- Золото Колумбии: почему индейцы не годятся для рабства
- Францисканцы берутся за дело
- Да будет бунт!
- Почему именно негры стали рабами, или Как американцы стали расистами?
- Читайте также
- ПОЧЕМУ МЫ СТАЛИ ФАНТАСТАМИ
- Теперь считать мы стали раны или Почему Лукашенко воюет с журналистами? (Тюремный дневник Павла Шеремета)
- Литье стали
- Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ПОЧЕМУ МЫ СТАЛИ ФАНТАСТАМИ…[17]
- Миф о стали
- Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ПОЧЕМУ МЫ СТАЛИ ФАНТАСТАМИ…[8]
- Почему мы стали фантастами[3]
- «Террористы стали партнерами»
- Все стали мафией
- Из стали и золота
- «Мы твёрдо стали на Амуре»
- Какими мы стали?
- “СВЕРКАЯ БЛЕСКОМ СТАЛИ. ”
- “ПОД НАПОРОМ СТАЛИ И ОГНЯ. ”
- Сколько чёрных рабов имели индейцы?
- Андрей Буровский Бремя белых. Необыкновенный расизм
- Глава 3 Эпоха «Черного рабства»
- Два слова о работорговле
- Работорговцы – спасители Африки?
- Почему именно негры стали рабами, или Как американцы стали расистами?
- Единственный случай самоосвобождения
Золото Колумбии: почему индейцы не годятся для рабства
Если вам срочно нужно золото, его можно попробовать отобрать у индейцев. Так думало испанское правительство в XVII веке, жадно посматривая на колумбийские джунгли. Что из этого вышло и почему для работ на шахтах привозили чернокожих рабов — сейчас расскажем.
Если вам срочно нужно золото, его можно попробовать отобрать у индейцев. Так думало испанское правительство в XVII веке, жадно посматривая на колумбийские джунгли. Что из этого вышло и почему для работ на шахтах привозили чернокожих рабов — сейчас расскажем.
Неудачные войны в Европе сильно поистрепали испанские финансы в XVII веке. Нужны были новые источники золота. Испанцы, на их счастье, знали, где его можно достать. Тонкость заключалась в том, что регион добычи — тихоокеанское побережье Колумбии ( Чоко) — ещё только предстояло завоевать. Чему местные индейцы были категорически не рады.
Впервые с аборигенами Чоко испанцы познакомились в XVI столетии. Однако только спустя полвека колонизаторы начали активно обосновываться среди индейцев. Сейчас считается, что к тому моменту в регионе проживало 19 племён численностью 40-50 тысяч человек. К пришельцам они были настроены сугубо отрицательно и тщательно блюли незыблемость племенных границ. Но испанцам удалось заключить с частью племён нечто вроде союза, и в 1573 году с помощью индейцев Ингара они основали поселение Торо. На этом удача колонизаторов закончилась. Местные племена развязали войну и отгеноцидили не только испанцев, но и их союзников — Ингара и Тутума.
Причём победители на этом не остановились. Освободившееся пространство начали активно делить. Так был запущен механизм трайбалистских войн, которые опустошили регион.
В этих войнах индейцев погибло даже больше, чем после эпидемий. А эпидемия оспы практически полностью уничтожила некоторые племена — о чём писал испанец Мельхиор Веласкес, участвовавший в неудачной экспедиции против племени Ноанама в 1590 году. Священник Луис Антонио де ла Куэва отмечал в своём отчёте 1670 года, что несчастные индейцы Ноанама болеют оспой и им срочно нужна помощь, так что он остаётся среди них, дабы оказать её.
Именно в 1670-х годах испанцы решили захватить регион Чоко. Межплеменные войны и ‘ title=>инфекции к тому времени сделали своё дело: из 19 племён выжило только пять, а число индейцев сократилось в десять — двенадцать раз — до четырёх-пяти тысяч человек.
Францисканцы берутся за дело
В качестве первопроходцев во враждебный регион вначале заслали францисканцев. Монахи должны были не только выводить заблудшие индейские души к свету, но и снабжать губернаторов подробными разведывательными отчётами. Денег в колонии Новая Гранада ( территория современных Венесуэлы и Колумбии) было мало. Рисковать с военной экспедицией никто не хотел. Иначе прости прощай спокойная жизнь, здравствуйте « аудиторы» из Мадрида с настойчивым: « Денег нет? А если найду?»
За четыре года францисканцам не удалось ничего. Иезуит Антонио Марцал доносил начальству, что из-за постоянных перекочёвок индейцы отказывались задерживаться в редукциях — поселениях, специально выбранных для их расселения. Излишков еды у аборигенов было мало, так что даже меновая торговля топорами, ножами и котелками не позволяла францисканцам прокормиться. Отец Мигель де Вера чуть не умер от голода и вынужден был вернуться в 1673 году в город Попаян, провалив свою миссию.
На попытки обратить их в христианство индейцы всё чаще реагировали атаками на миссионеров. В 1674 году около десяти францисканцев ( из 15 участвовавших) сбежали из Чоко обратно в « цивилизацию». Подальше от грешников.
