Призвание варягов как это было

Призвание варягов на Русь

1421183326 111

Принято полагать, что Русское государство началось с призвания варягов на Русь в роли правителей. Как же это происходило, а главное почему. На протяжении всей первой половины 9 века, славянские и финские племена выплачивали варягам дань. Варяги приходили каждый месяц из-за моря, чтобы собрать её. В 862 году племена набрались сил и смогли прогнать их со своих земель. Но как утверждает одна летопись, сразу после этого между ними вспыхнули конфликты.

Тогда, чтобы прекратить междоусобные войны, старейшины племён решают пригласить на роль правителя кого ни будь со стороны. Этот правитель должен был сохранять менталитет и не идти на поводу ни у одного племени. Таким способом старейшины хотели добиться равноправия. Они долго перебирали все возможные кандидатуры и решили остановить свой на Варягах.

По мнению другой версии, князь Новгородский Гостомысл до своей смерти наказал, чтобы наследником его стал потомок Рюрика варяга, который женат был на его дочери, которую звали Умила. Как бы там ни было в одном обе легенды сходятся. Старейшины племён отправились искать себе правителя из варягов. Лихачёв в одном из своих переводов летописей утверждает, что варягов прозвали “Русь”. Говорил, что к Руси пришли кривичи и представители других племён и просили выбрать князя, который будет править их поселениями.

Лишь трое братьев согласились на столь странное предложение. Забрав Русь с собой, они ушли на новые для себя земли, то стать там князьями. Самы старший из трёх братьев Рюрик, стал князем в Новгороде, средний брат Сениус начал царствовать в Белоозере, а младший из братьев Трувор остался в Изборске. Отсюда и пошло название Земля Русская. Теперь варяги были ответственные за мир и порядок между племенами. Они также следили за сбором податей для того, чтобы содержать войско, а также гарантировали защиту от иноземных захватчиков.

По мнению другой версии, эту запись в летописи сделали Печерские монахи. Они придумали эту легенду для того, чтобы выделить независимое положение Киевской Руси от Византийского влияния. Как считает Лихачёв, эта легенда была создана для того, чтобы потомки искали истоки правительства за границей. Это должно было укрепить веру народа во власть, а также поднимет на значительный уровень авторитет всей династии.

Некоторые историки считают варяжскую легенду весьма правдоподобной, ведь она отвечала всем сюжетам фольклора о возникновении отдельных государств. Такие сюжеты можно просмотреть в легенде образования любого государства. Некоторые утверждают, что переписывая историю, монахи называли Русью не варягов а племя, которое вместе с остальными пришло просить князя для их племён.

Значимым аргументом подтверждения этой истории служит запись о существовании города Старая Руса, которая была сделана ещё раньше чем появились варяги. Город этот стоял на территории Новгорода. В следствии чего становиться ясно, что Руссы появились тут задолго до варяжских князей.

Источник

Призвание варягов

350px Prizvanie varyagov

magnify clip

Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).

Содержание

Предыстория призвания варягов

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». [3] По изложению Иоакимовской летописи, которую историки подвергают сомнению, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за варяжского князя из Финляндии. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Призвание

Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…» [4]

350px %D0%92%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B3%D0%B8

magnify clip

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках. [5]

Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку [6] на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым [7] ) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.

Читайте также:  Как по английски будет слово микрофон

Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X веках русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян. [8]

Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»

Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. [9] [10]

Участие руси в призвании

Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:

«Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.» [15]

Столица Рюрика

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород. [24]

Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.

В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково Городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.

Источник

Призвание варягов как это было

У каждого народа есть некий исторический канон – сумма знаний о прошлом своей родины, с которым знаком любой мало-мальски образованный человек. Основы этого канона закладываются в школе, он пополняется во время юбилеев и памятных дат, что-то мы узнаём из книг, фильмов и так далее. Предполагается, что канон включает в себя все по-настоящему важные, проверенные сведения. На самом деле это не совсем так.

Vnuki Gostomyisla Ryurik Truvor i Sineus S kartinyi Ili Glazunova

Внуки Гостомысла Рюрик, Трувор и Синеус. С картины Ильи Глазунова

Славянское Поморье

Возьмём историю призвания Рюрика. Если вкратце, в общественном сознании запечатлено, что жил в Новгороде некий Гостомысл, старейшина или посадник, который незадолго до смерти предложил призвать варягов. И отправили словене, кривичи, чудь и мери, то есть славяно-финское население Новгородской земли, посланников к некоему князю Рюрику со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами».

Пришли тогда на Новгородскую землю три брата-варяга. Рюрик стал править Новгородом, Синеус сел на Белоозере, а Трувор – в Изборске. «И от тех варягов прозвалась Русская земля, – писал летописец Нестор. – Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»

Что за словене такие? Не разобравшись с этим вопросом, нам трудно двинуться дальше в понимании, откуда пошла земля Русская. Меня этот вопрос, помимо всего, интересует лично, ведь мама у меня вятская, а предки вятских пришли из Новгородской земли.

Но и там, на Новгородчине, славяне начали основательно селиться лишь в VIII веке. Это были кривичи – предки псковитян и смолян, смешавшиеся с западными славянами, переселившимися в наши пределы из Южной Балтики. Религиозные верования, легенды, обычаи, географические названия новгородцев очень близки к тем, что имели славяне, жившие в бассейне реки Одер в Балтийском Поморье. Даже форма черепов одна и та же. Одинаково строились дома и укрепления. Западнославянские корни имеют до восьмидесяти процентов керамики IX–Х веков, найденной в раскопках на Новгородской земле, а также на территориях от Пскова до верховьев Волги.

Сегодня ведущим российским лингвистом академиком Андреем Зализняком установлено, что новгородский говор принципиально отличен от говоров киево-суздальских. Как же так вышло, откуда он взялся? Здесь передаём слово академику Валентину Янину, крупнейшему нашему специалисту по древнему Новгороду: «Установление суммы отличий древненовгородского диалекта, естественно, направило исследовательскую мысль к поискам аналогов этим диалектным признакам в других славянских языках. Результатом таких поисков стал вывод о том, что исходная область славянского заселения Псковского и Новгородского регионов находилась на территории славянской южной Балтики».

Что же там было в то время, в этой южной Балтике?

Дело в том, что в Балтийском Поморье, на территории, занимавшей треть современной Германии и значительную часть Польши, обитало многочисленное славянское население. То была ещё одна ветвь славянства, ныне исчезнувшая. Эти племена имели большие города и своих королей. Быть может, самыми воинственными были велеты, которых звали также лютичами или вильцами (волками). На востоке от них жили поморяне, на юге – древане. Но нас больше интересуют бодричи, или, как их ещё звали, ободриты, возглавившие Ободритский союз. Столицей их был Велиград (ныне Мекленбург). Кроме бодричей, в союз входили два менее значительных племени – варны и полабы – и одно, бывшее на слуху не меньше ободритов, – вагры, столица которых называлась Старград (Ольденбург) – город, известный с IV века.

Читайте также:  Как по татарски будет украинцы

Drevnyaya Rossiyskaya Istoriya Lomonosova

«Древняя Российская История» Ломоносова

Karta rasseleniya slavyanskih plemyon

Карта расселения славянских племён

По мнению Михаила Ломоносова, именно от слова «вагры» происходят и «варяги». Но даже если это не так, совершенно верна главная мысль учёного, высказанная им в «Древней Российской Истории». Вагры, бодричи, руяне, датчане, норманны, финны, пруссы и так далее были в ту эпоху одной общностью. Поэтому спор, кто основал русское государство – славяне или скандинавы, – лишён всякого смысла.

К сожалению, поморские славяне наших археологов интересовали слабо, долгое время считалось, что нас с ними мало что связывает. Художник Илья Глазунов однажды побывал в ГДР на археологических раскопках, которые велись на острове Рюген – древнем нашем Руяне. Предположительно, это тот самый Буян, который можно встретить в русских сказаниях. Один из немецких археологов с досадой сказал в присутствии Глазунова: «Здесь всё до магмы славянское!» Когда художник спросил, почему с ними не работают советские археологи, ответ был: «А им это неинтересно». Увы, трудно здесь не повторить с горечью вслед за Пушкиным: «Мы ленивы и нелюбопытны».

Славяне в тех местах были столь сильны, что завоевать их ни у кого не вышло. Но постепенно они ассимилировались – растворились в окрестных народах. Ободриты, вагры, руяне стали немцами, переименовавшими Поморье в Померанию, а лютичи и поморяне – поляками.

Остров Руян интересен ещё и тем, что в его столице Арконе стоял главный идол славян Поморья – четырёхликий Световит. Разрушил Аркон в XII веке король Дании Владимир I Великий, имя которого в Европе переделали на Вальдемар. Он был сыном короля ободритов Кнуда Лаварда и внучки князя Владимира Мономаха, которую в Европе звали Ингеборга Мстиславна. К сожалению, настоящее, русское, имя королевы неизвестно. Владимира она, согласно сагам, родила в Киеве. Спустя какое-то время, в 1234 году, руяне освободились от датского владычества. Ещё веком позже, в 1325 году, умер их последний правитель – Вислав III, а в 1404 на Рюгене (Руяне) отошла ко Господу последняя славянка по имени Гулицина. Так закончилась история славянского Поморья. Но в новгородцах, русских поморах, архангельских, вологодских и вятских жителях продолжает течь кровь бодричей, вагров, руян.

Иоакимовская летопись

Пояснив, кто такие словене и как они связаны с Южной Балтикой, мы можем двинуться дальше. Итак, согласно преданиям Рюрик был призван по совету Гостомысла, одного из новгородских правителей.

Но дело в том, что никакого Новгорода в тот момент ещё не было, его основали уже после смерти Рюрика. А у Нестора Летописца в «Повести временных лет» о Гостомысле почему-то не сказано ни слова. Лишь начиная с XV века его имя появляется в общепризнанных источниках – русских летописях, прежде всего новгородских. Так существовал ли он вообще? У нас ведь до того иные договариваются, что считают его названием какой-то купеческой партии в ещё не построенном Новгороде.

Это связано с тем, что большая часть древних хроник до нас не дошла, погибла. Есть, правда, одно исключение. Наиболее полно освещает историю Гостомысла Иоакимовская летопись, написанная, судя по всему, первым новгородским епископом Иоакимом – современником святого князя Владимира. Именно из воспоминаний владыки мы знаем, что Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня – огнём. Сам Иоаким был против столь энергичных мер. В то время как Добрыня грозил горожанам, не желавшим пускать его в город, епископ находился в Новгороде, тихо-мирно обращая его жителей ко Христу.

Летопись была обнаружена В. Н. Татищевым – сподвижником Петра Первого, основателем Екатеринбурга и Перми. В честь Татищева ставятся памятники, его именем называют улицы. Но сверх того Василий Никитич был одним из основоположников российской исторической науки. Тетради, куда была переписана Иоакимовская летопись, точнее часть этих тетрадей, передал Татищеву один из близких родственников – настоятель Бизюкова монастыря Смоленской губернии архимандрит Мелхиседек (Борщов). Татищев выписал оттуда всё самое интересное, после чего вернул рукопись обратно. Архимандрит вскоре умер, и тетради затерялись.

Двести лет ведутся споры, выдумал Татищев Иоакимовскую летопись или нет. Карамзин считал её шуткой, Соловьёв – подлинным документом. Последние открытия археологов подтвердили целый ряд фактов, заявленных в дошедших до нас фрагментах летописи. Обнаружено, например, что князь Святослав и в самом деле жестоко гнал христиан, а Добрыня «крестил» новгородцев огнём. В общем, судя по всему, в руках Татищева действительно побывал список древнейшей русской летописи.

Гостомысл и Рюрик

Согласно ей Гостомысл – реальный человек. Что же рассказывается о Гостомысле в Иоакимовской летописи?

Drevnyaya Ladoga

Бярмия (Биармия), где действовал, по словам Иоакима, отец Гостомысла Буривой, – это, судя по всему, Карелия, а река Кумень – старое русское название финской реки Кюмийоки. Никаких других упоминаний Буривоя в исторических анналах нет. Теоретически отец Гостомысла мог править Ладогой, основанной не позже 753 года, но нас интересует другое.

Согласно епископу Иоакиму Рюрик был внуком Гостомысла и сыном его дочери Умилы, но это ни доказать, ни опровергнуть сегодня невозможно. Поэтому остановимся на том, что знаем точно. А знаем мы, что Гостомысл – не выдумка русских летописцев. Был такой человек, упоминание о котором мы встречаем сразу в двух древних и очень авторитетных европейских хрониках.

В анналах Ксантена за 844 год читаем: «В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же короли пришли к нему и принесли клятву верности».

В Фульдских анналах обнаруживаем следующую запись: «Хлудовик пошёл войной на ободритов, которые замышляли измену, и подчинил их. Король этого народа Гостомысл погиб, и Хлудовик велел эту страну и её народ, которые по воле Божьей подчинились ему, передать под управление герцога».

Вендами германцы называли славян, а ободриты, бодричи, как уже было сказано, название одного из племён, обретавшихся на берегу Балтики, где находится ныне германский город Мекленбург, в прошлом – Велиград. Да-да, тот самый Великий город, в котором, согласно Иоакиму, правил Гостомысл. Бывал ли Гостомысл на Ладоге? Вполне возможно. Западные славяне колонизировали земли будущей Новгородской земли достаточно активно.

Читайте также:  Как по английскому будет забавный

Здесь описывается очередной эпизод борьбы славян-язычников с франками.

Итак, наши предания о Гостомысле и Рюрике имеют под собой прочную основу, просто наблюдается путаница между новгородскими и западнославянскими землями. Путаница не сказать чтобы радикальная. В Ладоге Рюрик действительно правил, но появился он там через много лет после того, как побывал в королях ободритов.

Рюрик

Рюрик в «Повести временных лет» возникает у Нестора Летописца как-то уж очень неожиданно – можно сказать, ниоткуда. В таком виде предание о нём и законсервировалось. Хотя существует гипотеза, что наш русский Рюрик и хорошо известный историкам датчанин Рорик Ютландский – это одно и то же лицо. Из известных учёных её поддерживает профессор Анатолий Кирпичников – многолетний руководитель раскопок в Старой Ладоге. В своё время его предположение поддержал академик Борис Рыбаков. К этой версии постепенно склоняется всё большее число российских и европейских учёных.

Ryurik na pamyatnike Tyisyacheletie Rossii

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России»

Посудите сами: Рюрик, Рорик, Рёрик – это одно и то же имя. Можно возразить, что существовали два человека с одним именем, но есть и другие аргументы.

Полностью совпадает время, когда они жили. Рюрик Русский скончался в 879 году, Рорик Ютландский – до 882 года. Когда точно – неизвестно.

До начала 60-х годов IX века Рорик Ютландский был потрясателем Европы, его именем пугали детей, а в Ксантенских хрониках назвали «язвой христианства». Но «язвой» он стал не потому, что у него вдруг испортился характер.

В 826 году дядя Рорика – правитель полуострова Ютландия конунг (соответствует герцогу или королю) Харальд Клак – принял крещение. Возможно, вместе с племянником, в надежде, что франки помогут им отстоять их владения. Крёстным отцом Харальда был сам император Людовик Благочестивый, и какую-то поддержку конунг, скорее всего, получил. Он привёз в Ютландию монахов, начал крестить местных данов, но король Дании Хорик, обвинив Харальда в измене языческой вере, смог отнять полуостров. Жемчужиной Ютландии был город Хедебю – крупнейший порт на Балтике. О его возвращении Харальд и Рорик мечтали потом всю жизнь.

На рубеже 40-х годов IX века Рорик с Харальдом помогли принцу Лотарю в борьбе с его отцом – императором Людовиком. За это им была дана в удел Фризия, иначе называемая Фрисландией, которая ныне входит в состав Нидерландов. Но населявшее её германское племя фризов, самых рослых и сильных жителей побережья Северного моря, не исчезло. Сотни тысяч их потомков доныне живут в Нидерландах, Германии и Дании. С большой долей вероятности можно говорить о том, что какие-то их общины добрались до новгородских пределов.

Самым значительным городом Фрисландии был богатый портовый Дорестад, где перегружались с речных кораблей на морские товары, доставляемые по Рейну из глубин континента.

В 844 году Лотарь отнял город у Харальда и Рорика, а самих их заключил в тюрьму по обвинению в измене. Харальд так в узах и умер, а Рорик из заключения сбежал и начал мстить, опустошая владения Лотаря пиратскими набегами. Возможно, именно тогда он успел побывать и королём бодричей, с престолом в Велиграде. В 850 году Рорик и его двоюродный брат – сын Харальда Годфред – отвоевали обратно Дорестад и всю Фризию, заодно захватив и Утрехт. Император Лотарь смирился, а епископ Утрехта едва успел унести ноги – судя по всему, христианином Рорик был номинальным. В Дорестаде ему не сиделось, он мечтал вернуть своему роду Ютландию, но потерпел поражение.

В 864 году Рорика постигла новая беда: город Дорестад погиб в результате стихийного бедствия: страшные штормы, сопровождавшиеся наводнениями, затопили побережье Фрисландии и Голландии. Когда вода спала, эти места оказались покрытыми мощными отложениями песка. Остатки Дорестада были погребены под дюнами, а устье Рейна переместилось. Спустя три года во Фризии началось восстание, Рорик с братьями вынужден был бежать.

Примерно в это же время на Ладоге и появляется непонятно откуда князь Рюрик. В «Повести временных лет» говорится, что это произошло в 862 году, но хронология Нестора Летописца весьма относительна. Если ей верить, то святая княгиня Ольга вышла замуж в 903 году, а князя Святослава родила почти через сорок лет после этого, будучи, по меркам того времени, глубокой старухой.

Поэтому Рюрик мог появиться в Ладоге через какое-то время после указанной в «Повести» даты. После 873 года упоминаний Рорика в европейских анналах нет, говорится лишь о его двоюродных братьях Рудольфе и Годфреде. Но умер Рорик явно позже 873 года, так как лишь в 882 году Годфред становится единоличным правителем Фрисландии.

Мог ли Рорик из беспокойной, обнищавшей Фризии отправиться на Ладогу? Да, мог. Велиград, где в 845 году правил некий Рорик, и Ладога, где правил загадочный Рюрик, были опорными пунктами торгового пути из арабских земель в Европу. И здесь, и там археологи время от времени обнаруживают идентичные клады серебряных арабских монет, датируемые IX–X веками. Балтийские славяне и норманны жили и в Велиграде, и в Ладоге, составляя, по сути, единую общность. Так же, как, например, русские, русские немцы и татары живут в России. Поэтому можно с полной определённостью сказать, что Рорик, король бодричей, и Рюрик русский – это один и тот же человек.

Вероятность же того, что в Европе его звали Рорик Ютландский, довольно велика, хотя и требует дальнейших исследований. В любом случае, никакого особого призвания варягов на Русь не было. Общность балтийских народов, прежде всего славян Поморья и тесно связанных с варягами кривичей, колонизировала земли будущей Новгородской земли. Вместе с карело-финскими племенами они призвали конунга, которого хорошо знали, как минимум, со времён Гостомысла. В жилах Рюрика, согласно письменным источникам и исследованиям генетиков, могла течь славянская, датская, финская кровь, он был плоть от плоти Балтийского мира, так же как и последний наш царь св. Николай Александрович Романов.

Источник

Adblock
detector