Трудно было понять как это могут

2.5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Разбор и знаки препинания

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);

придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;

между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.

Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:

Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).

Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:

2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом ( и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится.

3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.

4) Союзы ли. или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:

все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;

придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 (Чехов).

Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 Егорушка напряг своё зрение / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3 ). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[сущ. ] 1
↓ ↓
(в которой – союз. сл.) 2 (чтобы – союз) 3

Вертикальная схема предложения будет следующей:

[гл. гл.] 1
↓ ↓
(почему – союз. сл.) 2 (что – союз) 3

Между придаточными предложениями с параллельным подчинением запятые ставятся на общем основании.

3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

Вертикальная схема предложения будет следующей:

Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятые ставятся на общем основании.

Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но ).

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.

Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:

Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).

В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:

Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).

Первое предложение (пари заключается в том) – главное, остальные – придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение ( то я исполню любое приказание ).

Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:

На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:

Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).

Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.

Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:

Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).

План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 – главное; предложения 2 и 3 – придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.

Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун, выраженному существительным, средство связи – союзное слово который; придаточное стоит после главного.

Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи – союз чтобы; придаточное стоит в середине главного.

[сущ.] 1
опред. ↓
(который – союз. сл.) 2
цели ↓
(чтобы – союз) 3

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»

Источник

Трудно было понять как это могут

В середине июля в гараже, где работал Емельянов состоялось экстренное собрание. Надо было отправить в степь, на уборочную, пять грузовиков с водителями. Решали, кому ехать. Андрей Емельянов вызвался первым, Месяц назад умерла его жена. Андрей и его десятилетний сынишка тяжело переживали потерю. Заведующий гаражом, ценивший Емельянова как толкового работника, предложил ему вне всякой очереди отпуск и обещал устроить сынишку в пионерский лагерь, но Андрей не мог ни расстаться с мальчиком, ни наладить жизнь без жены.

Читайте также:  Назвала мужчину другим именем как быть

А тут предложение ехать на уборочную — новые места, новые люди, напряженный темп жизни, — и он вызвался первым.

— А Сережка как же? — спросила комсорг гаража Вера Зотова.

— С собой возьму, пусть привыкает к колхозной жизни, — коротко ответил Емельянов.

Выступать решено было колонной не позже четырех часов утра, чтобы успеть «позоревать», как говорили когда-то чумаки, то есть пройти зорькой горные дороги и миновать степную полосу до полдневной жары.

Всю ночь Андрей провозился в гараже, латая камеры, заливая горючее, припасая на всякий случай мешки и веревки, и забежал к себе собрать вещи всего за час до выступления колонны.

Сережа, с вечера предупрежденный об отъезде, спал, не раздеваясь, на отцовской постели, положив под голову рюкзачок с бельем, заботливо приготовленный соседкой Надеждой Георгиевной, подругой покойной матери.

Андрей подхватил спящего сына одной рукой, чемодан — другой и, не запирая комнаты, побежал в гараж.

От шума заводимых и проверяемых моторов и крика водителей Сережа проснулся и захныкал. Ехать с отцом ему очень хотелось, но он еще никогда не выезжал из родного города, и было страшновато от неизвестности, что принесет ему дорога.

Впрочем, он быстро успокоился. Водители все были знакомые; они ласково окликали его, хваля за то, что он едет с ними в дальний рейс, и уверяли, что там, в степных колхозах, куда они направляются, нынешний урожай скучать не даст.

Вера Зотова потрепала его за подбородок и, как всегда, сказала неприятность:

— Вытри нос, а то, смотри, уплывает…

Заведующий гаражом, толстый, усатый, суетливый Антон Антонович, произнес напутственную речь. Зотова прибила к борту каждой машины плакат «Все на уборку урожая!» и к смотровому стеклу своей машины прикрепила еще букетик левкоев.

— Ордена и медали надели? — громко спросил Антон Антонович. — Не срамите там себя, держитесь как подобает. Емельянов, веди колонну! Ну, в добрый путь!

Отец отпустил ручной тормоз, включил первую, затем вторую скорость, а когда выехали на шоссе — перешел на третью.

— Как там, не отстают наши? — спросил он сына. — Поглядывай время от времени.

Встав коленями на сиденье, Сережа поглядел в заднее стекло кабины. Колонна проходила главную улицу города. Вот остались позади городской сад, киоск фруктовых вод, клуб на углу.

