Как дед мороз был маленьким мустай карим читать

Как дед мороз был маленьким мустай карим читать

В эту зиму Альфия заболела и надолго слегла. Она видела, как за окном крупными хлопьями медленно падает белый снег, как метёт и кружится метель.

Во дворе мальчишки сложили большую снежную гору, и малыши, вернувшись из детского сада, с шумом и смехом затевали игры, катались с горы на санках. Альфия не могла видеть того что делали ребята, ведь окна её комнаты выходили не во двор, а на улицу.

Раньше, когда они жили в деревне, в окно можно было увидеть всё, что происходило во дворе, что делали ребята, во что они играли. Два года тому назад Альфия с родителями переехала из деревни в город, и теперь они живут в большом доме.

В этом году она ещё не видела тех высоких ледяных дворцов, которые на самой большой площади города каждый год строит для детей Дед Мороз. Во дворцах живут ледяные медведи, лисицы, волки, зайцы, белки и всякие другие звери. По узорчатым ледяным мостам ребята стайками переходят от дворца к дворцу и разглядывают диковинных зверей. Но красивее и интереснее всего — высокая нарядная ёлка. Все ребята уже побывали на площади, одна Альфия не могла сходить туда. Ведь она больна.

Но Дед Мороз не забыл Альфию. Перед Новым годом он разрисовал её окно красивыми листьями, цветами, большими колосьями. И каждое утро эти узоры менялись.

— Мамочка, кто это рисует так красиво? — спросила Альфия у мамы.

— Это Дед Мороз делает тебе подарки, — ответила мама.

— А почему же он всегда рисует только травы и цветы?

— Дед Мороз знает, что зимой люди тоскуют по лету и очень ждут его.

Накануне Нового года в комнате Альфии тоже появилась ёлочка. Она была небольшая, но зелёная и пушистая. На веточках ёлки мама развесила красивые блестящие игрушки, а под ней разбросала белую, как снег, вату. На вату она поставила маленького Деда Мороза в белоснежной шубе с блёстками.

Конечно, ёлочка получилась не такой нарядной, как большая ёлка на площади, но всё равно она была очень красивой. От ёлочки в комнате запахло хвоей, и стало как-то празднично. Новый год и больных радует, прибавляет им силы. Поэтому Альфие тоже стало сразу легче, веселее. Когда мама вышла из комнаты, Альфия встала с постели, подошла к ёлочке и погладила её колючие ветки, осторожно потрогала игрушки. Потом она опустилась перед маленьким Дедом Морозом и что-то стала шептать ему. Но Альфия быстро устала и опять забралась в постель. Она долго не могла оторвать глаз от Деда Мороза и молча рассматривала его до тех пор, пока не вернулась мама. Альфия спросила:

— Мама, а Дед Мороз был когда-нибудь маленьким?

— А где он жил, когда был маленьким?

— Не знаю,— ответила мама.

— Почему же всегда приходят только Деды Морозы, а ни когда не приходят мальчики Морозы?

— Наверно, мальчиков таких не бывает.

— Нет, нет, наверно, бывает, — возразила Альфия и села. — Ведь люди не сразу становятся дедушками. — проговорила она задумчиво.

На самом деле, был ли Дед Мороз когда-нибудь маленьким? До сих пор мама Альфии никогда не думала об этом, а поэтому не смогла сразу ответить. А папы дома не было, папа уехал по своим делам в далёкий город. Поздно вечером от него пришла новогодняя телеграмма. Мама дочке несколько раз прочитала её вслух.

Новый год ещё не настал, его надо было подождать. Мама укуталась в пуховый платок, забралась на диван и задремала.

Альфия опять стала смотреть на Деда Мороза. «Наверно, холодно ему. Вон и щёки покраснели, а борода и усы обледенели, и брови покрылись инеем», — думала она.

Сердце девочки забилось часто-часто. Она тихонько слезла с кровати, забрала Деда Мороза в постель, уложила его рядом с собой и прикрыла одеялом.

