У человека как и у человекообразных обезьян есть ногти на пальцах

У человека как и у человекообразных обезьян есть ногти на пальцах

2) Объем мозга в 2 раза больше, объем коры в 3 раза больше за счет извилин. Благодаря этому человек может вырабатывать вторую сигнальную систему, т.е. способность оперировать словами-понятиями, отделенными от конкретных предметов. (Например, слово «стол» обозначает понятие, которому может соответствовать множество очень разных предметов.)

Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.

Тесты

151-01. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
А) общий план строения
Б) уровень обмена веществ
В) строение передних конечностей
Г) забота о потомстве

151-02. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
А) строением кисти руки
Б) дифференциацией зубов
В) общим планом строения
Г) уровнем обмена веществ

151-03. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)
А) условные рефлексы
Б) вторая сигнальная система
В) органы чувств
Г) забота о потомстве

151-04. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие
А) заботы о потомстве
Б) первой сигнальной системы
В) второй сигнальной системы
Г) теплокровности

151-05. Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает
А) набор звуков
Б) местонахождение источника звуков
В) громкость звуков
Г) их смысл

151-06. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть
А) диафрагма
Б) S-образный позвоночник
В) борозды и извилины в конечном мозге
Г) стереоскопическое цветовое зрение

151-07. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
А) обеспечивается центральной нервной системой
Б) является врождённой
В) возникает осознанно
Г) содержит информацию только о текущих событиях

151-08. Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что
А) владеют речью
Б) способны к обучению
В) способны к абстрактному мышлению
Г) изготовляют каменные орудия труда

151-09. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении
А) сводчатой стопы
Б) S-образного позвоночника
В) гортани
Г) кисти

151-10. Чем отличается человек от шимпанзе?
А) группами крови
Б) способностьюк обучению
В) генетическим кодом
Г) способностью к абстрактному мышлению

151-11. У человека, в отличие от других животных,
А) развита вторая сигнальная система
Б) клетки лишены жёсткой оболочки
В) есть бесполое размножение
Г) две пары конечностей

151-12. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,
А) зародыш развивается в матке
Б) имеются сальные и потовые железы
В) имеется диафрагма
Г) мозговой отдел черепа больше лицевого

151-13. Сходство обезьяны и человека заключается в
А) одинаковой степени развития коры мозга
Б) одинаковых пропорциях черепа
В) способности к образованию условных рефлексов
Г) способности к творческой деятельности

151-14. Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?
А) большой палец руки противопоставлен всем остальным
Б) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем
В) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти
Г) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

151-15. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?
А) наличие выступающего подбородка
Б) вертикальный лоб
В) срастание костей черепа
Г) увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

Источник

Конспект урока по биологии на тему «Доказательства происхождения человека. Сходство человека и человекообразных обезьян » (9 класс)

Конспект урока по биологии 9 классы

Тема урока : Доказательства происхождения человека. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян.

Образовательная – Охарактеризовать этапы и факторы происхождение человека, выявить основные сходства и различия

Воспитательная – привить дальней интерес к изучению истории, биологии; к трудам современных ученых.

Развивающая – продолжить формировать навыки самостоятельной работы, работы в группе, анализировать полученные знания и уметь применять в нестандартной ситуации.

Составление характеристики основных этапов эволюции человека.

Освоение приемов описания внешнего строения предков человека.

Выявление причинно-следственных связей в процессе эволюции человека

Метод : активные стратегии обучения

Тип : изучения нового материала

Оборудование : ИД, раздаточный материал, ватманы, стикеры, маркеры, листы оценивания.

Мотивационно целевой этап

1.Создание атмосферы сотрудничества и вовлечение учащихся в процесс обучения

3. Постановка целей урока

Приветствие, проверка готовности к уроку. Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на

2. Деление на группы (работа с оценочным листом

Прошу обсудить в группах какую тему мы будем изучать сегодня на уроке.

Задает наводящие вопросы

Ребята, о каких особенностях эволюционного становления человека говорится в этом стихотворении?

Распределяются по группам.

Обсуждают тему урока

Формулируют цели урока

Примерные ответы: (О выделении человека из животного мира, эволюции предков человека, роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного)

Выполнение заданий, направленных на решение нестандартных задач ( PISA ), используя активные стратегии обучения.

Доказательства происхождения человека

Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.

Эволюция человека носит название антропогенеза. Эволюционное отделение ветви, приведшей к появлению современных людей, произошло по разным данным, от 15 до 6 млн. лет назад. Сравнительно-анатомические и эмбриологические исследования позволяют отнести вид Человек разумный (Homo sapiens) к следующим систематическим группам. Проанализировав анатомо-морфологические черты сходства и различия человека и животных, шведский ученый Карл Линней относит первого к группе приматов.

Однако необходимо помнить о том, что человек – существо биосоциальное. Эта идея вытекает из анализа группы фактов, приведенных на предыдущих страницах. Поэтому не удивительно, что антропогенез, т. е. историческое развитие человека, определяется двумя группами факторов эволюции : биологическими и социальными.

1.Что такое эволюция?

2. Какая наука занимается изучением происхождения человека?

3. Какие факторы повлияли на развитие человека?

Проанализируйте доказательства эволюции (стр 253 учебника), и оформите серию рисунков отражающих данные факты.

Раздает раздаточный материал

Организует работу в группе

____ что ты думаешь об ответе _____?

____, каким образом можно развить ответ ____, чтобы сделать его более развернутым?

____, как можно объединить все услышанное в единый ответ?

Приступают к выполнению заданий

Оценивают работу других групп.

«Думай. Работай в паре. Поделись».

За каждый правильный ответ: 1 балл

Дай определения: палеонтология, рудименты, атавизмы (оценка 3 )

Экспресс – тест: (оценка 4)

К атавизмам человека относят:

А) аппендикс, Б) зубы мудрости, В) многососковость, Г) остаток третьего века

2. У человека, в отличие от человекообразных обезьян:

А) есть ногти, Б) отсутствуют волосы на ладонях, В) отсутствуют волосы на лице, Г) есть свод стопы

3. К рудиментам человека не относят:

А) аппендикс, Б) многососковость, В) зубы мудрости, Г) остаток третьего века

4. У человека, также как, как и у человекообразных обезьян:

А) объем мозга 1400-2000 мл Б) 4 изгиба позвоночника В) есть ногти на пальцах Г) есть свод стопы

5. Впервые отнес человека к человекообразным обезьянам:

А) Линней Б) Ламарк В) Чарльз Дарвин

Проанализируй, объясни (оценка 5)

Предложите схему возникновения у человека таких признака как отсутствие волосяного покрова

Если оно прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если общение не ничего нового не принесло – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время, то – желтый, чахлый лист.

И в завершении, скажите:

— За что бы вы себя могли похвалить?

Выполняют самостоятельно тест

Подсчет баллов на листе оценивания

Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

За каждый правильный ответ определенное количество балловбалл

Формативное оценивание: Апплодисменты

Костер, похрустывая ветками,

Мне память тайную встревожил,-

Он был зажжен в пещерах предками

У горно- каменных подножий.

Читайте также:  Стих как хорошо когда есть друг

Как трудно было им «едиственным»,

На человеческом рассвете,

На неуютной и таинственной

Не обустроенной планете.

Быть может, там был каждый гением

(Бездарность выжила б едва ли),

С таким бессмертным удивлением

Они нам землю открывали.

На них презрительными мордами,

Как случайное уродство,

Посматривали звери, гордые

Своим косматым первородством.

Мы стали опытными, взрослыми,

А предки шли призывниками,

Как смертники, в разведку посланные

Еще не поклонялись идолам,

Еще анналов не писали…

А Прометей был после выдуман-

Огонь они добывали сами.

Доказательства происхождения человека

Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.

Эволюция человека носит название антропогенеза. Эволюционное отделение ветви, приведшей к появлению современных людей, произошло по разным данным, от 15 до 6 млн. лет назад. Сравнительно-анатомические и эмбриологические исследования позволяют отнести вид Человек разумный (Homo sapiens) к следующим систематическим группам. Проанализировав анатомо-морфологические черты сходства и различия человека и животных, шведский ученый Карл Линней относит первого к группе приматов.

Однако необходимо помнить о том, что человек – существо биосоциальное. Эта идея вытекает из анализа группы фактов, приведенных на предыдущих страницах. Поэтому не удивительно, что антропогенез, т. е. историческое развитие человека, определяется двумя группами факторов эволюции : биологическими и социальными.

1.Что такое эволюция?

2. Какая наука занимается изучением происхождения человека?

3. Какие факторы повлияли на развитие человека?

Проанализируйте доказательства эволюции (стр 253 учебника), и оформите серию рисунков отражающих данные факты.

Контроль по теме: Доказательства происхождения человека

Дай определения: палеонтология, рудименты, атавизмы (оценка 3 )

Экспресс – тест: (оценка 4)

К атавизмам человека относят:

А) аппендикс, Б) зубы мудрости, В) многососковость, Г) остаток третьего века

2. У человека, в отличие от человекообразных обезьян:

А) есть ногти, Б) отсутствуют волосы на ладонях, В) отсутствуют волосы на лице, Г) есть свод стопы

3. К рудиментам человека не относят:

А) аппендикс, Б) многососковость, В) зубы мудрости, Г) остаток третьего века

4. У человека, также как, как и у человекообразных обезьян:

А) объем мозга 1400-2000 мл Б) 4 изгиба позвоночника В) есть ногти на пальцах Г) есть свод стопы

5. Впервые отнес человека к человекообразным обезьянам:

А) Линней Б) Ламарк В) Чарльз Дарвин

3. Проанализируй, объясни (оценка 5)

Предложите схему возникновения у человека таких признака как отсутствие волосяного покрова

Контроль по теме: Доказательства происхождения человека

1.Дай определения: палеонтология, рудименты, атавизмы (оценка 3 )

2.Экспресс – тест: (оценка 4)

1.К атавизмам человека относят:

А) аппендикс, Б) зубы мудрости, В) многососковость, Г) остаток третьего века

2. У человека, в отличие от человекообразных обезьян:

А) есть ногти, Б) отсутствуют волосы на ладонях, В) отсутствуют волосы на лице, Г) есть свод стопы

3. К рудиментам человека не относят:

А) аппендикс, Б) многососковость, В) зубы мудрости, Г) остаток третьего века

4. У человека, также как, как и у человекообразных обезьян:

А) объем мозга 1400-2000 мл Б) 4 изгиба позвоночника В) есть ногти на пальцах Г) есть свод стопы

5. Впервые отнес человека к человекообразным обезьянам:

А) Линней Б) Ламарк В) Чарльз Дарвин

3. Проанализируй, объясни (оценка 5)

Предложите схему возникновения у человека таких признака как отсутствие волосяного покрова

Контроль по теме: Доказательства происхождения человека

1.Дай определения: палеонтология, рудименты, атавизмы (оценка 3 )

2.Экспресс – тест: (оценка 4)

1.К атавизмам человека относят:

А) аппендикс, Б) зубы мудрости, В) многососковость, Г) остаток третьего века

2. У человека, в отличие от человекообразных обезьян:

А) есть ногти, Б) отсутствуют волосы на ладонях, В) отсутствуют волосы на лице, Г) есть свод стопы

3. К рудиментам человека не относят:

А) аппендикс, Б) многососковость, В) зубы мудрости, Г) остаток третьего века

4. У человека, также как, как и у человекообразных обезьян:

А) объем мозга 1400-2000 мл Б) 4 изгиба позвоночника В) есть ногти на пальцах Г) есть свод стопы

5. Впервые отнес человека к человекообразным обезьянам:

А) Линней Б) Ламарк В) Чарльз Дарвин

3. Проанализируй, объясни (оценка 5)

Предложите схему возникновения у человека таких признака как отсутствие волосяного покрова

ФИ ученика (цы) _____________________

Ответ на 1 – ый вопрос (1 балл)

Ответ на 3-ий вопрос (2 балла)

Работа в группе (1 балл)

Итого (кол-во баллов всего):

ФИ ученика (цы) _____________________

Ответ на 1 – ый вопрос (1 балл)

Ответ на 3-ий вопрос (2 балла)

Работа в группе (1 балл)

Итого (кол-во баллов всего):

ФИ ученика (цы) _____________________

Ответ на 1 – ый вопрос (1 балл)

Ответ на 3-ий вопрос (2 балла)

Работа в группе (1 балл)

Итого (кол-во баллов всего):

placeholder

placeholder

placeholder

0a14 0007ab33 54690c45

01db 0006436a ad3d011a

a loader

Источник

У человека как и у человекообразных обезьян есть ногти на пальцах

backglasscontentglassforward

5. Основные признаки строения человека: мозг, кисть, стопа

До сих пор мы рассматривали главным образом те особенности строения, которые хотя и важны для различения человеческих рас, но мало существенны для характеристики качественных отличий человека от обезьяны.

Сейчас мы перейдём к основным органам человека, сыгравшим важнейшую роль в его эволюции. К ним относятся: мозг, развившийся под влиянием труда и членораздельной речи; рука, преобразовавшаяся в орган труда; стопа, которая сформировалась под влиянием прямохождения.

* ( Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1950, стр. 135.)

Можно утверждать, что мозг всех человеческих рас равно приспособлен к трудовой деятельности, что в нём на одинаково высоком уровне развития стоят те участки в лобной, височной и теменной долях, от которых зависит осуществление членораздельной речи.

По учению акад. И. П. Павлова, слова членораздельной речи входят в состав второй сигнальной системы, свойственной только человеку. Унаследованная же от далёких предков первая сигнальная система действительности является у человека общей с высшими животными, хотя и видоизменена в связи с развитием речи и сознания, свойственных всем человеческим расам.

Очень важным является, далее, участок коры, от которого зависит моторика пальцев рук. Он находится в нижней части передней центральной извилины, недалеко от двигательной речевой зоны. У всех человеческих рас этот участок занимает одинаковое, относительно большое место, очень сильно развит и дифференцирован на отдельные «центры» для каждого пальца.

Шимпанзе имеет меньшую дифференциацию коры в участке, который связан с движением пальцев. Отдельные пальцы кисти шимпанзе и других обезьян не могут действовать так независимо друг от друга и исключительно точно, как у человека. Чтобы лучше понять это функциональное различие, обратимся к строению кисти шимпанзе и человека.

Однако первый, или большой, палец очень мал, почти рудиментарен и слабо участвует в охватывании ветвей. Таким образом, кисть специализирована как орган «руколетания», или брахиации, по ветвям деревьев.

Большой палец в составе кисти человека относительно и абсолютно очень сильно развит. Он хорошо противопоставляется остальным. Эта особенность, вместе с тонкой дифференциацией движений пальцев, характеризует кисть человека как орган труда. Кисть антропоидного предка человека, не успевшая ещё чрезмерно специализироваться, позволила ему обратиться к трудовой деятельности, при которой захватывание, обхватывание и удержание предметов играют очень большую роль.

* ( Л. П. Астанин, Влияние физических упражнений на пропорции руки человека, «Природа», 1952, № 6, стр. 42-53.)

У шимпанзе кисти рук служат прежде всего как органы лазания по деревьям; стопы несут очень важную служебную роль, в особенности при медленном передвижении по деревьям и по земле. В связи с этим стопы сохранили приспособления к обхватыванию ветвей с противопоставлением большого пальца остальным, а также к продвижению тела по земле при почти четвероногом способе ходьбы и бега (здесь отметим сильное развитие и крепость второго-пятого пальцев).

На первый взгляд, стопа шимпанзе очень похожа на кисть, так как большой палец далеко отстоит от остальных и способен им противопоставляться. Но уже наличие пятки указывает на то, что это не кисть, а стопа, хотя и приспособленная прежде всего к обхватыванию ветвей.

Сходство стопы шимпанзе с человеческой стопой выражено и в наличии плоских ногтей на пальцах, и в сильном развитии большого пальца, поскольку тяжесть тела обезьяны часто переносится в значительной мере и на задние конечности.

Ещё сильнее сходство между стопами шимпанзе и человека проявляется во внутреннем строении, например в наличии у человека рудимента мышцы, которая у антропоидов приводит большой палец к остальным.

Читайте также:  Как по немецки будет можно выйти в туалет

Одним из самых резких отличий стопы человека является присутствие продольного свода, служащего опорой при стоянии и передвижении. Будучи одинаково хорошо развитым у всех человеческих рас, этот свод отсутствует у шимпанзе.

Стопа у представителей очень многих племён и народов, особенно в тропических и подтропических областях, нередко обладает хватательной способностью. Привыкнув с младенческого возраста передвигаться без обуви и захватывать пальцами стопы с земли камешки и прочие мелкие предметы, они ко взрослому состоянию приобретают особую ловкость, которая позволяет им пользоваться пальцами стопы при шитье, гребле на лодках и при многих других движениях. В результате такого длительного упражнения большой палец приобретает способность заметно отодвигаться в сторону от соседнего и крепче прижиматься к нему, а также начинает лучше сгибаться. Развивается заметная самостоятельность и ловкость также у остальных пальцев стопы.

* ( Н. Н. Миклухо-Маклай, Путешествия, т. I, АН СССР.М.- Л., 1940, стр. 216.Однако строение и функции стопы у различных человеческих рас очень сходны, и вариации расового характера невелики, по крайней мере, в отношении прирождённого строения.)

У неандертальцев стопа была меньше приспособлена к прямохождению, чем у любой современной расы. Это вполне согласуется с тем, что у них и позвоночный столб не имел ясно выраженных поясничного и шейного изгибов, столь характерных для всех современных человеческих рас. Позвоночник неандертальцев во многих отношениях был больше похож на позвоночник шимпанзе или другой человекообразной обезьяны, чем современного человека.

Подведём краткие итоги по данным, свидетельствующим о единстве физического типа рас современного человечества в сравнении с шимпанзе и неандертальцами.

Головной мозг современных людей велик и обладает сильно развитыми лобными долями. По этим особенностям все современные расы одинаково отличаются не только от шимпанзе, но и от неандертальцев с их заметно слабее развитыми лобными долями.

Кисть шимпанзе отличается тем, что большой палец очень мал. У всех представителей европеоидной, негроидно-австралоидной и монголоидной больших рас он сильно развит и в равной мере способен к противопоставлению остальным пальцам.

Единство современных рас в ещё большей мере сказывается на их сходстве во многих биохимических признаках. Наиболее ярко это проявляется на составе крови, которая у людей самых различных рас до сих пор практически неразличима, несмотря на применение наиболее тонких методов исследования. Наконец, у всех людей число хромосом в клетках равно 48.

Таким образом, данные антропологии, особенно же накопленные и установленные советскими учёными, опровергают расизм.

Признание биологической равноценности человеческих рас делает недопустимыми утверждения расистов о том, что якобы негроидно-австралоидная, а по мнению других, монголоидная раса, является стадией в развитии европеоидной расы.

После рассмотрения вопросов, связанных с антропогенезом, будет вполне уместно перейти к рассмотрению процесса происхождения и развития человеческих рас.

Источник

Первоначальные представления о происхождении человека

Комплексная наука, изучающая происхождение человека, этапы исторического развития, расовые особенности, его материальное и духовное наследие, называется антропологией. Антропология (греч. anthropos — «человек», logos — «учение») означаетнаука о человеке. Термин антропология впервые был введен в науку Аристотелем. Основной раздел антропологии — антропогенез. Он изучает происхождение человека, этапы исторического развития и его расовые особенности.

В конце общего процесса исторического развития живых организмов появился человек, занимающий высшую ступень развития жизни. В настоящее время на Земле обитает один вид человека — человек разумный ( Homo sapiens ).

Существуют различные гипотезы о происхождении человека. Происхождение человека рассматривается одновременно с общим происхождением жизни на Земле. По религиозным понятиям, человека сотворил Бог, Аллах из влажной земли, почвы. Бог создал сначала Солнце и Землю, затем воду, почву, луну, звезды и животных. На шестой день он сотворил Адама, затем его спутницу Еву. По их мнению, от Адама и Евы произошли все остальные люди.

С развитием естественных наук появились и другие взгляды на происхождение человека. Данные анатомии, эмбриологии, палеонтологии и других наук сформировали научные взгляды о происхождении человека. Шведский ученый К. Линней (1735) впервые систематизировал живые организмы. В своей работе он поместил человека в класс млекопитающих в отряц приматов и назвал человеком разумным. Французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк также считал, что человек произошел от человекообразной обезьяны.

Английский ученый Ч. Дарвин применил свое эволюционное учение к человеку, доказывая его происхождение от обезьяны. В 1871 г. вышла его работа «Происхождение человека и половой отбор». В своей книге он доказал, что человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи исторического развития жизни. Ч. Дарвин пришел к выводу, что человек и человекообразные обезьяны имеют общих далеких предков. Вместе с тем он особо отметил и значение социальных факторов в развитии человека.

Положение человека в системе животного мира. По современным научным данным естествознания, человек относится к животному миру. Человек относится к типу хордовых. В эмбриональном развитии человека есть все черты, характерные для всех хордовых животных, — хорда, нервная трубка, жаберные щели в глотке и др. Эти признаки доказывают общее происхождение человека и хордовых животных.

Развитие позвоночника, наличие двух пар конечностей, положение сердца в грудной полости тела определяют принадлежность человека к подтипу позвоночных. Четырехкамерное сердце, развитая кора головного мозга, молочные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для подкласса плацентарных. Такие признаки, как противопоставление большого пальца остальным, ногти на пальцах, развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные, показывают положение человека в отряде приматов. Редуцированный хвостовой отдел позвоночника, аппендикс, большое число извилин и борозд в полушариях головного мозга, четыре группы крови, развитие мимической мускулатуры и другие признаки доказывают родство человека и человекообразных обезьян. Человек относится к группе человекообразных узконосых обезьян. Эта группа обезьян делится на три семейства: гиббоны, понгиды (орангутан, горилла, шимпанзе) и отдельно — люди. Семейство людей отделилось как отдельная группа и называется «род людей», вид — «человек разумный».

Рис. 45. Рудиментарные органы человека

У человека насчитывают свыше 90 рудиментов. К рудиментам относятся подкожные, околоушные мышцы, волосяной покров кожи, копчик, состоящий из сросшихся позвонков, аппендикс и др. У человека функции таких органов несколько изменены. Например, если аппендикс у животных играет значительную роль в переваривании пихци, то у человека он выполняет защитную функцию.

Ко второй группе общих признаков животных и человека относятся атавизмы (лат. atavus —- «отдаленный предок»). Так, известны люди с развитым хвостом, с густым волосяным покровом на теле, с дополнительными сосками (рис. 46).

Рис. 46. Атавизмы у человека: 1 — волосатый человек; 2 — многососковость у человека; 3 — хвостатый мальчик

Все рудименты и атавизмы на теле человека он можно объяснить только происхождением человека от животных.

Сходные признаки в развитии зародышей человека и животных.

Очень много сходства есть в развитии зародышей человека и животных. Человек начинает свое развитие с оплодотворенной яйцеклетки — зиготы. На этом этапе зародыш похож на одноклеточных простейших животных, на следующем этапе зародыш превращается в однослойную многоклеточную бластулу. Бластула напоминает простейшее животное — вольвокс. Бластула в процессе развития переходит в новую двухслойную многоклеточную гаструлу. Гаструла схожа с многоклеточными двухслойными кишечнополостными. В дальнейшем развитии у зародыша в боковой части глотки закладываются многочисленные жаберные щели, как у рыб (рис. 47).

Рис. 47. Трехнедельные зародыши человека (сверху) и ската (внизу)

Сердце зародыша сначала представляет собой брюшную аорту с пульсирующими стенками, как у ланцетника. Мозг человеческого зародыша состоит сначала из трех, затем из пяти отдельных мозговых пузырей, напоминая мозг рыбы. Постепенно большие полушария надвигаются на другие отделы, вокруг которых образуется кора мозга. Множество извилин, появляющихся на коре мозга, увеличивает его поверхность (рис. 48).

Рис. 48. Строение мозга шимпанзе (I) и человека (2). Кора головного мозга человека отличается множеством извилин и борозд

Образование клоаки на ранних стадиях развития зародыша еще раз доказывает сходство человека и животных.

