Народный строй балалайка самоучитель

Обучение игре на балалайке. Начало

Строй инструмента. Практические сведения и указания. Посадка во время игры.

1. Сколько струн должна иметь балалайка, и как они должны быть настроены.

Балалайка должна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и т.д. — для игры по нотам не употребляются. Первую струну балалайки нужно настроить по камертону, по баяну или по фортепиано так, чтобы она давала звук ЛЯ первой октавы. Вторую и третью струны нужно настроить так, чтобы они давали звук МИ первой октавы.

Таким образом, вторая и третья струны должны быть настроены совершенно одинаково, а первая (тонкая) струна должна давать тот же самый звук, который получается на второй и на третьей струнах, если их прижать на пятом ладу. Следовательно, если у правильно настроенной балалайки вторую и третью струны прижать на пятом ладу, а первую струну оставить открытой, то все они при ударе или щипке должны давать один и тот же по высоте звук — ЛЯ первой октавы.

Подставка для струн при этом должна стоять так, чтобы расстояние от нее до двенадцатого лада обязательно равнялось расстоянию от двенадцатого лада до верхнего порожка. Если же подставка будет стоять не на месте, то на балалайке нельзя будет получить правильных звукорядов.

Какая струна называется первой, какая второй и какая третьей, а также нумерация ладов и местонахождение подставки для струн обозначено на рисунке «Балалайка и наименование ее частей».

balalayka partsБалалайка и наименование ее частей

2. Каким требованиям должен удовлетворять инструмент.

Учиться играть нужно на хорошем инструменте. Только хороший инструмент может дать сильный, красивый, певучий звук, а от качества звука и от умения им пользоваться зависит художественная выразительность исполнения.

Хороший инструмент нетрудно определить по его внешнему виду — он должен быть красивым по форме, построен из доброкачественных материалов, хорошо отполирован и, кроме того, в частях своих отвечать следующим требованиям:

Гриф балалайки должен быть совершенно прямым, без искривлений и трещин, не очень толст и удобен для его обхвата, но и не слишком тонок, так как в этом случае под влиянием внешних причин (от натяжения струн, сырости, изменений температуры) он может со временем покоробиться. Лучший материал для грифа — черное дерево.

Лады должны быть хорошо отшлифованы как сверху, так и по краям грифа и не мешать движениям пальцев левой руки.

Кроме того, все лады должны быть одной высоты или лежать в одной плоскости, т. е. так, что-бы положенная на них ребром линейка касалась их всех без исключения. При игре на балалайке струны, прижатые на любом ладу, должны давать чистый, недребезжащий звук. Лучший материал для ладов — белый металл и никелин.

balalaika0002Колки для струн должны быть механические. Они хорошо держат строй и допускают очень легкую и точную настройку инструмента. Надо следить за тем, чтобы шестерня и червяк в колках были в порядке, сделаны из доброкачественного материала, не стертые в резьбе, не ржавые и легко поддавались поворотам. Та часть колка, на которую накручивается струна, должна быть не полая, а из целого куска металла. Отверстия, в которые пропускаются струны, должны быть хорошо зашлифованы по краям, иначе струны быстро перетираются. Костяные, металлические или перламутровые головки червяка должны быть хорошо к нему приклепаны. При плохой приклепке эти головки будут дребезжать во время игры.

Дека, построенная из хорошей резонансовой ели с правильными, параллельными мелкими слоями, должна быть плоской и ни в коем случае не вогнутой внутрь.

При наличии навесного панцыря следует обратить внимание, чтобы он был действительно навесным и не касался деки. Панцырь должен быть фанерованный, из твердого дерева (чтобы не покоробился). Его назначение — предохранить нежную деку от ударов и разрушения.

Следует заметить, что розетки вокруг голосника, по углам и у нижнего порожка являются не только украшениями, но также предохраняют наиболее уязвимые части деки от повреждений.

Подставка для струн должна быть сделана из клена и всей своей нижней плоскостью плотно соприкасаться с декой, не давая никаких просветов. Подставки черного дерева, дубовые, костяные или из мягких пород дерева не рекомендуются, так как они ослабляют звучность инструмента или, наоборот, придают ему резкий неприятный тембр. Высота подставки также имеет существенное значение; слишком высокая подставка хотя и увеличивает силу и резкость инструмента, но затрудняет извлечение певучего звука; слишком низкая — увеличивает певучесть инструмента, но ослабляет силу его звучности; техника же извлечения звука облегчается чрезмерно и приучает балалаечника к пассивной, невыразительной игре. Поэтому подбору подставки необходимо уделить особенное внимание. Неудачно подобранная подставка может ухудшить звучание инструмента и сделать его неудобным для игры.

Кнопки для струн (около нижнего порожка) должны быть сделаны из очень твердой породы дерева или кости и прочно сидеть в своих гнездах.

Струны для обыкновенной балалайки употребляются металлические, причем первая струна (ЛЯ) по толщине такая же, как первая гитарная, а вторая и третья струны (МИ) должны быть немного! толще первой.

Для концертной балалайки лучше всего пользоваться для первой струны (ЛЯ) первой металлической гитарной струной, а для второй и третьей струн (МИ) — или второй гитарной жильной струной, или толстой скрипичной струной ЛЯ.

Читайте также:  Народная этимология английского языка

От подбора струн зависит чистота строя и тембра инструмента. Слишком тонкие струны дают слабый, дребезжащий звук; слишком же толстые или затрудняют игру и лишают инструмент певучести, или, не выдерживая строя, рвутся.

Закрепление струн на колках производится так: петлю струны надевают на кнопку у нижнего порожка; не допуская перекручивания и изломов струны, осторожно кладут ее на подставку и верхний порожек; верхний конец струны дважды, а жильную струну и больше — обматывают вокруг кожа справа налево и затем только пропускают через отверстие, и после этого поворотами колка настраивают струну надлежащим образом.

Петлю на нижнем конце жильной струны рекомендуется делать следующим образом: сложив струну так, как показано на рисунке, накладывают правую петлю на левую, а высунувшуюся левую петлю надевают на кнопку и затягивают ее вплотную. Если струну понадобится снять, достаточно потянуть ее слегка за короткий конец, петля ослабнет и легко снимется без изломов.

Звук инструмента должен быть полным, сильным и обладать приятным тембрам, лишенным резкости или глухоты («бочковатости»). При извлечении звука из неприжатых струн он должен получаться длительным и затухать не сразу, а постепенно. Качество звука зависит, главным образом, от правильных размеров инструмента и качества строительных материалов, подставки и струн.

3. Отчего во время игры бывают хрипы и дребезжания.

а) Если струна слишком слабо или неправильно прижата пальцами на ладах. Прижимать струны на ладах нужно только те, которые следует, и перед самыми ладовыми металлическими порожками так, как это изображено на рис. №№ 6, 12, 13 и т.д.

б) Если лады не равны по высоте — одни из них выше, другие ниже. Необходимо лады выровнять напильником и подшлифовать шкуркой. Хотя это и несложный ремонт, все же его лучше поручать мастеру специалисту.

в) Если лады от времени протерлись и в них образовались углубления. Требуется такой же ремонт, как и в предыдущем случае, или же замена старых ладов новыми. Ремонт может выполнить только квалифицированный мастер.

г) Если колки плохо приклепаны. Необходимо их подклепать и укрепить.

д) Если низок верхний порожек или под страной у него образовался слишком глубокий прорез. Необходимо заменить новым порожком.

е) Если низка подставка для струн. Необходимо поставить более высокую.

ж) Если подставка неплотно стоит на деке. Необходимо ножом, рубанком или напильником выровнять нижнюю плоскость подставки так, чтобы она становилась на деку плотно и между ней и декой не образовывалось никаких щелей и просветов.

з) Если в кузове или деке инструмента образовались трещины и щели. Необходим ремонт инструмента мастером специалистом.

и) Если отстали (отклеились от деки) пружины. Требуется капитальный ремонт: вскрытие деки и подклейка пружин (тонких поперечных планок, приклеенных с внутренней стороны к деке и контробичайкам инструмента).

к) Если покоробился и касается деки навесной панцырь. Необходимо панцырь ремонтировать, фанеровать или заменить новым. Временно, чтобы устранить дребезжание, можно проложить в месте соприкосновения панциря и деки тонкую деревянную прокладку.

л) Если струны слишком Тонки или слишком низко настроены. Следует подобрать струны надлежащей толщины, а инструмент настроить по камертону.

м) Если жильные струны перетерлись и на них образовались волоски и заусеницы. Следует изношенные струны заменить новыми.

4. Отчего струны фальшивят на ладах и инструмент не дает верного строя.

а) Если подставка для струн стоит не на месте. Подставка должна стоять так, чтобы расстояние от нее до двенадцатого лада обязательно равнялось расстоянию от двенадцатого лада до верхнего порожка.

Если струна, прижатая на двенадцатом ладу, не дает чистой октавы по отношению к звуку открытой струны и звучит выше, чем следует, подставку нужно отодвинуть дальше от голосника; если же струна звучит ниже, то подставку, наоборот, следует подвинуть ближе к голоснику.

Место, где должна стоять подставка, на хороших инструментах обычно отмечено маленькой точкой.

б) Если струны фальшивые, неровные, плохой выработки. Следует заменить струнами лучшего качества. Хорошая стальная струна отличается присущим стали блеском, сопротивляется сгибанию и сильно пружинит. Струна из плохой стали или железная не имеет стального блеска, легко сгибается и плохо пружинит.

При выборе жильных струн целесообразно пользоваться струномером, который можно сделать самому из металлической, деревянной или даже картонной пластинки.
Каждое кольцо жильной струны осторожно, чтобы не помять, просовывают в щель струномера, и, если струна на всем своём протяжении имеет одинаковую толщину, т. е. в щели струномера доходит в любой своей части всегда до одного и того же деления, — значит, она будет звучать верно.

Качество и чистота звука струны (помимо ее верности) зависят также и от ее свежести. Хорошая струна имеет светлый, почти янтарный цвет и при сжимании кольца пружинит, стремясь принять первоначальное положение.

Хранить жильные струны следует в восковой бумаге (в которой они обычно и продаются), подальше от сырости, но и не в слишком сухом месте.

в) Если лады неправильно расположены на грифе. Требуется капитальный ремонт, который может выполнить только квалифицированный мастер.

г) Если гриф покоробился, вогнулся. Требуется капитальный ремонт, который может выполнить только квалифицированный мастер.

5. Отчего струны не держат строй.

а) Если струна плохо закреплена на колке и выползает. Необходимо тщательно закреплять струну на колке так, как это указано выше.

б) Если фабричная петля на нижнем конце струны плохо сделана. Нужно самому сделать новую петлю или заменить струну.

в) Если новые струны еще не обтянулись. Надев на инструмент новые струны и на строив, необходимо их обтянуть, слегка прижимая большим пальцем к деке недалеко от подставки и голосника или оттягивая осторожно вверх. После обтяжки струн инструмент необходимо тщательно настроить. Обтяжку струн следует производить до тех пор, пока струна не будет сохранять точной настройки, несмотря на обтягивания.

Читайте также:  Народные рецепты лечения трещины на пятках

г) Если инструмент настраивать, ослабляя натяжение струн. Настраивать инструмент надо подтягивая, а не ослабляя струну. Если струна настроена выше, чем нужно, лучше ослабить ее и подстроить правильно, вновь ее подтягивая; в противном случае струна во время игры обязательно понизит настройку.

д) Если колки не в порядке, сдают и не держат строй. Следует заменить испорченный колок новым или попробовать при настройке крутить его в обратную сторону.

6. Отчего струны рвутся.

а) Если струны плохого качества. Следует тщательно выбирать струны при покупке.

б) Если струны толще, чем требуется. Следует пользоваться струнами такой толщины и сорта, которые на практике оказались наиболее подходящими для инструмента.

в) Если слишком длинна мензура инструмента, следует пользоваться специальным подбором более тонких струн, хотя такой инструмент нужно рассматривать как производственный брак.

г) Если слишком тонка (остра) подставка для струн. Следует пользоваться под ставками нормальной толщины, а прорезы для струн подшлифовывать стеклянной бумагой (шкуркой) так, чтобы не было острых краев.

д) Если отверстие в колках, в которое просовывается струна, имеет слишком острые края. Необходимо выровнять и сгладить края маленьким трехгранным напильником и подшлифовать шкуркой.

е) Если струна при развертывании и надевании помята и на «ей получились изломы. Развертывать и натягивать струну на инструмент надо так, чтобы изломов и перекручиваний струны не получалось.

7. Как сохранять инструмент.

Тщательно храните свой инструмент. Инструмент требует к себе внимательного отношения. Не держите его в сыром помещении, не вешайте против или около открытого окна в сырую погоду, не кладите его на подоконник. Впитывая в себя влагу, инструмент сыреет, расклеивается и теряет звук, а струны ржавеют.

Держать инструмент на солнце, близ отопления или в слишком сухом месте также не рекомендуется: от этого инструмент рассыхается, дека и кузов лопаются, и он приходит в полную негодность.

Играть на инструменте надо сухими и чистыми руками, иначе на грифе у ладов под струнами скопляется грязь, а сами струны ржавеют и лишаются чистого звука и правильного строя. Лучше всего после игры протирать гриф и струны сухой чистой тряпочкой.

Для предохранения инструмента от пыли и сырости его надо держать в чехле, сшитом из брезента, с мягкой подкладкой или в футляре из картона, обшитом клеёнкой.
Если удастся приобрести хороший инструмент, и он со временем потребует текущего ремонта, остерегайтесь его подновлять и «наводить красоту». Особенно опасно снимать старый лак и покрывать новым лаком верхнюю деку. Хороший инструмент от такого «ремонта» может навсегда потерять свои лучшие качества.

8. Как нужно сидеть и держать балалайку во время игры.

Играя на балалайке, следует сесть на стул, поближе к краю так, чтобы ноги в коленях были согнуты почти под прямым углом, а корпус держался свободно и достаточно прямо.

Взяв балалайку за гриф в левую руку, положите ее кузовом между колен и слегка, для большей устойчивости, сожмите ими нижний угол инструмента. Гриф инструмента несколько отстраните от себя.

Локоть левой руки во время игры ни в коем случае не прижимайте к туловищу и не отводите его чрезмерно в сторону.

Гриф инструмента должен лежать немного ниже третьего сустава указательного пальца левой руки. Ладонь левой руки к грифу инструмента прилегать не должна.

Посадку можно считать правильной:

а) если инструмент во время игры сохраняет свое положение даже без поддерживания его левой рукой;

б) если движения пальцев и кисти левой руки совершенно свободны и не связаны «поддерживанием» инструмента и

в) если посадка вполне естественна, производит внешне приятное впечатление и во время игры не утомляет исполнителя.

Источник

Игра на балалайке для начинающих

igra na balalajke dlya nachinayushchih

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Балалайка является одним из основных символов России, но в настоящее время большой популярностью среди молодёжи не пользуется. Всего лишь столетие назад на балалайке могли играть не только представители малоимущего населения, но и высокопоставленные чины. Есть сведения, что даже члены королевской семьи развлекали себя игрой на этом музыкальном инструменте. О балалайке высказывались множество писателей и композиторов. Нет ничего зазорного в том, если научиться на ней играть. Ведь это не только поможет в дальнейшем усвоить игру на гитаре, укулеле или других струнных инструментах, но и является довольно лёгким и веселым занятием. Всего 3 струны способны воспроизводить целые композиции. О том, чего ожидать от игры на балалайке, а также об основных моментах для начинающих читайте в этой статье.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 1

igra na balalajke dlya nachinayushchih 2

Основные правила для начинающих

Чтобы научиться играть на балалайке с нуля, нужно в первую очередь изучить составные части инструмента.

Любая балалайка насчитывает более 70 различных деталей. Современный вид балалайка приобрела относительно недавно – в конце XIX века.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 3

igra na balalajke dlya nachinayushchih 4

Считается, что научиться игре на балалайке, как уже было сказано, не так сложно, как на гитаре или скрипке. Причина проста – наличие относительно небольшого количества струн (3 шт.) и небольшая длина грифа. А также нужно быть готовым к тому, что подушечки пальцев будут травмироваться и болеть.

Ещё одно важное правило – необходимо научиться правильно держать инструмент в руках. Это поможет избежать излишней усталости во время занятий, улучшит качество звучания. Нужно сесть на край стула и поставить ноги на ширине плеч. Бёдра должны находиться параллельно полу. Инструмент нужно расположить между ног так, чтобы дека была расположена по диагонали к туловищу, а гриф располагался в стороне от тела, поддерживаясь левой рукой.

Чтобы можно было быстро научиться играть на балалайке, необходимо ежедневно упражняться в различных приемах (бряцанье, расстановка аккордов, тремоло и так далее), о которых мы поговорим ниже.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 5

igra na balalajke dlya nachinayushchih 6

Важно уметь различать виды балалаек.

Читайте также:  Народные средства при перегаре

igra na balalajke dlya nachinayushchih 7

igra na balalajke dlya nachinayushchih

Настройка инструмента

Существует несколько видов настройки балалаек. Сразу следует отметить, что на академический инструмент ставят струны разной толщины. На обычной же балалайке 1-я струна очень тонкая (например, 0.003 дюйма), а две остальные одинаковые и значительно толще (0.010 дюйма). Имеются и другие варианты толщины.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 8

Гитарный строй

Является самым популярным в наши дни способом настройки балалайки. По этому принципу настраиваются первые три струны русской семиструнной гитары (GBD, если считать с самой толстой из них). Это – мажорный стандарт, но звуки строя могут быть самыми разными:

Настройка включает в себя следующие этапы.