— Ох, как ты замёрз, — зашептала она, — спи, тут теплее. Только сначала расскажи мне: был ли ты когда-нибудь маленьким? Мне очень хочется узнать.

Она прижала к себе Деда Мороза и стала ждать ответа. И вот ей почудился еле уловимый шёпот:

Однажды на улице дальней деревни четверо ребят играли в снежки.

Надо сказать, что когда люди делали из нас снежки и начинали кидаться ими, нам бывало всегда больно. Тех четверых ребят я и до сих пор помню. Каждому из них я даже имя придумал. Одного я назвал Хороший мальчик, другого — Ленивый мальчик, одну девочку назвал Старательная, другую — Плаксивая. И вот Хороший мальчик сказал своим товарищам:

— Давайте, ребята, из снега человека слепим!

— Перестань ты пустое выдумывать,— возразил Ленивый мальчик.— Какой ещё человек из снега! На что он нужен! — и даже с презрением скривил губы. С тех пор рот его кривым и остался.

А нам очень хотелось стать человеком. Конечно, лучше жить человеком, чем быть снегом и скрипеть под чужими ногами. Хорошо, что среди ребят была Старательная девочка. Она очень обрадовалась затее Хорошего мальчика, стала прыгать, хлопать в ладоши и закричала:

— Слепим, слепим, будем лепить!

Плаксивая девочка сначала молчала, а потом тоже согласилась лепить. Ленивый мальчик засунул руки в карманы и отошёл в сторонку.

И вот трое ребят принялись за работу. Они скатали снег в большие комья и слепили из них мне туловище. Поработали они немного, и Плаксивая девочка захныкала: «Холодно. Руки замёрзли»,— потом вовсе разревелась и ушла домой. Но двое старательных друзей не бросили дела.

На туловище они посадили голову, потом вставили глаза, приделали чуткие уши, большой хороший нос, сделали сильные руки. Хоть и коротенькие, но у меня были и ноги.

Очень довольны были мальчик и девочка, что задуманное дело у них получилось. А я обрадовался, что стал человеком.

Каждый день мы играли. Конечно, играли-то они, Хороший мальчик и Старательная девочка, а я смотрел и радовался. Было очень весело.

Не давал мне покоя только тот Ленивый мальчик. Он подходил ко мне, когда вокруг никого не было, и начинал обижать: то сломает мне руку, то оторвёт ухо, то отобьёт кончик носа или проткнёт меня палкой. У него не было ни совести, ни жалости. Хоть меня и слепили из снега, но всё же я был, как человек. Разве можно человека мучить?

Читайте также:  Как приготовить печень говяжью печень чтобы она была мягкой и сочной видео

Хороший мальчик и Старательная девочка всё время заступались за меня, защищали. Вместо сломанной руки они приделывали новую руку, вместо отбитого носа — совсем новый нос. И без ушей я не оставался. Только уши часто получались разные. Выходило или одно больше другого, или ещё хуже: одно — вдоль, а другое — поперек головы. Может быть, я на это и внимания бы не обращал, но Ленивый мальчик смеялся над моими ушами и донимал меня. Как бы там ни было, а зиму я прожил хорошо. Я даже терпеливо слушал, как хныкала и по пустякам ревела Плаксивая девочка, стойко переносил трусливую жестокость Ленивого мальчика. Эти беды не испугали меня, а закалили и научили быть стойким. Когда есть настоящие друзья, не так страшны даже враги.

Но время шло, появились и весточки весны. Как только с крыш упали первые капельки, мне стало как-то не по себе. Чем выше поднималось солнце, тем тревожнее мне становилось. Иногда я даже плакал украдкой. Может быть, слёзы у меня текли оттого, что я смотрел прямо на солнце. Что бы там ни было, а я совсем загрустил и даже начал худеть.

С юга прилетели тёплые ветры. Вернулись и зашумели грачи. Я понял, что дни мои сочтены. На моё счастье в одну из ночей ударили заморозки. Я обрадовался, стал бодрее и решил: «Нужно уйти. Скорее уйти!» А куда уйти, мне подсказал ветер.

