То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как ответ

Внутренние источники развития раскрывает закон

Направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание.

76. В состав какого направления позитивизма входил крупный английский философ, социолог и логик Карл Поппер:

77. Кто из философов американского прагматизма считал, что основная задача философии заключается не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни:

78. Кто из представителей психоанализа выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а так же психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности:

79. Основателем и наиболее ярким представителем феноменологии является:

80. Кто из мыслителей считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я»:

81. Один из центральных разделов философии, изучающий проблему бытия, называется:

82. Реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее:

83. Существование человека как единства материального и духовного ( идеального ), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире:

84. Какой подвох к понятию категории «материя» провозглашает, что материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – продолжение материи:

85. То общее, что присущее всем формам движения, есть не что иное, как:

86. Постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения называются:

87. Форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояния ) данных объектов в процессе их развития:

88. Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем:

89. Продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека:

90. Процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека:

91. Раздел философского знания, посвящённый всестороннему рассмотрению проблемы человека:

92. Кто из классиков философской антропологии считал, что сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни»:

93. Особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации:

94. Единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида:

95. Совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества:

96. Понятие, используемое в философии и социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определённых объектов и явлений:

97. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на:

— положительные и отрицательные;

— материальные и духовные;

— ценности-цели и ценности-средства;

98. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том:

— Стоит ли рождаться?

— Стоит ли взрослеть?

99. Твёрдая убеждённость и несомненное доверие к чему-либо или кому-либо – это:

100. Состояние наибольшей внутренней удовлетворённости, полноты и осмысленности жизни – это:

101. Продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре:

102. Сфера общества, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ:

103. Сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей:

104. Сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене:

105. Основной вопрос политической жизни – это:

— вопрос о благополучии.

106. Сколько существует определений термина «культура» согласно современным данным:

— свыше 100 определений;

— свыше 200 определений;

— свыше 300 определений;

— свыше 500 определений?

107. Что из перечисленного не входит в материальную культуру:

а) культура труда и материального производства;

в) культура отношения к собственному телу;

г) музыкальная культура?

108. Какие проблемы возникают в результате мощного развития производственных сил в условиях научно-технической революции и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой:

109. Совокупность представлений о будущем человечества и область насущных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов:

110. Одна из ключевых функций философии, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего:

Внутренние источники развития раскрывает закон

+ единства и борьбы противоположностей

— переход количественных изменений в качественные

Источник

Понятие движения. Основные формы движения, их соотношение, взаимосвязь и качественная специфика.

В самом широком смысле движение в применении к мате­рии — это«изменение вообще»,оно включает в себя все проис­ходящие в мире изменения. Представления о движении как из­менении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям — материалистической и идеалистической.

Читайте также:  Как приготовить плов чтобы мясо было мягким и сочным

Идеалисты под движением понимают не изменения объек­тивной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движе­ние без материи. В материализме подчеркивается атрибутив­ный характер движения по отношению к материи (его неотрыв­ность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа.

Так, Ф. Бэкон отстаивал мысль о том, что материя полна активности и тесно связана с движением как прирожденным своим свойством. При этом он понимал движение не только как простое механическое перемещение, а насчитывал 19 ви­дов движения.

Движениеатрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Однако в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма» направления в философии и естествознании, возникшего в конце XIX — нача­ле XX в., пытались все явления природы свести к видоизмене­ниям энергии, лишенной материальной основы, т. е. оторвать движение (а энергия — общая количественная мера различных форм движения материи) от материи. Энергия при этом трак­товалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная суб­станция» провозглашалась основой всего существующего.

Сторонники концепции«тепловой смерти Вселенной»при­шли к заключению, что все формы движения в природе долж­ны будут превратиться в теплоту и равномерно рассеяться в мировом пространстве. Вследствие этого температура между всеми телами уравновесится, и движение прекратится, насту­пит «конец мира».

Однако данная концепция, как и «энергетизм», несовмес­тима с законом сохранения и превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исче­зает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.

Движение материи абсолютно, а покой относителен. Оно представляет собой единство непрерывности, устойчивости и изменчивости, а не есть простая сумма, связь состояний покоя. Тем самым «движение есть само существующее противо­речие»(Гегель).

Мысль о противоречивости движения была уже достаточ­но четко сформулирована древнегреческим философом Зеноном Элейским, который в своих знаменитых апориях — нераз­решимых затруднениях («Дихотомия», «Ахилл и черепаха» и др.) пытался доказать, что движение невыразимо в мышле­нии, а значит, оно невозможно. Однако Зенон разорвал такие неразрывно связанные стороны движения, как прерывность и непрерывность.

