Что такое полис как было организовано управление в полисе кратко

Причины образования и описание

Период развития древнеримской и древнегреческой цивилизации ученые называют античным временем. Эти государства сыграли в мировой истории значительную роль, прославились многочисленными экономическими и политическими открытиями, достижениями в области права, искусства, культуры. Выдающиеся деятели той эпохи смогли сформулировать идеи и понятия, которые впоследствии легли в основу европейских концепций.

Особенности развития древнегреческого общества определялись в основном географическим расположением и природно-климатическими факторами. На территории страны почти 80% занимали горные системы, пики и хребты, в то время как небольшая часть земель была отведена под земледельческие нужды.

Многочисленные заливы, которыми изрезано греческое побережье, стали существенным препятствием для объединения государства и сделали неактуальной систему централизованного управления. Именно это и стало главной причиной образования и развития городов-полисов. К другим факторам, повлиявшим на становление особой системы древнегреческого общества, можно отнести:

Полисная форма государства представляла собой развивающийся город и небольшую прилегающую сельскую местность, которая считалась независимой. Крупнейшим образованием выступали Афины, их территория занимала 2500 км². Остальные полисы были значительно меньше — не более 350 км². В больших городах насчитывалось по несколько тысяч проживающих.

Таким образом, древнегреческим полисом называлось небольшое государственное объединение закрытого типа, жители которого являлись частью общины и не имели права покидать ее. Центр был окружен кольцевыми оборонительными сооружениями, в нем сосредотачивалось большинство населения. На главной городской площади происходила торговля, устраивались торжества, проводились спортивные соревнования.

Структурные элементы и институт гражданства

Экономической базой греческих полисов являлась античная форма собственности — органическое сочетание государственной и частной. Обязательным условием владения земельным участком была принадлежность к гражданам конкретного общинного объединения. Верховное право распоряжения и контроля наделами, которые считались единственным средством производства в античную эпоху, принадлежало коллективу — гражданской общине.

Характерной чертой античной формы собственности было ее постоянное динамичное развитие. Вместе с ней все древнее государство и его экономика качественно изменялись, преобразовывались все структурные элементы полисной системы, в том числе и институт гражданства.

В числе населения были полноправные и неполноправные жители, а также лица, которые вообще не имели никаких привилегий. Однако люди, проживавшие в полисных общинах, обладали полным набором экономических, социальных и политических прав. Все наделялись еще и определенными обязанностями. Например, после отмены долгового рабовладения в Греции граждане не могли терять свою свободу ни при каких условиях, кроме попадания в плен.

Грекам присваивали гражданский статус после рождения. В олигархических полисах это означало ряд преимуществ:

Всякий полис существовал таким образом, что не предполагалось его обращение к внешним связям. Главным средством производства была земля, а основной привилегией гражданина — труд. Со временем появлялись замкнутые крестьянские хозяйства, автаркичные и самодостаточные. С учетом того, что плодородных территорий в Древней Греции было очень мало, численность участников коллективов строго контролировалась и ограничивалась. Только полис имел компетенцию вмешаться в отношения совладельцев земли. Ведущими отраслями хозяйства были:

Виды и сравнение

В Древней Греции основой демократии и залогом развития общества считалось не только соблюдение прав граждан. Население негативно относилось к тем, кто стремился к лидерству за счет накопленных богатств и ведения праздного образа жизни. На зажиточных греков накладывались литургии — обязанность отчислять часть средств на нужды государства (организацию праздничных мероприятий, поставку кораблей и т. д. ).

В Древней Греции выделяли 3 вида полисов. Подробно о них можно узнать, изучив сравнительную таблицу.

Демократический Все жители, независимо от материального и социального положения, участвовали в общественно-политической жизни, создании законов, голосовании
Аристократический К вопросам власти допускались только некоторые слои общества, их называли аристократами, они имели исключительное право заниматься правотворчеством и урегулированием дел в госорганах в силу своих талантов, ума и прочих способностей
Олигархический Носитель власти — не народ, а узкий круг лиц, обладающих богатством и экономической властью

Наиболее демократичным полисом являлись Афины, но достигли они этого статуса не сразу. Примером аристократического государства можно назвать Спарту. Во многих сферах это были две противоположные страны.

Если сравнить устройство власти в Афинах и Спарте, то можно сделать вывод о ее принадлежности лицам, избранным народом, в первом государстве и зажиточным людям — во втором. Однако основу социально-экономической системы в обоих случаях составлял коллектив граждан — община.