— Иди в ту сторону, куда побегу я.

И, недолго думая, я тронулся в путь. Сначала трудно было и шаг шагнуть. Ведь всю зиму я простоял на одном месте, и, наверно, у меня онемели ноги. Но скоро они ожили. Не так много прошло времени, а я уже тёплые ветры оставил позади себя и дошёл до того студёного края, где сверкали высокие ледяные горы.

Хороший мальчик и Старательная девочка не знали, когда и куда я ушёл. Я очень жалел, что не простился с ними, и все время тосковал по ним.

В следующую зиму я не вытерпел и, чтобы встретиться с ними, опять вернулся сюда. Но друзей своих я не нашёл. На другое утро, после того как я исчез, они вышли в путь искать меня. Но только они отправились не за тёплым ветром, а совсем в другую сторону. Говорят, они до сих пор меня ищут. Обо всём этом мне рассказал грач.

Я каждый год возвращаюсь в здешние края и все надеюсь, что найду своих друзей. Я уже состарился, а Хорошего мальчика и Старательную девочку всё ещё не нашёл. Но я встречал очень много детей, похожих на них, и крепко подружился с ними.

Каждый раз, когда прихожу сюда, я встречаю Плаксивую девочку и Ленивого мальчика. Они никуда не ушли, а всё такие же; и не выросли, и не изменились.

Альфия спала. Всем известно, когда рассказывают длинную сказку, дети засыпают.

Источник

Сценарий музыкального вечера посвященного творчеству Мустая Карима
«Когда Дед Мороз был маленьким»

Цель: помочь детям раскрыться через добро, сострадание сопереживание на произведениях башкирского писателя.

— познакомить детей с жизнью и творчеством башкирского писателя и поэта Мустая Карима;

— воспитание нравственных качеств: порядочность, честность;

— развитие вокальных навыков детей;

— формирование интереса к чтению;

— закрепление музыкально- ритмических навыков: умение ритмично двигаться, ориентироваться в пространстве;

— воспитание любви к Родине, родной земле.

Музыкальный материал: фонограммы песен «Мы так долго ждали», «Снеговики играют», муз –ритмические танцы «Игра в снежки», «Край родной», музыка танца снежинок.

Аудиозапись У. Идельбаева на вход, аудиозапись звучания курая, аудиозапись стихотворений, выставка рисунков детей на стихи М. Карима, видеофильм где поэт читает стихи.

Оборудование: мультимедийное оборудование, журнальный столик, несколько книг Мустая Карима, портрет Мустая Карима

Имитация окна с изображениями узоров лета, зимних узоров, игрушка снеговик, атрибуты для представления сценки.

Звучит музыкальное произведение Идельбаева У. на слова М. Карима, дети заходят в музыкальный зал, садятся на стульчики. В центре зала стоит стол на нем находится портрет Мустая Карима.

Выходит ребенок и читает стихотворение Мустая Карима

— Мы рассказать хотим о том

Как мы живем в краю родном

Мой край, родной Башкортостан

Ты лучше всех далеких стран

В такой чудесной стране живу

И счастлив я вполне

Ты славен лесом, горы реки и поля

Все это Родина моя!

Музык. руководитель: Ребята вы сейчас послушали стихотворение. Кто из вас знает кто автор?

Дети: башкирский поэт Мустай Карим.

Муз. рук: верно, вот посмотрите на портрет нашего народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Его прекрасные произведения знает весь мир. Память о нем живет в наших сердцах.

Дети смотрят и слушают видеофильм где поэт читает свои стихи.

Воспитатель: В тридцати километрах от Уфы, неподалеку от реки Демы, на привольном склоне Девичьей Горы расположен аул Кляш. При въезде на главную улицу – общественный колодец. Деревянный сруб, вал с цепью и ручкой, маленькая крыша, на крыше металлический флажок, а на флажке вырезаны слова: «Здесь источник поэзии Мустая Карима, не испив его, не проходите мимо!» Колодец был испокон века, а вот надпись на нем появилась лишь тридцать лет тому назад, в день шестидесятилетия замечательного поэта Мустая Карима.

