Эрмитаж как был построен

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

header

Эрмитаж: история создания

649315 4101800x600

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.

Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.

483447

Эрмитаж. Большой Тронный зал

Коллекции Екатерины II

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

bull 4

Тициан «Бегство в Египет»

«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…

Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.

1359559923 yudif dzhordzhone1

В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)

Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.

Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)

«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г.

450px Michelangelo Buonarroti Crouching Boy Hermitage

Микеланджело «Скорчившийся мальчик»

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)

766px 1596 Caravaggio The Lute Player The Hermitage St. Petersburg

Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

466px Cameo gonzaga1

«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Читайте также:  Как по киргизски будет бабушка

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

800px Hermitage Atlantes

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Эрмитаж в советской России

Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Канова «Три грации» (хариты)

450px Canova Three Graces 0 degree view

Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»).
Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение.
Харитам соответствуют римские грации.
В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Поль Сезанн «Берег Марны»

banks

Поль Сезанн «Берег Марны»

Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Читайте также:  Как узнать есть ли у человека в собственности жилье

В настоящее время

800px Hermitage night1

Музейный комплекс Эрмитаж

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Источник

Эрмитаж: история создания главного музея Санкт-Петербурга

Эрмитаж входит в двадцатку лучших музеев мира. Его можно смело назвать визитной карточкой России, не уступающей по своей известности Кремлю или собору Василия Блаженного. В настоящее время в составе коллекции музея насчитывается более 3 миллионов экспонатов. Официальный день рождения Эрмитажа — 7 ноября.

ermitag

История

rastrelli

Началом строительства Зимнего дворца, в котором размещена основная экспозиция Эрмитажа, считается 1754 год. В этот период императрица Елизавета Петровна издала Указ, в котором повелела построить на берегу Невы Зимний дворец.

Выбранное ею место для постройки резиденции пришлось выкупать за деньги государственной казны, так как оно было занято другими строениями.

Новый дворец, по замыслу Елизаветы, должен был иметь внушительные размеры. Императрица хотела создать величавое строение, указывающее на мощь управляемой ею страны. Здание стало пятой по счёту зимней резиденцией российских императоров, построенной в Санкт-Петербурге с момента основания города. К созданию проекта привлекли Бартоломео Франческо Растрелли.

1754 — 1800 гг.

На возведение зимней резиденции выделили 900 тысяч рублей. Растрелли лично контролировал ход строительства. Начатый Елизаветой проект в 1761 году, после смерти императрицы, перешёл под надзор Петра III. Но и ему не пришлось дожить до окончания строительства: царь был задушен заговорщиками в своей постели.

Завершала строительство дворца Екатерина II. Она заняла место на российском престоле после смерти своего супруга Петра III. Именно с периода её правления начинается история Эрмитажа. Официальная дата основания музея — 1764 год. Его открытие произошло в день святой Екатерины.

Первыми экспонатами музея стала купленная Екатериной II за 183 тысячи талеров у немецкого купца Гоцковского коллекция картин. Следом за ней царский двор приобрёл коллекции резного камня, медалей, монет, скульптур, и других произведений искусства.

Имеющие художественную ценность предметы наполняли дворец так быстро, что несмотря на внушительные размеры здания Зимнего дворца, очень скоро в нём стало не хватать места для их размещения.

Gotzkowsky

В период с 1764 по 1767 гг., по приказу Екатерины II, рядом с парадной Зимнего дворца начали возводить двухэтажное здание Малого Эрмитажа. Над его проектом работал Ю.М.Фельтин. Он славился своей способностью создавать причудливые архитектурные формы. В придуманном им облике строения прослеживаются черты уходящего барокко и зарождающего классицизма. В 1775 году по его же проекту было простроено здание Большого Эрмитажа.

Архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот стал автором проекта небольшого павильона, который вошёл в комплекс зимнего дворца. В нём есть несколько гостиных и большая оранжерея. Эта постройка выполнена в стиле раннего классицизма.

Летом 1769 года коллекция Эрмитажа пополнилась сразу 600 полотнами, которые были приобритены у наследников графа Брюля. Среди этих картин оказались такие шедевры, как «Портрет учёного» и «Персей и Андромеда» Рубенса.

В 1772 году происходит ещё одно важное для Эрмитажа приобретение. К его коллекции добавляются полотна знаменитой галереи Антуана Кроза. Эта коллекция считается самой ценной за всю историю существования Эрмитажа. В числе купленных полотен оказываются:

В 1783 к ансамблю Зимнего дворца добавляется построенное по проекту Джакомо Кваренги здание Эрмитажного театра. До конца XVIII века экспонаты музея прирастают новыми коллекциями картин и скульптур:

В 1795 году в Зимнем дворце появляется Георгиевский зал.

XIX век

Трагическим для Эрмитажа событием в XIX стал пожар. Случился он в 1837 году. После него пришлось строить Новый Эрмитаж, который возводился его по проекту архитектора Лео фон Кленце. Интерьеры Большого Эрмитажа и Зимнего дворца восстанавливались Андреем Штакеншнейдером, а Петровский и Фельдмаршальские залы реставрировал Стасов.

Обновленный музей стал принимать более 50 тысяч посетителей в год, а нижние залы Эрмитажа стали любимым местом прогулок императора Николая Первого.

ermitag 19 vek

XX век

В начале века в Эрмитаже выставлялась личная коллекция автомобилей Николая II. Для размещения 50 автомобилей специально был построен гараж между Зимнем дворцом и Малым Эрмитажем

Во время февральской революции Эрмитаж выполнял роль госпиталя. Позже, в Зимнем дворце было арестовано заседавшее в нём Временное правительство.

Сразу после Октябрьской революции Эрмитажу было присвоен статус Государственного музея, и его экспонаты стали пополняться национализированными у частных коллекционеров предметами, представляющими художественную ценность. Так, в музее появились коллекции произведений искусств Шереметьевых, Строгоновых, Юсуповых и других знатных аристократических родов.

В годы блокады Ленинграда экспонаты музея были эвакуированы в Свердловск и вернулись в город в 1945 году. Во второй половине XX века часть экспонатов Эрмитажа была перенесена в дворец Меньшикова.

XXI век

Знаковыми для Эрмитажа событиями первой половины XXI века стало создание представительств в других государствах. Музей открыл свои выставочные залы в Амстердаме, Лас-Вегасе, Лондоне. Внутри страны представительства музея открылись в Казани и Выборге.

Примеры экспозиций

Экспонаты основной коллекции музея выставлены в пяти зданиях и все они находятся в центре Санкт-Петербурга в районе набережной Невы. Главным зданием музейного комплекса является Зимний дворец. Экспозиции в нём размещены в 350 залах. На первом этаже здания находятся экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок. На втором этаже размещена картинная галерея, где представлены работы английских и французских живописцев XVI-XVIII вв.

В постоянно действующей экспозиции музея можно увидеть работы мастеров, творивших в различных направлениях искусства. Отдельный зал Зимнего дворца посвящён Рембрандту. В нём выставлено 24 работы художника. Эта экспозиция вызывает повышенный интерес у посетителей. Можно смело сказать, что это музей в музее. Среди других значимых постоянно действующих экспозиций Эрмитажа:

Экспозиции музея разбиты не только по странам, но и различным историческим периодам от Древнего мира до наших дней. В 2001 году собрания музея пополнились изделиями Ломоносовского фарфорового завода. В коллекции музея есть уникальные графические работы, редкие книги и представляющие исторический интерес документы.

Читайте также:  Мармелад во множественном числе как будет

Современное искусство представлено 1500 экспонатами. Значительно расширить свое представление о мастерах нашего времени можно посещая временные выставки, которые регулярно проводятся в музейном комплексе.

В здание Малого Эрмитажа расположена постоянно действующая экспозиция мозаики Древнего мира. В оформлении его залов использовано много хрусталя и позолоты. Среди основных экспонатов музея:

Считается, что эти часы были подарены Екатерине II князем Потёмкиным. Удивительно, но они прекрасно ходят и в наши дни. Здание Большого Эрмитажа славится своей Советской лестницей.

Название этого архитектурного элемента не имеет связи с определённой эпохой в истории страны: длительное время в здании Большого Эрмитажа заседал Государственный совет, который и дал название лестнице.

Особую ценность в экспозиции Большого Эрмитажа представляют изделия из фаянса и фарфора. Здесь же представлены знаменитые яйца Фаберже. Не менее ценны фрески Фра Беато Анджелико и картина «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. В числе любопытных артефактов музея:

Интересные факты

Они также помогают музейным работникам сохранять экспонаты, хранящиеся в запасниках. В годы блокады количество кошек в музее значительно сократилось. Сразу после войны их стали целенаправленно разводить.

Общая площадь помещений зданий Эрмитажа более 233 тысяч кв.м. Экспозиции размещены на 66,8 тысячах кв.м. Для того, чтобы осмотреть все залы музея нужно потратить несколько лет, и многие жители Санкт-Петербурга посещают Эрмитаж на протяжении всей своей жизни.

Эрмитаж находится по адресу: Дворцовая набережная, 34. Добраться до него можно на метро до станций «Невский проспект», «Гостинный двор» или «Адмиралтейская».

Источник

Главный дворец Российской империи

З имнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.

Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм. В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.

Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы.

«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец входит в музейный комплекс Эрмитаж — один из самых крупных музеев мира. Здесь хранится самая большая коллекция полотен Рембрандта за пределами Нидерландов. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч. Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.

Источник

Adblock
detector