Говоря о роли народного собрания Афин и Спарты, стоит отметить, что в нем участвовали исключительно представители мужского пола. В их компетенции находились вопросы обороны полисов, голосование за должностных лиц, принятие законодательства. При этом афинская экклесия применяла открытые выборы посредством поднятия рук или закрытые (опускание камешков разного цвета в амфору). В спартанской апелле приверженность тому или иному кандидату на собрании определялась криком, по громкости которого председательствовавший принимал решение в пользу претендента.

С учетом анализа особенностей политического устройства Афин и Спарты можно сказать, что первые всегда стремились к завоеванию большого количества земель, а вторые стали настоящим военным оплотом. При этом оба имели общую религию и поклонялись одним и тем же греческим богам.

Крах системы

Постепенно полисная древнегреческая система, которую так долго строили эллины, начала приходить в упадок. В своих докладах историки называют главные причины ее краха:

Читайте также:  Как правильно есть абрикосы по этикету

Однако вся европейская культура, существующая в наше время, сформировалась именно на базе античных достижений. Без знания и понимания древнегреческой истории сложно понять все последующие периоды становления мирового сообщества, искусства, архитектуры, художественных стилей, театральных жанров и даже многих научных терминов. Высокий уровень культуры, многообразие ее направлений, уникальные идеи и шедевры способствовали тому, что античная Греция признана сокровищницей всей мировой цивилизации.

С той же эпохи до нашего времени дошли суды присяжных (гелиэи в Греции), заложены основы юриспруденции и различных направлений права (собственности, семейное, уголовное, обязательственное). Существование античных государств — важнейший период в истории всей планеты.

Источник

9. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС

9. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС

Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.

Древнегреческая община-полис включала в себя не только сельское население, но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Древней Греции существовало не «над общиной» (как это было на Древнем Востоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявших правовой статус членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию – граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности).

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стояли царь – басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто возникала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник – довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании – единовластия, благодаря которому обуздывался произвол знати.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других – демократическим но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому по общему правилу принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.

Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Читайте также

Полис и поле

Полис и поле Человек не может существовать как Человек вне пространства Культуры, но он должен освободиться от господства, то есть от данной организации Культуры. Это значит, что он должен освободить от господства само поле глобальной культуры, к которому подключен. Эта

3. Родовые институты и гомеровский полис

3. Родовые институты и гомеровский полис Среди других важнейших достижений микенской цивилизации в смутное время племенных вторжений и миграций было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным. До

ФУКИДИД (ок. 460—399/396 до н э.) Древнегреческий историк.

ФУКИДИД (ок. 460—399/396 до н э.) Древнегреческий историк. Сохранившиеся биографические сведения древних авторов о Фукидиде во многом имеют недостоверный характер. Частично биографию Фукидида можно пересмотреть, исходя из текста его «Истории». Так, например, Фукидид

КСЕНОФОНТ (ок. 444 – ок. 356 до н э.) Древнегреческий историк и писатель.

КСЕНОФОНТ (ок. 444 – ок. 356 до н э.) Древнегреческий историк и писатель. Ксенофонт был крупнейшим греческим историком после Геродота и Фукидида. Его называли аттической музой и аттической пчелой, подчеркивая тем самым прекрасный греческий язык, на котором он писал свои

Монархия и полис

Монархия и полис В результате борьбы диадохов, которая длилась почти пять десятилетий, распалась гигантская империя Александра Македонского. Ее распад привел к возникновению ряда новых государств, которые оказались относительно более устойчивыми, нежели «мировая

Полис и демократия

Полис и демократия Само слово демократия (demokrateia — правление демоса) было неизвестно в период расцвета тех принципов и учреждений, которые связываются с ним. Демократией стал обозначать определенный тип государственного устройства толькоАристотель вIV в. до н. э. и делал

2. Что представляла собой греческая община полис?