Ребенок читает стихотворение:

Мне с датою рожденья повезло:

Я родился не рано и не поздно…

Гудит октябрь… Двадцатое число…

Березы сыплют на тропу мне звезды.

Мне повезло с землей моей.

Ты – свет в моей судьбе!

Муз. рук: давайте мы с вами исполним песню «Край родной»

Дети исполняют песню.

Воспитатель: Бытует в народе мудрость одна: цена человека – жизнь и дела. Дела Карима – его произведения. Он говорит, что окунулся в детство, хотя никогда с ним и не прощался. В его книге «Долгое – долгое детство» на обложке изображен бородатый человек в коротких штанишках. Это он, и он останется таким всегда. Мустай Карим не ощущал себя вне детства, потому что счастлив по-настоящему. И когда читаем его произведения для детей мы как будто оказываемся в сказке…и сейчас мы с вами попадем в зимнюю сказочную страну где появился Дед Мороз…

Начинается инсценировка театрального спектакля «Когда Дед Мороз был маленьким».

Девочка Альфия заболела и не могла посетить ледяной дворец который построил для детей Дед Мороз. Накануне ее мама в комнате поставила елочку и поставила под ней маленького Деда Мороза.

Альфия спросила маму:

— Мама, а Дед мороз был когда-нибудь маленьким?

— А где он жил когда был маленьким?

— А почему всегда приходят только Деды Морозы, а мальчики Морозы никогда?

Мама только пожала плечами…

Альфия долго смотрела на игрушку Деда Мороза. Наверно холодно ему стоять в снегу, весь покрылся инеем. Альфия забрала Деда Мороза к себе и начала греть.

Читайте также:  Как узнать какой провайдер есть в моем доме

Звучит запись голоса Деда Мороза. Девочки исполняют танец Снежинок.

— … Как- то днем ребятишки играли нами в снежки. (Дети встают и начинается под музыку игра в снежки.)

— Я полечу, а ты шагай за мной. А мои друзья так и не узнали когда и куда я ушел. Я очень жалел, что не простился, и все время тосковал по ним.

Звучит музыка. Дети исполняют танец «Полет»

Муз. рук: Вот мы и побывали в чудесной сказке и знаем как появился наш любимый Дед Мороз. А сказку эту волшебную нам подарил

Наш великий башкирский писатель, поэт Мустай Карим.

— На этом мы заканчиваем наше увлекательное путешествие.

Источник

Как дед мороз был маленьким мустай карим читать

Радость нашего дома

Есть ли у вас на душе что-нибудь такое, о чем вы обязательно хотели бы рассказать всем хорошим людям? Наверно, есть! И у меня есть. Сейчас я начну рассказывать.

Это случилось в нашем доме во время войны. Мой папа тогда вместе со всеми джигитами аула воевал на фронте, а мама работала в колхозе.

Как-то зимой моя мама попросила у председателя колхоза, дяди Якупа, легкие сани, запрягла лошадей и привезла в гости бабушку из аула Тимертау. Бабушка переночевала у нас, а утром мама стала собираться в дорогу. Человек не сушит сухарей, если ему недалеко ехать, а мама приготовила их целый мешок, да еще напекла разных вкусных лепешек. Потом связала какие-то вещи в узелки. Не будет же человек ни с того ни с сего связывать вещи в узелки!

Мне стало очень скучно, хотя никто еще не говорил, что мама уезжает.

Когда на столе что-нибудь вкусное, меня не надо долго упрашивать. Только это у нас редко бывает.

Я быстро умылся и сел на свое место за столом. Над большим самоваром поднимался пар.

Бабушка начала разливать чай. Мама все еще хлопотала у печки, а когда кончила свою работу, тоже присела к столу.

За окном было темно, только чуть-чуть белел снег. Почему же мы так рано пьем чай? Я сразу вспомнил о дорожных узелках и мешке с сухарями. Но мне все еще никто ничего не говорит.

