Народный строй балалайки прима

Особенности балалайки примы

osobennosti balalajki primy

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Балалайка – символ русской народной музыкальной культуры. Ее название предположительно означает «балагурить», «говорить». Действительно, этот простой с виду инструмент способен передавать целую гамму чувств: от веселья до грусти.

osobennosti balalajki primy 1

osobennosti balalajki primy 2

Что это такое?

Существует несколько разновидностей балалайки. Среди них самой известной можно назвать балалайку прима. Ее создателем является В. Андреев. Он преобразил народный инструмент, придал ему современный размер и улучшил форму, добившись более глубокого звучания.

Такое наименование – прима – балалайка получила совершенно заслуженно. В своем семействе она ведущая, солирующая. Ей подвластны самые сложные произведения, требующие высокой техники в исполнении произведения.

Размеры этого инструмента колеблются от 600 до 700 мм. Треугольный корпус не цельный, состоит из 6 или 7 элементов. Выполнен из дерева, обычно из бука. Дека (верхняя часть корпуса) – из хвойных пород, например, из ели. Дека служит резонатором, придающим глубину звуку.

Гриф несколько отгибается назад, включает в себя от 16 до 31 лада.

osobennosti balalajki primy 3

osobennosti balalajki primy 4

У балалайки три струны, чаще всего металлические. Две струны раньше делали из жил, а сейчас изготавливают из нейлона или карбона. По своим характеристикам балалайка не уступает симфоническим инструментам. Диапазон ее звучания – от «ми» первой октавы до «до» четвертой.

Заслуга В. Андреева состоит и в том, что он ввел балалаечный строй, который принято называть академическим. У примы он таков: «ми», «ми», «ля» первой октавы.

osobennosti balalajki primy 5

Балалайки бывают разных видов в зависимости от назначения. Есть ученические, которыми пользуются те, кто только осваивает тонкости игры на этом инструменте. Профессиональные балалаечники играют на концертной балалайке. Это инструмент, созданный из ценных пород дерева, настроенный и отлаженный мастерами. Предназначен он, соответственно названию, для академических выступлений.

Концертные балалайки могут быть фабричного или мастерового исполнения. Более высоко ценятся вторые, так как у них уникальное звучание. Они делятся на несколько категорий: 3, 2, 1 и высшую.

Категория зависит от того, насколько ценная древесина использовалась при изготовлении. Материалом может служить бук, груша, клен.

osobennosti balalajki primy 6

osobennosti balalajki primy 7

Комплектующие и аксессуары

При всей простоте балалайка – инструмент довольно сложной структуры. От того, насколько качественные детали используются в ней, зависит срок службы инструмента и его звучание. Часть элементов нуждается в регулярной замене и подгонке.

Струны определяют чистоту звука и тембр балалайки. Слишком тонкие струны создают дребезжание, слишком толстые делают звукоизвлечение тяжелым, уменьшают певучесть, а также могут порваться.

Колковый механизм находится на лопатке, завершающей гриф, и служит для натягивания струн. Его нужно менять время от времени, так как колки изнашиваются и не позволяют поддерживать высокое качество игры.

osobennosti balalajki primy 8

Подставка для струн регулирует качество и силу звука. Лучшим материалом для ее изготовления служит клен. Подставка должна нижней частью плотно прилегать к деке. В этом случае не будет дребезжащего звука. От высоты и правильности расположения подставки зависит звучание инструмента, а также удобство игры на нем.

Важен и подбор аксессуаров. Наплечный ремень поможет уменьшить напряжение в руках, особенно когда музыкант играет стоя или двигается во время исполнения произведения.

Балалайка, как любой музыкальный инструмент, требует бережного ухода. Поэтому нужным приобретением станет чехол. Он поможет сохранить инструмент от пыли, грязи и сырости.

osobennosti balalajki primy 9

osobennosti balalajki primy 10

Советы по настройке

Настройка балалайки не очень сложна, особенно если инструмент используется только для музицирования дома. Первая струна настраивается на ноту «ля», а вторая и третья – на ноту «ми». Инструмент можно настроить на слух или проверить точность регулировки с помощью фортепиано. Проверку проводят и таким способом: после настройки нижнюю струну оставить свободной, а две верхние прижать к пятому ладу. Все три струны должны звучать в унисон.

