Народный суверенитет означает что

Народный суверенитет и формы его проявления

Выявим содержание народного суверенитета и определим формы проявления народного суверенитета.

В соответствии со статьей 1 Конституцией РФ Российская Федерация является демократическим государством. Это проявляется в народовластии, разделении властей, политическом многообразии, свободе СМИ, местном самоуправлении.

В статье 3 Конституции РФ отмечается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является её многонациональный народ. Следовательно, Россия провозглашается государством народовластия, демократическим государством (в переводе с древнегреческого языка «демократия» – это народовластие).

Категории «народ» и «власть», которые составляют понятие «народовластие», сложны и требует при их исследовании особого подхода.

С юридической точки зрения категория «народ» отождествляется с понятием «граждане» и характеризуется принадлежностью данной совокупности людей к определенному государству. Он формирует физическое наполнение государства.

Власть отражает возможность управлять кем-то и чем-то, подчинять своей воле других. Она представляет собой социальное явление, которое появляется одновременно с возникновением общества и имеется в любом обществе, так как последнее требует управления.

С возникновением государства формируется и государственная власть как один из важнейших его признаков. В качестве своих основных элементов она имеет общую волю и силу, которая может обеспечить подчинение общей воле всех членов общества.

Государственная власть обладает суверенитетом, который проявляется в её верховенстве, авторитете, единстве и независимости. Она реализуется особым государственным аппаратом, состоящим из комплекса государственных учреждений, которые выполняют функции государства.

Она не является единственной формой народного суверенитета. Важной его формой выступает и местное самоуправление. Органы муниципального управления не входят в систему органов государственного управления.

Народный суверенитет подразумевает признание народа верховным носителем всей власти.

Народный суверенитет предполагает, что народ осуществляет власть самостоятельно и использует её исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет является неделимым и имеет только одного обладающего им субъекта – народ.

Таким образом, народовластие – это принадлежность всей власти народу, свободное её осуществление в полном соответствии с суверенной волей и истинными интересами населения.

При народном суверенитете реализация власти оформляется, легитимируется и контролируется народом, так как она выступает в формах самоопределения и самоуправления населения, участвуют в которых все граждане на равных основаниях.

Народовластие (народный суверенитет) как форма властвования государства трансформируется таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления. Согласно данному принципу решение любых государственных проблем или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации народом.

В зависимости от формы выражения воли народа выделяют представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия предполагает реализацию народом власти через выборных полномочных представителей. Они принимают решения, которые отражают волю тех, кого они представляют: всё население определенной территории. Выборное представительство формируют избираемые народом государственные и муниципальные органы.

Непосредственная демократия – это форма прямого волеизъявления народа. Согласно статье 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти населения являются референдум и свободные выборы.

Источник

Народный суверенитет

Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. Распад старых империй и образование новых государств в конце XVI века в Европе вызвал необходимость в объяснении и легитимизации данных исторических процессов. В 1576 французский философ Жан Боден разработал концепцию государственного суверенитета, суть которой заключалась в том, что государство обладает полнотой власти над определённой территорией и её постоянным населением, и является независимым от внешних сил. Изначально у Бодена носителем суверенитета объявлялся монарх, обладающий неограниченной властью над народом.

Однако в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ничем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа, была разработана доктрина народного суверенитета. До Руссо эта доктрина развивалась в работах Томаса Гоббса и Джона Локка.

Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.

В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.

В современном политическом лексиконе термин «народный суверенитет» в значительной степени вытеснен понятием «демократия». Представители неолиберальной концепции политической теории отмечают, что во всех демократических государствах народный суверенитет является принципом конституционного строя. Суверенитет народа в политических системах демократических государств проявляется в том, что он избирает своих представителей, которые являются носителем его воли и принимают политические решения в целях достижения всеобщего блага.

Элвин Магид, профессор политических наук университета штата Нью-Йорк в Олбани, отмечает, что терминология народного суверенитета нередко используется современными авторитарными режимами для сокрытия нарушений прав человека и репрессий. В качестве примеров он приводит «народные демократии», образованные под воздействием СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны, Исламскую Республику Иран и Корейскую Народно-Демократическую Республику. Эту же точку зрения поддерживает профессор НИУ ВШЭ А. А. Сергунин, который указывает, что доктрина народного суверенитета широко распространена не только в демократических государствах, но и в тоталитарных государствах, которые используют её для своей легитимации. Как указывает В. Л. Цымбурский, в тоталитарном государстве советского типа бюрократические элиты, выступавшие как «авангард народа», использовали мобилизационный потенциал паттерна «суверенитета народа», подменяя его содержание собственными идеалами. Как заключает профессор Бостонского университета Роберт Джексон, наиболее ироничным в истории эволюции идеи народного суверенитета является то, что именно от имени народа, а не от имени верховных правителей велись самые масштабные репрессии в истории человечества.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

С момента своего возникновения демократия была концепцией, открытой для интерпретаций. Её история фактически является не только историей борьбы между сторонниками народовластия и его противниками, но и историей дискуссий среди сторонников. Предметом дискуссий были такие вопросы, как.