После чая мама подзывает меня к себе и тихонько гладит по плечу:

— Сын мой, Ямиль! Я уезжаю в далекий город, а ты слушайся бабушку, хорошо?

Мама и бабушка как будто не замечают моих слез, и я, раза два шмыгнув носом, перестаю плакать.

Мама не отвечает. Она снимает с вешалки свою шубу, берет теплую белую шаль и начинает одеваться. Бабушка подает ей вещевой мешок. Потом мы все трое садимся и долго молчим. Только бабушка что-то тихонько шепчет про себя.

Вдруг мама поднимается с места, обпимает сначала бабушку, потом меня и, прощаясь, говорит:

Мне становится очень жаль маму. На дворе темно и холодно. Сейчас зима, а мама отправляется в далекий путь!

Вот она, такая маленькая и тоненькая, быстро-быстро идет к двери. На пороге еще раз оборачивается, улыбается нам, говорит «до свиданья» и открывает дверь.

Вот открылись и закрылись ворота, Теперь уже снег скрипит на улице. Шаги удаляются, они делаются все тише, тише. Скрип. скрип.

Мы с бабушкой остаемся вдвоем и долго молчим. Потом я спрашиваю:

— Бабушка, что такое «сорок бед»? Бабушка вздыхает:

— Не знать бы тебе ни одной, сынок!

Мы живем вдвоем с бабушкой. Бабушка часто задумывается.

Спицы останавливаются в ее руках, она смотрит из-под очков на ягнят и показывает мне на них глазами. Клубок шерсти скатывается с ее колен на пол. Бабушка вяжет варежки для тех, кто на фронте.

Я сижу на полу и прокладываю из лучинок мост между двумя валенками.

Бабушка снова начинает быстро-быстро вязать, а сама нет-нет да и взглянет на меня, приговаривая:

— Как радуются, как играют! И ягнятам весело, когда их двое. Вот если бы у тебя был брат или сестра, как было бы хорошо.

Я подбегаю к бабушке и прижимаюсь к ее плечу.

— О-о-очень бы любил! О-о-о! Если б у меня была сестричка. Я всегда носил бы ее на руках, ни разу не уронил бы. Как Марат!

Бабушка мягкой рукой гладит меня по голове. Мне хочется, чтоб она еще что-нибудь сказала, но она больше не говорит пи слова.

Целый день я думаю только о сестренке.

Вечером ложусь в кровать и жду, когда бабушка коп-чит свою работу. Иногда так и засыпаю, не дождавшись, когда ляжет бабушка. Но сегодня я не могу уснуть. На дворе буран. Ветер ударяет в ставни, и они грохочут на весь дом.

И в такую пургу нет дома ни папы, ни мамы! Может быть, они гденибудь мерзнут. А сестричка моя? Мне кажется, будто она около папы и мамы.

Бабушка выливает воду из самовара, вытряхивает золу. Этим она всегда заканчивает свои дневные хлопоты. И вот уже погасила свет, ложится в свою постель, недалеко от меня. Я высовываю голову из-под теплого одеяла и тихонько прошу:

— Бабушка, бабусенька, расскажи сказку!

Однажды Гульнур со своими подругами пришла за водой к озеру. Вдруг поднялась буря, закружился вихрь. Девушки разбежались и спрятались в камышах. Когда буря утихла, девушки вышли из камышей. Только Гульнур не вышла. Ее подруги обыскали все вокруг озера, искали Гульнур до вечера и не нашли. Так и не стало красавицы Гульнур, девушки с лицом как луна, с глазами как звезды.

Батыры-воины, прогнав царя со змеиным туловищем и двенадцатью человеческими головами, с радостью возвращались домой. Приехал домой и Тимербек. Но радость его сменилась горем. Не слезая со своего крылатого коня, батыр вложил в ножны саблю, которая могла одним взмахом достать врага за сорок верст, и поехал искать Гульнур.

Ехал батыр месяц, ехал год, семь морей переплыл, семь гор проехал.

В одной горной пещере повстречался Тимербеку седовласый старик.