Движение материи:

— возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

— всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — ра­ботает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы — движутся химические элементы, движутся живые ор­ганизмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: да­же мышление человека представляет собой движение мысли);

— постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, на­чиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение — единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что измене­ние одного объекта можно зафиксировать лишь относительно друго­го объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно за­метить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Итак, материя тесно связана с движением, а оно существу­ет в виде конкретныхсвоих форм. Основными из них являются механическое, физическое, химическое, биологическое и социаль­ное (общественное).

Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс, но в настоящее время она претерпела определен­ную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геотогическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взя­тым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие не­скольких таких уровней.

Стало необходимым различать квантовомеханическое дви­жение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Существенно обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых моле­кул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделе­ны кислоты ДНК и РНК.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая форма качественно специфична, но все они нераз­рывно связаны и при соответствующих условиях могут пе­реходить друг в друга.

2. Простые (низшие) формы являются основой более высо­ких и сложных форм.

3. Высшие формы движения включают в себя в «снятом», преобразованном виде низшие формы. Последние являют­ся побочными по отношению к высшей форме, которая об­ладает своими собственными закономерностями.

4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сто­ронники механицизма(XVII—XIX вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм форма редук­ционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть све­дены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (физикализм, социал-дарвинизм и т.п.). Хотя редук­ция — если ее не абсолютизировать — вполне полезный прием познания.

Читайте также:  Как по английски будет password

Движение как «изменение вообще» подразделяется не толь­ко по своим основным формам, но и по типам (видам). Развитие — процесс движения, изменения органических целостных систем во времени. Характерными чертами этого процесса яв­ляются:

— возникновение качественно нового

— единство количественных и качествен­ных изменений,

Поскольку основным источником развития являются внут­ренние противоречия предмета, то данный процесс по суще­ству является саморазвитием. Современная наука (в частно­сти, синергетика) подтверждает глубинную необратимость раз­вития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» развития являются сложные открытые само­организующиеся органические системы.

В свою очередь категория «развитие» конкретизируется в таких категориях, как «становление»(первоначальное форми­рование предмета), «прогресс»(восхождение отнизшего к выс­шему), «регресс»(нисхождение от высшего к низшему) и др. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.

В современной науке категория«развитие» углубляет свое содержание в понятиях «коэволюция» (выражающего сопряжен­ное, взаимообусловленное изменение всех материальных и духовных систем) и «универсальный (глобальный) эволюцио­низм», который охватывает все сферы естествознания, обще­ствоведения и культуры.

Существует зависимость между двумя свойствами материи — мас­сой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энер­гией, выражающей меру материального движения, изменяемости.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фун­даментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы, в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энер­гии, импульса и других свойств микрочастиц.

Движение также может быть:

— количественным — перенос материи и энергии в пространстве;

— качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Качественное движение (самоизменение материи) делится на:

Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение структурыобъекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно; нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение — изменение может происходить как эволюционно, так и эмержментно (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустой­чивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1. «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу;

2. «диссипативная структура» распадается и гибнет — либо в ре­зультате внутренней слабости, неестественности, непрочности но­вых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название «синерге­тика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русско­го происхождения И. Пригожий.

Источник

Движение и его основные формы

Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждой форме материи присуща своя форма движения, поскольку движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие одного объекта на другой неизменно вызывают изменения в каждом из них.

В окружающей действительности имеются пять основных форм движения материи, которые соответствуют основным структурным уровням и формам материи: механическая, химическая, физическая, биологическая и социальная

В составе каждой основной формы движения материи имеется несколько неосновных, а пространственное перемещение (механическое движение атомов, молекул, макроскопических и космических тел, распространение волн, движение элементарных частиц), равно как электромагнитные и гравитационные взаимодействия, присущи материальным образованиям всех без исключения структурных уровней.

Взаимосвязь форм движения материи таково, что каждая более высокая форма движения предполагает все низкие, но не сводится к этим «подчиненным» формам. Например, организму животного присущи не только биологические, но и физико-химические закономерности; человеку свойственны не только социальные, но также биологические и физико-химические закономерности, которые здесь имеют побочный характер.

Отрыв форм движения друг друга, сведение высших к низшим в итоге ведет к недопустимому упрощенчеству и редукционизму, механицизму. Наглядным примером такого механизма является попытка не владеющих диалектикой ученых свести биологические процессы к физико-химическим, игнорировать специфику живого, которая, как теперь выяснено, заключается в наличии целесообразной организации и соответствующих информационно-регулятивных процессов на всех уровнях живой материи.

Энгельсовская классификация основных форм движения материи лежит в основе современной теории структурных уровней действительности. Она имеет большое мировоззренческое и методологическое значение, поскольку позволяет создать стройную научную картину мира, осуществить классификацию всех известных на сегодняшний день отраслей научного знания.

Что же общего между различными формами движения материи, что представляет собой движение как таковое?

