Это был не кто иной как сидоров

Обособление и необособление
оборотов с союзом как

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Сравните предложения; подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки препинания.

1. Кошка как маленький тигренок.

2. Кошка выглядит как маленький тигренок.

3. Кошка зашипела как маленький тигренок.

27 11. Дорога как аллея.

2. Дорога выглядит как аллея.

3. Дорога будет обсажена деревьями как аллея.

1. Трава на поляне стала мягкой как ковер.

2. Трава на поляне стала как ковер.

3. Трава на поляне как ковер.

Упражнение 2. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. В каких из них оборот с как тесно связан по смыслу со сказуемым? (Обведите кружком номера таких предложений.) Расставьте знаки препинания.

1. Высушен_ая солнцем целин_ая земля была тверда как кремень. 2. Теория Эйнштейна не должна пониматься как некая окостеневшая догма. 3. Сеченов ра_матривал сон как один из важнейших вопросов в изучении высшей нервной деятельности человека. 4. И сон привид_лся ему простой и радостный как солнечный шар. 5. Это звук был как звонок будильника. 6. Все дома как пылью покрыты. 7. Как на д_садную разлуку Татьяна ропщ_т на ручей.

Упражнение 3. Обороты с союзом как могут присоединять приложения со значением «причины». Переделайте предложения, как показано на образце.

Образец. Ему, как другу, неловко взять с меня деньги. – Ему неловко взять с меня деньги, потому что он мой друг.

1. Как человек ограниченный, он не понимал, что ему говорили. –

2. Петр, как добрый человек, быстро завоевал сердце девочки. –

3. Ей, как человеку ответственному, поручались самые сложные задания. –

4. Как врач и друг, она не нашла возможным сказать всю правду. –

Упражнение 4. Оборот с союзом как может иметь значение «в качестве», а может иметь значение «причины». Найдите оборот с союзом как, укажите, какое значение он имеет, расставьте недостающие знаки.

Имеет значение
«в качестве» —
запятой не выделяется
Предложение Имеет значение «причины» — запятой выделяется
1. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке.
2. Иванов как человек практический нашел невыгодным это место.
3. Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры.
4. Я сохраню это письмо как память.
5. Железобетон как строительный материал стал применяться недавно.
6. Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.
7. Эта катастрофа положила конец существованию Стронгили как целого острова.
8. Она воспринимала мать как старшую сестру.
9. Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачеву идти не могу.

Ответ: имеет значение «в качестве» – 3, 4, 5, 7, 8; имеет значение причины – 1, 2, 6, 9.

Упражнение 5. Выделяются обороты с союзом как, если перед оборотом есть слова так, такой, столь или если союз входит в состав оборота не что иное, как; не кто иной, как. Расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков.

Образец. Есть такие вечные понятия, [как долг и память]. Это не что иное, [как гора].

1. Честолюбие есть не что иное как жажда власти. 2. (Н_)кого мне так (не)жаль как нашу бедную Лизу. 3. (Н_)какие развл_чения не дост_вляли мне такого удовольствия как чтение. 4. Такие города как Помпеи являются уникальными памятниками. 5. Первым царем этого народа был не кто иной как сын бога морей Посейдона Атлант.

Упражнение 6. Не выделяются обороты с союзом как, если они являются фразеологизмами. Составьте предложения с данными оборотами.

1. Видно как на ладони –

2. Сидеть как на иголках –

3. Лить как из ведра –

4. Вскочил как ужаленный –

5. Знать как свои пять пальцев –

Упражнение 7. Найдите в предложениях обороты с союзом как. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктограммы по образцу.

Предложение «Объяснение: оборот имеет значение «причины»
1. Белая как первый снег одинокая чайка мелькала в синеве неба.
2. Березовый сок полезен как общеукрепляющее средство.
3. Однажды под вечер он вбежал в избу как угорелый.
4. Был еще один человек к которому Кузьма относился как к товарищу.
5. Савва Иванович Мамонтов вошел в историю культуры как меценат.
6 К ак ребенок душою я стал.
7. Порфирий был одет так же как и барин.
8. Старая сосна как маяк на берегу.
9. Человек как наиболее сознательное явление мироздания обязан помогать животным.
10. Он явился как снег на голову.
11. Тонкий как волосок серп месяца блестел над рекой.
12. В России басня как стихотворный жанр появилась в XVIII – начале XIX века.
13. Добродетель есть не что иное как красота духовная.
14. Поздней осенью выдаются иногда такие сонные дни как сегодня.