Большинство политических и культурных явлений до нового времени имело универсальный, а не национальный характер. Громко заявив о себе в конце XVIII века в связи с революциями в Америке и Франции и приведя к распаду европейские империи и колониальные системы в XIX и XX веках, национализм по сей день остаётся одной из ведущих мировых идеологий.

В своём развитии христианская демократия прошла ряд этапов. Рост либерализма и гражданского национализма в XIX веке сказались негативно на международной позиции Католической церкви. Чтобы восстановить доверие масс, церковь приступила к реформам и огласила новую социальную доктрину, христианскую демократию. До Первой мировой войны церковь не одобряла создание католических политических партий. После войны Ватикан дал своё согласие на это, однако в реальности в состав многих партий вошли представители.

Читайте также:  Мочевой кислоты крови народными средствами некоторые варианты успешно применяемые людьми

Источник

Народный суверенитет в России. Сущность и признаки

Народный суверенитет как основополагающий принцип конституционализма в большинстве демократических государств рассматривается как принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Однако в некоторых исследованиях встречается широкий взгляд на народный суверенитет как звучную категорию. В частности, А.А. Югов рассматривает данное понятие в трех аспектах: как доминирующую идею современного прогрессивного политического и правового мировоззрения об организации публичной власти; в качестве конституционного принципа демократического общественного и политического развитая; как ключевой политико-правовой институт конституционного права. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 2004. С. 44.

Рассмотрим категорию народный суверенитет с позиции народовластия, поскольку эти понятия могут характеризоваться как тождественные. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

Представляется важным определить понятие «народ» с точки зрения конституционного права. В государственно-правовой литературе этот вопрос рассматривается с точки зрения того, из кого же состоит народ: из совокупности всех людей, проживающих в государстве; из совокупности граждан государства; из совокупности лиц, обладающих публично-правовой дееспособностью, т.е. реально осуществляющих свои политические права.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В этом состоит правовая сущность и значение народного суверенитета как принципа конституционализма.

Суверенитет народа как правовая категория обладает рядом важнейших свойств: верховенством, неотчуждаемостью, единством, полнотой и неограниченностью. Рассмотрим данные свойства.

3) Единство суверенитета означает, что народ является единственным источником власти в Российской Федерации. И в этом отношении народ выступает единой общностью людей, принимающей властные решения на основе волеизъявления большинства граждан при безусловном уважении мнения меньшинства. Помимо этого, суверенитет неделим. По мнению некоторых политиков, в федеративных государствах суверенитет распространяется между субъектами федерации и центральной властью, причем для каждого уровня существует своя исключительная от постороннего вмешательства сфера распространения суверенитета. Однако данный подход представляется абсурдным, поскольку не представляется возможным разделить суверенитет в России на 83 субъекта федерации, либо на административно-территориальные единицы в иных государствах.

4) Полнота и неограниченность суверенитета народа подразумевает, что гражданам России принадлежит весь объем власти, который может быть реализован в предусмотренных Конституцией и законами формах во всех сферах общественной жизни: в праве на землю и недра, на свободное экономическое развитие, на пользование достижениями науки, культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами и т.д.

Таким образом, выражением народного суверенитета является признание народа Российской федерации верховным носителем всей власти. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст.32 Конституции). Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч.2 ст.130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Источник

Народный суверенитет в России. 1 страница

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА) — в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Н.с, или полновластие народа, есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ — единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Наряду с отмеченными власть народа обладает и другими особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель — достижение общего блага или общего интереса; эта власть имеет общесоциальный характер, она обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.

Н.с. имеет различные формы проявления: через представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства Н.с. проявляются на различных уровнях. Применительно к РФ — на федеральном (многонациональный народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном — через местные сообщества граждан.

№20.Народовластие и его конституционное закрепление.

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Народовластие как важнейший принцип Конституционного строя России Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими. Российская Федерация Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч.2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Формами непосредственного осуществления народовластия являются: референдумы и свободные выборы; опросы общественного мнения; обсуждение проектов законов; формирование органов местного самоуправления. Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную Думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия. Таким образом, народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по Закону (ч.4 ст.3 Конституции РФ).

Читайте также:  Народные праздники в китае

№21.Конституционные институты прямой демократии.

edugr4

Первый элемент равного избирательного права наличие у каждого избирателя только одного голоса. Другой элемент равного избирательного права участие в выборах на равных основаниях. Голосование на выборах является тайным. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Выборы единственный способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления.

Итак, выборы единственный способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, выборы выступают как часть представительного властвования жителей и его исходное начало. По своей сути выборы есть связь представительных институтов непосредственной демократии.

№22.Референдум(понятие и виды).

По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (обязательный) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы. Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и обычно могут быть изменены (отменены) только таким же референдумным путем. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.

№23.Конституционные основы многопартийности в РФ.

Демократические принципы политического многообразия, многопартийности и плюрализма мнений, как важнейшие атрибуты справедливого демократического государства нашли свое закрепление в статье 13 главы 1 Конституции РФ [1]«Основы конституционного строя».

Политическое многообразие, прежде всего, означает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем социально-политическим или иным объединениям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках конституционного законодательства.

Демократия осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, свободного участия граждан в политической жизни страны. Действия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, общественных и религиозных объединений, должностных лиц и граждан, ведущие к устранению многопартийности, незаконному ограничению деятельности общественных и религиозных объединений, установлению преимуществ для отдельных из них, преследуется по закону. В этом заключаются конституционные гарантии данного принципа.

Важным условием реализации принципа политического многообразия служит определение и закрепление правового статуса политических партий, других общественных организаций и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих конституционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям со стороны государства и его органов. Только в таком случае объединения граждан могут стать активными участниками легализации многообразия мнений и позиций в демократическом процессе.

Опыт государственно-правового развития убеждает в том, что сильное народное представительство есть результат не избирательного права, а политики, субъектами которой выступают политические партии. Именно политические партии, выявляя всю глубину социальных, политических и иных интересов, идеалов, противоречий, предрассудков, вырабатывают путь мирных социальных преобразований и служат условием не революционного, а эволюционного развития общества. В этом – путь не только к формированию политической культуры народа, но и его превращению в единую государственную гражданскую нацию, осознанно создающую народное представительство и бдительно контролирующую ее.

Именно поэтому свобода создания и деятельности политических партий получила конституционное признание всех претендующих на демократизм государств; в противном случае неизбежно либо создание тайных обществ, противостоящих государству и угрожающих самим основам государственности, либо превращение парламента в собрание представителей отдельных групп населения, объединенных экономическими, национальными и т.д. интересами и руководствующихся эгоистическим расчетом, а не общим благом. Что же касается государства, утрата им своей демократической природы и либо авторитаризация, когда орган народного представительства превращается в простой придаток исполнительной власти, формируемый и всецело ею контролируемый, либо «приватизация» той или иной мощной в экономическом отношении группировкой неминуема, что особенно убедительно доказывается нашим собственным опытом 90-х годов прошлого столетия.

№24.Конституционные основы экономического строя в РФ.

конституционнымиосновами экономического строя России- являются совокупность конституционных принципов и норм, закрепляющихэкономические основы конституционного строя, характер и формы собственности и гарантии их защиты, провозглашение определенной системы обеспечения социальных потребностей общества в различных областях жизни, экономические права и свободы человека, государственное регулирование экономики.

Свобода экономической деятельности обеспечивается в рамках единого экономического пространства. На территории Российской Федерации признаются недействительными акты органов власти и управления, а также решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны. Обычно экономическое пространство рассматривается как интегральное единство экономико-географических и экономических факторов развития общества и государства. В результате углубления рыночных взаимосвязей между государствами, что возможно только в условиях свободного движения товаров, капиталов, рабочей силы и информацииформируется единое (рыночное) экономическое пространство. Отмечается, что положение ч. 1 ст. 8 Конституции РФ сформулировано таким образом, что его можно понимать и как согласие на международную интеграцию, экономическую глобализацию.