— Идут, — сказал он, и вдруг слезы, независимо от его воли, ручьем полились по лицу, и, неловко обняв отца за шею, он спросил: — Пап, а мы домой-то вернемся?

— Куда ж мы с тобой, Сергунька, денемся! Конечно, вернемся, — грустно улыбнувшись, сказал отец. — Ты дом-то наш любишь?

— Люблю, — ответил Сережа.

Не было у него на свете никого дороже матери, и когда не стало ее, вещи их комнаты и места в родном квартале, где он бывал с нею, ежечасно напоминали ему о покойной и как бы сохраняли ее незримое присутствие рядом с ним. Их вещи как бы многое знали о нем самом, Сереже; ему ни за что не хотелось уезжать куда-нибудь насовсем, где все было бы чужим и необжитым…

— А не мобилизуют? — опасливо поинтересовался он, на минуту переставая плакать. — Дядя Петров говорил в гараже: замобилизуют нас до окончания той… уборки, что ли.

— Да хоть и мобилизуют, подумаешь! Всего две недели каких-нибудь! — успокоил его отец таким искренним тоном, что Сережа сразу же поверил ему. — Зато поездим мы с тобой, новых людей повидаем, урожаю порадуемся. Нынче, брат, урожай замечательный! Радость людям.

— А ехать нам далеко? — спросил Сережа, оглядываясь на колонну, уже оставлявшую пределы городка и поднимавшуюся по извилистому шоссе в горы, где он еще никогда не бывал.

— К Перекопу. Слыхал небось?

— Это где Фрунзе был?

— Вот-вот. Там, брат, и в нынешнюю войну повоевали! Говорили мне, все как есть осталось, и пушки, танки битые…

— Это уж обязательно.

— Хорошо бы нам, пап, каску достать, да еще флягу… или автомат.

— А что ж, вполне свободно возьмем. Понравится нам какая пушка, мы и ее забуксируем.

— Пушку-то, наверно, милиция отберет, — вздохнул Сергей и, совсем уже успокоившись, погрузился в размышления о том, на какие трофеи с полей сражений ему придется обратить особенное внимание.

Солнце еще не взошло, и вокруг было темно, как перед ужином, когда мама не зажигала свет, чтобы не налетели комары, и только на востоке небо раскалилось докрасна, почти до пламени. Сейчас оно вспыхнет, задымится, и в образовавшуюся дыру, как в прореху, выглянет солнце. Но горы и море пока дремали. Море точно заледенело, и казалось, по его ровной, белесо-сизой глади можно было пробежаться, как по асфальту.

А горы — горы выглядели сонными птицами, когда, спрятав голову под крыло, они замирают на ветках, потеряв весь свой птичий облик, похожие на крупные сосновые шишки.

Горы свернулись калачиком, спрятав свои ущелья, долины и скалы, и оттого стали маленькими и скучными.

Взбираясь на перевал, шоссе запетляло так круто, что дорога открывалась всего на каких-нибудь двадцать метров, а потом пряталась за выступ горы, и нельзя было ни увидеть встречные машины, ни уследить за своей колонной.

Сергей решил пока что присмотреться, как отец правит, — в глубине души он был уверен, что и ему выпадет случай прикоснуться к рулю во время уборки хлеба, когда все будет стремительно и отважно, как на войне. Дома все как-то было некогда заняться отцовой машиной: то он считался маленьким, то начал ходить в школу, да и мама побаивалась машины.

Сережа стал внимательно рассматривать своего отца и должен был признаться, что тот сразу понравился ему как водитель. Не то что Вера Зотова, которая сидела, как за швейной машиной. Андрей Васильевич вел грузовик легко, уверенно. Сидел он откинувшись, свободно, но пальцы рук его были напряжены и руки — сильные, загорелые и мускулистые — ходили у него как бы сами собой.

— Это ты что сейчас сделал, папа?

— На холостой перешел.

— А что это такое — холостой?

— Знаешь, Сергей Андреич, — засмеялся отец, — ты мне сейчас не мешай, дорога — никуда: секунду не рассчитал — разобьемся. Ты поспи, сынок, — привыкай спать в машине. Кто в машине не спит — не шофер.

