Особенности профессионального правосознания юристов
Профессиональное правосознание юристов – это одна из форм правосознания, выступающая как система правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных элементов правового сознания людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической деятельности.
Для профессионального правосознания характерно не просто формальное знание той или иной правовой нормы, а понимание целей, задач и принципов права, точные представления об условиях действия правовой нормы. В чем же заключается специализированность юридических знаний?
Во-первых, знания юристов характеризуются детализированностью и конкретностью, т. е. в отличие от массового правосознания они не могут быть ограничены общими правовыми представлениями. Для них необходимо проникновение в глубину содержания правовых норм, четкие представления об обстоятельствах, при наступлении которых норма вступает в действие, о правовых последствиях, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий.
В каждой конкретной области практической деятельности юриста необходимы углубленные знания определенных отраслей права и законодательства. Некоторые участки этой деятельности требуют в целом универсальных глубоких правовых знаний всех отраслей права, например, деятельность по осуществлению правосудия.
Во-вторых, специализированность профессиональных знаний проявляется в их системности. Это связано в первую очередь с системностью самого права, с тем, что нормы права не действуют изолированно.
В-третьих, специализированность профессионального правосознания заключается в умении применять юридические знания на практике. Закон, интегрированный в правосознание юриста, является его профессиональным инструментом, основой служебной деятельности. Поэтому специализированность юридических знаний означает умение профессионально применять нормы права в практической деятельности при решении юридических дел. Умение применять юридический инструментарий предполагает не только знание и понимание правовых норм, но и овладение данными юридической практики. В связи с этим специализированность юридических знаний достигается как в результате правового образования, так и в процессе практической деятельности.
Содержание профессионального правосознания юристов характеризуется рядом черт:
– предполагает уважительное отношение к праву, закону, к практике его применения;
– является практическим, т. е. юристы не только знают основные принципы, нормы права, но и используют их в своей деятельности;
– присутствует убежденность в необходимости неукоснительного соблюдения буквы закона;
– готовность к совершению активных правомерных действий по защите прав и свобод граждан;
– взаимосвязано с общественным и индивидуальным правосознанием;
– оказывает значительное влияние на различные сферы жизнедеятельности;
– с точки зрения уровня познания правовой действительности, других качественных характеристик отлично от правосознания граждан.
В свою очередь, совокупность профессионального правосознания и поведения юриста образует единую систему юридического бытия[1].
Недооценка его доминирующей роли и значения в механизме регуляции правового поведения юристов, а также недостаточная исследованность способов и путей его формирования приводят к деформации профессионального правосознания юристов.
Деформация профессионального правосознания юристов представляет собой комплекс своеобразных изменений взаимосвязанных характеристик личности юриста и его профессиональных возможностей, обусловленных как особенностями формирования личности, так и спецификой содержания, организации и условий его профессиональной деятельности.
Правовое воспитание юристов – это сложный процесс, включающий правовое обучение; воспитание уважения к праву, закону, формирование у них правовых убеждений и ценностных ориентаций; формирование социально-правовой активности юристов, системы установок на эффективную юридическую деятельность.
Проблема совершенствования правовой культуры личности и общества выступает главной задачей государства. Совершенствовать правовую культуру людей государство должно не только при помощи всей системы эффективного механизма правового регулирования, но и через правовое образование вообще, а также через подготовку квалифицированного специалиста-юриста в частности. Актуальным проявлением правовой культуры в современных социально-экономических условиях становится способность к поисковой, творческой активности и потребность в такой активности, поскольку собственная активность личности в современных условиях – гарант самореализации и саморазвития в социальной и профессиональной сферах.
Следовательно, очень важно, чтобы обучение в вузе способствовало становлению профессиональной культуры будущего специалиста через активизацию его учебной деятельности. В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение вопроса о создании технологий сочетания традиционных форм обучения с новыми, личностно-ориентированными, приспособленными к специфике личности студента. Ориентация на личность означает смену стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и уважение к другим людям.
Методологическим основанием перестройки работы юридических вузов является идея гуманистического образования. Необходимым условием гуманизации образования является научное обоснование и создание принципиально новых, правоориентированных методических систем обучения. Для разработки таких систем выделяют следующие направления гуманизации: усиление направленности учебного процесса на личность студента; изменение характера межличностных отношений общения, приоритетность сотрудничества профессорско-преподавательского состава и студентов; соотношение содержания обучения с ценностями.
В ходе такого обучения юристы не только овладевают профессиональными навыками и умениями, не только знакомятся с системой правовых знаний, но и формируют свое профессиональное правосознание, которое является основой, фундаментом их профессиональной культуры. Отмечается, что здесь крайне важно сформировать положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний, без чего нельзя обойтись, реализуя идею построения в России по-настоящему правового государства.
Исследования правосознания юристов.
Правосознание юристов представляет собой правосознание лиц, имеющих профессиональное юридическое образование, осуществляющих свою деятельность в правотворческой, правоприменительной или правоохранительной сферах, а также в области государственного управления и политической сфере. Профилирующими юридическими профессиями являются должности судьи, прокурора, следователя, адвоката, нотариуса, государственного служащего юридических подразделений государственных органов исполнительной власти, работника Министерства юстиции Российской Федерации и органов юстиции субъектов Российской Федерации.
Для профессионального юридического сознания характерными признаются следующие свойства и элементы: 1) системные, целостные знания о праве, закономерностях его становления и развития, о действующем законодательстве и порядке организации и деятельности государственных органов и иных компонентов политической системы общества; 2) правовые чувства, эмоции, оценки, ценностные ориентации, которые формируют отношение юриста к действующему праву и лежат в основе его юридически значимых действий и поступков; 3) навыки и умения, проявляемые лицом при осуществлении профессиональной деятельности. Знания, навыки и умения, которые юрист‑профессионал получает в период обучения в юридическом высшем учебном учреждении, в значительной степени соответствуют современному уровню юридической науки. Поэтому профессиональное правовое сознание юристов представляет собой более высокий уровень познания права, его закономерностей по сравнению с правовой психологией населения. Все правовые решения и действия юристов‑профессионалов носят более компетентный, осознанный и мотивированный характер, нежели у граждан, не имеющих системных юридических знаний.
Социально‑правовые исследования правового сознания юристов имеют важное научное и практическое значение. Во‑первых, такие исследования являются органической частью правовой науки, призванной изучать свой предмет во всей его полноте и всесторонности. Благодаря им представляется возможным исследовать один из действенных каналов взаимосвязи юридической науки и практики, а также ее результативность, осуществить системный анализ механизма правового регулирования в современном обществе. Во‑вторых социально‑правовые исследования правового сознания юристов необходимы для разработки мер по совершенствованию механизмов правового регулирования в современном обществе. Юристы являются активными проводниками правовой политики государства и без учета их правового сознания, их готовности и способности проводить те или иные решения государства, в обществе невозможно создать эффективно действующее законодательство и обеспечить его реализацию в конкретных отношениях. В‑третьих, профессиональные знания юристов необходимы для оценки качества юридического образования, способности юридических образовательных учреждений удовлетворять потребности общества и государства в квалифицированных юридических кадрах.
Предмет социально‑правовых исследований правового сознания юристов может быть достаточно разнообразным.
Вполне возможны комплексные исследования, посвященные изучению всех сторон, компонентов данного явления, – правовым знаниям, чувствам, оценкам и ценностным ориентациям, навыкам и умениям юристов. Так, Н.Я. Соколов, проводивший подобное исследование, в качестве его предмета брал следующие явления:
• уровень знания различными категориями юристов отраслей законодательства, влияние на него профессиональной специализации;
• отношение юристов к действующему законодательству и практике его применения, их оценки эффективности, состояния и перспектив борьбы с правонарушениями;
• мотивы выбора юристами своей профессии, а также престиж юридических профессий среди юристов;
• ценностно‑правовые ориентации юристов в сфере права, степень их готовности последовательно и целенаправленно проводить в жизнь принципы права, требования конкретных правовых норм;
• отношение юристов к состоянию, содержанию и формам юридического образования, стажировок, иных форм повышения квалификации;
• мотивы деятельности в процессе правоприменения и др.[150]. Правомерными представляются и исследования правового сознания юристов по частям, когда предметом познания выступает один из его компонентов: знания, либо ценностные ориентации, либо профессиональные навыки и умения. Особое направление могут составить социально‑правовые исследования с целью выявления специфики правового сознания отдельных категорий юристов: судей, работников прокуратуры, адвокатов, следователей и др. Ценность этих исследований видится в том, что они позволяют установить уровень правосознания представителей какой‑либо одной юридической профессии и наметить важные в теоретическом и практическом плане меры по достижению соответствия между наличным и должным уровнем правосознания, по усилению взаимосвязи юридической науки и практики в соответствующей сфере юридической деятельности.
Поскольку уровень правового сознания юристов определяется конкретно‑историческими условиями их бытия, во многом зависит от проводимой государством правовой политики, экономического положения общества, состояния законности и правопорядка, других факторов, то любое социально‑правовое исследование правового сознания должно выходить за пределы своего непосредственного предмета и предусматривать изучение всех или большей части влияющих на него социально‑правовых явлений. В частности, представляется необходимым исследовать влияние на правовое сознание юристов таких факторов, как качество юридического образования, мировоззренческие позиции, мораль, правовая культура общества, условиях работы, степень удовлетворенности работой, степень моральной и материальной заинтересованности в работе. Это важно, поскольку исследование должно не только констатировать содержание правового сознания юристов, его позитивные и негативные стороны, но и установить факторы, которые оказывают решающее влияние на правосознание, с тем, чтобы сделать полезные для правовой науки и юридической практики выводы и обобщения.
Для получения необходимой для исследования информации следует использовать несколько источников. Системные и полные знания о правовом сознании юристов могут быть получены, прежде всего, путем опроса лиц данной профессии при помощи стандартных анкет и интервью. В то же время данные опроса могут содержать недостоверную информацию и подлежат проверке, дополнительному обоснованию с помощью данных, полученных в процессе анализа письменных источников (документов). Среди них наиболее важное значение имеют правовые документы, подготовленные непосредственно лицами, участвующими в опросе. Это приговоры судов, иные правоприменительные акты, итоги рассмотрения этих актов вышестоящими органами, данные официальной статистики, документы, свидетельствующие о составе и динамике юридических кадров Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и др. В исследованиях особое значение приобретают источники, свидетельствующие о структуре и динамике правонарушений, совершаемых юристами при исполнении служебных обязанностей, и мерах, примененных к данной категории правонарушителей.
Подчеркивая важное значение письменных источников в исследованиях правового сознания юристов, нельзя забывать и об односторонности и неполноте этих источников. В частности, из них не представляется возможным получить сведения о мотивах выбора юристами своей профессии, их отношении к действующему законодательству и практике его применения, о ценностно‑правовых ориентациях юристов. Только изучение всех необходимых по предмету исследования источников создает наилучшие условия для получения объективных и всесторонних знаний, гарантирует от большинства ошибок, неизбежных при исследовании, которое ограничивается анализом какой‑либо одной категории источников.
Сообразно системе источников, используемых в ходе изучения правового сознания юристов, определяется и методологическая база социально‑правового исследования. Весь арсенал социально‑правовых методов, применяемых на стадии анализа и сбора информации, может быть использован и при изучении правового сознания юристов. Это методы анализа письменных источников (документов), методы анкетирования и интервьюирования и включенного наблюдения. При обобщении данных опроса могут быть использованы математические и статистические методы.
В юридической литературе было высказано мнение о том, что при изучении правового сознания юристов отсутствует необходимость в применении метода экспертного опроса в связи с тем, что объекты индивидуализированного и экспертного опросов совпадают. Эксперт‑юрист одновременно выступал бы в исследовании и как специалист, обладающий запасом специальных знаний, и как личность, представляющая определенную социальную группу.
Однако изложенная позиция является дискуссионной. В качестве эксперта в данном исследовании с успехом могут выступать ученые‑юристы, занимающиеся проблемами правового сознания. Они в полной мере удовлетворяют требованиям, предъявляемым к экспертам. Во‑первых, они обладают необходимыми специальными знания. Во‑вторых, они не являются представителями обследуемой социальной группы юристов, действующих в сфере юридической практики.
Таким образом, система методов исследования правового сознания юристов не имеет каких‑либо отличий от методов, применяемых в других социально‑правовых исследованиях.
Исследования правового сознания юристов в значительной степени облегчаются наличием объективных критериев оценки уровня знаний, навыков и умений юристов. Если общая теория права пока что ищет критерии измерения уровня правовых знаний населения, то вопрос, касающийся данной процедуры, применительно к правовому сознанию юриста в основном решен.
Знания юриста‑профессионала в целом должны соответствовать государственному стандарту профессионального высшего юридического образования, действующему на момент исследования. При этом не имеет значения год окончания респондентом учебного учреждения. Специалист‑практик должен постоянно совершенствовать свои знания, поддерживать их на уровне последних достижений правовой науки. На эти достижения ориентируется и государственный стандарт высшего юридического образования, пересматриваемый с периодичностью один раз в пять лет. Государственный стандарт является единым и для всех форм обучения – дневного, очно‑заочного, заочного и экстерната. Таким образом, в процессе исследований уровня профессиональных знаний для всех юристов действует единый и надежный критерий оценки их знаний, независимо от даты получения диплома о высшем юридическом образовании и формы обучения.
Весьма четкий критерий имеется и для оценки деловых, профессиональных навыков судей, прокуроров, следователей – это официальные данные о числе принятых ими правоприменительных актов и актов, отмененных или измененных вышестоящими инстанциями.
Особенности профессионального правосознания юристов
Профессиональное правосознание юриста – это одна из форм правосознания, выступающая системой правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных элементов правового сознания людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью.
Необходимо отметить, что профессиональное правосознание юристов формируется и функционирует в целостной системе правосознания и, следовательно, является ее составным элементом.
Профессиональное правосознание юристов, на наш взгляд, должно соответствовать следующим требованиям:
– устойчивая солидарность с законом, готовность защищать его;
– убежденность в незыблемости принципа законности;
– высокая теоретическая подготовленность, позволяющая принимать правильные решения в сложных юридических ситуациях;
– нацеленность на активные действия в сфере правоохраны;
– уважение к праву, закону, тактике его применения.
Профессиональное правосознание юристов обладает спецификой, которая определяется их особой компетенцией в сфере юридической практики. Это правосознание особой группы людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специального образования и характеризуется единством социальных задач, методов и форм профессиональной деятельности, направленной на обеспечение личной безопасности граждан, защиту их прав и свобод, законных интересов, предупреждение правонарушений и их пресечение.
Следует отметить, что для профессионального правосознания характерно не просто формальное знание той или иной правовой нормы, а понимание целей, задач и принципов права, точные представления об условиях действия правовой нормы. В чем же заключается специализированность юридических знаний?
Во-первых, знания юристов характеризуются детализированностью и конкретностью, т. е. в отличие от массового правосознания они не могут быть ограничены общими правовыми представлениями. Для них необходимо проникновение в глубину содержания правовых норм, четкие представления об обстоятельствах, при наступлении которых норма вступает в действие, о правовых последствиях, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий.
В каждой конкретной области практической деятельности юриста необходимы углубленные знания определенных отраслей права и законодательства. Некоторые направления этой деятельности требуют в целом универсальных глубоких правовых знаний всех отраслей права, например, деятельность по осуществлению правосудия.
Во-вторых, специализированность профессиональных знаний проявляется в их системности. Это связано в первую очередь с системностью самого права, с тем, что нормы права не действуют изолированно.
В-третьих, специализированность профессионального правосознания заключается в умении применять юридические знания на практике. Закон, интегрированный в правосознание юриста, является его профессиональным инструментом, основой служебной деятельности. Поэтому специализированность юридических знаний означает умение профессионально применять нормы права в практической деятельности при решении юридических дел. Умение применять юридический инструментарий предполагает не только знание и понимание правовых норм, но и овладение данными юридической практики. В связи с этим специализированность юридических знаний достигается как в результате правового образования, так и в процессе практической деятельности.
В правовом сознании как социальном явлении могут проявляться два его состояния: истинное и деформированное, которые в основном отличаются характером отражения правовой действительности и отношением их носителей к действующему праву, правосудию и законности. Истинное правосознание выражается в позитивном отношении его носителей к правовым ценностям и реалиям, чего нельзя сказать о деформированном правосознании.