Важное значение имеет конституционный принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, который направлен на то, чтобы создать конституционно-правовой режим стабильности экономического оборота. Юридическое содержание названного принципа сводится к тому, что, во-первых, он распространяется на отношения, складывающиеся в пределах территории России, во-вторых, их адресатами являются субъекты, наделенные правом принимать нормативно-правовые решения, в-третьих, запрещается принятие норм, предусматривающих таможенные границы внутри России, в-четвертых, признается недопустимым установление каких-либо пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Читайте также:  Народные средства лечения детского насморка

Конституционный принцип поддержки конкуренции создает механизм, который заставляет работать цены на рынке, зависящие от соотношения спроса и предложения. Конкуренции противостоит монополизация, когда число продавцов на рынке становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказывать влияние на формирование цены товара через регулирование предложения. В Конституции РФ закреплены понятия добросовестной и недобросовестной конкуренции. Согласно положениям ч. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. В этом контексте использовано понятие добросовестной конкуренции[5], поддержку которой и должно осуществлять государство. При этом в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ содержится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной «на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Содержание и значение конституционного принципа признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности состоит в установлении равного, общего правового ре-жима для всех законно существующих форм хозяйствования и имущественных прав, а также в недопустимости установления законодательством привилегий либо ограничений для каких-либо форм или субъектов хозяйственной деятельности.

Конституционные отношения собственности характеризуют основы экономического строя посредством установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, а также основ правового статуса человека и гражданина. В Конституции РФ не устанавливается господствующая или преобладающая форма собственности. Статья 8 провозглашает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Экономические права составляют отдельную группу прав, равноценную по своему содержанию политическим и гражданским. Они обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности, достойный уровень жизни и социальную защищенность. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах зафиксировано, что «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами»[6]. В действующей Конституции провозглашены следующие, определяющие основы экономического строя современной России, экономические права граждан: право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Ведущее место в перечне экономических прав занимает право на труд. Так, согласно тезису философа Э.В. Ильенкова «. личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной деятельности (труда) по поводу вещей, созданных и создаваемых трудом»[7]. Отмечается, что в отличие от Конституции 1978 г. в Конституции России провозглашается не право на труд, а говорится о свободе труда. В рыночной экономике государство не должно предписывать обязанность частному предпринимателю предоставить всем желающим работу. Однако государство должно заботиться о рациональном распределении и регулировании трудового потенциала, о трудовой занятости своих граждан, принимая меры к обеспечению возможности каждого трудоспособного гражданина«зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или свободно соглашается», стимулируя правовыми и экономическими средствами заинтересованность работодателя независимо от форм собственности в создании рабочих мест, сведению к минимуму безработицы. Так как именно человеческий труд является одним из условий возникновения первоначального права на собственность и должен выступать главным источником дохода в любом обществе, основой финансового самообеспечения и социально-экономической безопасности личности. Еще в XIX веке коммунисты и социалисты приравнивали право на труд к праву на существование[8].

В условиях рыночной экономики свобода труда является основой свободного предпринимательства. В Российской Федерации «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34 Конституции РФ). Отмечается, что предпринимательская деятельность предполагает поиск и разработку новых технологических, организационных, рыночных возможностей, стимулирующих массовое новаторство и экономический рост.

№25.Формы собственности в РФ.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212 ГК РФ).

Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов.

Частная собственность. Фундамент современной рыночной экономики составляет частная собственность. Собственники объектов частной собственности самостоятельно принимают основные экономические решения, обладают полной экономической свободой.

Субъектами частной собственности являются граждане и (или) юридические лица. Объектом частной собственности может быть любое имущество. В условиях рыночной экономики верхний предел частной собственности количественно не может быть ограничен.

Частная собственность способствует тому, что экономическая деятельность ведется эффективно и ответственно. Обеспечивается экономная эксплуатация объектов частной собственности, принимаются меры к ее приумножению.

В настоящее время многие экономисты подразделяют частную собственность на индивидуальную и коллективную собственность.

Индивидуальная собственность— это такой вид собственности, когда право собственника на имущество принадлежит одному лицу. Субъектом индивидуальной собственности может быть как физическое, так и юридическое лицо. В индивидуальной (личной) собственности граждан могут находиться денежные средства, ценные бумаги, транспортные средства, жилье, предметы домашнего обихода и т. д.

Юридические лица, функционирующие на основе индивидуальной собственности, наиболее эффективны в сфере услуг (парикмахерские, кафе, ремонтные мастерские и т. п.). Как правило, такие юридические лица достаточно легко учредить, их собственники обладают значительной свободой действий. В то же время индивидуальным предприятиям и организациям присущи и некоторые недостатки: ограниченность финансовых средств, полная финансовая и юридическая ответственность и др.

Коллективная собственность— это такая собственность, когда право собственности принадлежит группе лиц. Наиболее распространенными формами коллективной собственности являются кооперативная, партнерская и акционерная собственность.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим правильно сделанные прогнозы Форекс могут сделать Тебя непомерно состоятельным.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector