То общее что присуще всем формам движения есть не что иное как стагнация

Движение

Характерная черта материи – наличие движения. Сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (всё течёт, всё меняется – Гераклит). В философии движение – всякое изменение вообще – неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи, системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находится в сложном взаимодействии с другими процессами и явлениями. Каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каждом из них.

Выделены формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. Высшая форма движения материи – это социальное движение

То общее, что присуще всем формам движения есть изменение, понимаемое в широком смысле слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. То, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности – в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта и появление новых систем и средств объектов, можно заметить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:

1. От низшего к высшему, т.е. прогресс (рост, познание);

Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала прежних материальных форм.

Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить эволюционно и эмержментно (путем ничем не обусловленного взрыва).

— «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу;

— «диссипативная структура» распадается и гибнет, либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

Синергетика— теория самоорганизации сложных систем материи. Её разработчик бельгийский философ физик-химик русского происхождения ИР Пригожин

Термин синергетика предложил в 70-х г. XX в. Герман Хакен, но философскими и естественнонаучными истоками синергетики являются учение Гераклита Эфесского и Лао Цзы, энергетическая теория В.Ф. Оствальда, теория биосферы В.И. Вернадского, общая теория систем А.А. Богданова (Малиновского) и Л.фон Берталанфи, неравновесная термодинамика, кибернетика, теория информации. В отечественной философии сущность синергетики как теории и метода разъясняли В.П. Бранский, В.В. Василькова, С.Г. Гомаюнов, М.С. Каган, СП. Капица. А.С. Кармин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, Ю.М. Лотман, Э.С Маркарян, Г.Г. Миленецкий, А.П. Назаретян, С.Д. Пожарский и др.

edugr4

В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся в сохранении состояния движения и в форме равновесия явлений и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет: бытие реки заключается в ее течении. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся причастно к какому-либо движению, и к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой всегда имеет видимый и относительный характер.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понятие движения. Основные формы движения, их соотношение, взаимосвязь и качественная специфика.

В самом широком смысле движение в применении к мате­рии — это«изменение вообще»,оно включает в себя все проис­ходящие в мире изменения. Представления о движении как из­менении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям — материалистической и идеалистической.

Идеалисты под движением понимают не изменения объек­тивной реальности, а изменения чувственных представлений, идей, мыслей. Тем самым делается попытка мыслить движе­ние без материи. В материализме подчеркивается атрибутив­ный характер движения по отношению к материи (его неотрыв­ность от нее) и первичность движения материи по отношению к изменениям духа.

Так, Ф. Бэкон отстаивал мысль о том, что материя полна активности и тесно связана с движением как прирожденным своим свойством. При этом он понимал движение не только как простое механическое перемещение, а насчитывал 19 ви­дов движения.

Движениеатрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. Однако в истории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи. Так, сторонники «энергетизма» направления в философии и естествознании, возникшего в конце XIX — нача­ле XX в., пытались все явления природы свести к видоизмене­ниям энергии, лишенной материальной основы, т. е. оторвать движение (а энергия — общая количественная мера различных форм движения материи) от материи. Энергия при этом трак­товалась как чисто духовный феномен, и эта «духовная суб­станция» провозглашалась основой всего существующего.

Сторонники концепции«тепловой смерти Вселенной»при­шли к заключению, что все формы движения в природе долж­ны будут превратиться в теплоту и равномерно рассеяться в мировом пространстве. Вследствие этого температура между всеми телами уравновесится, и движение прекратится, насту­пит «конец мира».

Однако данная концепция, как и «энергетизм», несовмес­тима с законом сохранения и превращения энергии, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исче­зает; она может только переходить из одной формы в другую. А потому движение неуничтожимо и неотрывно от материи.

Читайте также:  Как мыть ламинат чтобы не было пыли

Движение материи абсолютно, а покой относителен. Оно представляет собой единство непрерывности, устойчивости и изменчивости, а не есть простая сумма, связь состояний покоя. Тем самым «движение есть само существующее противо­речие»(Гегель).

Мысль о противоречивости движения была уже достаточ­но четко сформулирована древнегреческим философом Зеноном Элейским, который в своих знаменитых апориях — нераз­решимых затруднениях («Дихотомия», «Ахилл и черепаха» и др.) пытался доказать, что движение невыразимо в мышле­нии, а значит, оно невозможно. Однако Зенон разорвал такие неразрывно связанные стороны движения, как прерывность и непрерывность.

Движение материи:

— возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

— всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — ра­ботает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы — движутся химические элементы, движутся живые ор­ганизмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: да­же мышление человека представляет собой движение мысли);

— постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, на­чиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение — единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что измене­ние одного объекта можно зафиксировать лишь относительно друго­го объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно за­метить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Итак, материя тесно связана с движением, а оно существу­ет в виде конкретныхсвоих форм. Основными из них являются механическое, физическое, химическое, биологическое и социаль­ное (общественное).

Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс, но в настоящее время она претерпела определен­ную конкретизацию и уточнения. Так, сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геотогическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взя­тым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, некоторый срез, характеризующий взаимодействие не­скольких таких уровней.

Стало необходимым различать квантовомеханическое дви­жение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Существенно обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях. Кроме белковых моле­кул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделе­ны кислоты ДНК и РНК.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь, необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждая форма качественно специфична, но все они нераз­рывно связаны и при соответствующих условиях могут пе­реходить друг в друга.

2. Простые (низшие) формы являются основой более высо­ких и сложных форм.

3. Высшие формы движения включают в себя в «снятом», преобразованном виде низшие формы. Последние являют­ся побочными по отношению к высшей форме, которая об­ладает своими собственными закономерностями.

4. Недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сто­ронники механицизма(XVII—XIX вв.) пытались объяснить все явления природы и общества только с помощью законов классической механики. Механицизм форма редук­ционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть све­дены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяснены только закономерностями последних (физикализм, социал-дарвинизм и т.п.). Хотя редук­ция — если ее не абсолютизировать — вполне полезный прием познания.

Движение как «изменение вообще» подразделяется не толь­ко по своим основным формам, но и по типам (видам). Развитие — процесс движения, изменения органических целостных систем во времени. Характерными чертами этого процесса яв­ляются:

— возникновение качественно нового

— единство количественных и качествен­ных изменений,

Поскольку основным источником развития являются внут­ренние противоречия предмета, то данный процесс по суще­ству является саморазвитием. Современная наука (в частно­сти, синергетика) подтверждает глубинную необратимость раз­вития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» развития являются сложные открытые само­организующиеся органические системы.

В свою очередь категория «развитие» конкретизируется в таких категориях, как «становление»(первоначальное форми­рование предмета), «прогресс»(восхождение отнизшего к выс­шему), «регресс»(нисхождение от высшего к низшему) и др. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.

В современной науке категория«развитие» углубляет свое содержание в понятиях «коэволюция» (выражающего сопряжен­ное, взаимообусловленное изменение всех материальных и духовных систем) и «универсальный (глобальный) эволюцио­низм», который охватывает все сферы естествознания, обще­ствоведения и культуры.

Существует зависимость между двумя свойствами материи — мас­сой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энер­гией, выражающей меру материального движения, изменяемости.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фун­даментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы, в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энер­гии, импульса и других свойств микрочастиц.

Движение также может быть:

— количественным — перенос материи и энергии в пространстве;

— качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Качественное движение (самоизменение материи) делится на:

Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

Читайте также:  Как на украинском языке будет подушка

Популяционное движение — кардинальное изменение структурыобъекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно; нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение — изменение может происходить как эволюционно, так и эмержментно (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустой­чивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1. «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу;

2. «диссипативная структура» распадается и гибнет — либо в ре­зультате внутренней слабости, неестественности, непрочности но­вых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название «синерге­тика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русско­го происхождения И. Пригожий.

Источник

Д.З по предмету ОГСЭ.01 Основы философии 43.02.15 ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Комплект оценочных средств

для проведения дифференцированного зачета

по предмету ОГСЭ.01 Основы философии

в рамках программы подготовки специалистов

среднего звена по специальности

43.02.15 ПОВАРСКОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

________________ Н.В. Ширлина

высшая квалификационная категория ________________

1.1. Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения предмета ОГСЭ.01 Основы философии

Аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.

1.2. Результаты обучения по дисциплине

1.2.1. Контроль освоения результатов обучения в процессе текущего и рубежного контроля. Учебная дисциплина «Основы философии» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02,ОК03,ОК05,ОК06,ОК09.

Наименование общих компетенций

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

1.2.2. Результаты обучения, проверяемые на дифференцированном зачете

Основные показатели оценки результата

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

У1 Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста

З2роль философии в жизни человека и общества;

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

З1основные категории и понятия философии;

З3 основы философского учения о бытии;

34сущность процесса познания;

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

35основы научной, философской и религиозной картин мира;

З6 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

У2 выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

З 7 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности

2.Контрольно-оценочные средства для дифференцированного зачета по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии разработаны на основе рабочей учебной программы дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии и Федерального государственного образовательного стандарта для всех специальностей среднего профессионального образования

Комплект контрольно – оценочных средства предназначен для контроля и оценки результатов освоения по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования. Контрольно-оценочные средства составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для всех специальностей среднего профессионального образования.

