемой должности, выдается аттестационный лист, в котором указывается фамилия, имя, отчество учителя, занимаемая им должность, дата проведения аттестации и другие сведения (количество баллов в аттестационном листе не указывается).
Аттестационный лист является документом, подтверждающим соответствие учителя занимаемой должности и срок действия соответствующей аттестации (органы (организации) не вправе требовать от учителя иных документов, подтверждающих его соответствие занимаемой должности). Данные об аттестации подлежат внесению в единый национальный портал (единую информационную систему).
3. Аттестация на первую и высшую категорию – по желанию
Проводится по заявлению учителя. Аттестуемый учитель должен быть ознакомлен с распорядительным актом о проведении аттестации не позднее, чем за 30 календарных дней до ее проведения. Проводится такая аттестация аналогично аттестации на соответствие занимаемой должности. Отличие – в уровне сложности заданий ЕФОМ и более высокий балл прохождения.
Аттестационная комиссия принимает одно из решений:
— установить первую (высшую) квалификационную категорию;
— отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.
Единая информационная система (в разработке)
Все данные об аттестации подлежат внесению в единый национальный портал (единую информационную систему). Они являются доступными для участников аттестационных процедур в соответствии с уровнем их допуска к информации.
На едином национальном портале в открытом доступе будут размещаться типовые ЕФОМ, критерии их оценивания, образцы (демонстрационные версии) решений.
Доступ к единому национальному порталу (единой информационной системе) осуществляется дифференцированно по следующим группам:
— учитель, подлежащий аттестации;
Оператором портала, осуществляющим техническое обеспечение его работы, является уполномоченный федеральный орган государственной власти, либо уполномоченное им федеральное государственное учреждение.
Напомним, что апробация не является аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы.
Согласно приказу Минобрнауки РФ № 703 от 26.07.2017 проведение итоговой апробации («генеральная репетиция») новой модели аттестации на основе ЕФОМ будет проходить с января по июнь 2020 года.
С июня по ноябрь 2020 года будет проводиться комплексное исследование результатов аттестации на основе ЕФОМ, продолжится работа над созданием базы данных с результатами.
Декабрь 2020 год – итоговый доклад правительству и президенту РФ.
Все актуальные новости и изменения по этой теме мы будем публиковать в комментариях к этой статье.
Что ждать педагогам от нового порядка аттестации?
Что такое аттестация? Виды аттестации?
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает два вида аттестации для педагогов:
Система аттестации педагогических кадров в России существует давно, но имеет определенные недостатки, в частности, это:
Состав новой модели аттестации.
Новая модель аттестации будет построена на основе компетентностного подхода, единого для всех педагогов РФ, при помощи ЕФОМ будет устанавливаться наличие следующих компетенций у педагога:
Сейчас для педагогов России единым является только общий порядок проведения аттестации, а вот содержание и отдельные аспекты процедуры ее определяется на региональном уровне, новая же модель будет единой для всех педагогов страны, а оцениваемые компетенции будут соответствовать тем, которые прописаны в профессиональном стандарте педагога. Изменения будут и в профстандарте, например, появятся две новые должности для педагогов общего образования: старший учитель и ведущий учитель.
Необходимость аттестации. Обязательна ли аттестация для педагога?
Обязательная аттестация (на соответствие занимаемой должности) является обязательной :), ее проводят аттестационные комиссии образовательной организации (детского сада, школы, центра дополнительного образования). Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей, причем если педагог работает по совместительству, то он проходит аттестацию по каждому месту работы.
Если человек проработал менее двух лет на занимаемой должности (или менее двух лет как вышел из декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком), он не обязан проходить обязательную аттестацию.
Если человек проработал менее двух лет в качестве педагога первой или высшей категории, он не обязан проходить обязательную аттестацию.
! Обязательна аттестация для выпускников, если они приходят работать в образовательную организацию. А если после педагогического или другого вуза они собираются работать в другой сфере, то могут эту аттестацию не проходить.
Добровольная аттестация или аттестация на категорию не является обязательной и проводится по желанию педагога для повышения категории (и, соответственно, увеличения заработной платы), ее проводят аттестационные комиссии органов управления образованием (комитета по образованию, регионального министерства образования и т.д. – в зависимости от того, к какому ведомству относится образовательная организация).
Что будет, если я не пройду аттестацию?
Это не очень распространенная ситуация, но давайте все-таки ее рассмотрим. Если педагог не смог пройти обязательную аттестацию, то работодатель должен отправить его на кусы повышения квалификации (по рекомендации аттестационной комиссии) либо предложить другую имеющуюся работу, естественно, менее квалифицированную. Возможно и увольнение: трудовой договор с работником может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, если невозможно перевести педагога с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в том числе вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). Однако, не допускается увольнение по данному основанию (т. е. в соответствии с частью 3 статьи 81 ТК РФ) педагогов из числа лиц, указанных в части четвертой статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и др.).
! Предполагается, что при новой системе аттестации с педагогом будет заключаться срочный трудовой договор на срок до следующей аттестации (который еще не определен нормативными документами), а значит, педагог может быть уволен в связи с истечением срока контракта, это будет гораздо проще сделать, чем сейчас.
Что такое этот страшный зверь ЕФОМ?
Кроме видеоурока потребуются образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько решенных задач или уравнений, эссе, тест с выставленной за них оценкой.
Еще три необходимых элемента будет представлять администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников.
Станет ли проще проходить аттестацию?
Трудно пока ответить на этот вопрос. Предполагается, что новая модель аттестации избавит педагогов от необходимости собирать многочисленные документы, подтверждающие их успешность.
Как узнать, какой пакет документов необходим для прохождения аттестации?
В каждом регионе могут быть свои формы документов и правила прохождения аттестации: где-то можно подать заявление на прохождение аттестации через Госуслуги, где-то на электронном портале министерства или комитета по образовании, форма представления подтверждающих документов тоже может быть разной (сканы, ксерокопии), поэтому проще всего зайти на сайт своего органа исполнительной власти в сфере управления образованием, найти раздел аттестации и посмотреть. Другой путь – позвонить в свой комитет по образованию или министерство и все выяснить. Третий (или дополнительный к первым двум) – спросить подробности у коллег, которые проходили аттестацию недавно.
Модель аттестации учителей с использованием ЕФОМ: как и зачем проходить аттестацию педагогу?
Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.
Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.
По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.
Преимущества новой модели аттестации учителей
Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.
Новая модель также позволит:
стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
определять траекторию карьерного роста педагога;
формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.
Виды аттестации педагогов общеобразовательных учреждений
Проверка учителя на соответствие квалификационным требованиям с применением ЕФОМ предполагает следующие виды аттестаций:
аттестация на соответствие занимаемой должности;
аттестация в целях установления квалификационных категорий.
Первичная аттестация учителей
Первичная аттестация учителей проводится для следующих категорий:
выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений;
лиц со высшим или средним профессиональным образованием, не имеющих опыта работы учителем;
лица, которые не работали учителями в последние 5 лет.
Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.
В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.
Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.
Сертификат учителя о прохождении профессионального экзамена
В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.
Аттестация на соответствие
Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.
Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.
Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составляют женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу. Также не проводится аттестация учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.
Аттестационная комиссия формируется самой образовательной организацией в составе не менее 9 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения.
Минимум баллов по всем аттестационным процедурам устанавливается самой образовательной организацией, а методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – её учредителем.
В случае недостижения необходимого минимума учитель получает свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации. Успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Также выдаются рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.
Аттестация при получении квалификационной категории учителя
Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации.
Она включает профессиональный экзамен по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.
Аттестационная комиссия формируется учредителем в составе не менее 15 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей вузов, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебных заведений, находящихся в ведении учредителя.
Единый федеральный минимум баллов, подтверждающий получение первой или высшей квалификации, устанавливается Минпросвещения России, а минимум баллов по каждой аттестационной процедуре и методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – учредителем образовательной организации, в которой работает учитель.
По итогам рассмотрения дела аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист. Срок действия квалификационной категории – 5 лет.
Аттестация на установление первой квалификационной категории может проводиться не ранее одного года после прохождения учителем последней аттестации на соответствие занимаемой должности, на установление высшей – не ранее двух лет с момента получения первой квалификационной категории.
Особенности проведения отдельных аттестационных процедур
Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.
На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.
Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.
При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.
При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:
результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
участие в образовательных олимпиадах различного уровня
Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.
Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:
об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).
Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.
Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:
участие в конкурсах профессионального мастерства;
полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
результаты научной, методической и наставнической деятельности;
мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.
Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.
Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.
Порядок проведения аттестации учителей и обжалования результатов
Аттестуемый имеет право знакомиться с аттестационными материалами и иными документами, относящимися к его аттестации, подавать мотивированные возражения, при необходимости предоставлять аттестационной комиссии дополнительные сведения и подтверждающие их документы.
После издания распорядительного акта секретарь аттестационной комиссии загружает необходимые для проведения аттестации сведения в единую информационную систему. На основании представленной информации система автоматически формирует проекты аттестационных листов.
Если необходимые сведения включены частично или не позволяют аттестуемому достичь минимальных баллов хотя бы по одному показателю, система автоматически информирует об этом учителя или его работодателя. До заседания аттестационной комиссии учитель или его работодатель могут внести коррективы или отозвать заявление.
Перед заседанием аттестационной комиссии секретарь формирует итоговые аттестационные листы, доводит их до сведения членов комиссии и аттестуемого. Аттестуемый учитель имеет право присутствовать при рассмотрении его аттестационного дела, но голосование должно быть проведено без него.
Сведения о принятом решении загружаются в единую информационную систему и автоматически доводятся до аттестуемого и его работодателя.
В случае несогласия с итогами аттестации может быть направлена жалоба:
При несогласии с результатами рассмотрения жалобы аттестуемый может обратиться в суд.
Данная модель сейчас проходит общественное обсуждение, в результате чего будет официально принята и утверждена.