В.А. Сухомлинский «Трудно быть человеком»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок внеклассного чтения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. В. Сухомлинский. ”Трудно быть человеком”.
Цели урока: расширять и закреплять знания детей о творчестве гениального педагога В.А. Сухомлинского. Формировать нравственные качества учащихся. Совершенствовать навыки осознанного чтения; умения анализировать события; учить выражать своё отношение к героям произведений; учить работать в группах.
Развивать критическое мышление, связную речь, словарный запас, творческий подход к поставленным задачам.
Воспитывать интерес к книге, нравственные качества: доброту, благодарность.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, иллюстрации к рассказам и сказкам В. Сухомлинского, карточки с номером и частью текста (у каждого ученика), пословицы на карточках, выставка книг писателя, ассоциативный куст, сенкан.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Методы, приёмы, формы работы:
Прозвенел уже звонок
Друг на друга посмотрите,
На меня теперь взгляните.
На уроке не ленитесь.
— Дети, посмотрите на доску и прочитайте пословицы
От добра добра не ищут.
Добра желаешь, добро и делай!
Жизнь дана на добрые дела.
— Какой темой объединены эти пословицы?
Тема нашего урока тесно связана с этим словом, прочитайте её.
В 1941 году, когда началась война, Василий Александрович был направлен на фронт. Но воевал недолго. В 1942 году его ранили. После 5 месячного лечения он был отправлен домой и работал в родном селе. Там он работал руководителем отдела образования. С 1945 года начал писать свои первые статьи, рассказы, сказки для детей. В 1948 году стал директором Павлышской средней школы. Учитель не представлял ни одного дня без своих любимых учеников и готовый был отдать им своё сердце. Поэтому одну из своих книг назвал ”Сердце отдаю детям”. (Демонстрация книги). 2 сентября 1970 года Василия Александровича не стало. Перестало биться сердце выдающегося педагога. Он после себя оставил большую и светлую память. Посмотрите на нашу выставку книг В. Сухомлинского. В его сочинениях преобладает доброта, так как сам был добрым человеком, и хотел, чтобы вы, дети, выросли добрыми, чуткими, трудолюбивыми, чтобы любили отца и маму, свой отчий дом и нашу большую Родину.
Сегодня на уроке мы с вами вместе познакомимся еще с одним рассказом В. Сухомлинского. ”Трудно быть человеком” (Приложение 1)
1. Артикуляционная минутка.
Перед чтением подготовим наш речевой аппарат к правильной и красивой речи.
За – за – за – уходи домой коза.
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Ос – ос – ос – на поляне много ос.
Ро – ро – ро – на полу стоит ведро.
Ор – ор – ор – подмели мы двор
Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром.
Ребята, по названию и опорным словам определите содержание рассказа.
«Трудно быть человеком»
Из леса, хуторок, колодец, отдохнуть, поблагодарить, повернулась.
Прежде чем приступить к работе скажите, что такое ХУТОР (повторить хором).
ХУТОР – маленькая деревня на краю леса.
Утром, днем и вечером!
Когда делать нечего…
Кем бы ни был ты – отличник,
Иль совсем наоборот,
(Повороты влево – вправо.)
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
VI. Домашнее задание.
Прочитать рассказы из книги ”Сердце отдаю детям”. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу.
Учитель читает стихотворение
Я желаю вам добра
Я желаю вам добра –
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведёт ли вас дорога
От любимого порога,
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях – мудры.
К ЛЮДЯМ БУДЕТЕ ДОБРЫ ВЫ –
ЛЮДИ БУДУТ К ВАМ ДОБРЫ.
ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
4. Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
— Ну разве тебе не стыдно перед собой, Роман?
— Ведь мы так устали.
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.