Читайте также:  Как правильно завязывать кеды чтобы не было видно шнурков

А Сергею, как назло, не хотелось спать именно сейчас, когда его отец шел в голове колонны и можно было, пользуясь этим, оглядываться назад и критиковать водителей за то, что они отстают или, наоборот, чересчур напирают на головную машину. Он несколько раз даже высовывался в открытое окно кабины и махал им рукой, пока отец не заметил, что так не принято: шоферам рукой не машут, а нужно сигналить, но что и в этом сейчас никакой нужды нет.

Сергею казалось, однако, что отец просто-напросто стесняется своей власти, что ему, молодому, неудобно командовать более старшими, хотя он, впрочем, и бывший сержант и носит орден Красной Звезды. Сергей не одобрял этой скучной скромности, хотя и смолчал.

За Емельяновым шел Егор Егорыч Петров, которого все в гараже звали дядей Жорой. Даже покойная мама, недолюбливавшая шоферов за лихость, и та всегда была почтительна с Петровым. У него были две медали, и он считался человеком справедливым, рассудительным. Петрова на всех собраниях обязательно выбирали в президиум, а он всегда отмахивался.

За дядей Жорой шел Петя Вольтановский, бывший танкист, с тремя боевыми орденами и множеством медалей, самый веселый из знакомых Сережи. О нем мама говорила, что у него мозги в ногах. За Вольтановским тянулся пожилой Еремушкин, всегда с цигаркой во рту, молчаливый и мрачный человек, а замыкала колонну Вера Зотова, комсорг гаража, мамина любимица. Она не имела орденов, но окончила техникум, и образование у нее было, как говорили, почти что высшее.

Источник

ЕГЭ. Русский язык. Тест №16

ЕГЭ. Русский язык. Тест №16.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №16»

(1) Христофор Колумб – знаменитый европейский мореплаватель, благодаря которому для обитателей Старого Света стала известна Америка. (2) Экспедиция Колумба началась 3 августа 1492 года, когда корабли «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышли из бухты испанского города Палос-де-ла-Фронтера с целью поиска короткого пути для торговли с Индией; 7 октября по требованию команды, полагавшей, что флотилия прошла мимо Япо-нии, не заметив её островов, корабли изменили курс на запад и пересекли Атлантический океан в субтропическом поясе. (3) 12 октября экспедиция достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, и день стал считаться официальной датой открытия Америки.

1. Укажите варианты, в которых верно передана главная информация текста.

1. 12 октября 1492 года европейский мореплаватель Христофор Колумб высадился в Новом Свете: экспедиция достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, что впослед-ствии было принято считать официальной датой открытия Америки; правда, долгое время новооткрытые территории именовались европейцами Вест-Индией, потому что Колумб считал эти новые земли Восточной Азией.

2. 12 октября 1492 года экспедиция европейского мореплавателя Христофора Колумба, которая была организована с целью открытия короткого торгового пути в Индию, достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, и тем самым совершилось открытие Америки для Старого Света.

3. Христофор Колумб – знаменитый европейский мореплаватель, открывший Америку: обитателям Старого Света Америка стала известна благодаря экспедиции Колумба, которая началась 33 августа 1492 года, когда корабли «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышли из бухты испанского города Палос-де-ла-Фронтера.

4. Открытие Америки Колумбом состоялось 12 октября 1492 года; в ночь на 26 декабря 1492 года флагман «Санта-Мария» сел на риф. С помощью местных жителей с корабля удалось снять пушки, припасы и ценный груз. Из обломков корабля построили форт – первое европейское поселение в Америке.

5. Флотилия Христофора Колумба, направлявшаяся в Индию, повернула на запад, пересекла Атлантический океан и достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге 12 октября 1492 года (официальная дата открытия Америки).

2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в 3 предложении текста.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПУТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во 2 предложении текста.

Полоса земли, служащая для передвижения. Извилистый п. П. в горах.

Железнодорожная или трамвайная колея. Поезд прибывает на второй п. Ремонт п.

Место для прохода, проезда куда-нибудь. П. свободен. Преградить п.

Пространство, по которому осуществляется транспортное сообщение. Воздушный п. Морской п. Торговый п.

Направление деятельности, развития. Творческий п. художника. Встать на п. прогресса.

Способ, средство. Осуществить переворот мирным путём. Найти п. воздействия на кого-л.