Когда необходимо настроить концертный инструмент, то следует подойти к этому более серьезно. Создать правильное звучание струн нужно с помощью тюнера, баяна или рояля. Большое значение имеет и то, насколько качественно затянуты струны. От этого зависит срок их службы. А также это позволит избежать неприятностей во время концерта.

Начав свою историю несколько столетий назад, балалайка остается любимым и известным инструментом. Она увлекает и покоряет своим звучанием и народные праздники, и академические площадки.

osobennosti balalajki primy 11

Cоветы по выбору балалайки в видео.

Источник

Балалайка. Руководство пользователя

%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0

Всё про балалайку

Существует два вида балалаек: академические и традиционные. Вид №1: академическая балалайка. Это инструмент для профессиональных музыкантов. На такой балалайке устанавливаются нейлоновые струны. Для этого инструмента существует фиксированная настройка. Для обучения нужен достаточно длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Вид №2: традиционная балалайка. Это инструмент для самостоятельного любительского музицирования. На такой балалайке устанавливаются металлические струны. У неё множество разнообразных типов настройки. Обучится простейшей игре на такой балалайке можно в самые короткие сроки. Также встречается группа традиционных балалаек с количеством струн от 4 до 6. Их особенность состоит в удвоении первой, второй или всех трёх струн балалайки, что делает звучание более мягким и разливистым.

Гитарный строй (русский, народный, деревенский)

Настройка. Первую струну нужно настроить на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.) и к ней подстроить остальные струны. Для этого следует зажать среднюю струну на третьем ладу и при помощи подтягивания добиться унисона с открытой первой струной. Затем третью струну, зажав на четвертом ладу, состроить с открытой средней. После настройки балалайка должна издавать стройный и бодрый мажорный аккорд. Одно из самых распространённых названий этого строя – гитарный. Скорее всего это произошло из-за совпадения настройки с первыми тремя струнами русской семиструнной гитары, распространённой в России. Это самый популярный на сегодняшний день народный способ настройки балалайки.

Варианты гитарного строя:

Балалаечный строй (старинный, двухтонный, простой)

Настройка. Наладив первую струну на любую удобную высоту (под голос, под другой музыкальный инструмент и т.д.), подстраиваем остальные струны. Для этого среднюю струну зажимаем на пятом ладу и при помощи подтягивания настраиваем в унисон с первой струной. То же самой делаем с третьей струной. Получается две одинаковые по звуку струны и одна, самая высокая, настроенная выше на 5 ладов. Это один из наиболее старинных способов настройки балалайки. Вплоть до начала XX века этот строй был самым распространённым в народной среде. Он до сих пор пользуется популярностью у деревенских музыкантов в ряде областей России.

Варианты балалаечного строя:

Редкие настройки (региональные, популярные в некоторых областях России)

Наряду с популярными балалаечными настройками существуют и редкие, используемые в некоторых областях России. Многие музыканты умело применяют в своей практике сразу несколько видов настройки. Это позволяет находить интересные мелодические ходы и добавлять яркости в музыкальный репертуар.

Примеры редких настроек:

Настройка парных струн

Для достижения точного строя балалайки необходимо отрегулировать мензуру (длину рабочей части струны) инструмента. Для этого необходимо расположить кобылку (подставку) на расстоянии 435-450 мм от верхнего порожка в зависимости от размера мензуры инструмента. Для дополнительной устойчивости рекомендуется натереть основание кобылки скрипичной канифолью.

Особенности установки кобылки. Использование разных типов настройки балалайки требует разного расположения кобылки. Практика показывает, что при использовании металлических струн зачастую требуется небольшой сдвиг кобылки назад, в направлении к задинке (на 0,5-1 мм). При игре в гитарном строе (или другой настройке, налаженной в открытый аккорд) кобылку выставляют немного наискосок, так, чтобы часть кобылки с самой низкой струной была немного смещена назад (2-3 мм), в направлении задинки. Это позволяет компенсировать естественную погрешность мензуры. При игре в балалаечном строе это смещение не такое значительное.

Читайте также:  Народные танцы для детей ростов

Помощь в настройке

Для точной настройки балалайки можно использовать тюнер, мобильное приложение, синтезатор, гитару, гармонику, камертон или другой инструмент, способный сориентировать на удобную высоту звука. Если под рукой нет необходимого инструмента, используйте своё чутьё и немного терпения.

