Это был как раз тот поворот за которым стоял дом бабушки

Содержание
  1. Придаточные определительные предложения. Примеры
  2. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
  3. Видеоурок
  4. Примеры предложений
  5. Это был как раз тот поворот за которым стоял дом бабушки
  6. Популярные тесты
  7. Преимущества
  8. Пользователям
  9. Это был как раз тот поворот за которым стоял дом бабушки
  10. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ
  11. Использование приемов развивающего обучения на уроках русского языка
  12. О.П.ЭХИНА, школа-лаборатория № 196, г. Москва
  13. Работая учителем русского языка в средней школе, я пришла к выводу, что использование развивающих приемов обучения может не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и сделать урок более живым, интересным, даже веселым (при всей сложности изучаемого материала), позволит сэкономить значительное количество времени на различных этапах урока, повысить мотивацию, найти форму подачи материала, доступную даже самым слабым учащимся. Предлагаю разработку урока, данного в 9-м (коррекционном) классе.
  14. ЭТАПЫ УРОКА
  15. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ЭТАП «ВКЛЮЧЕНИЯ» В УРОК
  16. II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
  17. III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
  18. Вопросы для первичного закрепления
  19. IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
  20. Вопросы классу:
  21. V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
  22. VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
  23. Вопросы классу:
  24. Выставление оценок за работу на уроке.
  25. VII. МОТИВАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Придаточные определительные предложения. Примеры

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нён­но­го пред­ло­же­ния, кото­рая пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем в глав­ном пред­ло­же­нии и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

Узнаем, что такое опре­де­ли­тель­ное при­да­точ­ное пред­ло­же­ние, какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Определительное при­да­точ­ное пред­ло­же­ние отно­сит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии к суще­стви­тель­но­му, место­име­нию или сло­ву дру­гой части речи в роли суще­стви­тель­но­го, давая ему харак­те­ри­сти­ку или рас­кры­вая более деталь­но его при­знак. Эта зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния нахо­дит­ся непо­сред­ствен­но за опре­де­ля­е­мым сло­вом или отде­ля­ет­ся от него несколь­ки­ми словами.

От опре­де­ля­е­мо­го сло­ва в глав­ном пред­ло­же­нии к при­да­точ­но­му опре­де­ли­тель­но­му зада­ют­ся вопро­сы какой? чей?

Мы шли лугом (каким?), кото­рый пест­рел мно­же­ством цветов.

Небо отра­жа­лось в гла­зах (чьих?), что были у неё прон­зи­тель­но синими.

lazy placeholder

Придаточное опре­де­ли­тель­ное при­со­еди­ня­ет­ся к опре­де­ля­е­мо­му сло­ву в глав­ном пред­ло­же­нии с помо­щью толь­ко союз­ных слов — отно­си­тель­ных место­име­ний и наречий:

Это был силь­ный стук, какой заста­вил всех вздрогнуть.

Коридор, что вёл в гости­ную, был застав­лен ста­рой мебелью.

Со сто­ро­ны дома, отку­да послы­шал­ся гром­кий стук захлоп­нув­шей­ся две­ри, нам навстре­чу шёл чело­век в низ­ко надви­ну­той шляпе.

Придаточное опре­де­ли­тель­ное, отно­ся­ще­е­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, все­гда нахо­дит­ся после глав­но­го пред­ло­же­ния или внут­ри его и отде­ля­ет­ся запя­той или выде­ля­ет­ся запя­ты­ми с обе­их сторон.

А быва­ют слу­чаи (какие?), когда кни­га, мир­но лежа­щая у вас на пол­ке, посте­пен­но и неза­мет­но теря­ет свое оба­я­ние (С. Маршак).

Дети побе­жа­ли к реке, кото­рая при­вет­ли­во мани­ла их сво­ей про­хла­дой, и с раз­бе­гу бро­си­лись в воду.

Обратим вни­ма­ние, что в каче­стве союз­ных слов в при­да­точ­ной опре­де­ли­тель­ной часто могут высту­пать отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия «когда», «где», «куда», «отку­да», кото­рые упо­треб­ля­ют­ся в зна­че­нии «кото­рый». Помним, что от суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) в глав­ном пред­ло­же­нии, невзи­рая на такое, каза­лось бы «обсто­я­тель­ствен­ное» союз­ное сло­во, к при­да­точ­ной части все рав­но зада­ем вопрос опре­де­ле­ния какой?

Он выхва­тил добы­чу и, при­жи­мая её к гру­ди, побе­жал как раз в ту сто­ро­ну (какую сто­ро­ну?), отку­да ехал док­тор (Ю. Олеша).

Как вид­но из это­го при­ме­ра, суще­стви­тель­ное в глав­ной части, к кото­ро­му отно­сит­ся опре­де­ли­тель­ное при­да­точ­ное, может иметь при себе ука­за­тель­ное сло­во (тот, такой, этот и пр.).

Это был как раз тот пово­рот, за кото­рым сто­ял дом бабушки.

К при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным отне­сем пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие место­име­ния «то», «всё», «тот», «таков» в глав­ном пред­ло­же­нии. Они отве­ча­ют на вопро­сы какой? каков? Их назы­ва­ют местоименно-определительными пред­ло­же­ни­я­ми, например:

Кто с поль­зой оте­че­ству тру­дит­ся, тот с ним лег­ко не раз­лу­чит­ся (И. Крылов).

Видеоурок

Примеры предложений

Андрей под­нял гла­за и уви­дал сто­яв­шую у окна кра­са­ви­цу, какой ещё не виды­вал отро­ду (Н. Гоголь).

Но есть уда­ры, кото­рые боль­нее бьют по само­му серд­цу (И. Тургенев).

Я прав­ду о тебе порас­ска­жу такую, что хуже вся­кой лжи (А. Грибоедов).

Он с боль­шой весе­ло­стью опи­сы­вал мне семей­ство комен­дан­та, его обще­ство и край, куда заве­ла меня судь­ба (А. Пушкин).

Я дру­гой такой стра­ны не знаю, где так воль­но дышит чело­век (В. Лебедев-Кумач).

Мы поспе­шим на бал, куда стрем­глав в ямской каре­те мой Онегин поска­кал (А. Пушкин).

Тяжелые, частые шаги послы­ша­лись в лоз­ня­ке, с той сто­ро­ны, отку­да недав­но при­шли Бусыга с Акимом (А. Куприн).

Это было в том месте, где гово­ри­лось о его дозна­нии (А. Куприн).

Тогда чело­век десять побе­жа­ли в ту сто­ро­ну, где от пло­ща­ди начи­на­лись три узень­кие улоч­ки (Ю. Олеша).

Есть мину­ты в жиз­ни, когда чело­век не может думать о страш­ном и не верит в суще­ство­ва­ние зла (Ю. Казаков).

Не было теперь у реки луга, опу­шен­но­го лоз­ня­ком и раки­та­ми, луга, где на моей памя­ти маль­чиш­ки пас­ли лоша­дей (И. Кузнецов).

Я не слы­ха­ла зво­нов тех, что пла­ва­ли в лазу­ри чистой … (А. Ахматова).

Поле и пройти-то было все­го шесть кило­мет­ров до Судовиков, отку­да лес­ная наез­жен­ная доро­га пря­ми­ком выво­ди­ла на тракт (Л.М. Леонов).

Источник

Это был как раз тот поворот за которым стоял дом бабушки

Насколько Ваш мозг пошлый?

Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

Вы гений, если пройдете этот тест.

Насколько чиста ваша карма?

Большой тест на интеллект: узнай свой процент знаний

Пройдете ли вы тест на психопата?

Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?

Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ

Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Если вы знаете, где находятся эти города, то ваши знания географии достойны аплодисментов!

Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове

Блесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно

Из какой страны вы душой?

Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

Читайте также:  Как ты понимаешь позорно ничего не знача быть притчей на устах у всех

Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?

Тест, который осилят лишь настоящие профи в мировой географии

Всего 2% людей могут назвать ВСЕ столицы этих европейских стран. Часть 2

Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?»

Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?

Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook

Популярные тесты

Насколько Ваш мозг пошлый?

Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент

Вы гений, если пройдете этот тест.

Насколько чиста ваша карма?

Большой тест на интеллект: узнай свой процент знаний

Пройдете ли вы тест на психопата?

Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?

Если ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ

Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Если вы знаете, где находятся эти города, то ваши знания географии достойны аплодисментов!

Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове

Блесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно

Из какой страны вы душой?

Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать

Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?

Тест, который осилят лишь настоящие профи в мировой географии

Всего 2% людей могут назвать ВСЕ столицы этих европейских стран. Часть 2

Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?»

Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Источник

Это был как раз тот поворот за которым стоял дом бабушки

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

pushkin smchehov smturgenev smleskov smgogol smtolstoy smlermontov smnekrasov smostrovskiy smesenin smshedrin smtolstoy ak smblok smzukovskiy smtytchev sm

docО драме
читают сейчас

docТолстый и тонкий
читают сейчас

docАлександрийские песни: Вст.
2 минуты назад

docПорой, среди забот и жизне.
2 минуты назад

docУвы! Творец не первых сил.
2 минуты назад

docТупейный художник
2 минуты назад

docОтрывок (Христос сказал.
3 минуты назад

docПоэтическая женщина
3 минуты назад

docМои предки
3 минуты назад

docСлепой
3 минуты назад

Источник

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С
ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ

Использование приемов развивающего обучения на уроках русского языка

О.П.ЭХИНА,
школа-лаборатория № 196,
г. Москва

Работая учителем русского языка в средней школе, я пришла к выводу, что использование развивающих приемов обучения может не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и сделать урок более живым, интересным, даже веселым (при всей сложности изучаемого материала), позволит сэкономить значительное количество времени на различных этапах урока, повысить мотивацию, найти форму подачи материала, доступную даже самым слабым учащимся.
Предлагаю разработку урока, данного в 9-м (коррекционном) классе.

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;
4) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
5) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
6) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.

ЭТАПЫ УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ЭТАП «ВКЛЮЧЕНИЯ» В УРОК

Каждый урок необходимо начинать с организационного момента, особенно важно это в коррекционных классах, где обучаются дети, с трудом включающиеся в работу в начале каждого урока (медленная «врабатываемость», трудности переключения с одного вида деятельности на другой).
Если учитель потратит до 3–4 минут «драгоценного» времени на организацию детей и мотивацию их деятельности, в дальнейшем внимание школьников будет более устойчивым.
Можно использовать некоторые формулы, заимствованные из практики аутотренинга, помогающие овладеть приемами самоконтроля, создающие положительный настрой на уроке, позволяющие снизить возбудимость и нервозность одних детей и активизировать других, заторможенных.
Приведу некоторые формулировки. (Произносятся медленно, четко, с улыбкой, с паузами между фразами – для осмысления.)

Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело сегодня на уроке. Все получат сегодня хорошие отметки.
Мы начинаем изучать новую тему. Она очень простая (не очень простая, но вы все поймете).

Следует иметь в виду, что учитель не должен употреблять при этом слова трудно, сложно, – это на уровне подсознания ставит барьер между учителем и учеником. Отрицательную же частицу не наше подсознание отбрасывает, не воспринимает.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Задание 1. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант.

Этот прием позволяет ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро припомнить для усвоения новой темы, а учителю – быстро диагностировать и в случае необходимости произвести коррекцию плохо усвоенного.
Данный вид работы развивает также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям дается установка:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.
Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:

1. Слово пунктуация произошло от пунктуальный. (Нет)
2. В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет)
3. В предложении Мы живем в городе, в котором строится много новых красивых домов есть определения. (Да)
4. Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет)
5. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да)
6. и – это схема сложносочиненного предложения с союзом и. (Нет)

Итоговый ответ: 001 010.

Задание 2. Заполните «слепую» таблицу.

ris 2

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о строении предложений данного типа.
(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.)

Задание 3. Нахождение соответствий.

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1, Простые предложения –

. это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

. это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

. это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

. это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

. это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

classik book 207

Задание 4. Различение предложений на слух.

(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать неправильно усвоенное).

В тетрадях у детей запись:

Простые Бессоюзные Сложносоч. Сложноподч.

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
3. Светило солнце, но было очень холодно.
4. Я поднял книгу, упавшую со стола.
5. Я поднял книгу, которая упала со стола.

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточные определительные.

ris 3

Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:
Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).
А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Вопросы для первичного закрепления

На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.

1. Николай и не заметил,

1. надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера,

2. установилась теплая, солнечная погода.

3. Чтобы получить хорошую профессию,

3. тихо шелестящих под ветром.

4. Которая бывает в начале сентября,

4. что стало светать.

5. Воздух пропитан ароматом трав,

5. коли делать нечего.

Внимание! В таблицу вкрались две ошибки. Срочно исправьте их!

Вопросы классу:

Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.

Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?

Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)

Как вы думаете, только одно союзное слово который может присоединять придаточное определительное?

Задание 2. Анализируем предложения.

а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)

Указательное слово в главном предложении, от которого мы можем поставить вопрос какой? к придаточному, приводит нас к слову которое и связывает главное предложение с придаточным.

б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы.

Чертим схемы этих предложений.

Задание 3. (Развивает концентрацию внимания и моторную память.)

Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!

(Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.) К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

ris 4

(В комнате, куда я вошел, было темно.)

Задание 4. (Тренируйте наблюдательность.)

ris 5

(Люблю место, где родился.)

Вывод класс делает самостоятельно:
– Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Самостоятельная работа по карточкам (игра «Умный редактор»).

Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. – Город, где я родился.

1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инж_нера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

(При недостатке времени все задания выполняются на самой карточке, где достаточно свободного места.)

Задание 2. (Дополнительное – для более сильных и быстрых учеников.)

Объясните и исправьте ошибки в построении предложений. Предложения запишите в исправленном виде.

1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором стояла скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4. Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые Аня набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом. 7. Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопросы классу:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке.

Оценки желательно поставить всем учащимся. Оценка выставляется суммарная, по результатам работы в течение всего урока. Можно во время урока использовать поощрительные карточки (яркие полоски пластика, картона), получаемые за каждый верный (удачный) ответ.

VII. МОТИВАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Задание может быть с обязательной и дополнительной частью. Его необходимо прокомментировать, объяснить.

Источник

Adblock
detector