Это был никто иной как наш бочар вавила

§ 48. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

Если после приставки кое- следует предлог, то она пишется раздельно, например: кое у кого (ср.: кое-кто), кое с кем (ср.: кое-кто).

2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего) под ударением пишется не, без ударения — ни, например: некого спросить — никого не заметить, нечего волноваться — ничего не ответить.

Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого не скрывать, ни о чём не рассказывать, возвратиться ни с чем.

3. Следует различать словосочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной; ничто иное.

Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания. Частица не в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не входит в состав местоимения и после неё возможна перестановка слов (не кто иной, как — не иной кто, как). Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и потому не являются членами предложения, например: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Т.) (Ср.: Это был не кто иной, а наш бочар Вавила.)

Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание; после них не употребляется союз как, но в составе предложения возможен оборот с предлогом кроме. В этих сочетаниях ни пишется слитно, так как входит в состав местоимения, поэтому в них не может быть перестановки слов. Местоимения никто и ничто являются подлежащими или дополнениями в отрицательных предложениях, например: 1) Никто иной, кроме вас, этого не сделает; 2) Кроме музыки, ничто иное его не занимало’, 3) Он ничем иным не интересуется.

Вместо иной, иное во всех четырёх сочетаниях могут употребляться слова другой, другое; не кто другой, как; ничто другое и т. д.

267. Спишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чертой, отрицательные — двумя. В неопределённых и отрицательных местоимениях с не или ни обозначьте ударение.

1) Маше чудился какой(то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что(то) небольшое упало со стола и разбилось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких(либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое)(в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни)чем. (Ч.) 6) Больше говорить было (не, ни)(о)чем. (Шол.) 7) Торопиться было (не, ни)(к)чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, потому что (не, ни)чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни)другой кто, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, ни)сколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни)в чём не бывало. (Г.) 11) Я привык (не, ни)в чём не отступать от гражданских законов. (Г.) 12) (Не, ни)чего не было в ней [Уленьке] ужасного. (Г.) 13) (Не, ни)перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и (не, ни)какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить. (Г.)

268. Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и (н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал, но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить, (н..)кому поверить своего горя. (JI. Т.) 13) Все были уверены, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.)

II. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то) случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это помещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди. 6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.) 7) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было (н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и (н..)словоохотлив был. (Бун.)

269. Дополните предложения отрицательными местоимениями.

270. Включите в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное (как) или никто иной (другой), кроме в нужных падежах.

271. Спишите. Проверьте написанное по орфографическому словарю. С выделенными словами составьте словосочетания.

Сорок..рублёвый, сорок..ножка, тысячелетие, столетний, чествовать (кого-нибудь), участвовать (в чём-нибудь), безынициативный, агр..техника, газ..фикация, электрификация, пан..рама, хрестоматия, инв..нтарь, им..тация, карикатура, ун..чтожить, п..родия, небезынтересный, экзамен..тор.

272. Запишите сначала предложения с неопределёнными местоимениями, затем — с отрицательными. Устно объясните, правописание каких местоимений требует проверки. Какими способами её можно осуществить?

1) Вот счастье бывает какое — дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем. (Пришв.) 2) Грубость не делает чести никому. (Пауст.) 3) Обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. (Г.) 4) Мы так бедны смехом, что нужно, чтобы кто-нибудь расправлял наши морщины. (С.-Щ.) 5) Тячковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тячках нет ни у кого ни одной телеги. (М.-С.) 6) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, живое, говорящее. (М. Г.) 7) Никто в Запорожье ничем не заводился и ничего не держал у себя: всё было на руках у куренного атамана. (Г.) 8) Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире. (Кр.)

Читайте также:  Как понять какого цвета будет йорк

273. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится этот текст. Какую роль играют местоимения в установлении связи предложений и их частей? Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Школа только нач..нается с детского садика но (не)кон(?)чается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Рабочий ли инженер академик все кто по-настоящему любит своё дело в равной степен.. участвует в бесконечном поход.. за знаниями.

Образование мастерская где оттачивается и закаляется разум. Но знания (не)связанные с ч..ством гражданств..ности ответств..ности перед обществом (н..)чего (не)стоят. (По)этому самые важные школьные уроки это уроки гражданств..ности высокой культуры. Нравств..ные кладовые литературы музыки живописи самой жизни неисчерпаемы. Главное — с детства пр..общиться к духовному миру Отечества жить одним дыханием со своим народом быть последовательн.. и горяч., патриотом во всех своих мыслях ч..ствах и поступках. (А. Кирсанов)

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Русский язык и культура речи

НАСТРОЙКИ.

sel back

sel font

font decrease

font increase

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

2

Русский язык и культура речи: Учебник

В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования для всех специальностей введена дисциплина «Русский язык и культура речи». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, в которых не предусматривалось изучение лингвистических дисциплин (кроме иностранного языка), далеко не всегда достаточна для продуктивного общения в профессиональной сфере.

Вместе с тем возникла проблема учебника, вызванная рядом обстоятельств:

• влияние лингвистических курсов, которые уже были разработаны и читались (деловое общение, психология общения, речевая коммуникация, речевой этикет и др.);

• направление подготовки и специальность (техническая, технологическая, экономическая и т. д.);

• объем аудиторных часов по учебному плану (24, 36, 51, 72 ч.). Все это не могло не отразиться на концептуальных подходах к построению курса в зависимости от воздействия тех или иных обстоятельств. В результате у студентов есть широкий выбор учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи (что является весьма положительным фактором).

Обозначив свое понимание положений примерной (типовой) учебной программы, авторы данного учебника исходили из того, что обучение русскому языку в школе предполагает прежде всего эмоционально-образный подход, цель которого – продемонстрировать красоту и глубину родного языка, помочь школьникам осознать роль и значение языка в постижении русской национальной культуры, истории, гражданственности.

В качестве методологических постулатов учителя приводят, например, высказывания русских писателей – И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»; А.Н. Толстого: «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего»; К.Г. Паустовского: «Русскийязык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке».

В вузе же задача иная – на основе школьных знаний, умений и навыков, сформированных на образцах классической литературы, развить коммуникативную компетенцию специалиста, понимание языка как носителя информации, средства достижения цели в общении, прежде всего профессиональном.

Именно информационно-прагматический подход к обучению русскому языку является основой данного учебника, предназначенного для студентов-нефилологов. Авторы стремились не только сформировать устойчивое представление о культуре речи, ее основных понятиях, функциональных стилях русского языка, особо выделив официально-деловой стиль, но и спроецировать эти понятия, нормы и требования на письменное и устное общение в бизнесе, предпринимательстве, сервисе и политике.

Это и предопределило структуру учебника, включающего два раздела. В первом разделе излагаются понятия о языке как системе, культуре речи, стилях речи и практической стилистике. Преподавателю рекомендуется акцентировать внимание учащихся на использовании норм культуры речи, стилевых требованиях в ситуациях общения и по возможности моделировать эти ситуации.

Особое внимание при изучении официально-делового стиля следует уделить аналитической работе с деловым текстом, используя профессиональные термины, присущие конкретной специализации студента.

Изучая монологическую речь, следует подчеркнуть, что именно она представляет сегодня наибольшую трудность для молодежи в связи с ограниченными возможностями приобретения риторического опыта. Учащиеся должны в обязательном порядке подготовить дома (самостоятельная работа под контролем преподавателя) и воспроизвести на практическом занятии монолог, рассчитанный на 4–5 мин.

Немаловажное значение придается в учебнике социально-этическим аспектам общения, речевому этикету, грубые нарушения которого нередки, к сожалению, не только в бытовой коммуникации.

Каждая глава первого раздела завершается контрольными вопросами и заданиями.

Второй раздел носит преимущественно практический характер. Его цель – привить учащимся устойчивые навыки правильной устной и письменной речи.

В данном учебнике, несмотря на его сравнительно небольшой объем, читатель найдет все, что необходимо для совершенствования использования языка.

Источник

§ 48. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

Если после приставки кое- следует предлог, то она пишется раздельно, например: кое у кого (ср.: кое-кто), кое с кем (ср.: кое-кто).

2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего) под ударением пишется не, без ударения — ни, например: некого спросить — никого не заметить, нечего волноваться — ничего не ответить.

Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого не скрывать, ни о чём не рассказывать, возвратиться ни с чем.

3. Следует различать словосочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной; ничто иное.

Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания. Частица не в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не входит в состав местоимения и после неё возможна перестановка слов (не кто иной, как — не иной кто, как). Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и потому не являются членами предложения, например: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Т.) (Ср.: Это был не кто иной, а наш бочар Вавила.)

Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание; после них не употребляется союз как, но в составе предложения возможен оборот с предлогом кроме. В этих сочетаниях ни пишется слитно, так как входит в состав местоимения, поэтому в них не может быть перестановки слов. Местоимения никто и ничто являются подлежащими или дополнениями в отрицательных предложениях, например: 1) Никто иной, кроме вас, этого не сделает; 2) Кроме музыки, ничто иное его не занимало’, 3) Он ничем иным не интересуется.

Читайте также:  Что будет с долларом как с мировой валютой

Вместо иной, иное во всех четырёх сочетаниях могут употребляться слова другой, другое; не кто другой, как; ничто другое и т. д.

267. Спишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чертой, отрицательные — двумя. В неопределённых и отрицательных местоимениях с не или ни обозначьте ударение.

1) Маше чудился какой(то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что(то) небольшое упало со стола и разбилось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких(либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое)(в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни)чем. (Ч.) 6) Больше говорить было (не, ни)(о)чем. (Шол.) 7) Торопиться было (не, ни)(к)чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, потому что (не, ни)чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни)другой кто, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, ни)сколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни)в чём не бывало. (Г.) 11) Я привык (не, ни)в чём не отступать от гражданских законов. (Г.) 12) (Не, ни)чего не было в ней [Уленьке] ужасного. (Г.) 13) (Не, ни)перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и (не, ни)какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить. (Г.)

268. Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и (н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал, но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить, (н..)кому поверить своего горя. (JI. Т.) 13) Все были уверены, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.)

II. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то) случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это помещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди. 6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.) 7) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было (н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и (н..)словоохотлив был. (Бун.)

269. Дополните предложения отрицательными местоимениями.

270. Включите в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное (как) или никто иной (другой), кроме в нужных падежах.

271. Спишите. Проверьте написанное по орфографическому словарю. С выделенными словами составьте словосочетания.

Сорок..рублёвый, сорок..ножка, тысячелетие, столетний, чествовать (кого-нибудь), участвовать (в чём-нибудь), безынициативный, агр..техника, газ..фикация, электрификация, пан..рама, хрестоматия, инв..нтарь, им..тация, карикатура, ун..чтожить, п..родия, небезынтересный, экзамен..тор.

272. Запишите сначала предложения с неопределёнными местоимениями, затем — с отрицательными. Устно объясните, правописание каких местоимений требует проверки. Какими способами её можно осуществить?

1) Вот счастье бывает какое — дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем. (Пришв.) 2) Грубость не делает чести никому. (Пауст.) 3) Обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. (Г.) 4) Мы так бедны смехом, что нужно, чтобы кто-нибудь расправлял наши морщины. (С.-Щ.) 5) Тячковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тячках нет ни у кого ни одной телеги. (М.-С.) 6) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, живое, говорящее. (М. Г.) 7) Никто в Запорожье ничем не заводился и ничего не держал у себя: всё было на руках у куренного атамана. (Г.) 8) Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире. (Кр.)

273. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится этот текст. Какую роль играют местоимения в установлении связи предложений и их частей? Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Школа только нач..нается с детского садика но (не)кон(?)чается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Рабочий ли инженер академик все кто по-настоящему любит своё дело в равной степен.. участвует в бесконечном поход.. за знаниями.

Образование мастерская где оттачивается и закаляется разум. Но знания (не)связанные с ч..ством гражданств..ности ответств..ности перед обществом (н..)чего (не)стоят. (По)этому самые важные школьные уроки это уроки гражданств..ности высокой культуры. Нравств..ные кладовые литературы музыки живописи самой жизни неисчерпаемы. Главное — с детства пр..общиться к духовному миру Отечества жить одним дыханием со своим народом быть последовательн.. и горяч., патриотом во всех своих мыслях ч..ствах и поступках. (А. Кирсанов)

Источник

Правописание местоимений

Маше чудился какой-то шорох за дверью (А.Н.Т.). А ведь, пожалуй, кое в чем он был прав (Шол.). Дышать уже нечем (Ч.). Больше говорить было не о чем (Шол.). Ноздрев через несколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало (Г.). Ничего не было в ней ужасного (Г.). Ему казалось, он уже понял сущность искусства лучше, чем кто-либо другой (Фад.). В то же мгновение чьё-то стремительное и гибкое тело метнулось с крыльца (Фад.). Я запер двери, не велел никому входить и снова просил его выстрелить (П.). Я писал тогда мой первый роман, и меня тянуло в какой-нибудь маленький городок, где нет ни души знакомых, где можно сосредоточиться, и никто и ничто не помешает работать (Пауст.). Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его (Кр.). Никем и ничем не обиженные парни вдруг приходят в контору, заявляя о расчете (М. Г.). Никто не отзывался. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос (Пауст.). Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал (П.). Жил некто, человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши (Кр.). Скучен день до вечера, коли делать нечего (посл.). Ни перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и никакая сила не могла бы её заставить молчать… (Г.)… Никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса (Гонч.). Его шальной насмешливый взгляд ни на чем не останавливается (Ч.). Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить свое горе (Л. Т.). Все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважными злодеями (П.). Этот провал есть не что иное, как угасший кратер (Л.). Разговаривать им больше было не о чем, да и ни к чему (Шол.). Это был не кто иной, как наш бочар Вавила (Т.). Неправды я не потерплю ни в ком (Кр.). Владик стоял молча, никого не задирая и не отвечая ни на чьи вопросы (Гайд.).

Читайте также:  Как часто нужно есть морковь

Произошло нечто непредвиденное. Он никогда ни в чем никому не отказывал, но и ничего не давал (Рыб.). Нечего сказать, умные головушки приказные! (П.) Не из чего было зажечь огня, негде укрыться от ночной стужи (А.Н.Т.). Директор обычно стоял в воротах гаража и молча, ни во что не вмешиваясь, наблюдал за происходящим (Рыб.). Здесь ничто почти не изменилось с детства (А.Н.Т.). Долго не находил я никакой дичи (Т.). Ганя его больше ни о чем не спрашивала (Пауст.). Теперь у него кисет такой, какого ни у кого нет (Г.). Это не кто иной, как командир миноносца Отто Оттович Рихтер (Нов.-Пр.). Ничто иное не трогало его (П.). Глуп совсем, кто не знается ни с кем (посл.). Унынья моего ничто не мучит, не тревожит (П.). Жил некто господин Долгов с Женой и дочкой Надей (Н.).

Экономист Попов, ни на кого не обращая внимания, сосредоточенно крутил ручку арифмометра (Рыб.). Все получали письма, а я не получал. Просто мне не от кого было их получать (Пауст.). Степушка не получал решительно никаких пособий, не состоял в родстве ни с кем, никто не знал о его существовании (Т.). «Город сквернейший»,— сказал некто, похожий на Джона Фальстафа (М.Г.). Оказалось на поверку, что «человек» — не кто иной, как отставной приказный (С.-Щ.). Мне не на кого пенять — сам виноват (Т.). Долго не находил я никакой дичи (Т.). В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом, ничто не шевелилось (Ч.). Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились ни за что (Г.). Он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала и мучила его (Дост.). Швейцару был дан строжайший приказ не принимать ни в какое время и ни под каким видом Чичикова (Г.). На его зов никто не явился (Ч.). Старцев бывал в разных домах и встречал многих людей, но ни с кем не сходился близко (Ч.). Спицын отвечал безо всякого смысла и с ужасом поглядывал на учителя, который сидел тут же как ни в чем ни бывало (П.).

Никакой спор, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле. Это было прежде. Теперь же на лекциях я испытываю одно мучение. Не проходит и получаса, как я начинаю чувствовать непобедимую слабость в ногах и плечах. Во рту сохнет, голос сипнет, голова кружится… Чтобы скрыть от слушателей свое состояние, я то и дело пью воду, кашляю, говорю невпопад каламбуры и в конце концов объявляю перерыв раньше, чем следует… Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, — это прочесть мальчикам прощальную лекцию, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня. Но пусть судит меня бог, у меня не хватает мужества поступить по совести.

К несчастью, я не философ и не богослов. Мне отлично известно, что проживу я еще не больше полугода. Испуская последний вздох, я все-таки буду верить, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя. Вера эта, может быть, наивна и несправедлива в своем основании, но я не виноват, что верю так, а не иначе, победить же в себе этой веры я не могу.

От бессонницы и вследствие напряженной борьбы с возрастающей слабостью со мной происходит нечто странное. Среди лекции к горлу вдруг подступают слезы, начинают чесаться глаза, и я чувствую страстное, истерическое желание протянуть вперед руки и громко пожаловаться. Мне хочется прокричать громким голосом, что меня, знаменитого человека, судьба приговорила к смертной казни, что через каких-нибудь полгода здесь, в аудитории, будет хозяйничать уже другой.

А.П.Чехов «Скучная история».

Самое лучшее и самое святое право королей — это право помилования. И я всегда чувствую себя королем, так как безгранично пользовался этим правом. Я никогда не судил, был снисходителен, охотно прощал всех направо и налево. Но теперь уж я не король. Во мне происходит нечто такое, что прилично только рабам: в голове моей свили себе гнездо чувства, каких я не знал раньше. Я и ненавижу, и презираю, и негодую, и возмущаюсь. Я стал не в меру строг, требователен, раздражителен, нелюбезен, подозрителен. Изменилась во мне и моя логика: прежде я презирал только деньги, теперь же питаю злое чувство не к деньгам, а к богачам, точно они виноваты.

После того, как я уже пожаловался, мне хочется дать волю другой своей старческой слабости — воспоминаниям. Особенно я люблю рассказывать ей о том, как я когда-то учился в семинарии и как мечтал поступить в университет.

Источник

Adblock
detector