- Урок русского языка для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени»
- I.Организационный момент
- II.Схемы-модели (Повторение, на экране компьютера виды сложных предложений:ССП, СПП и БСП; виды СПП по типам придаточных-определительные, изъяснительные и обстоятельственные.)
- III. Объяснение нового материала. Используется проблемная ситуация.
- IV.Работа с учебником §17, стр. 100.
- V.Дома: Упр.161, § 17.
- VI.Задание по развитию речи.
- VII.Итоги урока:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
- Тест с ответами: “Придаточные предложения”
- Почтенный замок был построен как замки строиться должны вид придаточного
Урок русского языка для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени»
Тема: Сложно-подчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Приобретение учащимися знания особенностей СПП с придаточными образа действия и степени;
Формирование умения выполнять тестовый контроль;
Повторение СПП с придаточными определительными, изъяснительными и места; умение их различать;
Формирование навыка самоконтроля, воспитание уважения к старшим и друг к другу.
( На уроке используется компьютер)
I.Организационный момент
II.Схемы-модели (Повторение, на экране компьютера виды сложных предложений:ССП, СПП и БСП; виды СПП по типам придаточных-определительные, изъяснительные и обстоятельственные.)
Выполнение теста (раздаточный материал для учащихся)
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (укажите буквы, где правильные ответы)
А. Бывало, когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало.
Б. В деревне, где Евгений мой,
Отшельник праздный и унылый,
Еще недавно жил зимой
В соседстве Тани молодой.
В. Она мечтой стремится к жизни полевой,
Туда, где он являлся ей.
Г. Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана.
Д. Деревня где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.
А. Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
Восток ленивый почивает.
Б. Пойдем туда, где ручеек
Виясь бежит зеленым лугом.
В. Он рощи полюбил густые
И ночь, и звезды и луну.
Луну, небесную лампаду,
Которой посвятили мы
Прогулки средь вечерней тьмы.
Г. Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна.
Д. Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы
Где, может быть, родились вы.
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
1. найдите предложение, в котором допущены пунктуационные ошибки.
2. Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного.
3. Укажите предложение с придаточным места.
4. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.
5. Укажите предложение с придаточным определительным.
1 вариант: 1.Д, 2.А(Д), 3.В, 4.Г, 5.Б
2 вариант: 1.Д, 2.А, 3.Б, 4.Г, 5.В(Д)
III. Объяснение нового материала. Используется проблемная ситуация.
Учитель: Мы уже знаем СПП с придаточными определительными, изъяснительными, места. А сегодня должны изучить ещё один вид придаточных предложений.
1. Дядюшка пел так, как поет простой народ. 2. Он покраснел так густо и быстро, как умел краснеть только он.
Учащиеся сами составляют общую модель-схему СПП с придаточными образа действия и степени. Затем такая модель появляется на экране.
IV.Работа с учебником §17, стр. 100.
Теория (стр. 100, 101).
V.Дома: Упр.161, § 17.
VI.Задание по развитию речи.
Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа сочиняет поздравление с Новым годом, используя сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени. Например, такое поздравление:
Дорогие учителя! Поздравляем Вас с наступающим Новым годом!
Желаем успехов, желаем удачи,
Легко отдыхать и трудиться с отдачей,
Чтоб радость в судьбе вашей чаще встречалась,
Чтоб лучше всех у вас всё получалось!
VII.Итоги урока:
У: Ребята, какие виды придаточных мы сегодня изучили на уроке?
О: Образа действия и степени.
У: На какие вопросы они отвечают?
О: Как? Каким образом? В какой степени?
И учащиеся выполняют тестовое задание.
Найдите СПП с придаточными образа действия.
1) Почтенный замок был построен, как замки строиться должны.
2) Я сидел на лодке, чувствуя, как нарастает беспокойство.
3) Обо всём он говорил по-своему и так, что это запомнилось на всю жизнь.
4) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орёл.
1) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.
2) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
3) Дядюшка пел так, как поёт простой народ.
4) Дубы шумели над головой, как будто множество приглушённых голосов там вели свои мирные разговоры.
«Выдержка из материала:
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Цели:
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Схемы-модели
(Повторение, на экране компьютера виды сложных предложений:ССП, СПП и БСП; виды СПП по типам придаточных-определительные, изъяснительные и обстоятельственные.)Выполнение теста (раздаточный материал для учащихся)
III. Объяснение нового материала.
Используется проблемная ситуация.
IV. Работа с учебником
§17, стр. 100.Теория (стр. 100, 101).Упр. 156.
V. Дома:
Упр.161, § 17.VI. Задание по развитию речи.
Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа сочиняет поздравление с Новым годом, используя сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени.
Например, такое поздравление: Дорогие учителя! Поздравляем Вас с наступающим Новым годом!
VII. Итоги урока:
У: Ребята, какие виды придаточных мы сегодня изучили на уроке?
О: Образа действия и степени.
У: На какие вопросы они отвечают?
О: Как? Каким образом? В какой степени?И учащиеся выполняют тестовое задание.Найдите СПП с придаточными образа действия.
1) Почтенный замок был построен, как замки строиться должны.
2) Я сидел на лодке, чувствуя, как нарастает беспокойство.
3) Обо всём он говорил по-своему и так, что это запомнилось на всю жизнь.
4) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орёл.
Номер материала: 22375121506
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Упр. 141 (123). Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными могут быть двух видов:
— места (где? куда? откуда?). Союзные слова: где, куда, откуда.
Там, где они расположились, было тихо.
Все пошли туда, куда два часа назад ушла предыдущая группа.
— времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?). Союзы: когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем.
Как только разбили палатку, пошел ливень.
Пока женщины накрывали на стол, дядя показал нам свой армейский ремень, старую флягу, медали.
Упр. 142 (124). 1) Творческие мои попытки так привязали меня к литературе, что уже не мог я расстаться с тетрадью и чернильницей.
2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
3) Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел.
4) Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед.
5) Почтенный замок был построен, как замки строиться должны.
6) На другой день Алексей, твердый в своем намерении, рано утром поехал к Муромскому, дабы откровенно с ним объясниться.
7) С тех пор изучение сих записок заняло меня исключительно, ибо увидел я возможность извлечь из них повествование стройное, любопытное и поучительное.
8) Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нем с неуважением.
1. И — союз. С тетрадью и чернильницей.
2. Сочинит.
3. Простой.
1. Лишь — частица. Вносит доп.оттенок ограничения.
2. Модальная.
1. С — предлог.
2. Прост.
3. Непроизв.
Тест с ответами: “Придаточные предложения”
1. Укажите вид придаточного обстоятельственного предложения. Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
а) сравнения
б) условия
в) времени+
г) степени
2. Выберите вид придаточного обстоятельственного предложения. Оттуда, куда мы поедем, вернуться пешком будет проблематично.
а) сравнения
б) условия
в) времени+
г) цели
3. Укажите вид придаточного обстоятельственного предложения. Если найдешь время, приходи в гости.
а) степени
б) условия+
в) времени
г) цели
4. Отметьте вид придаточного обстоятельственного предложения. У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал.
а) причины
б) условия
в) уступки+
г) цели
5. Укажите вид придаточного обстоятельственного предложения. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.
а) времени
б) цели
в) следствия
г) места+
6. Определите вид придаточного обстоятельственного предложения. Молодой шахматист в игре с гроссмейстером не сумел использовать выгодного положения своей ладьи, так как с самого начала игры был настроен на ничью.
а) причины+
б) условия
в) образа действия
г) следствия
7. Укажите вид придаточного обстоятельственного предложения. Первый снимок мог не получиться, так что придется сделать второй.
а) условия
б) следствия+
в) причины
г) цели
8. Выберите вид придаточного обстоятельственного предложения. Надо всегда поступать, чтобы ни перед кем не было стыдно, честно.
а) сравнения
б) образа действия
в) времени
г) цели+
9. Укажите вид придаточного обстоятельственного предложения. Герои действуют так, как соответствует их характерам.
а) причины
б) условия
в) сравнения
г) образа действия+
10. Определите вид придаточного обстоятельственного предложения. Не стыдно говорить, коли правду хочешь объявить.
а) сравнения
б) условия+
в) времени
г) цели
11. Укажите вид придаточного обстоятельственного предложения. Восторг его гас, как гаснет свеча от сильного порыва ветра.
а) Сравнения+
б) образа действия
в) времени
г) цели
12. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме:
а) Одной запятой, если находится внутри главного.
б) Кавычками, если находится внутри главного.
в) Кавычками, если находится после и перед главным.
г) Двумя запятыми, если находится внутри главного.+
13. Какое сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
а) С глухими звуками, как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты.
б) Город, где растут магнолии, запомнился ему навсегда. +
в) Мы наперебой расспрашивали кучеров, смирные ли у них лошади.
г) Чтобы стать сильным, необходимо усиленно тренироваться.
14. Какое сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
а) С глухими звуками, как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты.
б) Город, где растут магнолии, запомнился ему навсегда.
в) Мы наперебой расспрашивали кучеров, смирные ли у них лошади. +
г) Чтобы стать сильным, необходимо усиленно тренироваться.
15. Укажите три наиболее широкие по значению группы придаточных предложений:
а) Смысловые, изъяснительные, обстоятельственные.
б) Определительные, изъяснительные, обстоятельственные. +
в) Обстоятельственные, определительные, временные.
г) Изъяснительные, определительными, сложные.
16. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзов (потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку):
а) Причины+
б) Уступительные
в) Цели
г) Следствия
17. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзов (хоть, хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что):
а) Причины
б) Уступительные+
в) Цели
г) Следствия
18. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союза (так что):
а) Изъяснительные
б) Сравнительные
в) Цели
г) Следствия+
19. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзов (чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы) и частиц (лишь бы, только бы):
а) Причины
б) Сравнительные
в) Условия
г) Цели +
20. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзов (если, если бы, в случае если, при условии если, ежели):
а) Уступки
б) Цели
в) Следствия
г) Условия+
21. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзов (как, будто, словно, подобно тому как, словно, будто):
а) Уступки
б) Сравнительные+
в) Следствия
г) Условия
22. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (где, куда, откуда):
а) Места+
б) Сравнительные
в) Времени
г) Условия
23. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзов (когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем, после того как):
а) Места
б) Сравнительные
в) Времени+
г) Условия
24. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзов (что, чтобы, будто, как будто, словно):
а) Изъяснительные+
б) Сравнительные
в) Времени
г) Определительные
25. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (какой, который, каков, чей, кто, что, где):
а) Изъяснительные
б) Сравнительные
в) Времени
г) Определительные+
26. Какие придаточные присоединяются к главному при помощи союзов (как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем-тем):
а) Изъяснительные
б) Сравнительные+
в) Времени
г) Определительные
27. Какое предложение относится к обстоятельственному придаточному степени:
а) Творческие мои попытки так привязали меня к литературе, что уже не мог я расстаться с тетрадью и чернильницей. +
б) Почтенный замок был построен, как замки строиться должны.
в) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
г) На другой день Алексей, твердый в своем намерении, рано утром поехал к Муромскому, дабы откровенно с ним объясниться.
28. Какое предложение относится к обстоятельственному придаточному цели:
а) Творческие мои попытки так привязали меня к литературе, что уже не мог я расстаться с тетрадью и чернильницей.
б) Почтенный замок был построен, как замки строиться должны.
в) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
г) На другой день Алексей, твердый в своем намерении, рано утром поехал к Муромскому, дабы откровенно с ним объясниться. +
29. Какое предложение относится к обстоятельственному придаточному образа действия:
а) Творческие мои попытки так привязали меня к литературе, что уже не мог я расстаться с тетрадью и чернильницей.
б) Почтенный замок был построен, как замки строиться должны. +
в) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
г) На другой день Алексей, твердый в своем намерении, рано утром поехал к Муромскому, дабы откровенно с ним объясниться.
30. Какое предложение относится к обстоятельственному придаточному условия:
а) Творческие мои попытки так привязали меня к литературе, что уже не мог я расстаться с тетрадью и чернильницей.
б) Почтенный замок был построен, как замки строиться должны. образ действия
в) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. +
г) На другой день Алексей, твердый в своем намерении, рано утром поехал к Муромскому, дабы откровенно с ним объясниться.
Почтенный замок был построен как замки строиться должны вид придаточного
Ну давайте перейдем непосредственно к тексту.
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.
Ну тут вроде все понятно пока, за исключением нескольких моментов. Хотя хочу, чтобы Вы обратили внимание на мастерство Александра Сергеевича. Несколькими строчками он ввергает нас в скучающее состояние, вот настоящий мастер 🙂
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
Так как мы помним, что Евгений слыл и сам себя считал великим экономистом, он решил начать свои экономические преобразования с собственных,точнее полученных в наследство владений. По сути, конечно, ничего революционного, но. все-же, все-же. Не вдаваясь в теоретические дебри, тут фишечка скорее всего была в том, что оброк, то есть арендная плата подушная с каждого зависимого крестянина, была довольно высокой. В результате, для того, чтобы оный оброк отдать, крестьяне жили чуть ли не впроголодь. Евгений заменил это всего барщиной, причем легкой. То есть отработкой своих обязанностей перед помещиком трудом на его земле. Если легкая, значит 2-3 дня в неделю крестьянин работал на барина и отдавал ему результаты своего труда, остальное на себя.
Забавна реакция соседей. Один увидел страшный вред, ибо явно не хотел давать воли и послаблениях крестьянам, вполне резонно считая, что в этом случае понесет убытки. Второй же лукаво улыбнулся, понимая, что если Онегин не будет заниматься хозяйством сам, или хотя бы не назначит грамотного и честного управляющего, то вскоре денег ему с барщины будет не хватать.
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.
Евгению, еще недавно находящемуся в самом сосредоточении столичной жизни, определенно скучно общество его провинциальных соседей. Не о чем поговорить с ним, да и просто, видимо, нужные люди. Поэтому как только он услышит их приближение, тут же покидает усадьбу.
Забавно мнение о Евгении. Сосекди почему то считают его неучем, хотя вряд-ли их образование чем то отличается от их собственного. Более того, думаю мадам и Мусью Аббат вложили в Онегина на порядок больше знаний и теории. Впрочем, они дальше поясняют, почему он неуч. Во-первых, он формазон, то есть вольнодумец, а может быть и даже франкмасон, что для людей Екатерининской Эпохи было крайне нежелательно и даже опасно. Пьет стаканами вино, а не любимую всеми местными настоечку. Не целует даме руку, ибо не модно, да и вообще ретроградно. А еще не использует в речи словоерсы, сиречь не прибавляет с к некоторым словам, а значит крайне невоспитан.
Наяву прямо конфликт столичной штучки и провинции. Прямо как сейчас.
Ну и напоследок пару слов надо сказать о донском жеребце. Донская порода одна из самых самобытных в России, и очень распространена в век 19. пусть не очень красивый, а зачастую и попросту неказистая лошадка была чудо как вынослива, очень неприхотлива, хорошим здоровьем отличалась и чудесной скоростью. так что в седло, и. «нас не догонят» (с) :-)))
Продолжение следует.