Предприимчивые хозяева колумбийских шахт и рудников, выяснив, что в Чоко нашли золото, немедленно отправились туда. С собой они завозили сотни или даже тысячи рабов. Воинственных индейцев никто поначалу и не думал приобщать к труду на шахтах. А ещё их защищал закон, так что проще было оплатить доставку чернокожих рабов из того же Перу, чем возиться с местными аборигенами.
Поначалу всё шло неплохо. К 1680 году в Чоко раскопали несколько сотен шахт и наладили добычу металлов, включая золото. Но к этому времени колониальные власти сделали катастрофическую ошибку.
Да будет бунт!
В голову одному из губернаторов — история, к сожалению, не сохранила имя этого гения — пришла потрясающая мысль: а давайте заставим индейцев делать то, что нам нужно? Францисканцам нужно обратить индейцев в христианство? Индейцы сопротивляются? Насильно обратим. Лучшим людям Колумбии, владельцам шахт, нужна еда для своих рабочих? Отлично, насильно поселим индейцев в редукциях, которые расположим поближе к шахтам. Не хотят? Солдат и стражников вышлите, сразу всё захотят.
Особенно достал индейцев францисканец Хосеп де Кордоба, отличавшийся редким сочетанием неумеренного рвения и снобизма. Индейская верхушка с 1679 года поначалу просто жаловалась на него губернатору, но поняв, что словами делу не поможешь, в 1680 году индейцы восстали.
Связь с Попаяном была перерезана, часть шахт разрушена, городок Льоро подожжён. Напуганные испанцы отправили бывшего губернатора Хуана де Вальдеса с наказом удовлетворить все требования индейцев и компенсировать им все их материальные потери. А самое главное, постараться перетянуть на свою сторону часть племенной верхушки. Поездка была удачной, провинция утихла, но ненадолго.
Четырёх лет испанцам хватило, чтобы индейцы пожалели о своём решении. Восстание 1684 года отличалось непримиримостью и жестокостью. Шахты были разрушены. Испанцы, чёрные рабы, метисы и дружественные испанцам индейцы вырезались без пощады. Городки Негуа, Льора, Сан-Франсиско де Атрато и другие сжигались и разорялись, а их население вырезалось. Убитых было несколько тысяч человек — огромные цифры для малонаселённого региона. Население всей Новой Гранады в конце XVII века — в лучшем случае полмиллиона человек.
Губернатор Попаяна уже проклял само решение захватить Чоко, но делать было нечего — если мятеж не подавить, испанский суд мог приговорить его к смерти или долгому заключению в испанской тюряге. Удовольствие то ещё.
На подавление восстания правительство колонии отправило сразу же несколько экспедиций. На сто солдат обычно приходилось до 150-160 индейцев. Последних использовали не только как носильщиков, но и как разведчиков и вспомогательные войска. Общая численность отправленных на подавление сил достигла тысячи человек. Это на несколько тысяч индейцев, среди которых воинов было в лучшем случае 700-800 человек.
Однако самую большую роль в подавлении бунта сыграли два племенных вождя — дон Родриго Пиви ( из племени Ноанама) и дон Хуан Митигуирре. Благодаря им в первые же месяцы удалось схватить часть главарей восставших, которых потом казнили. Несколько сотен индейцев были приговорены к десятилетиям принудительных работ.
Восстание затихло спустя три года, в 1687 году, когда индейцам были гарантированы амнистия и автономия.
Дон Пиви стал наследственным касиком. Он и его потомки фактически управляли большой частью Чоко от лица испанских властей. Относительно либеральный режим умиротворения индейцев тихоокеанского побережья Колумбии, в основном с помощью церкви и всяческих привилегий, продолжался в течение всего XVIII века. Так что путешественники очень удивлялись, когда узнавали, что миролюбивые ныне индейцы когда-то прославились как жестокие воины, без пощады убивавшие чужаков.
А как же золото? Власти договорились с индейцами, и часть земель была обратно отдана под шахты. Достаточно мирное сосуществование закончилось под конец XVIII века, когда испанские монархи посчитали, что дарованная индейцам в XVII веке автономия — это феодальные пережитки предыдущей династии, Габсбургов. И без реформ не обойтись. Это привело к новым мятежам и волнениям, а общим итогом всех реформаторских потуг стало банальное ‘ title=>обрушение испанской империи.
Почему именно негры стали рабами, или Как американцы стали расистами?
Почему именно негры стали рабами, или Как американцы стали расистами?
Для «прогрессивных» людей, либерастов и толерантов, очень типично издавать эмоциональные всхлипывания, но при этом не отвечать на самые коренные вопросы. Например: а почему именно африканцы сделались рабами в Мировой хозяйственной системе XVI–XIX веков?
Действительно, в античное время рабами были европейцы, никто не ставил задачи привозить в Римскую империю именно негров.
В XVI веке почему-то люди других рас не становились рабами. Индейцев рабами не делали. В Китае рабов не ловили. Малайцев и других жителей Южной Азии не ввозили в Америку в трюмах невольничьих кораблей. Почему?