Читайте также:  Как избавиться от привычки быстро есть

Обусловленное универсальным взаимодействием тел, предметов, движение тоже всеобще; оно является единственным способом существования материи. В окружающем мире нет объекта, который не претерпевает каких-то изменений, не находится в состоянии движения. Небесные тела постоянно движутся по определенным орбитам, в макротелах происходит движение молекул, в организме осуществляется обмен веществ, без которого было бы невозможным его выживание. В обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях; даже мышление человека представляет собой движение мысли. Как говорили еще древние, все течет, все изменяется. То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Итак, движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное свойство. Даже находящееся на первый взгляд в состоянии покоя тело на самом деле оказывается изменяющимся, движущимся в самых различных отношениях. Спящий человек, например, вместе с домом, в котором он находится, вращается с большой скоростью вокруг земной оси, вместе с Землей вокруг Солнца и т.д. К тому же в его организме осуществляются сложные процессы обмена веществ. Короче говоря, движение предполагает не только устойчивость, покой в частности, но и изменяемость. Более того, устойчивость тел, предметов окружающей действительности, дифференциация материи, сохранение телами своей качественной определенности и внешней формы обусловлены именно движением, точнее, взаимодействием молекул, структурой этих тел.

Движение и абсолютно, и относительно. Абсолютность движения проистекает из его универсальности, из того очевидного факта, что все в мире находится в постоянном изменении. Вместе с тем движение относительно, ибо каждому объекту присуща конкретная форма движения, так что единственный способ существования материи проявляется через свою противоположность – многообразие форм движения материи. Движение также есть единство прерывного и непрерывного, изменений количественных и качественных. Данная особенность движения фиксируется в понятии развития.

Развитие не всегда есть движение от простого к сложному, от низшего к высшему; оно предполагает необратимость, хотя означает не только прогресс, но и регресс. Например, с повышением уровня организации живых существ, с прогрессом в области живой материи, в ходе ее эволюции постепенно снижается регенеративная способность к восстановлению утраченных органов: если оторванный у ящерицы хвост со временем отрастает, то у человека дальше заживания ран дело не идет и ни один утраченный орган не восстанавливается. С прогрессом в области науки, техники и производства происходят загрязнения окружающей среды, урбанизация, возрастают психологические нагрузки на организм человека, растет количество психонервных и соматических заболеваний.

Движение и материя неразрывно связаны, предполагают друг друга. Всякая попытка оторвать движение от материи, представить движение либо энергию без материи ненаучно. Немецкий естествоиспытатель Х1Х в. В. Оствальд пытался обосновать положение о движении без материи, о «чистом» движении. Однако мыслить движение без материи – значит признавать движение только в мысли, а это есть философский идеализм, вернее, мистика. Представить движение без материи – это все равно что увидеть «улыбку йоркширского кота, которого в данном месте давно уже нет».

Несостоятельность взглядов Оствальда заключалась и в том, что, по его мнению, понятие «энергия» целиком поглощает философские категории «материя» и «сознание». Между тем энергия – мера материального движения и никакого отношения к сознанию, идеальному не имеет. Если мы говорим об энергичности человека, то совершенно в ином, не естественнонаучном смысле, употребляем этот термин, так сказать, метафорически. Назвать человека энергичным – совсем не значит считать его физически сильным, способным совершать большую физическую работу; речь идет о его психологической характеристике.

image041 image015 image015m = m / Ö 1 – (v 2 / с 2 ),

image015 image015 image015 image015 image015где v – фактическая скорость.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи. Материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом выполнении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

Всякая попытка поставить под сомнение принцип сохранения материи и движения оказывается несостоятельной. Так, нельзя представить реакцию ядерного синтеза, в результате которой ядра атома водорода образуют ядро атома гелия, при этом оказывается меньше исходной суммарной массы ядер водорода (масса ядра гелия = 4,003, тогда как сумма четырех ядер водорода – 4*1,008 = 4,032). Просто в ходе этой термоядерной реакции часть вещества превращается в полевую форму материи, в излучение, так что подобный «дефект массы» не может быть свидетельством ликвидации, уничтожения материи.

Не является отрицанием философского принципа несотворимости и неуничтожимости движения и факт возрастания энтропии в замкнутых системах. Дело в том, что второе начало термодинамики, согласно которому в любой замкнутой системе происходит превращение всех видов энергии в тепловую, а последняя рассеивается в окружающую среду и не может быть применено к материальной действительности в целом, поскольку Вселенная бесконечна. В ней, как установлено, наряду с возрастанием энтропии, с остыванием и гибелью звезд, превращением их в газопылевую туманность, происходят процессы противоположного характера, связанные с образованием новых, «молодых» звезд, которым «всего лишь» сотни или даже десятки миллионов лет. Выдвинутая в Х1Х в. концепция «тепловой смерти Вселенной», таким образом, оказалась несостоятельной.

Дата добавления: 2015-06-10 ; просмотров: 641 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector