Нравственность есть наука об отношениях существующих между людьми и об обязанностях как вы понимаете

Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 8-й класс

Класс: 8

Организационная подготовка: класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.

Оформление: “Цветок счастья счастья”; музыкальные композиции.

Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).

Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Учитель: Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.

Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).

Учитель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).

Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Индивидуальные задания микроколлективам.

1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

Нравственно Безнравственно
помогать товарищу бросить товарища в беде
чтить умерших разорять могилы
быть честным лгать и др.

2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.

1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.

2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.

4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.

5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.

6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.

7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.

3. Ребята, давайте создадим “Цветок счастья”, на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).

“Цветок счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.

По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.

А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

Источник

Нравственность есть наука об отношениях существующих между людьми и об обязанностях как вы понимаете

В чем по мнению автора основное предназначение нравственной культуры? Что, по мнению автора, входит в сферу нравственной культуры личности? Укажите четыре элемента. Чем, согласно тексту регламентируются взаимоотношения между людьми?

Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры — быть регулятором человеческих отношений.

Читайте также:  Как по немецкому будет доска

Человек существует в обществе, т. е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.

Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.

(Адаптировано по Б. Свешникову.)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них:

1) понятие нравственность и предназначение нравственной культуры;

2) регламентация взаимоотношений между людьми социальными нормами;

3) обеспечение индивидуальные интересы людей моралью;

4) отличительные особенности морали;

5) элементы нравственной культуры личности.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Источник

Поговорим о нравственности (8 класс)

Задачи : формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеалы на положительных примерах; умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми; формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

Организационная подготовка : класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.

Оформление : «Цветок счастья счастья»; музыкальные композиции.

Плакаты : «Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях» (Б.Паскаль); «Возвышай себя миром души и красотой чувств!» (А.П.Чехов) и другие.

Что такое нравственность? Оргмомент.

Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).

Учитель : Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность».

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Учитель : Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Учитель : Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Учитель : Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: «Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

-наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;

-лениться и бездельничать;

-быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;

-требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;

-лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;

-давать пустые обещания, нарушать слово;

-заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;

-наушничать, доносить на товарища;

-малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;

-проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;

-употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;

-отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;

-молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;

-пустословить, произносить всуе святые имена;

-смеяться над увечными;

-не любить и обижать животных;

-не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Учитель : Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

Учитель : Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять :

в озлоблении людей;

-в разобщении по политическим и идейным мотивам;

-в эгоизме (каждый сам по себе);

-в росте преступности;

-в исчезновении элементарной культуры поведения;

Читайте также:  Как по английски будет радужный цвет

-в утрате идеологической и ценностной ориентации;

-в том, что порвалась связь поколений и мн. др.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).

Учитель : Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).

Учитель : Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

-украсть что-то у соседа по парте;

-съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;

-подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;

-написать анонимное письмо.

Учитель : На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

1. Разделите лист на две колонки . Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

Нравственно Безнравственно помогать товарищу бросить товарища в беде чтить умерших разорять могилы быть честным лгать и др.

2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения. 1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного. 2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста. 4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия. 5) Нравственно то, что ведёт к благополучию. 6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе. 7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.

3. Ребята, давайте создадим «Цветок счастья», на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).

«Цветок счастья» : любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.

По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – «звёздное небо над головой и моральный закон во мне».

А.П.Чехов говорил: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

Источник

«Разговор о нравственных ценностях»

Классный час разработан для студентов второго курса и предназначен для формирования знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности и нравственным идеалам на положительных примерах.

empty avatar

Содержимое разработки

Министерство образования и науки республики Бурятия

Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

Тема: «Разговор о нравственных ценностях»

Григорьева Нина Петровна

формировать у студентов систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;

формировать нравственные идеалы на положительных примерах;

умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;

формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

Организационная подготовка: группа разбивается на микроколлективы, столы по кругу.

Оформление: “Дерево счастья ”; музыкальные композиции.

На доске :- афоризм и пословицы

«Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.» Аристотель

С добрым жить хорошо.

Преподаватель: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А. П. Чехов- так сказал когда-то великий классик. Но неужели молодой франт, зажатый в суровые тиски придворного этикета, одетый в роскошное платье, и днями и ночами мечтающий об очередной успешной охоте и победе над свирепым зверем есть тот, чей образ прекрасного человека пытался донести до нас Чехов? Так ли он его себе представлял? Казалось бы, прекрасное лицо, роскошная одежда, храброе сердце и смелые мысли – вот именно то, что и описывается в мудром изречении. Отнюдь нет. Чувствуется, что писатель хотел донести до нас нечто иное. Да, приятная внешность и достойный вид значат очень много. Да, мудрые мысли, и свежие идеи украшают человека, показывают его с выгодной стороны. Да, всё это очень важно. Но какие могут быть мудрые решения и чистые помыслы, если человек не счастлив. Если он испытывает на себе принуждение и давление со стороны других людей, он пытается освободиться от этого давления, во что бы то ни стало, порой идя на нарушения всех правил, обман и даже преступления. Какие уж тут благородные помыслы! С уверенностью могу сказать, что такой жизни никому не хочется. Никому не нравится быть униженным, задавленным и ненужным. Никто не захочет всегда всем подчиняться и повиноваться. Никому не понравится оскорбление своей личности и умаление собственного мнения. Любой человек хочет быть значимым, уважаемым, любимым, нужным кому-то, наконец. У большинства людей такое желание возникает НЕ из-за денег и почёта, которые даёт высокий статус. Они просто хотят почувствовать свою необходимость

Преподаватель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).

Преподаватель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Читайте также:  Как научить есть китайскими палочками

Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Преподаватель: Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Преподаватель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;

лениться и бездельничать;

быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;

требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;

лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;

давать пустые обещания, нарушать слово;

заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;

наушничать, доносить на товарища;

малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;

проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;

употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;

отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;

молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;

пустословить, произносить всуе святые имена;

смеяться над увечными;

не любить и обижать животных;

не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Преподаватель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.

Преподаватель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:

в озлоблении людей;

в разобщении по политическим и идейным мотивам;

в эгоизме (каждый сам по себе);

в росте преступности;

в исчезновении элементарной культуры поведения;

в утрате идеологической и ценностной ориентации;

в том, что порвалась связь поколений и мн. др.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).

Преподаватель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).

Преподаватель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

украсть что-то у соседа по парте;

съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;

подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;

написать анонимное письмо.

Преподаватель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Индивидуальные задания микроколлективам.

1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

бросить товарища в беде

2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.

1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.

2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.

4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.

5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.

6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.

7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.

3. Ребята, давайте создадим “Дерево счастья”, на листочках которого вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. На стволе дерева поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).

Дерево счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.

По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.

А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

Источник

Adblock
detector