Критерии оценки дифференцированного зачета по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

Часть 1 включает 10 заданий с выбором ответа, каждое из которых оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 баллов

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 2 частей, включающих 36 заданий.

Часть 1 включает 10 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из заданий на сопоставление и направлена на знание терминов, понятий, личностей, истории философии.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются

А1. Система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

А2. Формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью является:

А3. Учение о сущности познания называется:

А4.То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как

А5. Функциональное свойство мозга, отображение действительности:

А6. Особое существо, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным:

А7. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том:

Стоит ли рождаться?

Стоит ли взрослеть?

А8. Продукт целенаправленной, разумно организованной совместной деятельности больших групп людей:

А9. Сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности людей:

А10. Совокупность представлений о будущем:

I Выбрать правильное определение понятия

1. Античное учение о природе и материи.

2. Учение о безмятежности духа и свободе.

3. Учение о всеобщих закономерностях, которым подчинено как бытие, так и мышление человека, процесс познания.

Читайте также:  Как рассчитать когда будет пасха в 2021 году

1. Наука о человеке.

2. Учение о синтезе философии, религии и науки.

3. Античное учение о природе и материи.

4.Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании.

1. Философия природы, особенностью которой является
преимущественно умозрительное истолкование природы,
рассматриваемое в ее целостности.

2. Наделение явлений мира свойствами человека.

3. Учение о синтезе философии, религии и науки

4. Наука о человеке

1.Приписывание материальным предметам сверхъестественных свойств.

2. Учение о всеобщей одушевленности.

3. Учение, отождествляющее природу и бога.

4. Учение, утверждающее, что высшее благо – в наслаждениях.

2. Учение о познании мира.

3. Отрицание познаваемости мира.

4. Учение о ценностях.

II. Указать имя философа, соответствующее

указанному периоду в истории философии

Источник

Внутренние источники развития раскрывает закон

Направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание.

76. В состав какого направления позитивизма входил крупный английский философ, социолог и логик Карл Поппер:

77. Кто из философов американского прагматизма считал, что основная задача философии заключается не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни:

78. Кто из представителей психоанализа выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а так же психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности:

79. Основателем и наиболее ярким представителем феноменологии является:

80. Кто из мыслителей считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я»:

81. Один из центральных разделов философии, изучающий проблему бытия, называется:

82. Реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее:

83. Существование человека как единства материального и духовного ( идеального ), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире:

84. Какой подвох к понятию категории «материя» провозглашает, что материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – продолжение материи:

85. То общее, что присущее всем формам движения, есть не что иное, как:

86. Постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения называются:

87. Форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояния ) данных объектов в процессе их развития:

88. Способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем:

89. Продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека:

90. Процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека:

91. Раздел философского знания, посвящённый всестороннему рассмотрению проблемы человека:

92. Кто из классиков философской антропологии считал, что сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни»:

93. Особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации:

94. Единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида:

95. Совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества:

96. Понятие, используемое в философии и социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определённых объектов и явлений:

97. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на:

— положительные и отрицательные;

— материальные и духовные;

— ценности-цели и ценности-средства;

98. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том:

— Стоит ли рождаться?

— Стоит ли взрослеть?

99. Твёрдая убеждённость и несомненное доверие к чему-либо или кому-либо – это:

100. Состояние наибольшей внутренней удовлетворённости, полноты и осмысленности жизни – это:

101. Продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре:

102. Сфера общества, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ:

103. Сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей:

104. Сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене:

105. Основной вопрос политической жизни – это:

— вопрос о благополучии.

106. Сколько существует определений термина «культура» согласно современным данным:

— свыше 100 определений;

— свыше 200 определений;

— свыше 300 определений;

— свыше 500 определений?

107. Что из перечисленного не входит в материальную культуру:

а) культура труда и материального производства;

в) культура отношения к собственному телу;

г) музыкальная культура?

108. Какие проблемы возникают в результате мощного развития производственных сил в условиях научно-технической революции и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой:

109. Совокупность представлений о будущем человечества и область насущных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов:

110. Одна из ключевых функций философии, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего:

Внутренние источники развития раскрывает закон

+ единства и борьбы противоположностей

— переход количественных изменений в качественные

Источник

Adblock
detector