2. Что представляла собой греческая община полис? Разрушение ахейских государств и дорийское переселение привели к тому, что процессы классообразования во многих греческих областях должны были начаться заново. В XI в. греки жили небольшими изолированными общинами или

Греческий полис

Греческий полис Греческий полис формировался как община граждан, занимающихся земледелием. Этот вид деятельности граждан являлся базой экономики полиса. И поскольку именно полис является основной формой политической и социальной организации античного общества,

Читайте также:  Как это было полет на луну

4.2. Античный полис как уникальное явление

4.2. Античный полис как уникальное явление Античная цивилизация строится вокруг основной и исходной точки античного мира — самостоятельного города-государства. Эта исходная общественная форма обозначалась в греческом языке словом «полис» (переводится как «город»), а в

Отцы и дети (древнегреческий вариант)

Отцы и дети (древнегреческий вариант) Главный герой «Облаков» – некто Стрепсиад – типичный, по всей видимости, житель Афин, в котором многие горожане могли узнать себя. Он не богач, но вполне обеспечен и мог бы жить и радоваться, но страдает от двух бед. Первая –

ТАЛОС: ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ РОБОТ

ТАЛОС: ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ РОБОТ Фотография Й. Дондаса. Побережье острова Крит, которое когда-то охранял бронзовый великан ТалоcМногим знакома фигура бронзового великана Талоса благодаря фильму «Ясон и аргонавты», в котором использовались потрясающие спецэффекты Рэя

Древнегреческий миф о демократии

Древнегреческий миф о демократии Обман прочно вплетен в ткань капиталистической системы, мы об этом уже говорили. Но особенно явственно обман и лицемерие проявляется в сфере политики как внутренней, так и внешней. Обман обусловлен институтом так называемых «свободных

Источник

Полис (античность)

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период. Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э. Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем (Римский аналог фемы — триба) — в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства.

В период римского господства, полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий.

Библиография

Смотреть что такое «Полис (античность)» в других словарях:

Полис (античная гражданская община) — У этого термина существуют и другие значения, см. Полис. Полис (др. греч. πόλις) городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира … Википедия

АНТИЧНОСТЬ — педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Античность — термин, восходящий к лат. antiquitas древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм)… … Большая советская энциклопедия

Античность — педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города государства), в Риме к концу 1 в. до н.э.,… … Педагогический терминологический словарь

Античный полис — это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Частное право: Античность — Воззрения на частное право в Древней Греции В литературе по истории права отмечается, что вплоть до настоящего времени пока ещё никому не удалось с уверенностью доказать факта заимствования греками или римлянами законов, выполненных в виде… … Википедия

Древняя Греция — античность. античный (# мир), древность. древний, классический (# языки). эллинизм. эллинский. эллинистический. ♥ люди:, демос. периэки. эфеб. геоморы. евпатриды. илоты. метеки. жизнь:, полис. гинекей. дионисии. симмахия. синойкизм. сисситии.… … Идеографический словарь русского языка

ГРЕЦИЯ Древняя — Эллада (Ellas), группа рабовладельч. гос в, занимавших Ю. Балканского п ова, о ва Эгейского м., побережье Фракии и зап. береговую полосу М. Азии и распространивших свои владения в период греч. колонизации (8 6 вв. до п. э.) на Юж. Италию и Вост.… … Советская историческая энциклопедия

Пантин, Владимир Игоревич — Владимир Игоревич Пантин Дата рождения: 23 апреля 1954(1954 04 23) (58 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

Источник

Характеристика полиса.

Это было крошечное государство с небольшим числом жителей. Народное собрание собиралось в центре, где находились храмы наиболее чтимых богов, мастерские, проживало основное население. Город стоял на море (или рядом с морем, но имел гавань или порт на берегу моря). Городской центр мог быть окружен кольцом оборонительных стен. В центре проводились празднества, торговые операции, спортивные состязания. На территории полиса имелось несколько сельских поселений, но центр был один. Вот почему его называют государством.

Читайте также:  Наводнение занесло на пустынный остров ветхий домишко ставни которого были распахнуты как будто тяну

Экономика связана с земледелием. Хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство (выделенные виды требовали значительных затрат труда потому нуждались в рабах) и скотоводство.

Многие полисы не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов и сырья => возникли торговые отношения. Торговый обмен стал одной из основ всей хозяйственной жизни полиса.

Социальная структура – три основных класса: господствующий класс (землевладельцы, собственники), свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники разных категорий. Большинство населения свободные мелкие производители (В Афинах их называли зевгитами и фетами).

Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой. Однако по мере усложнения полисной экономики, развития товарно-денежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций численность рабов в полисах возрастает.