Деформация профессионального правосознания юристов представляет собой искажение всех или нескольких элементов структуры, вызывающее негативные изменения, которые находят свое отражение в различных аспектах профессиональной деятельности, а также в личности юриста.
Деформация профессионального правосознания юристов проявляется в сферах:
– профессионально-нравственной – потеря представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, подмена ее норм в поведении искаженными узкокорпоративными нормами, и как следствие, – нарушение законности;
– профессионально-интеллектуальной – шаблонность мышления, постепенная утрата его широты, глубины, критичности, преувеличение значимости собственного профессионального мнения и опыта, а иногда – их абсолютизация;
– эмоционально-волевой – разбалансированность и огрубление эмоционально-волевой сферы, появление длительных депрессивных состояний, рост внутренней и внешней конфликтности, агрессивность, ослабление волевых качеств, потеря способности к самоконтролю и саморегуляции.
Особенности деформации профессионального правосознания юристов в настоящее время выражаются в различных формах.
Прежде всего, это феномен «обвинительного уклона» («презумпция виновности»), заключающийся во взгляде на подсудимого, чья вина еще не доказана судом, как на человека, безусловно совершившего данное преступление. В основе данного стереотипа оценки могут быть два явления. Первое – это профессиональная установка, т. е. готовность со стороны юриста обвинять подозреваемого. Формируется эта установка в процессе выполнения профессиональной деятельности. Второе явление, находящееся в основе обвинительного уклона, представляет собой психологический барьер, возникающий вследствие усиления отрицательных переживаний (чувства вины, страха, тревоги и низкой самооценки). При установлении психологического контакта с правонарушителем психологический барьер может возникать из-за таких отрицательных эмоций, испытываемых юристом, как гнев, раздражение, ненависть, недоверие и неприязнь по отношению к нему.
Другим ярким проявлением деформации профессионального правосознания юристов является «синдром собственной непогрешимости» при решении профессиональных вопросов.
Психическая составляющая данного явления профессиональной деформации заключается в повышенной самооценке, уверенности в безошибочности своих мнений, взглядов и поступков, а иногда и в некритическом отношении к противозаконным действиям.
Следует отметить, что важным этапом исследования деформации профессионального правосознания юристов является упорядочение детерминант, обуславливающих этот феномен. К ним относятся, прежде всего, «деятельностные» детерминанты, т. е. связанные со служебной деятельностью и отдельными служебными задачами:
– детальная правовая регламентация деятельности юристов, которая означает необходимость руководствоваться заранее предписанными правилами. Жесткость реализуемых предписаний и необходимость их точного выполнения могут вызвать стремление действовать по шаблону, не вникая глубоко
в содержание той или иной правовой нормы. Сотрудник ОВД находится в системе сверхдисциплины, которая держится на приказах, и последние не обсуждаются, а требуют неукоснительного исполнения. Невыполнение приказа практически лишает сотрудника ОВД работы. И порой «административно-приказное своеволие» и так называемое ведомственное правотворчество фактически подменяют закон. Порочная практика, согласно которой закон не действует до тех пор, пока не обрастет инструкциями или ведомственными приказами, зачастую извращающими его первоначальный смысл и вид, приводит к неверию в закон, пренебрежению им, создает атмосферу произвола, злоупотреблений, роста правонарушений со стороны самих сотрудников ОВД и, как следствие, ведет к нарушению прав человека и гражданина;
– психические и физические перегрузки. Психофизиологические перегрузки могут быть вызваны нестабильным графиком работы, резкими колебаниями активности или, напротив, монотонностью деятельности;
– фактор экстремальности. Служба в ОВД часто сопряжена с определенным риском и постоянным ожиданием опасности. Такое пребывание в экстремальных условиях, когда требуется немедленное принятие решения, приводит к огромной потере психологической энергии и эмоциональному истощению, вызывает повышенную раздражительность и взволнованность, при этом появляется возможность ошибки в выборе тактического приема, принятия неправильного решения, в частности, связанного с применением государственного принуждения. Экстремальные ситуации также могут порождать условия для злоупотребления административными полномочиями. Отклоняющееся поведение проявляется в эгоистическом использовании предоставленных прав, привилегий сотруднику милиции или в уклонении от тех, порой рискованных обязанностей, которые закреплены в действующих законах;
– фактор, определяемый объектом профессиональной деятельности. Можно выделить неорганизованное фоновое и организованное целевое воздействие. Сотрудник в процессе профессиональной деятельности постоянно имеет дело с людьми с характерной асоциальной или криминальной направленностью, которые пытаются его обмануть, подкупить, спровоцировать, шантажировать, запугать. Такой профессиональный опыт создает постоянный фон впечатлений и влияний, который может привести к развитию у сотрудника цинизма, жестокости, подозрительности, равнодушия;
– конфликтность в профессиональной деятельности. Деформирующее влияние служебных задач в основном возникает в ситуациях, связанных с правонарушением, когда цели, которые преследуют юристы, и объект деятельности не совпадают или вообще исключают друг друга. В результате последний «разворачивается» к сотруднику отрицательной стороной своей личности, а сама деятельность трансформируется в субъектное взаимовлияние. Гражданин как бы предлагает сотруднику признать его психологические качества, даже навязывает их. Это обстоятельство придает деятельности конфликтную окраску.
Конфликтность проявляется в различных формах психологического противодействия: обмане, оскорблении, запугивании, провокации, дискредитации. Их влияние и необходимость нейтрализации вызывают у сотрудника ОВД раздражительность, озлобление, мстительность, соблазн применить все доступные средства деятельности. Наиболее опасным проявлением конфликтности является физическая агрессия;
– профессионально-ролевое поведение. Опасность заключается в том, что достоверное исполнение роли требует психологических усилий и соответствующих затрат. Сотрудник должен не только атрибутивно принять роль, но
и вжиться в нее, впустить в свою психику. Еще одна опасность связана с тем, что сотрудник ОВД, даже находясь вне службы, в целом ряде ситуаций вынужден придерживаться официальной роли, быть психологически готовым к ее немедленному выполнению. Это истощает личность, снижает сопротивляемость деформирующему воздействию.
Проведенные научные исследования подтверждают, что возникновение обвинительной установки в структуре ценностных ориентаций личности судей детерминировано факторами, влияние которых практически не контролируется сознанием судей. К ним, как выяснилось, относятся три фактора: фактор «частого совпадения явлений» (личного опыта), социальный фактор и психогенный фактор в виде действующего закона.
Возможности формирования и совершенствования профессионального правосознания юристов посредством разнообразных механизмов воздействия всегда интересовали исследователей. Сейчас становится очевидной роль правового воспитания и образования в решении этих проблем как комплексных элементов формирования личности.
Таким образом, правовое воспитание представляет собой планомерное воздействие, направленное на сознание и поведение юриста в целях формирования правовой образованности, ценностно-правовой ориентации, социально-активного правомерного поведения, привития навыков практического использования правовых знаний в профессиональной деятельности.
Содержание искомого уровня профессионального правосознания предполагает приобретение юристами должного уровня правовых знаний, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, овладение умениями и навыками реализации права. Согласно этому правовое обучение и воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, регламентирующего профессиональную деятельность юристов, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять профессионально-юридическую активность.
4. Правовая культура. Соотношение правосознания
и правовой культуры
Правосознание и правовая культура как элементы правовой надстройки содержат много общего, однако между ними есть и существенное отличие.
Понятие правосознания отражает только тот факт, что в общественном или личном сознании так или иначе отражается право. Правосознание личности – это право в том виде, как оно преломляется в сознании индивида. Вместе с тем человек рассматривается, прежде всего, как деятельная личность. Поэтому в личности существенно не только правовое сознание, но и действия, воплощающие в жизнь это сознание.
Правовая культура включает в себя само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, юридически значимую деятельность, критерии оценки права и правового поведения, т. е. все то, что достигнуто человеческой цивилизацией в правовой сфере.
Сказанное дает основания сделать вывод о том, что категория «правовая культура» шире категории «правосознание». Во-первых, правосознание как отражение правовой реальности является составной частью правовой культуры. Во-вторых, правовая культура включает не только духовное освоение права. Она проявляется в непосредственной деятельности, т. е. отражается не только в правосознании, но и в правовом поведении граждан или групповых общественных субъектов.
В связи с этим правовая культура немыслима без человека и его деятельности, определяемой мировоззрением. Она выступает как социальное явление, находящееся в постоянном развитии, которое можно правильно понять лишь в общей связи с социальным прогрессом.
Однако правовая культура личности отражает лишь позитивные взгляды, оценки, мотивы, лежащие в основе правомерного и социально активного поведения. Она предполагает развитие творческих сил, способностей, умений, навыков субъектов права в процессе регулирования общественных отношений с помощью юридических средств.
Правовая культура определяется как глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его как осознанной необходимости и внутренней потребности.
Таким образом, понимание сущности правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей органически связывает ее с определенным уровнем развития правосознания и поведения.
Правосознание же личности включает как позитивные, так и негативные знания, убеждения, представления, оценки и т. д. о сущности, назначении, свойствах и принципах права, законности и правопорядка, о других правовых явлениях. С этих позиций правосознание охватывает более широкий круг явлений, чем правовая культура. Следовательно, правовая культура выступает как позитивное правовое сознание личности в действии.
С. С. Алексеев отмечает, что правосознание может быть определено как субъективная сфера, характеризующая реакцию людей на «право». Эта реакция может быть одобрительной или отрицательной.
Таким образом, правосознание – лишь одна сторона правовой культуры личности, ибо культура включает не только духовное, но и практическое освоение права. Оно выступает как степень и характер правового развития личности, обеспечивающие личности правовую активность.
Так, А. П. Семитко отмечает, что рост правовой культуры, являющейся условием полной реализации прав и свобод граждан, необходимой предпосылкой исполнения ими своих обязанностей, – это и повышение их правового сознания, углубление понимания ими единства прав и обязанностей, рост авторитета законов и правоохранительных органов в глазах населения; – это и развитие правовой активности, инициативы и творчества граждан, становление прочного правового климата в социальных группах.
Вопросы для самопроверки
1. Что составляет содержание понятий «правовое сознание» и «правовая культура»?
2. Какие структурные элементы правового сознания вы знаете?
3. Как соотносятся понятия «правосознание» и «правовая культура»?
4. Каковы особенности правового сознания сотрудников органов внутренних дел?
Литература
Агешин Ю. А. Политика, право, мораль / Ю. А. Агешин. – М., 1982. – 160 с.
Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е. В. Аграновская. – М., 1988. – 145 с.
Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. / С. С. Алексеев. – М., 1981. – Т. 1. – 360 с.
Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. – М., 1999. – 712 с.
Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2 т. / С. С. Алексеев. – Свердловск, 1972. – Т. 1. – 395 с.
Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД: теоретические проблемы / П. П. Баранов. – М., 1991. – 130 с.
Бельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания: моногр. / К. Т. Бельский. – М., 1982. – 183 с.
Выступление Президента РФ Путина В. В. на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России // Юридический мир. – 2004. – № 3.
Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура: курс лекций по теории права и государства / Н. Л. Гранат; под ред. проф. Н. А. Катаева, проф. В. В. Лазарева. – Уфа, 1994. – 480 с.
Гречин А. С. Социология правового сознания: учеб. пособие для вузов / А. С. Гречин. – М., 2001. – 256 с.
Грошев А. В. Уголовный закон и правосознание / А. В. Грошев. – Екатеринбург, 1994. – 227 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2003. – С. 3.
Крыленко Н. В. Введение в изучение советского права / Н. В. Крыленко. – М., 1927.
Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. – М., 1973.
Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм / Е. Б. Пашуканис. – 3-е изд. – М., 1927.
Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника ОВД / под общ. ред. В. М. Бурыкина. – М., 2004.
Сабо И. Основы теории права / И. Сабо. – М., 1974.
Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс / А. П. Семитко. – Свердловск, 1990.
Строгович М. С. Основные вопросы советской социалистической законности / М. С. Строгович. – М., 1966.
Стучка П. И. Классовое государство и гражданское право / П. И. Стучка. – М., 1924.