После такой настройки балалайка звучит стройным мажорным аккордом в его основном виде.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 9

Балалаечный строй

Является традиционным и самым старинным видом настройки. Зачастую, помимо профессиональных музыкантов, его используют деревенские музыканты-самоучки. Настроить инструмент под данный строй довольно легко – нужно лишь проделать несколько действий.

В результате две одинаковые по калибру струны (2-я и 3-я) звучат в унисон, а самая тонкая – 1-я – имеет звук на чистую кварту выше. Одни из популярных строев – EEA и DDF.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 10

Другие настройки

Эти строи можно назвать нестандартными. Используются они крайне редко – в основном профессионалами для более оригинального звучания инструмента или расширения репертуара. К ним можно отнести:

Настройка инструмента является важным процессом. Если в случае одиночной игры ноты, звучащие фальшиво, неприятны, то в случае игры в оркестре или в сочетании с другими инструментами правильная настройка балалайки становится критичной.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 11

Обзор приемов звучания

Чайковский называл балалайку «русским чудом» из-за ее способности воспроизводить необычные звуки. Одна из причин этого – разнообразие технических приемов для этого. Практически у каждой из народных мелодий, дошедших до наших дней, есть свой особый прием исполнения на балалайке.

Проще говоря, у любой мелодии существует прием, который при игре используется очень часто. Большинство из этих приемов можно освоить путем самостоятельного обучения.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 12

Рассмотрим их подробней.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 13

igra na balalajke dlya nachinayushchih 14

Также к вышеописанным приемам можно добавить и некоторые другие. Они представляют собой группу действий, в результате которых получаются звуки, не очень похожие на музыкальные: скрипы, перкуссионные удары по корпусу, струнам и так далее. Некоторые произведения могут требовать и таких звуков.

Полный список приемов, которые можно воспроизвести на инструменте, не ограничивается данными примерами. Здесь описаны лишь основные.

Некоторые профессионалы могут, смешивая технические приемы, легко играть рок, что считается высшим искусством игры на балалайке.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 15

Основные трудности

Как уже было сказано, пальцы, особенно подушечки, будут болеть. А также стоит отметить, что девушкам, занимающимся игрой на балалайке, нужно будет попрощаться с красивым маникюром.

Важным фактором является выбор правильного инструмента. То, что инструмент хороший, чаще всего, можно увидеть практически сразу – у него красивый, опрятный вид. Поверхность такой балалайки бывает хорошо отполированной, края у нее гладкие и приятные на ощупь. Гриф инструмента обязательно должен быть ровным. Он не должен быть слишком широким или, наоборот, слишком узким. Поверхность должна быть без трещин, царапин или других неровностей.

В идеале лады должны быть гладкими, хорошо отшлифованными. При игре они не должны препятствовать движению пальцев. Все лады должны быть расположены на одной плоскости. В противном случае при нажатии на лад будет извлекаться дребезжащий или даже скрипучий звук. Зарекомендовали себя хорошо лады, сделанные из белого металла или никелина. Колки не должны быть заржавевшими, а также должны легко крутиться, но при этом чётко фиксировать настрой.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 19

У хороших инструментов бывают отметины в виде точек, которые обозначают то место, куда нужно ставить подставку. Расстояние от подставки до 12 лада должно быть таким же, как и расстояние от верхнего порожка до того же 12 лада. Если подставка будет установлена неправильно, то звучание балалайки окажется неточным. Кроме того, нужно помнить и о том, что размер инструмента будет напрямую связан с его звучанием. Чем больше корпус, толще струны и длиннее гриф, тем ниже будут звуки, содержащие басовые оттенки. Для новичка лучше всего подойдут инструменты среднего размера.

Профессионалы утверждают, что с нуля за неделю при ежедневных тренировках на протяжении нескольких часов вполне можно научиться играть пару-тройку народных песен самостоятельно. Если, конечно, позволят пальцы, вернее, боли в них.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 17

Рекомендации

Большинство желающих могут научиться играть на балалайке без посещения специализированных курсов. Начинающие могут использовать уроки на различных платформах и сайтах для самостоятельного обучения. К услугам тех, кто хочет подтянуть знания теории музыки и мастерство своей игры, находятся репетиторы.

Профессионалы дают в помощь начинающим ряд советов. Ими следует руководствоваться.

igra na balalajke dlya nachinayushchih 18

Стоит отметить, что игра на балалайке является простой, поэтому навыки игры может приобрести даже ребенок. У каждого умеющего играть на балалайке всегда есть хорошо развитая моторика. Ее наличие улучшает не только хорошую способность контролировать свое тело, но и улучшает навыки обучения новому.

О том, как играть на балалайке, смотрите в следующем видео.

Источник

Adblock
detector