Образец. Вы как инициатор должны играть главную роль. Объяснение: оборот имеет значение «причины».

Упражнение 8. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков на месте пропусков.

1. Зимой тротуар как каток (_________). 2. Валю вызвали по делу как св_детеля (_________). 3. Эта маленькая повесть есть (н_)что иное как отрывочные воспом_нания (_________). 4. Бьется в тесной печурке огонь на поленьях смола как слеза (_________). 5. Ветер стих так(же) внезапно как и налетел (_________). 6. На закат ты розовый похожа и как снег лучиста и свежа (_________). 7. Он как огня боялся фамильярности (_________). 8. Каждый день предстает передо мной как праздник (_________). 9. Они скоро узнали ее как жен_щину рас_четливую (_________). 10. Как снегурочка ночь за окном хороша (_________). 11. Я все сделаю что(бы) стать такой как она (_________). 12. Это был (н_)кто иной как Сидоров (_________). 13. Юрий Гагарин вошел в историю как первый в мире космонавт (_________). 14. (Н_)где при встрече не раскланивают_ся так благородно как на Невском проспекте (_________). 15. Он удивительно хорошо себя держит осторожен как кошка (_________). 16. Ей как ис_кус_ной прачке поручалось только самое тонкое белье (_________). 17. Я долго любовался ее лицом кротким и ясным как вечернее небо (_________). 18. Он вскочил со стула как ужален_ый (_________). 19. Десять часов пути даже на таком лайнере как ИЛ-95 утомляют (_________). 20. Молодые супруги были счас_ливы и жизнь их текла как по маслу (_________). 21. Володя был как укушен_ый пчелой (_________). 22. Полученный ответ рас_матривался как согласие (_________). 23. Дорога была как на ладони (_________). 24. Живопись как некая тайнопись в которой отр_жена жизнь минувших веков (_________). 25. Спят летучие мыши завернувшись в свои крылья как в плащи (_________). 26. Я ухватился с жадностью за такое невин_ое развлечение как обучение грамоте полесовщика Ярмолы (_________). 27. Изучением сна как явления занимает_ся наука называемая сомнологией (_________).

Читайте также:  Как с японского будет демон

Источник

126679064

Ни кто иной и не кто иной – два одинаково правильных выражения, которые применяются в разных контекстах.

В чем разница? Если формулировать правило предельно кратко, то получается:

Не кто иной. Если это утвердительное предложение, где есть противопоставление:
Перед нами стоял не кто иной, как Степан Степанович.

Никто иной. Если это отрицательное предложение и добавляется дополнительное отрицание:
На такой благородный поступок не был способен никто иной.

Нам ответил не кто иной, как профессор Иванов. (Утверждение)
Никто иной, кроме профессора Иванова, нам не ответил. (Отрицание)

Это не что иное, как банальная опечатка. (Утверждение)
Ничто иное в этом деле нам совершенно не важно. (Отрицание)

«Не кто иной» – при противопоставлении

Не кто иной – устойчивое местоименное сочетание, которое используется при противопоставлении. В этом случае НЕ – отрицательная частица, она пишется отдельно: Проблему решил не кто иной, как ваш покорный слуга.

В то же время другого отрицания в этом предложении нет!

Слова «кто» и «что» могут стоять в косвенных падежах, могут употребляться с предлогами (а не кого иного; не чему иному, как; а не у кого другого).

Ведь и в свете мы должны служить богу, а не кому иному. (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Вы после этого теперь не что иное, как ябедник. (Н.С. Лесков. «Божедомы»)

Кто-то ведь назначил Марка Шагала, а не кого другого Народным комиссаром культуры. (Эдуард Лимонов. «Молодой негодяй»)

Когда экипаж изворотился перед крыльцом, оказалось, что был он не что другое, как рессорная легкая бричка. (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Противопоставление может выражаться с помощью союзов «как» и «а», перед ними ставится запятая:

Деньги на это может выделить только финансовый директор, а не кто другой.

«Никто иной» – при дополнительном отрицании

Никто иной – устойчивое сочетание с отрицательным местоимением «никто». НИ – часть местоимения, пишется слитно.

Может использоваться в отрицательных предложениях, чтобы усилить отрицание: В этой беде никто иной не пришел нам на помощь.

В утвердительных предложениях может использоваться в виде присоединительной конструкции: Санкцию может дать лишь президент, и никто иной.

Никакого противопоставления в предложении нет!

«Никто» и «ничто» могут стоять в косвенных падежах, с предлогами или без них (никому иному; ни о чем ином; ни за кем другим).