В XVI веке Испания и Португалия завоевали, ограбили, разрушили до основания государства Америки. Крупные земледельческие народы индейцев испанцы покоряли и эксплуатировали. Но вот появляется плантационное хозяйство… Почему же ни из Перу, ни из Мексики не ввозят индейцев на плантации?
Ответ получается неполиткорректным: потому что в Центральной Америке водится такая птица — кецаль, или квезаль. Очень красивая птица с ярким оперением: красная с зеленой и желтой головой. У этой птицы есть особенность: она не может жить в неволе. Пойманные квезали быстро погибают и никогда не дают потомства в клетках. У индейцев квезаль был священной птицей. В Гватемале он — символ государства.
Индейцы, как квезаль, долго не жили в качестве рабов. Они бешено воевали при попытке захватить их в плен, а на плантациях жили мало, работали плохо, умирали быстро, детей не заводили. Невыгодно.
Так же невыгодно было завозить в Америку и гуанчей — коренное население Канарских островов. Есть интересные исследования о том, что гуанчи могли быть потомками древнейшего населения Европы. У гуанчей находят характерные черты кроманьонцев, древнейшего населения Европы, — это если уж говорить о людях современного антропологического типа. Исчезнувшую расу, к которой относились гуанчи, называют мехтоидной; носители данной расы населяли Север Африки до начала неолита и были ассимилированы или уничтожены носителями средиземноморской расы.[37]
Их было примерно 20–25 тысяч человек, со своими языками, письменностью и цивилизацией на уровне цивилизаций Древнего Востока времен Шумера и Аккада.
Этот первобытный народ очень быстро растворился среди хлынувших на Канарские острова переселенцев из Испании. В 1402 году гуанчи имели счастье увидеть первый корабль испанцев. В 1600 году ученые записали несколько сотен слов на одном из языков гуанчей. Но чистокровных гуанчей больше не было, остатки языка знали нищие и дикие метисы. Сегодня Канары — модный курорт, а гуанчей на Земле больше нет.
В XVI веке они еще были… Но их никто не ввозил в Америку. Ни один гуанч никогда не мотыжил хлопок на плантации.
В английские колонии Северной Америки ввозили рабов… Но притом и белых, и черных. Очень часто в Америку отправляли белых — причем на определенный срок, вместо тюремного заключения. Отбыл свое? И получаешь надел земли, становишься вольным колонистом. Таким же образом и негров часто освобождали после десяти или пятнадцати лет рабства. Особенно часто отправляли за море ирландцев — ну, не любили их англичане, что поделать, вечно они восставали.
Ввозили и белых, и черных с 1620 года, но продолжалась такая межрасовая идиллия всего полвека, до событий 1676 года… У марксистских историков хватает совести называть это «восстанием бедноты» или даже «революцией»…[38] По существу же дела, военные действия в колонии Виргиния шли между двумя родственниками и очень богатыми людьми.
Губернатор Виргинии, Уильям Беркли, был ветераном гражданских войн в Англии, фаворитом короля во время своего первого срока на посту губернатора, драматургом и ученым. О его убеждениях говорит хотя бы такое высказывание: «Я благодарю Бога, что у нас нет ни бесплатных школ, ни печати, и я надеюсь, что у нас не будет этого еще сто лет; учение приносит неповиновение, и ересь, и секты в мир, и клевету на лучшие правительства. Бог хранит нас от этого!».[39]
Натаниэля Бэкона (род. около 1640 г.), двоюродного брата жены Беркли, отец отправил в Виргинию потому, что чрезмерно активный юноша вел себя очень уж буйно. Пусть поживет вдали от впечатлительных соседей, которых он шумно обижал и грабил, да наживет ума-разума.
В Америке Натаниэль сделался плантатором. Колонисты же в это время захватывали у индейцев и осваивали земли между Атлантическим побережьем и Аппалачами. Чем дальше они продвигались на запад, тем меньше это нравилось индейцам. В 1675 году индейцы набежали на удаленные плантации, но колонисты отстрелялись и даже убили несколько индейских вождей.
Его родственник Бэкон и многие фермеры, которые занимались этим промыслом на протяжении нескольких поколений, оказались не у дел. Тогда Бэкон за свой счет вооружил несколько сотен человек и потребовал передать ему официальное командование вооруженными силами всей колонии. Сам же он повел свою армию против индейцев. Часть воинов Бэкона были белыми рабами, но вот негры почему-то в его армию не шли, хотя это и был путь к свободе.
Беркли велел арестовать Бэкона. Бэкон призвал к восстанию и захватил столицу колонии, Джеймстаун. Под дулами ружей армии Бэкона Генеральная ассамблея (парламент) колонии Виргиния объявила, что индейцы становятся рабами, а белые получают свободу, друзья же губернатора должны платить налоги, как и все остальные.
Пока шла гражданская война, Бэкон умер от дизентерии, в колонию вошли английские войска, Беркли сняли с должности и отправили обратно в Британию.
