— Это правда. Только любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова. Берегись, Грушницкий, она тебя надувает.
Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу.
По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал; взбираясь на гору, я подал руку княжне, и она ее не покидала в продолжение целой прогулки.
— Разве я похож на убийцу.
Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:
Мы пришли к привалу; дамы оставили своих кавалеров, но она не покидала руки моей. Остроты здешних денди ее не смешили; крутизна обрыва, у которого она стояла, ее не пугала, тогда как другие барышни пищали и закрывали глаза.
На возвратном пути я не возобновлял нашего печального разговора; но на пустые мои вопросы и шутки она отвечала коротко и рассеянно.
Нынче я видел Веру. Она замучила меня своею ревностью. Княжна вздумала, кажется, ей поверять свои сердечные тайны: надо признаться, удачный выбор!
— Но если я ее не люблю?
Грушницкий пришел ко мне в шесть часов вечера и объявил, что завтра будет готов его мундир, как раз к балу.
— Да завтра! Разве не знаешь? Большой праздник, и здешнее начальство взялось его устроить.
— Ни за что, в этой гадкой шинели.
— Как, ты ее разлюбил.
Я ушел один и, встретив княжну Мери, позвал ее на мазурку. Она казалась удивлена и обрадована.
Она, кажется, вовсе не замечает отсутствия Грушницкого.
— Это секрет. на бале вы сами догадаетесь.
Я окончил вечер у княгини; гостей не было, кроме Веры и одного презабавного старичка. Я был в духе, импровизировал разные необыкновенные истории; княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд.
Вера все это заметила: на ее болезненном лице изображалась глубокая грусть; она сидела в тени у окна, погружаясь в широкие кресла. Мне стало жаль ее.
Я так живо изобразил мою нежность, мои беспокойства, восторги; я в таком выгодном свете выставил ее поступки, характер, что она поневоле должна была простить мне мое кокетство с княжной.
Она встала, подсела к нам, оживилась. и мы только в два часа ночи вспомнили, что доктора велят ложиться спать в одиннадцать.
За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрипели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол. Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если б это было согласно с моими намерениями.
Он бросил фуражку с перчатками на стол и начал обтягивать фалды и поправляться перед зеркалом; черный огромный платок, навернутый на высочайший подгалстушник, которого щетина поддерживала его подбородок, высовывался на полвершка из-за воротника; ему показалось мало: он вытащил его кверху до ушей; от этой трудной работы, ибо воротник мундира был очень узок и беспокоен, лицо его налилось кровью.
— Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир. Ох, проклятый жид. как под мышками? режет. Нет ли у тебя духов?
— Помилуй, чего тебе еще? от тебя и так уж несет розовой помадой.
Он налил себе полсклянки за галстук, в носовой платок, на рукава.
— А ты звал ее на мазурку?
— Смотри, чтоб тебя не предупредили.
Этот провал есть не что иное как угасший кратер
День угасал; лиловые облака, протягиваясь по западу, едва пропускали красные лучи, которые отражались на черепицах башен и ярких главах монастыря. Звонили к вечерни; монахи и служки ходили взад и вперед по каменным плитам, ведущим от кельи архимандрита в храм; длинные, черные мантии с шорохом обметали пыль вслед за ними; и они толкали богомольцев с таким важным видом, как будто бы это была их главная должность. Под дымной пеленою ладана трепещущий огонь свечей казался тусклым и красным; богомольцы теснились вокруг сырых столбов, и глухой, торжественный шорох толпы, повторяемый сводами, показывал, что служба еще не началась.
У ворот монастырских была другая картина. Несколько нищих и увечных ожидали милости богомольцев; они спорили, бранились, делили медные деньги, которые звенели в больших посконных мешках; это были люди, отвергнутые природой и обществом (только в этом случае общество согласно бывает с природой); это были люди, погибшие от недостатка или излишества надежд, олицетворенные упреки провидению; создания, лишенные права требовать сожаления, потому что они не имели ни одной добродетели, и не имеющие ни одной добродетели, потому что никогда не встречали сожаления.