«Здравствуй, дедушка! Какая судьба привела тебя в эти горы?» спросил батыр.

Источник

Семейное чтение. Когда Дед Мороз был маленьким

Семейное чтение. Когда Дед Мороз был маленьким

Знаешь, когда-то давным-давно Дед Мороз еще не был дедушкой. У него не было длинной седой бороды и волшебного посоха.

Но уже тогда маленький Дед Мороз был волшебником. Даже когда Мороз был маленьким, у него были белые волосы цвета снега. И уже тогда он любил дарить всем подарки на Новый Год.

Как и сейчас Мороз готовился к празднику заранее, он получал письма со всего света, подготавливал подарки и разносил их в новогоднюю ночь всем детям мира.

А вы знаете, как это сложно?! Вы попробуйте, не перепутайте кому и какой подарок подарить, когда в мешке не одна тысяча подарков. Это сейчас Дед Мороз уже опытный и все знает наперед. Но эта история о совсем юном Морозе. О том времени, когда Морозу было столько же лет, сколько и тебе.

Читайте также:  Как по английскому будет опасный

И вот накануне Нового Года, как обычно, Мороз подписывал и складывал в мешок подарки детям. А еще он мечтал. Он представлял себе, как в Новогоднюю ночь будет летать по миру и класть под елки подарки. Кому-то ловко закинет подарок через форточку, к кому-то прокрадется через дверь или просочится через замочную скважину. Как же молодой Дед Мороз любил эти моменты! Он чувствовал себя не просто волшебником, а настоящим шпионом или супергероем.

И за такими мечтами нет-нет, да невнимательно наклеит наклейку и, не заметив положит подарок в мешок.

И вот в Новогоднюю ночь мальчик Петя вместо желанной игрушечной дрели получил кукольную коляску, а девочка Катя вместо коляски получила робота.

Сказать, что дети расстроились – ничего не сказать! Да и сам Мороз очень расстроился! Он ведь не специально, он не хотел, он нечаянно! Конечно, Мороз исправлял свои оплошности и тайно возвращал перепутанные подарки своим владельцам. Но прошлого не вернешь, и слезы уже были пролиты, а настроение испорченно.

Но история повторялась каждый год, и что же делать, как исправиться юный Дед Мороз не знал. Тогда он решил обратиться к той, о чьей мудрости слагали легенды. Он взобрался по снежинкам на небо и сел на одну из звезд и спросил у Луны:

-О, мудрая Луна, подскажи, как мне быть? Я случайно обижаю и расстраиваю хороших людей, и хоть я потом исправляю ошибку, но слезы уже пролиты, а настроение испорченно.

-Здравствуй, юный Мороз. А ты внимательно собираешь подарки?

-Да! Но я иногда мечтаю, думаю… Но разве можно не думать?!

-Когда делаешь такое важное дело, нельзя отвлекаться. Каждая ошибка стоит чьих-то слез! –строго сказала Луна.

-Да…я знаю, но ведь мечтать тоже хочется! – воскликнул Мороз.

-Мечтать можно и нужно, но в свое время, точнее в мое время. Ведь ночь и сон – это время мечтаний и фантазий. А если ты будешь все время мечтать днем, то для сна ничего не останется.

Так сказала Луна и поплыла дальше по небу. А юный Мороз еще посидел на звезде, подумал, а потом с уверенным видом пошел собирать подарки.

И в этот раз он не отвлекался, а внимательно подписывал каждый подарок. А когда ему вдруг сильно-сильно хотелось помечтать, то он оставлял подарки и шел немного отдохнуть, например, съесть мороженное. Но потом опять возвращался к делу.

С тех пор Мороз вырос и из юного мальчика стал седобородым и мудрым Дедушкой Морозом. И больше никогда не путал подарки! Каждый получал именно свой подарок! И больше ни одной слезы не было пролито и ничье настроение не было испорченно.

Мечтает ли и сейчас Дед Мороз? Конечно, мечтает! Он весь год мечтает о том, как будут радоваться дети, получая подарки, как он будет водить хороводы с детьми и слушать стихи. Но мечтает Дед Мороз только по ночам. Ведь всему свое время.

Источник

Урок по культуре Башкортостана «Уральская зима»

Ход урока

1. Создание психологического комфорта

Учитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Какой сегодня замечательный день. Искрящийся на солнце снег создает нам хорошее настроение. Я надеюсь, что это настроение мы сохраним весь урок еще и потому, что приближается самый любимый праздник детей – Новый год.

2. Введение в тему

– Какой общей темой объединены эти слова-отгадки?

Дети: Все слова отгадки связаны с зимой.

3. Актуализация знаний

У: Что вы знаете о зиме?

– Зима длится 3 месяца. Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Низкая температура воздуха. Земля покрыта снегом, осадки в виде снега.

(Обобщая ответы фиксировать их на доске. Лучше использовать карточки.)

У: Вот как описывает зиму Хабибулла Габитов в своем стихотворении “Зима”.

4. Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об уральской зиме, т.е. о зиме в нашей местности. (Записывается тема урока. Слово “уральская” выделено).

5. Создание проблемной ситуации

У: Почему выделено слово “уральская”?

Изменится ли рассказ о зиме, если мы будем говорить о Сибирской зиме, о зиме в Крыму? Разве зима не везде одинакова?

Д: В разных районах зима протекает по-разному.

У: От чего это зависит?

Д: От климатической зоны, к которой находится данная местность. Чем ближе к полюсу находится климатическая зона, тем холоднее, т.к. меньше угол падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору находится климатическая зона, тем теплее, т.к. больше угол падения солнечных лучей.

6. Решение проблемной ситуации

У: В какой климатической зоне находится Урал?

Д: Урал находится в умеренной климатической зоне.

(Ответ сопровождается показом по карте “Климатические зоны”.)

У: По каким признакам определяем приход Зимы в нашей местности?

Д: Замерзают водоемы, земля покрыта снегом it он не тает.

У: Подумайте, в каком месяце в нашей местности проявляются признаки прихода зимы и в каком месяце они заканчиваются?

Д: С ноября по март устойчивый снежный покров и замерзшие водоемы.

У: Какой вывод о протекании зимы на Урале вы можете сделать?

У: Когда же мы были правы (обращаемся к записи на доске), когда делали первую запись на доске или сейчас.

7. Физкультминутка

“Зимняя зарядка”

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
А какой вышины?
Вот такой вышины
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
– Здравствуй, зима!
Ты хозяйке, поклонись-ка:
Здравствуй, зима!

8. Работа над отличительными особенностями уральской зимы от зимы в Крыму и Сибири

У: Какими играми, забавами вам нравиться заниматься зимой

– Какой главный зимний праздник приближается?

Д: Новый год.

У: С каким настроением мы встречаем приход Нового года, Деда Мороза, Снегурочки?

У: Послушайте стихотворение И.Махониной “Дед Мороз”.

1. Чтение наизусть стихотворения И.Махониной “Дед Мороз”.

У: Почему возможно такое явление в Крыму, как дождь в Новый год?

Д: Крым находится в жарком тепловом поясе. Температура воздуха зимой в Крыму –2 °С +10 °С. Почти не бывает снега.

У: Дед Мороз путешествуя по всему миру оказался в Сибири и прислал оттуда телеграмму.

(Дети читают телеграмму и обсуждают.)

В Сибири ясная морозная зима. Самая низкая температура была зафиксирована –71° С. Слово “Оймякон” в переводе со староякутского значит “свирепый мороз”. Проваливаюсь в снегу по самую шапку. (Дед Мороз.)

– Если бы вы встретились с Дедом Морозом, чтобы вы у него спросили?

9. Обобщение по теме

У: Наш урок мы закончим прослушиванием песни “Первый снег” Д.Хасаншина на слова С.Алибаева.

10. Домашнее задание

Нарисовать картину по содержанию стихотворения “Зима” Х.Габитова.

Источник

Adblock
detector