Но что характерно, после этой смуты в Виргинии белых рабов уже не было. И позже белых продавали в рабство, но в другие колонии!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПОЧЕМУ МЫ СТАЛИ ФАНТАСТАМИ
ПОЧЕМУ МЫ СТАЛИ ФАНТАСТАМИ По-видимому, каждый литератор старается передать читателям свои мысли и чувства по поводу интересующей его проблемы так, чтобы читатели не только восприняли эти проблемы, как важные и насущные, но и заразились бы интересом автора. По нашему
Теперь считать мы стали раны или Почему Лукашенко воюет с журналистами? (Тюремный дневник Павла Шеремета)
Теперь считать мы стали раны или Почему Лукашенко воюет с журналистами? (Тюремный дневник Павла Шеремета) Александр Лукашенко — для журналиста подарок: он и лыжные гонки на асфальте устроит, и публичную порку своим чиновникам организует, и всплакнет, если надо, а где надо
Литье стали
Литье стали В середине XIX в. в связи с быстрым ростом производства резко выросла потребность в стали. Существовавшие в то время кричный передел, тигльная выплавка стали и пудлингование не могли удовлетворить эту потребность.В конце 1854 г., в разгар Крымской войны, на
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ПОЧЕМУ МЫ СТАЛИ ФАНТАСТАМИ…[17]
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ПОЧЕМУ МЫ СТАЛИ ФАНТАСТАМИ…[17] По-видимому, каждый литератор старается передать читателям свои мысли и чувства по поводу интересующей его проблемы так, чтобы читатели не только восприняли эти проблемы, как важные и насущные, но и
Миф о стали
Миф о стали Еще поразительнее та легкость, с которой был проглочен совсем уж нелепый тезис: надо сократить производство стали, «ибо СССР производит ее намного больше, чем США». Конечно, идеологически публика уже была предрасположена к восприятию бредового тезиса
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ПОЧЕМУ МЫ СТАЛИ ФАНТАСТАМИ…[8]
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ПОЧЕМУ МЫ СТАЛИ ФАНТАСТАМИ…[8] По-видимому, каждый литератор старается передать читателям свои мысли и чувства по поводу интересующей его проблемы так, чтобы читатели не только восприняли эти проблемы, как важные и насущные, но и
Почему мы стали фантастами[3]
Почему мы стали фантастами[3] По-видимому, каждый литератор старается передать читателям свои мысли и чувства по поводу интересующей его проблемы так, чтобы читатели не только восприняли эти проблемы как важные и насущные, но и заразились бы интересом автора. По нашему
«Террористы стали партнерами»
«Террористы стали партнерами» Германия была не единственной крупной державой, поддерживавшей тесные связи с АОК. Вашингтон также имел контакты с АОК, как сообщают американские сенаторы-республиканцы:Роберт Гилбард, специальный представитель президента США, заявил в
Все стали мафией
Все стали мафией Отсутствие национальной идеи и постсоветская раздробленность привели к новому в русской истории феномену – общество разделилось на кучки разной величины и так, кучками, переживает смутное время. Раньше смутное время в России вело людей к объединению –
Из стали и золота
«Мы твёрдо стали на Амуре»
«Мы твёрдо стали на Амуре» Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI веков. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. – 484 с. – 1000 экз. С заведующим кафедрой литературы Благовещенского государственного педагогического института (сейчас университета) Анатолием
Какими мы стали?
“СВЕРКАЯ БЛЕСКОМ СТАЛИ. ”
“СВЕРКАЯ БЛЕСКОМ СТАЛИ. ” Николай Коньков 22 апреля 2002 0 “СВЕРКАЯ БЛЕСКОМ СТАЛИ. ” (Новая метафизика черной металлургии) В ушедшем ХХ веке сталь была не просто металлом. Нет, в ней таилось нечто иное — «большой стиль» и даже символ, даже миф этого столетия. Не случайно
“ПОД НАПОРОМ СТАЛИ И ОГНЯ. ”
“ПОД НАПОРОМ СТАЛИ И ОГНЯ. ” Владимир Винников 22 апреля 2002 0 “ПОД НАПОРОМ СТАЛИ И ОГНЯ. ” (Репортаж с Оскольского электрометаллургического комбината) Я иду по металлическим листам, на которых белой краской размечена зона для безопасного прохода. Даже не иду — почти
Сколько чёрных рабов имели индейцы?
Говоря о рабстве негров в США, прежде всего вспоминают южные штаты до Гражданской войны 1861-65 гг. Однако многие не знают, что черными невольниками владели не только белые. Среди индейцев (так называемых Пяти цивилизованных племен), также имелись рабовладельцы. Некоторые из них не уступали в жестокости белым плантаторам, и так же, как они, имели все основания бояться негритянских бунтов. Страхи стали явью в 1842 г., когда рабы на Территории Чероки попытались вырваться на свободу.
Так случилось и в Уэбберс-Фоллс – порту на р. Арканзас, недалеко от форта Гибсон, где рабы чероки трудились на плантациях и на пристани. Семинолы остановились там по пути из Флориды. Негры, которые приехали с ними, являли собой разительный контраст со своими собратьями – они были одеты в живописные индейские костюмы, не таясь, носили ружья и ножи. «Черные семинолы» поселились по соседству с Уэбберс-Фоллс, и рабы чероки получили возможность часто видеться с ними.