Никто иной не может быть моим преемником. (Ю. Семенов. «Семнадцать мгновений весны»)

Только вера в самих себя и ничто иное. (М. Горький. «Несвоевременные мысли»)

По крайней мере, никто другой не замешан в том деле. (Ф.М. Достоевский. «Хозяйка»)

Ничто другое не могло сильнее уязвить ее самолюбие. (Д. Гранин. «Искатели»)

Некто иной = кто-то другой

Не будем забывать, что в русском языке существуют еще и неопределенные местоимения некто и нечто – то есть кто-то или что-то неназванное.

Поэтому возможно написание «нéкто иной» в значении «кто-то другой».

Геологи ожидали найти золото, но им попалось нечто иное.

Источник

Это был не кто иной как сидоров

На общей линейке, перед фронтом шестисот подрастающих советских граждан, она стоит твердо и прямо, школьный командарм, закованный в кольчугу спокойствия и выдержки поверх всех волнений и усталости. Поздно вечером, когда отшумели все школьные страсти, — это молодая женщина, мягкая и веселая, скромная до робости и восторженная, почти как ее ученики.

— Была в институте, на научной работе — это кажется теперь таким легким, тихим, безобидным… Здесь — непрерывно работающий вулкан. Но стоит заболеть, пробыть один день без ребят, и уже скучаю до тоски!

Канина — отличный директор, но школа бьется в одиночку, хотя есть и совет родителей, и завод-шеф, и роно, и райсовет, и райком. Тысячи мелочей вырастают в школе до размеров больших проблем, и только потому, что школа все еще в стороне от главного русла общественной жизни. За два с лишним года никто из членов бюро Фрунзенского райкома не заглядывал в двадцать седьмую школу. А ведь пришло время, когда не только заводы определяют лицо района. И когда директор — не только тот, над кем дымится фабричная труба.

Урок литературы. Учитель — весьма квалифицированный, чуть ли не доцент. Обсуждают «Анну Каренину». Обсуждают по всем правилам. Двое учеников написали доклады, остальные — комментарии к ним.

Но это — социология, а не художественная литература.

Ученики крепко затвердили, что Толстой есть выразитель идей патриархального крестьянства, что Алексей Каренин — представитель правящей верхушки, а Вронский — выходец из военной среды. А о художественности образов и сцен романа, о глубокой человечности, о силе человеческих страстей, в нем изображенных, не говорят, стесняются, считают неуместным. К произведению подходят, как к социально-экономическому документу, и только.

Читайте также:  Как понять есть ли во мне джин

Характерно и то, что ученики предпочитают отвечать выписками из своих тетрадей, чем высказываться устно, к чему их усиленно и тщетно приглашает преподаватель. А пишут, кстати, с обильными и грубыми ошибками.

Идут дни, мы ближе знакомимся, и уже понемногу начинаем дружить. Я уже знаю, что Набатов и Никифоров вместе пишут масляными красками, что Шура Лоханкина с утра, до школы, работает на почте у окошечка, что Пухликов разрывается между шахматами и коньками, а Ефим Зильберштейн мечтает стать советским юристом.

В выходной день мы гуляем вместе по городу, наблюдаем, беседуем. Ребята купили «Крокодил», хохочут над ардовскими «Девятью способами безбилетного проникновения в театр», осторожно показывают мне. Не против ли я? Но нет, я за «Крокодил». И эта общность вкусов еще сближает нас.

Они — хорошие и умные, эти средние, наудачу взятые советские ребята. Они много работают, думают и смеются.

В своем девятом классе я провел маленькую анкету.

«Сколько у тебя свободных вечеров в шестидневку?» Из тридцати пяти учеников — восемнадцать совсем не имеют свободных вечеров. Все пожирает учеба. Одиннадцать человек имеют один свободный вечер. И только шестеро имеют по два вечера.

«Чем ты предпочитаешь заняться в свободное время?» Большинство — за шахматы, чтение, коньки. Танцуют — девять, из них четверо — фокстрот. Читали: «Что делать?» — все, «Поднятую целину» — четырнадцать, «Капитальный ремонт» — пять, романы Жюля Верна — все, причем никто не читал меньше трех, а половина класса — по восемь, десять романов.

«Считаешь ли себя одиноким?», «Имеешь ли друзей?»… Трое в классе считают себя одинокими. Семеро не находят себе друзей, у остальных с этим вполне благополучно.

Анкета была анонимная, ребята не называли себя.