Читайте также:  Как сделать так чтобы звук был в двух наушниках

Сходные признаки человека и человекообразных обезьян. В строении и поведении человека и человекообразных обезьян много общего. Например: изменение настроения в зависимости от внешних раздражителей (радость, гнев), забота о потомстве. Вместе с тем у обезьян хорошо развиты центральная нервная система и память. Поэтому у человека и обезьян одинаково формируются условный и безусловный рефлексы. Обезьяны способны использовать палку в качестве орудия. Человекообразные обезьяны не имеют хвоста, на пальцах есть широкие плоские ногти. У них наблюдается сходство в органах чувств, строении кожи, группе крови, есть общие болезни и паразиты. Человекообразные обезьяны имеют 12—13 пар ребер. Строение хромосом человека и обезьян также имеет сходство. У человека количество хромосом — 46, а у человекообразных обезьян — 48. Таким образом, названные признаки доказывают общее происхождение человека и человекообразных обезьян.

Отличие человека от человекообразных обезьян. Несмотря на большие сходства между человеком и человекообразными обезьянами, обезьяны не могут изготавливать сложные орудия труда. В связи с прямохождением только человек имеет характерные признаки: изгиб позвоночника, плоская грудная клетка, широкий таз. У человека длинные конечности ног, развитый головной мозг.

Большой палец руки хорошо развит, сильно противопоставляется остальным и очень подвижен, благодаря чему кисть человека способна к разнообразным и тонким движениям (рис. 49).

Рис. 49. Отличительные признаки пальцев руки гориллы ( J ) и человека (2). Синие линии показывают длину пальцев и угол их расположения

Череп человека не имеет сплошных надбровных дуг, мозговой отдел преобладает над лицевым, лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ. У обезьян, наоборот, сильнее развита лицевая часть, особенно челюсти.

Мозг человека в 2—2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян. Теменные, височные и лобные доли, в которых расположены центры психических функций и речи, сильно развиты.

В 2001 г. российский ученый Е. Тетушкин сравнил состав крови человека и человекообразных обезьян. Он пришел к выводу, что гиббоны отделились от человека 17,9 млн. лет назад, орангутаны — 13,9, гориллы — 7,2, шимпанзе — 5,9 млн. лет назад. Было доказано, что белок крови шимпанзе на 99,6% похож на белок крови человека. Дриопитеки — группа человекообразных обезьян, живших 25— 14 млн. лет назад. Они жили в основном на деревьях, иногда спускались на землю. Позднее от дриопитеков отделились человекообразные обезьяны и древнейшие предки человека (рис. 50).

Рис. 50. Исторические этапы отделения человека и человекообразных обезьян ^ древнейших предков (в млн. лет)

Новым этапом антропогенеза считается отделение семейства человека от дриопитеков (древесных обезьян). Некоторые ученые считают отдельных представителей древнейших людей промежуточным видом между человекообразными обезьянами и человеком. У древнейших видов людей есть общие признаки в строении, характерные и для человекообразных обезьян, и для человека.

Во время существования дриопитеков под действием процессов горообразования на Земле произошло похолодание климата. Тропические и субтропические лесные массивы вытеснялись на юг, и появились широкие открытые пространства. Оледенение четвертичного периода, продвигаясь на юг, также способствовало похолоданию климата. Именно в это время обезьяны «вышли из леса» и стали приспосабливаться к жизни на открытом пространстве и суровым условиям погоды.

Не умеющие быстро бегать и защищаться от хищников, человекообразные обезьяны с редким волосяным покровом стали вести групповой образ жизни. Эволюция одной группы человекообразная обезьян пошла по пути хождения на двух ногах, создания орудий труда и их использования.

Происхождение человека от человекообразных обезьян, его прямохождение считается основным этапом антропогенеза.

К родственным видам дриопитеков относятся рамапитеки и синапитеки. Их останки найдены в Индии, Южной Африке, Европе. Рамапитеки жили 14—8 млн. лет назад. Некоторые ученые считают их связующим звеном между человекообразными обезьянами и человеком Они в основном жили в открытых местах, ходили на двух ногах. От рамапитеков отделились сначала проконсулы, затем гориллы и шимпанзе, в конце — австралопитеки (рис. 51).

Рис. 51. Вероятная схема эволюционного развития человека разумного и человекообразных обезьян

Поэтому многие ученые антропологи считают, что рамапитеки — прямые предки австралопитеков (рис. 52).

Рис. 52. Самые древнейшие предки современного человека: рамапитек; австралопитек; человек умелый

От одной группы человекообразных обезьян, живших 8—2 млн. лет назад, ведут начало предки человека — австралопитеки australis — «южный», греч. pitekos — «обезьяна», т. е. южные обезьяны). Начиная с 1924 г. в Южной Африке, в ущелье Олдовой (Танзания) Восточной Африки, на побережье реки Омо (Эфиопия), возле озера Рудольф (Кения) были найдены ископаемые останки австралопитеков. В антропологии они называются австралопитеками. Австралопитеки вели групповой образ жизни, рост их был 120—150 см, масса — 20-50 кг, ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела. По сравнению с другими человекообразными обезьянами у австралопитеков отмечается значительное сходство с человеком в строении зубов, масса мозга составляла 450—650 г. В поисках пищи и защиты от врагов они использовали простые орудия из камня, костей животных, ветвей деревьев.

Ученые относят австралопитеков к прямым предкам человека. Их умение изготавливать орудия труда сыграло решающую роль в эволюции человека.

В Казахстане конкретно не были найдены останки австралопитеков. Однако во многих областях Казахстана найдены останки жилища, орудий труда, скелеты животных, на которых они охотились. Например, можно назвать районы Каратау, Жетысу, Сарыарка, Балхаш, Мангистау, Мугалжар, Иртыш. Места обитания австралопитеков в Казахстане исследовали казахстанские ученые X. Алпысбаев в 1958—1959 гг., культурное наследие — А. Медоев (1982). В последние годы в Казахстане особое внимание уделяется изучению останков жилищ, истории развития культуры древнейших людей. В этой области в настоящее время проводит исследование, собирает ценные материалы известный ученый Ж. Таймагамбетов.

В целом же в истории развития австралопитеков существовало несколько разных видов. Австралопитеки жили в периоде с 8— 2 млн. лет назад. В связи с приспособлением их к открытым пространствам на теле уменьшился волосяной покров. Они ходили на двух ногах в выпрямленном положении, приспосабливались к быстрому бегу. Австралопитеки этого времени продолжили свое существование в двух направлениях: африканские и гигантские. Первая группа существ была не очень крупной, питалась растениями, насекомыми; вторая группа состояла из крупных существ, питались они в основном растительной пищей. Однако существует мнение, что все виды австралопитеков вымерли миллион лет назад. Все австралопитеки способны к прямохождению, примитивной обработке орудий труда, поэтому их мозг хорошо развит. Австралопитеки совместно добывали пищу, т. е. вели стадный (групповой) образ жизни. Совершенствование орудий труда и групповой образ жизни оказали влияние на развитие высшей нервной деятельности. Благодаря таким особенностям австралопитеки были широко распространены 2—1,5 млн. лет назад в Африке, в окрестностях Средиземного моря, в Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии. По мнению ученых, 3—2 млн. лет назад жили существа, которые были значительно ближе к человеку, чем австралопитеки. Масса головного мозга их составляла 650—800 г. Они умели делать орудия труда из кварцитовых камней. Это существо в науке называют «человек умелый» ( Homo habilis ).

Антропология. Антропогенез. Человек разумный. Рудимент. Атавизм. Дриопитек. Рамапитек. Австралопитек. Человек умелый.

1. Дриопитеки — предки самых древнейших людей. Они существовали 25— 14 млн. лет назад.

2. Рамапитеки — группа человекообразных обезьян, являющихся связующим звеном между австралопитеками и дриопитеками.

3. По зоологической систематике австралопитеки относятся к прямым предкам человека.

4. Первый шаг в эволюции человека — это прямохождение.

5. В процессе исторического развития предков человека основную роль сыграли прямохождение, увеличение объема головного мозга, изготовление и использование орудий труда.

1. Что изучает антропогенез?

2. Какие органы относятся к рудиментарным?

3. Какие общие признаки существует в развитии зародыша человека и животных?

1. Назовите сходные признаки человека и млекопитающего.

2. Каковы отличительные признаки в строении тела человека и человекообразной обезьяны?

3.Какие признаки строения тела свойственны австралопитекам?

1. Опишите роль человека в системе животного мира.

2. Какие общие признаки имеются в строении тела человека и человекообразной обезьяны?

3. Назовите отличительные признаки дриопитека, раманитека и австралопитека.

Дайте характеристику эволюционных этапов от дриопитеков до человека разумного.

Источник

Adblock
detector