Когда бегство раскрылось, около сорока чероки взяли ружья и собак и пустились в погоню. На Территории Криков к ним присоединилась группа местных охотников за рабами. После нескольких дней погони индейцы настигли беглецов примерно в 10 милях от р. Канадиэн (Территория Чокто). Негры укрылись в овраге и оттуда попытались дать бой. В перестрелке обе стороны потеряли нескольких человек. Негры удерживали позицию два дня; двое рабов погибли, а еще 12 попали в плен, однако им удалось заставить преследователей отступить. Беглецы направились дальше, к Ред-Ривер.
По просьбе Росса федеральный агент П. Батлер известил об операции вождей криков и чокто, а также коменданта форта Гибсон. Последний предоставил Дрю 25 фунтов пороха.
21 ноября Дрю с отрядом в 87 хорошо вооруженных людей выступил из Уэбберс-Фоллс. 26 ноября он побывал на месте перестрелки рабов с преследователями. Затем ополченцы нашли тела Эдвардса и Уилсона, а еще через два дня обнаружили и самих беглецов. Они перехватили их в семи милях к северу от Ред-Ривер (около 280 миль от форта Гибсон).
Измученные голодом и усталостью, рабы не сопротивлялись. Сдался 31 человек – вся группа, кроме двоих негров, которые в то время были на охоте. Ополченцы без происшествий вернулись на Территорию Чероки, и 7 декабря прибыли в Уэбберс-Фоллс. Началось расследование, а пока рабов заперли в форте Гибсон.
Подозревая в организации мятежа «чужих» свободных негров (и в первую очередь «черных семинолов»), правительство чероки приняло 2 декабря «Закон о свободных неграх». В соответствии с ним все таковые, кроме тех, кого чероки освободили сами, должны были к 1 января 1843 г. покинуть Территорию Чероки. Те, кто по какой-либо причине этого не сделал, подлежали насильственной высылке.
За десять лет, до 1851 г., с Индейской территории пыталось бежать около 300 негров. На севере Территории Чероки (впоследствии этот участок был преобразован в округ Вашингтон штата Оклахома) действовало отделение «подземной железной дороги», по которой беглые рабы уходили в Канзас. Однако ни одна из таких попыток не достигла масштабов восстания 1842 г
Все тепер официально индейцев можно обвинить в угнетение и порабощения чёрных
Андрей Буровский
Бремя белых. Необыкновенный расизм
Глава 3
Эпоха «Черного рабства»
Плантаторы считали, что негры патологически ленивы и умирают в рабстве им назло – специально, чтобы не работать и чтобы плантаторы потеряли заплаченные за рабов деньги. Наука теоретически обосновала это убеждение плантаторов.
Два слова о работорговле
Уже при Энрике Мореплавателе в Португалию стали ввозить партии чернокожих невольников. Энрике даже ввел государственную монополию на торговлю неграми. В 1452 году Папа Римский Николай V специальной буллой санкционировал захват португальцами африканских земель и обращение их жителей в рабство.
К началу XVI века в Португалии появились целые районы, где негритянских рабов было больше, чем местных жителей. В Лиссабоне 25 % населения были чернокожие. Но это – вывоз африканцев в Европу. В Америку их начали вывозить испанцы.
В 1510 году первые 250 африканцев с побережья Гвинейского залива были доставлены на золотые рудники острова Эспаньола (Гаити). В Центральную Америку – в 1526-м, в Южную – в 1533 году.
Но масштаб был незначительным, работорговля не стала индустрией. Испанское правительство обязывало доставить некоторое число работников в колонии, раз европейцев не хватало. В британские колонии в Северной Америке тоже сперва ввозили мятежных ирландцев и каторжников, и только с 1620 года начали ввозить негров.
Расцвет работорговли из Африки начался после создания плантационного хозяйства и начала эпохи Просвещения. Громадные торговые компании Голландии и Англии торговали по «золотому треугольнику»: вывоз рабов из Африки, их продажа в Южной Америке, покупка на вырученные деньги сахара и других сырьевых товаров, с целью их торгового обмена на ром и другие товары, производимые в североамериканских колониях, и затем окончательная перевозка экспортных товаров из Северной Америки в Европу.
Вся Западная Африка на протяжении трех столетий превратилась в поле охоты на рабов. Охота за неграми или покупка их за бесценок у прибрежных племен стали особой профессией. Рабов покупали у прибрежных племен или устраивали за ними охотничьи экспедиции. Вождей и царьков спаивали и подкупали, чтобы они продавали своих подданных или устраивали войны, захватывая подданных своих соседей.
За XVII–XVIII века – основные века работорговли – из Африки вывезли примерно 15 миллионов рабов, 10 миллионов из них – мужчины, уже готовые работники. По самым оптимистическим данным, на каждого захваченного и доставленного к западному побережью Африки раба приходилось еще по пять убитых, умерших в дороге, искалеченных и заболевших.
Еще не менее 5 миллионов умерли в пути. Ведь везли рабов в специальных кораблях, чтобы «напихать» их в трюм побольше. Небольшие парусные корабли того времени ухитрялись перевозить за один рейс по 200–300, даже по 500 рабов. Как говорили сами работорговцы, «негр не должен занимать в трюме места больше, чем он будет занимать в гробу». Он и не занимал.
Плавучий гробик под тропическим солнцем сильно нагревался. Воды и пищи было очень мало – их тоже экономили изо всех сил. Рабов и не думали выводить для отправления нужды из трюма. В темноте невольничье судно легко было отделить от любого другого – по исходящему от него тяжелому зловонию. По утрам, когда рабовладельческий корабль открывал свои люки, из трюма поднималось зеленое зловонное облако. Оно висело над кораблем, пока ветер не относил марево.
Опасное это было занятие: вести в открытом море такой корабль, битком набитый отчаявшимися людьми. Невольничий корабль в открытом море определяли по надстроенному укрепленному мостику – для того, чтобы было где отсидеться и отстреляться в случае бунта рабов. Не всем удавалось отстреляться: немало невольничьих кораблей пропали без вести.
В Америке рабов сначала подкармливали, лечили, а потом уже продавали. Впрочем, некоторые старались купить рабов побыстрее – стоимость раба повышалась по мере того, как он отдыхал от «путешествия». Выживших в плавании ждал подневольный труд на плантациях.
Получается, Африка за два столетия потеряла примерно 75 миллионов покойников… Называют и еще более страшные цифры. По мнению сенегальского ученого и негритянского расиста Сегюра и нигерийского историка (еще большего расиста) Ошо, Африка потеряла не менее 100 миллионов человек.
Работорговцы – спасители Африки?
Считается, что европейские колонизаторы очень виноваты перед Африкой. Не будем отрицать очевидного: никто европейцев в Африку не звал. Охота на рабов была делом просто чудовищной жестокости.
Но вот есть и такой подсчет: в Америке раб доживал в среднем до 44 лет, а его африканский сверстник жил в среднем 39 лет.
Некоторые современные ученые идут еще дальше, полагая: Африка к XVI веку оказалась перенаселена. Если бы не работорговля, несчастный континент взорвался бы страшными войнами, взаимным истреблением, голодом и эпидемиями. Впрочем, людоедство уже было. А ведь при всей жестокости колонизаторов никто из вывезенных в Америку не окончил свой жизненный путь на праздничном столе плантаторов.
Не будем уже говорить об исторической перспективе: потомки вывезенных из Африки даже в Гаити и в Бразилии (не говоря о Мексике и США) имеют совершенно другие возможности, чем в любой африканской стране.
Скажите, а существует ли аналогичная негритянская литература, в которой негры извиняются за судьбы европейцев, окончивших свой жизненный путь на обеденном столе африканцев? В которой современные негры возмущаются поведением своих предков и отказываются от опыта нечеловеческого отношения к людям?
Но это написал европеец; он просто приписал европейскую психологию туземному парню. Так современный англичанин может испытывать неловкость, точно зная, что его прадедушка «запихивал в трюм второго негра».
А вот повести, в которой темнокожий писатель извинялся бы перед европейцами, что-то я не нашел. Так что разница подходов к общему прошлому – налицо.
Сказанное – не попытка оправдать колониализм и работорговлю. Это лишь пример того, что всякая проблема и всякое явление истории чаще всего не так однозначны, как кажутся.
Может быть, хватит извиняться?
Почему именно негры стали рабами, или Как американцы стали расистами?
Для «прогрессивных» людей, либерастов и толерантов, очень типично издавать эмоциональные всхлипывания, но при этом не отвечать на самые коренные вопросы. Например: а почему именно африканцы сделались рабами в Мировой хозяйственной системе XVI–XIX веков?
Действительно, в античное время рабами были европейцы, никто не ставил задачи привозить в Римскую империю именно негров.
В XVI веке почему-то люди других рас не становились рабами. Индейцев рабами не делали. В Китае рабов не ловили. Малайцев и других жителей Южной Азии не ввозили в Америку в трюмах невольничьих кораблей. Почему?
В XVI веке Испания и Португалия завоевали, ограбили, разрушили до основания государства Америки. Крупные земледельческие народы индейцев испанцы покоряли и эксплуатировали. Но вот появляется плантационное хозяйство… Почему же ни из Перу, ни из Мексики не ввозят индейцев на плантации?
Ответ получается неполиткорректным: потому что в Центральной Америке водится такая птица – кецаль, или квезаль. Очень красивая птица с ярким оперением: красная с зеленой и желтой головой. У этой птицы есть особенность: она не может жить в неволе. Пойманные квезали быстро погибают и никогда не дают потомства в клетках. У индейцев квезаль был священной птицей. В Гватемале он – символ государства.
Индейцы, как квезаль, долго не жили в качестве рабов. Они бешено воевали при попытке захватить их в плен, а на плантациях жили мало, работали плохо, умирали быстро, детей не заводили. Невыгодно.
Их было примерно 20–25 тысяч человек, со своими языками, письменностью и цивилизацией на уровне цивилизаций Древнего Востока времен Шумера и Аккада.
Этот первобытный народ очень быстро растворился среди хлынувших на Канарские острова переселенцев из Испании. В 1402 году гуанчи имели счастье увидеть первый корабль испанцев. В 1600 году ученые записали несколько сотен слов на одном из языков гуанчей. Но чистокровных гуанчей больше не было, остатки языка знали нищие и дикие метисы. Сегодня Канары – модный курорт, а гуанчей на Земле больше нет.