Их одежды были изображения их душ: черные, изорванные. Лучи заката останавливались на головах, плечах и согнутых костистых коленах; углубления в лицах казались чернее обыкновенного; у каждого на челе было написано вечными буквами нищета! — хотя бы малейший знак, малейший остаток гордости отделился в глазах или в улыбке!
В толпе нищих был один — он не вмешивался в разговор их и неподвижно смотрел на расписанные святые врата; он был горбат и кривоног; но члены его казались крепкими и привыкшими к трудам этого позорного состояния; лицо его было длинно, смугло; прямой нос, курчавые волосы; широкий лоб его был желт как лоб ученого, мрачен как облако, покрывающее солнце в день бури; синяя жила пересекала его неправильные морщины; губы, тонкие, бледные, были растягиваемы и сжимаемы каким-то судорожным движением, и в глазах блистала целая будущность; его товарищи не знали, кто он таков; но сила души обнаруживается везде: они боялись его голоса и взгляда; они уважали в нем какой-то величайший порок, а не безграничное несчастие, демона — но не человека: — он был безобразен, отвратителен, но не это пугало их; в его глазах было столько огня и ума, столько неземного, что они, не смея верить их выражению, уважали в незнакомце чудесного обманщика. Ему казалось не больше 28 лет; на лице его постоянно отражалась насмешка, горькая, бесконечная; волшебный круг, заключавший вселенную; его душа еще не жила по-настоящему, но собирала все свои силы, чтобы переполнить жизнь и прежде времени вырваться в вечность; — нищий стоял сложа руки и рассматривал дьявола, изображенного поблекшими красками на св. вратах, и внутренно сожалел об нем; он думал: если б я был чорт, то не мучил бы людей, а презирал бы их; стоят ли они, чтоб их соблазнял изгнанник рая, соперник бога. другое дело человек; чтоб кончить презрением, он должен начать с ненависти!
И глаза его блистали под беспокойными бровями, и худые щеки покрывались красными пятнами: всё было согласно в чертах нищего: одна страсть владела его сердцем или лучше он владел одною только страстью, — но зато совершенно!
«Христа ради, барин, — погорелым, калекам, слепому… Христа ради копеечку!» — раздался крик его товарищей; он вздрогнул, обернулся — и в этот миг решилась его участь. — Что же увидал он? русского дворянина, Бориса Петровича Палицына. Не больше.
Представьте себе мужчину лет 50, высокого, еще здорового, но с седыми волосами и потухшим взором, одетого в синее полукафтанье с анненским крестом в петлице; ноги его, запрятанные в огромные сапоги, производили неприятный звук, ступая на пыльные камни; он шел с важностью размахивая руками и наморщивал высокий лоб всякий раз, как докучливые нищие обступали его; — двое слуг следовали за ним с подобострастием. — Палицын положил серебряный рубль в кружку монастырскую и, оттолкнув нищих, воскликнул: «Прочь, вы! — лентяи. — Экие молодцы — а просят Христа ради; что вы не работаете? дай бог, чтоб пришло время, когда этих бродяг без стыда будут морить с голоду. — Вот вам рубль на всю братию. — Только чур не перекусайтесь за него».
Между тем горбатый нищий молча приблизился и устремил яркие черные глаза на великодушного господина; этот взор был остановившаяся молния, и человек, подверженный его таинственному влиянию, должен был содрогнуться и не мог отвечать ему тем же, как будто свинцовая печать тяготела на его веках; если магнетизм существует, то взгляд нищего был сильнейший магнетизм.
Когда старый господин удалился от толпы, он поспешил догнать его.
— Очень мало! — я хочу работы…
С язвительной усмешкой посмотрел старик на нищего, на его горб и безобразные ноги… но бедняк нимало не смутился, и остался хладнокровен, как Сократ, когда жена вылила кувшин воды на его голову, но это не было хладнокровие мудреца — нищий был скорее похож на дуэлиста, который уверен в меткости руки своей.
— Если ты, барин, думаешь, что я не могу перенесть труда, то я тебя успокою на этот счет. — Он поднял большой камень и начал им играть как мячиком; Палицын изумился.
— Хочешь ли быть моим слугою?
Нищий в одну минуту принял вид смирения и с жаром поцеловал руку своего нового покровителя… из вольного он согласился быть рабом — ужели даром? — и какая странная мысль принять имя раба за 2 месяца до Пугачева.
— Клянусь головою отца моего, что исполню свою обязанность! — воскликнул нищий, — и адская радость вспыхнула на бледном лице.
— Прелестное имя для такого урода!
Слуги подхватили шутку барина и захохотали; нищий взглянул на них с презрением, и неуместная веселость утихла; подлые души завидуют всему, даже обидам, которые показывают некоторое внимание со стороны их начальника.
— Следуй за мной. сказал Палицын, и все оставили монастырь. Часто Вадим оборачивался! на полусветлом небосклоне рисовались зубчатые стены, башни и церковь, плоскими черными городами, без всяких оттенок; но в этом зрелище было что величественное, заставляющее душу погружаться в себя и думать о вечности, и думать о величии земном и небесном, и тогда рождаются мысли мрачные и чудесные, как одинокий монастырь, неподвижный памятник слабости некоторых людей, которые не понимали, что где скрывается добродетель, там может скрываться и преступление.
Поздно, поздно вечером приехал Борис Петрович домой; собаки встретили его громким лаем, и только по светящимся окнам можно было узнать строение; ветер шумя качал ветелки, насаженные вокруг господского двора, и когда топот конский раздался, то слуги вышли с фонарями навстречу, улыбаясь и внутренно проклиная барина, для которого они покинули свои теплые постели, а может быть, что-нибудь получше. Палицын взошел в дом; — в зале было темно; оконницы дрожали от ветра и сильного дождя; в гостиной стояла свеча; эта комната была совершенно отделана во вкусе 18-го века: разноцветные обои, три круглые стола; перед каждым небольшое канапе; глухая стена, находящаяся между двумя высокими печьми, на которых стояли безобразные статуйки, была вся измалевана; на ней изображался завядшими красками торжественный въезд Петра I в Москву после Полтавы: эту картину можно бы назвать рисованной программой.
Перед ореховым гладким столом сидела толстая женщина, зевая по сторонам, добрая женщина. жиреть, зевать, бранить служанок, приказчика, старосту, мужа, когда он в духе… какая завидная жизнь! и всё это продолжается сорок лет, и продолжится еще столько же… и будут оплакивать ее кончину… и будут помнить ее, и хвалить ее ангельский нрав, и жалеть… чудо что за жизнь! особливо как сравнишь с нею наши бури, поглощающие целые годы, и что еще ужаснее — обрывающие чувства человека, как листы с дерева, одно за другим.
НЕ и НИ. Отрицательные местоимения
1. В отрицательных местоимениях пишется:
а) под ударением – НЕ-
НЕ КОГО просить, НЕ ЧЕМУ удивляться;
б) без ударения – НИ-
НИКОГО не просить, НИЧЕМУ не удивляться.
2. В отрицательных местоимениях при отсутствии предлога НЕ и НИ являются приставками и пишутся слитно, при наличии предлога – частицами и пишутся раздельно (предлог ставится между частицей и местоимением, в результате чего образуется сочетание из трех слов).
Например: НИКОГО – НИ У КОГО, НЕЧЕМ – НЕ С ЧЕМ, НИКАКИХ – НИ ПРИ КАКИХ.
3. Сочетания НЕ КТО ИНОЙ (другой), КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ (другое), КАК выражают противопоставление; в них НЕ является отрицательной частицей и пишется раздельно, например:
Разрешение может дать НЕ КТО ИНОЙ, КАК руководитель учреждения;
Горение – это НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК соединение данного вещества с кислородом воздуха.
То же самое, если противопоставление выражено не союзом КАК, стоящим после местоименного сочетания не кто иной или не что иное, а союзом А, предшествующим одному из этих сочетаний, например:
Разрешение может дать руководитель учреждения, А НЕ КТО ДРУГОЙ.
В предложениях с указанными сочетаниями другого отрицания нет.
Местоименные сочетания НИКТО ИНОЙ (другой) и НИЧТО ИНОЕ (другое) связаны не с противопоставлением, а с усилением И, как правило, употребляются в отрицательных предложениях, например:
НИТО ИНОЙ НЕ мог бы лучше этого сделать;
НИЧТО ДРУГОЕ нас бы НЕ устроило; также:
НИЧЕМ ИНЫМ, как разным уровнем производства, нельзя объяснить такое положение.
В предложениях без отрицания рассматриваемая конструкция носит присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения, например:
Разрешение может дать только руководитель учреждения, и НИКТО иной.
В обоих случаях НИ употребляется в качестве приставки, т.е. пишется слитно с местоимением.
Документ должен быть подписан НЕ кем иным, как самим заявителем. – Документ НЕ должен быть подписан НИКЕМ иным, как самим заявителем.
Недостатки конструкции могут быть объяснены НЕ чем иным, как ошибкой в расчете. – Недостатки конструкции НЕ могут быть объяснены НИЧЕМ иным, как ошибкой в расчете.
Этот провал НЕ что иное, как угасший кратер. – Этот провал угасший кратер, и НИЧТО иное.
Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию и литературной правке. §47. Отрицательные местоимения
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Провал миссии Лермонтова
Провал миссии Лермонтова.
1. Старая открытка.
На вставке дореволюционная старая открытка. Немного повреждён один угол, вполне пригодная для обзора, изучения. Редкая для коллекционеров, потому что малый тираж, найденная мною на распродаже вещей на одной из «дорожек» города Одессы.
Вид части старого Пятигорска, проблемы изучения гибели поэта, я её быстро приобрёл по сходной цене.
Название открытки «Пятигорскъ. Общiй видъ провала».
2. Пояснительная часть.
Из энциклопедии ВикипедиЯ.
«Провал — природный колодец карстово-тектонического происхождения на южном склоне горы Машук в Пятигорске. Колодец представляет собой конусообразную воронку высотой 41 м, на дне которого находится карстовое озеро минеральной воды бирюзового цвета».
После пробития в 1858 году тоннеля длиной около 58 м доступ к озеру стал гораздо проще, количество посетителей многократно увеличилось, воду стали принимать в лечебных целях.
В 1864 году случился невиданный прежде приток воды в озере Провал. Вода текла прямо через тоннель и достигла двух тысяч вёдер в час.
В 1866 году площадка у входа в Провал ограждена каменной стеной.
В 2008 году также у входа поставлена металлическая скульптура Остапа Бендера со стулом из книги «Двенадцать стульев», по сюжету которой главные герои посещают Пятигорск».
«В произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (1927) Остап Бендер был очень удивлён, узнав, что «город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал» и приступил к продаже билетов. Через год после выхода «Двенадцати стульев» за вход действительно стали брать плату. Сейчас вход на Провал бесплатен».
В экранизации «Двенадцать стульев» (1971) Л. И. Гайдая роль Провала исполнил Грот Лермонтова в Пятигорске».
3. Ключи к разгадке,… зачем Лермонтов поехал в Пятигорск.
М. Ю.Лермонтов писал в «Княжне Мери»:
«Вечером многочисленное общество отправлялось пешком к Провалу. По мнению здешних учёных, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведёт узкая тропинка между кустарников и скал…».
Провал, по Лермонтову угасший кратер и это мнение местных учёных.
Символично… о местных…
Провал задания царя, по которому поэт прибыл на курорт города Пятигорска.
Что веками навязывалось мнение, поэт отправлен на Кавказ в ссылку, опровергается логикой, да и Уставом армии, не мог военнослужащий быть в ссылке в воинском звании – поручик, современное – старший лейтенант. Для него, по – современному определению, командировка в «горячую точку».
Метод воспитания Николая I в то время, «патриотов» самодержавного правления.
Предписание царя, их было не одно в поездке поэта на Кавказ. Чтобы выдумать форму ссылки, мистификаторы истории вымарали из биографии Лермонтова цель Предписаний. Главный – поэтический П.Вяземский! Лермонтов после Пушкина, был для него соперник номер один на престол признания Первых поэтов империи.
Биография Пушкину, по высказыванию поэтессы Анны Ахматовой, писалась маразматически выжившими из ума старухами, первой была престарелая к концу своего века, Вера Вяземская.
Лермонтова она не забывала…
Символично, препятствие достижению цели Лермонтова, послужили местные… Они убили его и сделал это местный торговец вином, майор Мартынов, бывший военный. Местный и только местный, а комендант города (местный) Ильюшенков пытался скрыть (замазать) чрезвычайное происшествие в… военной элитной среде.
Зачем Лермонтов поехал в Пятигорск?
Ещё один ключ к разгадке, Лермонтов в Пятигорске.
«… Пятигорск, чужие люди, с которыми надо было держать себя, как с друзьями».
К. Паустовский.
Паустовский говорит об осторожности в общении с местными…
Почему такое предупреждение поэту, как к живому?
Почему именно поэту нужно было быть ни где ни будь, а на курорте, предельно осмотрительным? Лермонтов пренебрёг осторожностью, почему?
Никогда литературоведение по Лермонтову не «раскладывало грамматику» сказанного известным писателем Константином Паустовским в рассказе «Разливы рек». Почему?
Потому что, подтекст слов фразы, сразу и мгновенно заставлял призадуматься пытливое общество исследователей тайн биографии поэта.
Направление к разгадке Лермонтов сам подтекстом пишет и даёт ещё один ключ к раздумьям…
К Провалу… «… ведёт узкая тропинка между кустарников и скал…». Где отдыхающие беснуются в танцах, не исключено и ритуальных. Не только кадриль плясали…
«Местные жители называли озеро «адская бездна» и считали, что в нём обитает огнедышащее чудище, которое по ночам кружит над городом в поисках жертв. Тем не менее одной из забав «водяного общества» были танцы над бездной: по инициативе князя В. С. Голицына архитекторы братья Бернардацци соорудили в 1837 году помост над Провалом, на котором желающие танцевали кадриль…». И поэт это видел, при жизни было…
Двусмысленность понятия, а какая расшифровка!
Совместить подтексты двух писателей и разложить варианты гибели поэта? Паустовский хорошо был знаком с произведениями классика российской прозы, Лермонтовым. Демон – чудище, «… кружит над городом в поисках жертв»,… среди танцующих кадриль…
… В предписании царя, быть дипломатом…?
Не зря, одна из главных разгадок фразы царя, Пушкина не поэта, а дипломата.
Николай I: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит». Царь об одном из предназначений Лермонтова и это очевидно стилем построения фразы, сказанной в окружении свидетелей… Быть не только писателем, а большее…, стать и государственником.
Почему в прошлых веках, предназначение поэтов и прозаиков, их роль властями рассматривалась – быть дипломатом?
Переговоры, договоренности с кем и о чём?
… Направление к разгадке было, в… советской печати в 20-х, повтор в 40-х прошлого века. Да и в 60-х тоже было…
Зачем Лермонтов поехал в Пятигорск по одному из Предписаний правительства…, с обязанностями, быть дипломатом?
С много поздним комментарием К.Г. Паустовского,
«… Пятигорск, чужие люди, с которыми надо было держать себя…»
ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО!
К циклу, загадки, тайны и разгадки Лермонтова.
Архив форума
Помогите! Либо не понимаю смысла, либо ошибка. Вот фраза: он не стесняется призывать к восстановлению культа устами не кого другого, как некоего Сабурова.
Существуют два оборота:
2. не кто другой (иной), как.
Во втором, кстати, обязательна запятая перед «как».
Если конкретно по Вашему предложению, то будет зависеть от контекста.
Спасибо, Сергей, все так хорошо разжевали, что я наконец-то поняла и определилась.
Может, лучше его вообще перестроить? Избежать этого, в общем-то, неуместного здесь оборота?
Говорю же, документ, исторический, никак не можно.
Сергей, во втором варианте уста стали методом, а не остались органом. Надо бы их перенести поближе к призывам.
1. Что это за «ист.документ», в котором можно править орфографию? Или всё же синтаксис?
[12.02.2009 22:25] – Сергей Г. | |
Его снутри не провернёшь ни острым, ни тяжёлым (ВВ) Homo_Nemo, Вы абсолютно правы. Отзываю свой второй вариант. . устами не кого другого, как некоего Сабурова. >§ 47. Отрицательные местоимения | |