Ядром социальной структуры полиса был гражданский коллектив. Это полноправные граждане: коренные жители, владеющие наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Потеря характеристик гражданина – выход из коллектива и потеря гражданских прав. Были такие, кто потерял и занялся ремеслом. Они всеми силами пытались купить землю. Они подвергались общественному порицанию. Полисные власти готовы были помочь безземельными. Создался фонд АГЕР ПУБЛИКУС – включающий резервные земли, которые могли поделить меж безземельными. Также земли, которые использовала весь коллектив.

Прибывшие из соседних городов, создавали категорию неграждан.

С усилением торгового оборота – социальная дифференциация усилилась – власти ввели «земельный максимум», чтобы земля не концентрировалась в руках одного человека.

Достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах.

Государственное управление полиса:

Имел республиканское устройство. Верховная власть оставалась за Народным Собранием, которое состояло из всех полноправных граждан. Правило НС совместно с Советом и должностными лицами (избирающимися обычно, на один год). Постоянного аппарата не существовало, за исключением малочисленного штата технических служащих. Второго срока, стоит заметить, не было. По истечению срока пребывания в должности, избираемые лица отчитывались перед НС и его органами. В чем смысл НС и Совета: право участие в политической сфере всего гражданского коллектива. Право на государственное управление – одно из важнейших прав гражданина.

1)Демократический. Он означает то, что все граждане полиса вне зависимости от социального, материального, имущественного положения имели право участвовать в политической жизни полиса: заниматься созданием законов, голосованием, обсуждением важных государственных вопросов. Например, таким полисом являлись Афины, которые достигли демократических принципов далеко не сразу. Как известно, первоначально демос – народ был отделен от власти и был, конечно же, этим очень недоволен. Это обстоятельство вело к социальным конфликтам и бунтам, поскольку народ был не доволен своим угнетенным положением. Всё это ставило под сомнение стабильность полисной системы и могло вообще закончится восстанием и свержением существующего строя. Уже в 7-6в до н.э. происходит ряд восстаний в Афинах недовольных представителей демоса. Краху Афин позволил произойти знаменитый Афинский правитель – Тесей. Несмотря на то, что Тесей был из рода Эфпатридов (родоплеменная знать), он решил провести ряд реформ для улучшения социального положения демоса. Прежде всего, он провел долговую реформу, суть которой заключалась в том, что все долги демосу аннулировались, обращение в рабство запрещено, а рабы, которые были проданы за границу, выкупались государством. Кроме того, был создан судебный орган, в котором могли участвовать представители демоса. Таким образом, его реформы не дали демосу политических прав, но, тем не менее, послужили мощным толчком для демократизации общества. Дела Тесея впоследствии продолжили Клисфен, а принял демократии окончательную окраску Перикл, который разрешил всем гражданам участвовать в Народном собрании, более того, гражданам начали платить деньги за то, что они участвуют в политической жизни страны.

Полис и демократия. Суверенитет в руках НС. Имеешь землю – гражданин. Равные участники политической жизни. Сведение бюрократических структур до минимума.

Военная организация. Гражданин собственник – воин, обеспечивающий защиту полиса и своей собственности. Армия – всенародное ополчение.

Право на землю. Только граждане полиса имели право на участок земли на территории полиса. Территория полиса – земля принадлежащая их гражданам. Земля – права, престиж.

Двойственность собственности. Общественная и индивидуальная собственность в одной структуре. Полис, как коллектив граждан, будучи верховным собственником, имел право осуществлять надзор, устанавливать земельный максимум, наблюдал за перемещение собственности, мог ограничить в правах собственника. Полис, как гарант земельной собственности – наделял землей (см.выше)

Ментальная дистанция. Противопоставление граждан полиса негражданам и рабам, которые формально находились вне полисного организма, но обеспечивали его функционирование.

Демография. Полис стремился к стабильности – создавал «средний класс». Поддерживал относительную однородность гражданского коллектива. Без богатства и нищеты. Облагал повинностями (литургиями) богатых и подкармливал бедных.

Мировоззрение. Особая полисная идеология. Высшая ценность – сам поли. Имеет определенную традиционную и консервативную направленность.

Размеры. Небольшие. Платон – 5040 граждан в идеальном полисе. Аристотель говорил, что размеры и граждане должны быть легко обозримы. Но размеры были разные. Самый большой Спарта – 8400 кв.км.

Источник

Adblock
detector