В XVI веке они еще были… Но их никто не ввозил в Америку. Ни один гуанч никогда не мотыжил хлопок на плантации.
В английские колонии Северной Америки ввозили рабов… Но притом и белых, и черных. Очень часто в Америку отправляли белых – причем на определенный срок, вместо тюремного заключения. Отбыл свое? И получаешь надел земли, становишься вольным колонистом. Таким же образом и негров часто освобождали после десяти или пятнадцати лет рабства. Особенно часто отправляли за море ирландцев – ну, не любили их англичане, что поделать, вечно они восставали.
Ввозили и белых, и черных с 1620 года, но продолжалась такая межрасовая идиллия всего полвека, до событий 1676 года… У марксистских историков хватает совести называть это «восстанием бедноты» или даже «революцией»… [35] По существу же дела, военные действия в колонии Виргиния шли между двумя родственниками и очень богатыми людьми.
Губернатор Виргинии, Уильям Беркли, был ветераном гражданских войн в Англии, фаворитом короля во время своего первого срока на посту губернатора, драматургом и ученым. О его убеждениях говорит хотя бы такое высказывание: «Я благодарю Бога, что у нас нет ни бесплатных школ, ни печати, и я надеюсь, что у нас не будет этого еще сто лет; учение приносит неповиновение, и ересь, и секты в мир, и клевету на лучшие правительства. Бог хранит нас от этого!» [36]
Натаниэля Бэкона (род. около 1640 г.), двоюродного брата жены Беркли, отец отправил в Виргинию потому, что чрезмерно активный юноша вел себя очень уж буйно. Пусть поживет вдали от впечатлительных соседей, которых он шумно обижал и грабил, да наживет ума-разума.
В Америке Натаниэль сделался плантатором. Колонисты же в это время захватывали у индейцев и осваивали земли между Атлантическим побережьем и Аппалачами. Чем дальше они продвигались на запад, тем меньше это нравилось индейцам. В 1675 году индейцы набежали на удаленные плантации, но колонисты отстрелялись и даже убили несколько индейских вождей.
Его родственник Бэкон и многие фермеры, которые занимались этим промыслом на протяжении нескольких поколений, оказались не у дел. Тогда Бэкон за свой счет вооружил несколько сотен человек и потребовал передать ему официальное командование вооруженными силами всей колонии. Сам же он повел свою армию против индейцев. Часть воинов Бэкона были белыми рабами, но вот негры почему-то в его армию не шли, хотя это и был путь к свободе.
Беркли велел арестовать Бэкона. Бэкон призвал к восстанию и захватил столицу колонии, Джеймстаун. Под дулами ружей армии Бэкона Генеральная ассамблея (парламент) колонии Виргиния объявила, что индейцы становятся рабами, а белые получают свободу, друзья же губернатора должны платить налоги, как и все остальные.
Пока шла гражданская война, Бэкон умер от дизентерии, в колонию вошли английские войска, Беркли сняли с должности и отправили обратно в Британию.
Но что характерно, после этой смуты в Виргинии белых рабов уже не было. И позже белых продавали в рабство, но в другие колонии!
Единственный случай самоосвобождения
Негры могли стать свободными и становились – везде, где успешно восставали. Но известен только один достоверный случай такого восстания: революция 1791–1804 годов на Гаити.
В 1789 году, к моменту начала Французской революции, на Гаити жило 500 тысяч негров, 32 тысячи белых и 28 тысяч мулатов. Не менее 20 тысяч негров были лично свободными. Им и мулатам принадлежала треть земли и четверть негров-рабов. Отметим это: существование негров-рабовладельцев и негров-работорговцев.
Не стоит считать положение рабов таким уж катастрофическим: с 1685 года действовал Черный кодекс Людовика XIV. По кодексу негров-рабов нельзя было продавать без семьи, ограничивать их вероисповедание, а владельцы рабов обязаны были их кормить, одевать и лечить.
Религиозную свободу негры понимали очень своеобразно: создали жутковатый, пахнущий поклонением сатане языческий культ вуду, из смешения странно понятого католицизма с верованиями и колдовскими практиками Африки.
О зомби и о том, как их делают шаманы – жрецы культа вуду на Гаити, есть вполне профессиональные американские исследования, снят фильм.
Я предоставляю читателю право самому представить себе, какое устройство мозгов нужно, чтобы додуматься до специального создания таких полутрупов и до использования их в политических целях, например для нападений на белых.
В 1751–1758 годах шайка (или повстанческий отряд?) жреца культа вуду, некоего Макандала, или Макандаля, нападала по ночам на фермы и поместья белых. Макандаль, однорукий унган, то есть жрец культа вуду, объединил множество разрозненных банд. Главная идея Макандала была очень проста – поголовное уничтожение белых.
Современные жалельщики чернокожих не преминут подчеркнуть зверства колонизаторов и плантаторов. Я же со своей стороны скромно напомню: ни один белый никогда не планировал поголовного истребления негров. Шайка же Макандала терроризировала остров добрых 7 лет. Убито было 6 тысяч европейцев, из них не меньше тысячи детей. Этих детей потрошили живыми, на глазах пап и мам, братьев и сестер. Их насиловали, в том числе в задний проход. Их сажали на колья и нанизывали на бамбук, им выкалывали глаза и отрезали языки – еще и для того, чтобы крика не было далеко слышно.
Замечу еще, что действия Макандала и всей его шайки – вполне в духе африканского общества. Эти… ну, будем считать, что эти люди – самые обычные представители своей расы и своей цивилизации.
Но самые интересные события начались в 1789 году – вместе с событиями во Франции. Кошмар Французской революции мгновенно перехлестнул и на Гаити, где принял негритянскую специфику.
Сначала подняли восстание мулаты: потребовали равенства с белыми. Бунт подавили, но в законе приравняли к белым и мулатов, и негров (а мулаты равенства негров вовсе не требовали).
Потом восстал негр-вудуист Александр Букман. Программа его была простая: резать и приносить в жертву всех белых. В подавлении этого восстания приняли участие войска США и Британии. Но британцы, войдя на остров, уходить не собирались – они воевали с Францией и хотели прибрать к рукам ее колонии. Наполеон вторгся в Испанию, и Испания обещала рабам свободу, если они поднимутся против Франции. В творившемся кровавом хаосе выдвинулся новый лидер: Франсуа Доминик Туссен-Лувертюр – сын раба, получившего образование. Кстати, таких «рабов с образованием» было не так уж и мало. Звери-колонизаторы «почему-то» своих рабов частенько образовывали. Издевались, расисты проклятые. А вот о белых, которых учили бы негры, я не слышал совершенно ничего.
Туссен-Лувертюр тоже поддерживал Испанию, пока в 1794 году французские якобинцы не освободили рабов. Тут Туссен перешел на сторону Франции, судя по всему, это был типичный «черный француз», по языку и культуре. А другие черные генералы продолжали воевать на стороне Испании.
Туссен очень быстро стал фактически диктатором острова, кроме южной части: там прочно держались мулаты, негров они считали «низшей расой». В 1798 году Туссен окончательно изгнал с острова английские войска, причем отказался от вполне серьезного предложения: стать наследственным императором Гаити под протекторатом Британии. И Британия была ему совершенно неблизка…
Но повстанец тут же посягнул и на собственность французов: в январе 1801 года Туссен-Лувертюр отменил рабство, а земли белых плантаторов передал в собственность негритянской верхушки.
Мулаты на юге не отнимали собственности белых: они и так были владельцами рабов и плантаций. С ними Франция не воевала.
И вот тут происходит удивительная вещь: стоило Леклерку пообещать сохранить прежние чины за генералами Лувертюра, как они толпами перебегают к противнику. Удивительное дело! Им, черным генералам, «почему-то» необходимо, чтобы их статус подтвердили белые… иначе они в нем не уверены. Представьте себе генерала Вашингтона, который во время Гражданской войны и Войны за независимость США бежит к англичанам: «Сделайте меня генералом!!».
Впрочем, и Туссен-Лувертюр не побежал, но сразу остался один. Он вынужден был согласиться на перемирие… Оказывается под домашним арестом… Вскоре его обвиняют в подготовке восстания, арестовывают, вместе с семьей высылают во Францию. В непривычном климате Лувертюр быстро умер от пневмонии.
Леклерк много раз обещал, что ни в коем случае не восстановит рабства… Но 20 мая 1802 года Наполеон своим указом опять ввел рабское состояние. Скорей всего, на том бы гаитянская революция и кончилась, но в июне 1802 года вспыхнула эпидемия желтой лихорадки. Негры от нее и не почесались, а три четверти солдат экспедиционного корпуса умерли. В ноябре 1802 года скончался и сам Леклерк. Остатки французской армии поспешили уехать домой, а бывшие генералы Туссена-Лувертюра кинулись довоевывать и заодно делить власть, баб и плантации.
Для начала, в 1803 году, они перерезали всех белых. Как их убивали, я уже упоминал, повторять не хочется, – сбылась мечта сатаниста Макандала. Потом резали друг друга, а остановить было некому: Гаити жил в режиме независимости. Вражда негров и мулатов расколола остров на «Государство Гаити» и «Республику Гаити» – будущую Доминиканскую Республику. В обоих государствах калейдоскопически сменялись президенты, диктаторы, короли и императоры, рабство отменялось и вводилось, земли отнимали, делили и возвращали.
После самоубийства «короля» и падения «монархии» «графов» и «герцогов» приносили в жертву по культу вуду, если они не успели бежать, а одну из гувернанток чуть не съели.
Другой «император», некий Сулук, давал своим придворные чудные титулы типа «герцог Вермишель» или «граф Антрекот» – так поразили воображение «императора» названия блюд французской кухни.
В ХХ веке Гаити правил легендарный «Папа Док» – Франсуа Дювалье. Он опирался на банды тонтон-макутов, которые официально жили за счет имущества убитых ими людей. Несмотря на все радости туземного правления, негритянское государство сохранилось и существует до сих пор.
Но уничтожение рабства чернокожих связано не с этим государством.