4. В одном из слов неверно выделена буква, обозначающая ударный звук.

1. занятА 2. намЕрение 3. осведомИться 4. избалОванный 5. оптОвый

5. В одном из предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

1. Ваша организация не выполнила ГАРАНТИЙНЫЕ обязательства.

2. Такому БЕЗОТВЕТСТВЕННОМУ работнику нельзя поручать важные дела.

3. Все находившиеся в лаборатории сотрудники были удивлены и напуганы, когда появился и стал НАРАСТАТЬ непонятный шум.

4. Мы считаем ДИКТАТ с вашей стороны совершенно недопустимым.

5. Музей разместился в здании БЫЛОГО королевского дворца.

6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

В музыкальном театре народного фольклора «Русская песня» прошёл традиционный благотворительный концерт «Я верю» с участием звёзд российской эстрады и талантливых детей страны.

7. В одном из слов допущена ошибка в образовании формы слова.

1. опытные ИНЖЕНЕРЫ 2. прибавить к ТРЁХСТАМ

3. в ПОЛУТОРАСТА метрах от дома 4. две ЗОЛОТЫЕ медали 5. ГОРЯЧИЙ кофе

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Неправильное построение сложноподчинённого предложения

Имя Николая Васильевича Гоголя стало широко известно после выхода в свет его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Большую силу обобщения приобрела сатира Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвых душах».

Обладая особенным даром наблюдательности и мастерством художника слова, А.П. Чехов умел кратко и просто передавать глубокое содержание, изображая явления жизни и обыкновенных людей.

Чувствуется большая симпатия автора к Андрею Болконскому и Пьеру Безухову, искавших в жизни правду и подлинное счастье.

Все, кто слушал лекции профессора, восхищались глубиной его мысли и яркой манерой изложения материала.

Читая стихотворение, чувствуются переживания автора.

Эти поправки внесены в текст согласно указаний редактора.

Главное, на что обратил внимание адвокат, – это на положительную характеристику его подзащитного.

Во всём городе, ещё несколько часов назад гремевшем и сверкавшем, стояла теперь полная, ничем не нарушаемая тишина.

9. Укажите варианты, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

отб..рать, б..рюзовый, сл..жение

р..сток, к..сательная, заг..рится

выр..сший, ст..лить (скатерть), ст..листика

Читайте также:  Как доказать что счетчики были неисправны

зап..реть (дверь), оз..рять, непром..каемый

п..ровать (в ресторане), к..стюмированный, к..ссир

10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

р..здавать, нед..зволенный, от..гнать

чре..мерный, не..быточный, прово..гласить

по..свечник, на..треснутый, непре..сказуемый

волеиз..явление, трёх..ярусный, двух..уровневый

пр..прятать, пр..обрести, н..куда (не уехал)

11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

крупитч..тый, (существует) издавн..

(наелся) досыт. (объяснял) доходчив..

врем..нной (отрезок), земл..ной (вал)

12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

(он) скле..т (вазу), слыш..мая (музыка)

занавеш..нное (окно), (они) тащ..т (бревно)

леле..мая (мечта), почу..вший (опасность)

брызж..щий (искрами), щебеч..т (птицы)

выруч..нный (из беды), удерж..нный (налог)

13. Определите предложение, в котором не с выделенным словом пишется слитно.

1. Он тебе не помог, и поэтому ты ничем ему (НЕ)ОБЯЗАН.

2. Всё было (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО: и небо, и озеро, и пасмурные дали.

3. Иногда после прочитанной книги ничего (НЕ)ОСТАЁТСЯ в памяти, кроме сутолоки серых людей.

4. К числу дичи принадлежат (НЕ)ТОЛЬКО птицы, но и звери: медведи, олени, кабаны, зайцы.

5. Его слова оказались (НЕ)ЧЕМ иным, как пустым обещанием.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно.

1. Галки живут (В)ТЕЧЕНИЕ зимы (ЗА)СЧЁТ человека.

3. (С)НАЧАЛА (В)СЛЕДСТВИИ по данному делу была допущена ошибка.

4. Мы договорились (НА)СЧЁТ аренды помещения, а ТАК(ЖЕ) решили все финансовые вопросы.

5. Небо становилось хмурым и мутным, и (ПО)ЭТОМУ трудно было разобрать, чисто оно или сплошь покрыто облаками, а впрочем, (КОЕ)ГДЕ виднелись звёзды.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется нн.

Здесь не видно следов живых существ; море окраше(1)о в синий цвет, а полоса безжизне(2)ой суши – в неестестве(3)о кирпичный, но в прониза(4)ой лучами солнца воде кипит жизнь.

16. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

Г.Р. Державин прославляет в оде не только замечательных полководцев но и простых русских солдат.

Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались то снежными комьями то стаей летящих птиц то острыми льдинками.

Густые ветви частым тёмным кружевом закрывали окна и солнце сквозь эту завесу с трудом проникало в комнаты.

У Гаврилы смешно надулись щёки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто помаргивали.

Анна ответила резко и недовольно и вышла из комнаты.

17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Восходящая звезда (1) он радовался своему успеху и признанию (2) пришедшему после первого же фильма (3) восторженно принятого зрителями (4) и (5) высоко оценённого критиками.

18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Шуми (1) шуми с крутой вершины(2)
Не умолкай (3) поток (4) седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины…
Как очарованный, стою
Над дымной бездною твоею
И (5) мнится (6) сердцем разумею
Речь безглагольную твою. (Е.А. Баратынский)

19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые

Трудно было понять (1) как это могут кончиться горы (2) цепь (3) которых (4) настолько длинна (5) что её хватило бы на целую неделю пути..

20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы считали (1) что (2) если о нашей тайне станет кому-нибудь известно (3) то она перестанет быть тайной (4) и (5) поэтому мы молчали (6) хотя рассказать очень хотелось.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал», – пел Владимир Высоц-кий. (2) Горные походы, с одной стороны, открывают удивительные, неповторимые природ-ные ландшафты, с другой – являются серьёзным испытанием для туристов. (3) Физическая подготовка, выносливость, настрой на большие нагрузки, готовность оказать помощь – всё это чрезвычайно важно для путешествия по горам. (4) Собираетесь в горы – советуем подо-брать команду единомышленников, желательно профессионалов. (5) Существенно различа-ются между собой виды горного похода: альпинизм и туризм. 6) В альпинизме главная цель – покорение вершины. (7) Горный туризм предполагает длительное путешествие, цель которого – преодоление перевалов.

Прочитайте текст и выполните задания 22 – 27

(1) Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное «ис-кусство ради искусства», причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. (2) Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изобра-жает верно природу, но и потому, что в нём отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание её красоты. (3) Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.
(4) Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать, как выразился Крамской, «лучше, добрее и здоровее». (5) А разве не в этом состоит главная цель искусства?
(6) Рядом с чутким к изменчивым настроениям природы Васильевым творил его учитель Шишкин. (7) Можно ли представить себе художников более разных в своём «личном отношении» к природе, понимании её красоты?

22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста?

Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле.

Художник Иван Николаевич Крамской считал, что в картинах Фёдора Александровича Васильева не хватает «душевных нервов».

Художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин написал картины «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дубовая роща» и многие другие.

Картины Шишкина подкупали современников исключительным знанием природы.

Шишкина можно назвать поэтом русского пейзажа.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1. Предложение 3 противопоставлено по содержанию предложениям 1 и 2.

2. В предложении 10 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении 9.

3. Предложение 12 конкретизирует содержание предложения 11.

4. Предложение 13 включает в себя описание.

5. Предложение18 заключает в себе вывод из содержания предложений 15 – 17.

24. Из предложений 11-12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

25. Среди предложений 13–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при

помощи сочинительного союза, указательного местоимения и однокоренных слов.

26. «Л.Н. Волынский передаёт в тексте различные мнения о пейзажной живописи. Крити-ческое отношение Л.Н. Толстого к «искусству ради искусства» позволяют выразить ис-пользованные автором (А) ___ (предложение 11). Л.Н. Толстой причислил к «искусству ради искусства» и пейзажную живопись, ему возразил художник И.Е. Репин. Привлечь внимание читателей к поднимаемым в тексте проблемам помогает синтаксическое средство (Б) ___ (предложения 5, 7). Для изложения позиции художника И.Н. Крамского используется (В) ___ (предложения 810, 14). Сравнивая художников И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева, автор употребляет такую фигуру речи, как (Г) ___ (предложения 1516)».

Источник

Adblock
detector