Я попросил воспитателя из восьмого класса сделать такой же опрос. Оказалось, в восьмом (более молодом) классе только один ученик не имеет свободных вечеров. Читают здесь больше, чем в девятом. Больше веселятся, больше скучают и вообще больше чувствуют. Есть тут и ухаживания, чего почти нет у девятиклассников. И при этом — целых тринадцать человек считают себя одинокими…

Хулиганством эта школа не заражена. Атмосфера в основном добродушная, нет злой грубости, сознательного желания нашкодить, хамского неуважения к товарищам и чужим.

Это не исключает внезапных и стремительных, как лесной пожар, вспышек озорства и авантюризма, слишком далеко заходящего.

Третий класс не так давно затеял во дворе игру в войну. Сначала кидались снежками. Показалось мало. Раздобыли палки. Показалось мало. Побежали в лавку, купили вязальных спиц, привязали к палкам, начали колоть. Но и этого было мало для разбушевавшихся страстей. Один из бойцов быстро-быстро сбегал домой, утащил из незапертого ящика (идиот-отец) револьвер, вернулся и выпалил, поранив мальчику глаз.

В пятом классе где-то сообща уперли серебряную ложку. Сообща же продали, сообща купили сластей, папирос, бутылку красного вина и сладостно распивали ее в вонючей уборной…

…На вопрос: «Чего ты ждешь для себя от школьного воспитателя?» — отвечают активно, с жадностью, с надеждой. Ищут в нем друга, руководителя, советчика, политического воспитателя, союзника при неладах с родными. И в самом деле, как много может тут изменить и выправить классный воспитатель, скольких ребят он может спасти от одиночества!

Но в школе еще не взялись по-настоящему за воспитательную работу. Преподаватель сам не знает, как рассматривать руководство классом: как честь для себя или как скверно оплачиваемую нагрузку. За это руководство педагог получает тридцать рублей прибавки к заработной плате. А забот и ответственности много… Не лучше ли потихоньку уклониться?

Кстати, роздал я свою анкету и педагогам двадцать седьмой школы. Оказалось: из тридцати учителей только восемь не имеют свободных вечеров, шестеро имеют по одному вечеру, а остальные — по нескольку вечеров в шестидневку. И все же читают меньше, чем ребята. Девять человек не видели «Чапаева», а ученики смотрели все.

По случаю выходного в школе пусто и тихо. Только в клубном зале собрались два старших класса. Дмитрий Иванович сидит на клубной сцене. Заботливые чьи-то руки поставили ему на столик справа фикус в горшке, слева лапчатую пальму. Озелененный Дмитрий Иванович чисто побрит, праздничен. Он читает на тему: «Ленин и молодежь».

«…Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет…»

Лица ребят грустнеют от строгих, мужественных ленинских строк. Но учитель читает дальше.

«…А то поколение, которому сейчас 16 лет, через 10–20 лет будет жить в коммунистическом обществе, должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда…»

— Вы видите, как точно предсказал Ильич. Теперь исполняются названные им сроки. И не кто иные, как мы с вами счастливо свершаем указанное Лениным!

Они переглядываются, улыбаются, кивают друг другу головой. И опять становится серьезна она, эта счастливейшая в истории молодежь, которой суждено от школьной парты шагнуть прямо в социализм.

Писатель и читатель в СССР [4]

Подымаясь на эту трибуну, я не могу не вспомнить другой Международный литературный конгресс в Париже. Это было несколькими кварталами ниже, в театре Шатле. Это было тоже в июне. Но в июне 1878 года. Не кто иной, как Виктор Гюго, был председателем этого конгресса, а главой российской делегации являлся знаменитый писатель Иван Тургенев. Заканчивая свое выступление, он сказал:

Читайте также:  Как не быть пустым внутри

«Письменность русская как-никак существует; она приобрела права гражданства и в Европе. Мы можем не без гордости назвать перед вами небезызвестные вам имена наших поэтов Пушкина, Лермонтова и Крылова и прозаиков Карамзина и Г оголя. Вы сами призвали русских писателей к участию на Международном литературном конгрессе на основах равноправности. Двести лет назад, не понимая вас, мы стремились к вам; сто лет позднее мы были вашими учениками; теперь вы принимаете нас, как своих товарищей. И — факт необыкновенный и неслыханный в летописях России — скромный писатель, не дипломат, не военный, не имеющий вовсе никакого чина по нашей социальной иерархии, имеет честь говорить перед вами и приветствовать Париж и Францию, этих провозвестников великих идей и великодушных стремлений».

Источник

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

sp

Наука и жизнь

«Не» и «ни» — не лишние частицы

087 1

Рисунок Натальи Буш

У детской поэтессы Ольги Высотской есть стихотворение «Весёлая грамматика»:

Не и ни — у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

На самом деле, разумеется, частиц гораздо больше. Они служат для выражения оттенков значений слов, словосочетаний и предложений, а речевых оттенков может быть очень много.

— Я не опоздал.
Разве ты не опоздал?
— Я даже не опоздал.
Неужели не опоздал?
— Вовсе не опоздал!
Вряд ли ты не опоздал!
— Я не опоздал бы, если бы не пошёл дождь.

Меняются только частицы («не», «разве», «даже», «неужели», «вовсе» и так далее), а получается настоящий диалог! Частицы называются «смысловыми», потому что они выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. Но мы поговорим об очень похожих на первый взгляд частицах «не» и «ни».

Для чего русскому языку понадобились сразу две отрицательные частицы? Они ведь прямо как братья-близнецы. Но у похожих внешне близнецов может быть совсем не похожий характер.

С частицей «не» всё просто — она отрицает то слово, которое стоит позади неё:

не петух, а курица;
не белая, а чёрная;
не кукарекает, а кудахчет;
не на крыше, а в курятнике.

А что же делает частица «ни»? У неё тоже много работы:

Давайте разберём цитату из статьи Виссариона Григорьевича Белинского: «Что бы ни говорили, но грамматика именно учит не чему другому, как правильному употреблению языка, то есть правильно говорить, читать и писать на том или другом языке. Её предмет и цель — правильность, и ни до чего остального ей нет дела».

«Ни» в обоих случаях, как и полагается, усиливает отрицание: и в сочетании «что бы ни говорили», и в другом сочетании «ни до чего». Кстати, во втором случае «ни» — это не частица, а часть отрицательного местоимения «ничто», стоящего в родительном падеже с предлогом. Вот такое странное склонение: «ничто», «ни до чего», «ни к чему», «ни в чём», «ничем», «ни о чём». А вот выражение «не чему другому, как» может вызывать сомнение. Почему там стоит «не», а не «ни»?

Конструкции «не кто иной (другой), как» и «не что иное (другое), как», в которых указательные местоимения «кто» и «что» могут стоять в косвенных падежах без предлогов и с предлогами («не кого иного, как»; «не чему иному, как»; «не у кого иного, как»; «не с чем иным, как» и т. д.), легко перепутать с конструкциями, в которые входят местоимения «никто» и «ничто» (они тоже могут стоять в разных падежах как без предлогов, так и с предлогами). Как этого избежать? Попробуем сравнить пары предложений:

«Это был не кто иной, как мой старый друг». — «Никто иной, кроме моего друга, не мог этого знать»;

«Это не что иное, как простая ошибка». — «Ничто иное, кроме волнения, не заставило бы его ошибиться»;

«Он встретился не с кем иным, как с королевой». — «Ни с кем иным, кроме королевы, он не согласен встречаться»;

«Он согласился не на что иное, как на пост президента». — «Ни на что иное, кроме поста президента, он не согласится».

Значения этих предложений очень похожи, но есть и существенная разница: первое предложение в каждой паре утверждает что-то, указывая на конкретное лицо, второе предложение — отрицательное, оно исключает всех, кроме одного-единственного лица, тем самым усиливая утверждение.

Из этих примеров можно вывести простое правило: если в предложении встречается конструкция с союзом «как», то пишем частицу «не», если употребляется (или подразумевается) союз «кроме» — нужно местоимение «никто» или «ничто». Ещё одна «примета»: если в предложениях словосочетание «не кто иной, как» можно заменить словом «именно», то нужно писать частицу «не». Рассмотрим наши примеры ещё раз:

«Это был (не кто иной, как) именно мой старый друг», «Это именно ошибка», «Он встретился именно с королевой», «Он согласился именно на пост президента» — тут всё логично и понятно. Смысл не изменился.

А если мы попробуем сделать такую замену в конструкциях с частицей «ни»?

«Именно мой друг не мог этого знать», «Именно это не заставило бы его ошибиться», «Именно с королевой он не согласен встречаться», «Именно на пост президента он не согласится»… Как видите, в этих предложениях смысл меняется на противоположный. Или можно просто добавить «именно», как это и сделал Белинской в своей фразе: «. грамматика именно учит не чему другому, как правильному употреблению языка».

Текущий рейтинг: star greenstar greenstar greenstar graystar gray

Источник

Adblock
detector