Струны для балалайки

Подробнее о струнах для традиционной балалайки

Уход за струнами для балалайки

Струны балалайки, равно как и струны любого другого музыкального инструмента, требуют регулярного ухода. Перед началом использования новые струны рекомендуется протереть очищающей жидкостью (спиртосодержащим раствором). При частом использовании необходимо постоянно протирать струны, т.к. от этого напрямую зависит яркость звучания инструмента. Периодически необходимо менять струны на новые, т.к. при эксплуатации происходит неизбежная деформация струны (вытягивание, нарушение колибровки, окисление и т.д.), что в свою очередь приводит к эффекту «плавающего» неуверенного строя и тусклого звучания.

Балалайка состоит более чем из 70 деталей. В разных производственных практиках и мастеровых традициях они имеют различные названия. В представленной схеме перечислены наиболее употребимые наименования частей и элементов конструкции традиционной балалайки.

Особенности ухода за балалайкой


Несмотря на то, что балалайка инструмент крепкий и непритязательный, при игре так или иначе появляются признаки активной эксплуатации. Наиболее распространённым явлением является загрязнение мыска – места удара пальцами по струнам. Для устранения подобных следов рекомендуется пользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – водку или бытовой бензин «калоша». Балалайка, как и всякая барышня, любит косметические процедуры и средства по уходу позволяют ей не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании необходимо ослабить натяжение струн. Для предотвращения сбоев в работе колкового механизма рекомендуется регулярно проводить его смазку и производить протяжку всех винтовых соединений. Для хранения балалайки рекомендуется использовать чехол или кофр. Не следует хранить балалайку на подоконнике, на печке, в сенях, на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля и на балконе. Нельзя оставлять балалайку рядом с отопительными приборами. Подробнее с правилами ухода можно ознакомиться в общем разделе Эксплуатация.

%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C

краткая историческая справка

Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово «балалайка» имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b h ā) – звукоподражательную форму со значением «говорить, болтать» (в восточнославянских диалектах также – «шутить»), как в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках.

Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу XVI века русских традиций производства щипковых инструментов (в первую очередь – домерных традиций). Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала вплоть до второй половины XX века.

В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В начале XX века балалайка разделилась на две разновидности: академическую (профессиональную) и традиционную (народную, деревенскую). Это разделение сохраняется и в настоящий момент. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В профессиональной среде сложился свой тип балалайки особой конструкции с расширенным звукорядом, унифицированным квартовым строем, нейлоновыми струнами и собственным концертным репертуаром. Игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В свою очередь, в народе получили распространение балалайки артельного (фабричного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, использованием металлических струн, множеством вариантов настройки и музыкой, передающейся от человека к человеку без помощи нотных партитур. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. В настоящее время традиционная балалайка переживает значительный подъём, вместе с популярностью растёт и спрос на этот тип инструмента.

Сергей Ключников©, Мануфактура БалалайкерЪ©, 2016

Источник

История балалайки: рассматриваем по полочкам

220px Petr Zabolotskiy 01

Кем был «балалаечный Страдивари», когда в России появился первый балалаечный кружок и кто учил играть на балалайке царскую семью? Читайте наш материал о том, как старинный музыкальный инструмент вышел на большую сцену.

Название инструмента

220px Petr Zabolotskiy 01

Картина П. Е. Заболотского «Мальчик с балалайкой» (1835).
Форма корпуса балалайки была изначально округлой.

220px Beer%2C Russian boy with balalaika

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.

По одной версии, которой придерживаются Чудинов А. Н. («Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», 1910)) и Михельсон А. Д. («Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней».) слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребёнок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове — башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур.

Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Читайте также:  Народная мудрость на тему пожар

Родственные связи

История происхождения одного из самых народных и популярных в России инструментов затерялась в веках. «Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно», — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Но уже в Х столетии арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов, о чем и написал в своей книге путевых заметок под названием «Записка».

Музыковед и исследователь русского фольклора Александр Фаминцын и музыкант-этнограф Николай Привалов считали балалайку родственницей домры (русский народный щипковый инструмент с овальным корпусом); член Петербургской академии наук и хроникер музыкальной жизни ХVIII века Якоб Штелин утверждал: самым распространенным инструментом во всей русской стране является балалайка — «инструмент славянского происхождения». По словам Штелина, в XVIII веке было «нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек».

История

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. В. Иванову, Ф. С. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600—700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Таким образом, можно говорить о существовании двух инструментов: народной и андреевской балалаек.

Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 23 (13) июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».

Я. Штелин говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

«Балалайка не играет, а разоряет»

Так говорили про этот музыкальный инструмент в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам. К примеру, в Псковской области старожилы окрестных сел до сих пор сохраняют традиции балалаечной игры, которую удалось записать фольклорной экспедиции Петербургской консерватории. Балалайка — непременная участница псковских посиделок, и для каждого случая существует свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».

Конструкция

Длина балалайки составляет от 60—70 см (балалайка прима) до 1,7 метра (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII—XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы, состоящий из отдельных (5—7) сегментов. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки — 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Строй

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна Соль, вторая — Ми, третья — До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Квартово-унисонный

Струна Нота Октава Нотация
1 a1 (ля1) Первая 90px Balalaika Range3.svg
2 e1 (ми1)
3 e1 (ми1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля, Ми, Ми (первой октавы) — это академический строй балалайки.

Интервалы между соседними струнами: a1<ч.4>e1<ч.1>e1 (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта, ч.1 — чистая прима, унисон).

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы, альт — ниже на октаву. Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d1, a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24 ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры. Последовательность тонов: Ре, Ля, Ми. Интервалы: D A E.

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Русский балалаечный Страдивариус

Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый выпускаемый им из рук инструмент идеалом совершенства».

Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Настройка

Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву. Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше — наоборот. Так проверяют все три струны.

При настройке в квартово-унисонный строй опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля, фортепиано или баяну. Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов, следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.

Читайте также:  Народные рецепты при болях в сердце

Соло балалайки в великорусском оркестре

Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей светской публики. Андреев открыл учебные классы в Соляном городке в Петербурге, где началась история Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт: исполнил «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни в обработке руководителя коллектива. Выступление оказалось даже более успешным, чем ожидали музыканты: зал долго рукоплескал. После этого кружок отправился в первое гастрольное турне: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь.

«Нужно решительно удивляться В.В. Андрееву, в такое короткое время обучившему целый кружок из 8 лиц и достигшему поразительных эффектов гармонизации на таком несложном инструменте, как балалайка…»

Вскоре к кружку присоединились профессионалы: композитор Николай Фомин, ученик Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова, привлек в коллектив музыкантов с консерваторским образованием. Так, в кружке в разное время играли Николай Осипов, Борис Трояновский, Александр Чагадаев.

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».

Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.

Разновидности

220px Contrabassbalalaika

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане.

Вид Строй Нотация Мензура Длина Лады
Прима a1, e1, e1 200px Balalaika Prima note.svg 435—450 675—685 19—24
Секунда d1, a, a

200px Balalaika Secunda note2.svg
200px Domra 3 Alto note2.svg
475—490 745—765 15
Альт a, e, e

200px Balalaika Alto note.svg
200px Domra 3 Tenor note2.svg
490—535 800—820 15
Бас d, A, E 200px Balalaika Bass note.svg 750—780 1120—1160 18
Контрабас D, A1, E1 200px Balalaika Contrabass note.svg 1100—1180 1600—1700 16—17

Балалайкой восхищались короли

662024

662026

Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже. Музыканты кружка Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне в 1889 году. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.

Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.

От исполнителей из народа к народным артистам

Концертный инструмент в балалайке разглядел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как играет на трехструнной соседский дед Антип, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки.

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами».

В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

Звучание

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.

Использование

320px %D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD %D0%93%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B5 %D0%B7%D0%B0 %D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC

Балалайка вошла в фольклор на рубеже XVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов XVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В. И. Майкова, А. О. Аблесимова, Г. Р. Державина. А с конца XIX века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре. Впрочем, крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать — не в балалайку играть», где под «орать» подразумевается пахать землю плугом (оралом).

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут.В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь — заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках, она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень — балалайка. Души моей хозяйка. Поиграй повеселее В балалайку, дорогой!.

В песне немецкой группы Scorpions «Wind Of Change» есть такие строки:

Let your balalaika sing

What my guitar wants to say

(Пусть твоя балалайка пропоёт то,

Что хочет сказать моя гитара…)

Распространённость

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5—7 лет (в зависимости от возраста учащегося), в среднем учебном заведении 4 года, а в высшем — 4—5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Радиопередачи

Интересные факты

Н. В. Гоголь, упоминая балалайку в «Мёртвых душах», называет её «двуструнным» инструментом: «Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двуструнные лёгкие балалайки…»

Источник

Adblock
detector