У меня есть магия как колдун отправил малого

Содержание
  1. Какими видами приворотов владеют колдуны и как им противостоять?
  2. Почему чёрные колдуны и ведьмы заинтересованы в росте шарлатанов на рынке магических услуг?
  3. Кто вызывает наибольший интерес у чёрных колдунов и как происходит подавление разума?
  4. Как противостоять магическому гипнозу и ментальному привороту?
  5. Второй способ защиты. Потусторонний взгляд.
  6. Как подчиняют людей магией или почему стоит опасаться ведьм и колдунов
  7. «Один местный грыз печку, до крови. Его сочли колдуном». Антрополог — о том, почему рационализм никак не может побороть веру в колдовство
  8. Плюс в 90-е появилось много пособий по хиромантии, астрологии, разных сборников заговоров. Они в том числе оказались и в деревнях. Некоторые стали считать, что эти пособия и есть та Черная книга.
  9. Еще рассказывают, что колдуны выращивают демонов в погребе в берестяной посуде. Эти уже выглядят по-другому: как насекомые, червячки, паучки, воробушки, мышата.
  10. Ведьма отличается от колдуна тем, что она не читает никакую Черную книгу, она сразу рождается со способностями. Есть цепь обстоятельств, которая к этому приводит: если в одном роду семь девушек родили вне брака по девочке, то в седьмом поколении родится ведьма.
  11. Поскольку собираются все, то могут встретиться и два колдуна, а они друг друга не терпят, поэтому начинают соревноваться, кто из них сильнее. И тот, кто проигрывает, обычно совершает какие-то странные действия.
  12. На пороге, во дворе, где ограды, на перекрестках — везде нужно было творить молитву, потому что любая пограничная зона может быть символически опасной.
  13. Лешие ближе к человеку, потому что они дышат воздухом, как человек. Порой они бывают вполне доброжелательными к людям, и есть сказочный сюжет, широко распространенный в Евразии, как человек помогает лешему в борьбе с водяным.
  14. Когда возникает кризис, экономический, политический, социальный, то люди начинают интересоваться магией, как это было в нашей стране в 90-е годы. Смена режима сделала людей более тревожными, они стали обращаться к экстрасенсам, чтобы просто найти какую-то опору в этом неопределенном мире.
  15. В деревнях люди выкладывали спичками цифру 666 — число Зверя из Апокалипсиса, и из такого же количества спичек получалось выложить слово Ленин. Делали вывод, что это один и тот же персонаж.
  16. В целом такие люди нужны, чтобы на кого-то списывать несчастья.
  17. Вера в колдовство — это часть нас, это наша способность к восприятию, к эмпатии, сопереживанию, наше умение видеть в людях скрытое, недоброжелательное, наша способность проецировать на других собственные негативные эмоции.
  18. Мне показали новорожденных котят, я сказала «ой, какие хорошенькие», думая, что так надо, потому что вежливо. Хозяйка плюнула (показала, как надо) и посмотрела на меня таким ужасным взглядом, что мне пришлось тоже поплевать.

Какими видами приворотов владеют колдуны и как им противостоять?

31979067

В нашей стране ежегодно пропадает огромное количество людей, причём замечу сильных и молодых людей, довольных собой и жизнью. Стоят ли за исчезновением людей чёрные колдуны и ведьмы?

Такая версия в наше время частично имеет право на существование, учитывая огромный рост в геометрической прогрессии шарлатанов, предлагающих за символическую плату решить все жизненные неурядицы, вернуть любимого или воскресить мертвеца, дабы форматы нашего интернет-ресурса позволяют поразмышлять о различных версиях этого вопроса?

Почему чёрные колдуны и ведьмы заинтересованы в росте шарлатанов на рынке магических услуг?

Чёрным колдунам и ведьмам, обладающим поистине великой силой и несущим по своей воле добро или зло в наш мир выгоден рост числа шарлатанов и обманщиков на рынке магических услуг по одной простой причине. В нём легко затеряться, и если какая-то толика правды и всплывёт о том или ином колдуне или ведьме, сей факт можно списать на больную фантазию суеверного человека.

А молодое и сильное тело клиента может рассматриваться не только как источник денежных средств но, как и источник жизненной силы и долголетия, для знающего колдуна отщипнуть малую толику от здоровья или удачи клиента не составляет большого труда.

Кто вызывает наибольший интерес у чёрных колдунов и как происходит подавление разума?

Как свидетельствует официальная статистика на поклон к чёрным колдунам и ведьмам в основной массе обращаются молодые девушки и женщины средних лет, желающие решить вопрос любовного характера при помощи магии.

Приходя на порог знающего своё дело колдуна и практикующего древние знания мага, молодая особа не зная того сама отдаёт тёмному чародею себя в руки, как это происходит?

Сама по своей воле переступает порог дома или помещения.

Называет своё имя по своей воле и без принуждения.

Открывает душу и разум при последующем разговоре.

Ввиду того, что молодые девушки практически не имеют никакой защиты от прямого магического влияния и по своей природе намного слабее мужского естества, сознание наивных девочек очень легко подавляется умелыми прямыми магическими манипуляциями.

Будучи под полным ментальным контролем, жертва используется для получения от неё денежных средств, жизненных сил и иных ресурсов тела и души, после того как жертва будет выжата до нитки и не погибла при этом, её, к примеру, могут запрограммировать для вербовки таких же наивных дурочек. И подобный конвейер тёмного колдовства приносит не малые деньги.

Моментальный приворот или подавление сознания при помощи магических манипуляций жертвы происходит следующими методами:

При помощи прямого взгляда, прямой не моргающий взгляд в переносицу или в зрачок правого глаза жертвы, способен вызвать прямой ментальный приворот.

Прикосновение чёрного колдуна к мизинцу правой руки или запястью также может вызвать магическое влияние на разум.

Чай, травяные отвары, угощение, дым от ароматических палочек, также может стать причиной навязчивых образов и видений.

Случайные прикосновения к открытым частям тела, непонятные шепотки и слова также могут свидетельствовать о том, что вокруг жертвы творится непонятное колдовство.

Яркие цветные предметы и блестящие безделушки на шее колдуна ослабляют защиту сознания, этим трюком пользуются многие привокзальные гадалки по руке и шарлатаны.

Мягкая ритмичная музыка, присутствие второго человека, например, помощника колдуна, всё это также может влиять на сознание жертвы.

Более умелые чёрные колдуны и ведьмы могут подавлять сознание человека или делать приворот на расстоянии через сновидения, при помощи мороков и наваждений, провоцируя человека на тот или иной поступок.

На фоне всего сказанного нелишним будет знать методы противостояния таким трюкачам.

Как противостоять магическому гипнозу и ментальному привороту?

Для того чтобы не стать жертвой умелого шарлатана и просто знающего человека необходимо уметь противостоять всем видам гипнотического, ментального и магического влияния на человека, для этого:

Никогда девушкам, особенно девочкам подросткам воспрещается смотреть в глаза незнакомому человеку не более 2-3 секунд.

В уединённых беседах не давайте прикасаться к шее и рукам, особенно к запястьям рук.

Не принимайте от малознакомых людей подозрительные настойки, травяные отвары и вино.

Носите на виду булавку или блестящий предмет в виде украшения, они отведут лихо.

Во время посещения колдунов и гадалок остерегайтесь дымящихся ароматических палочек и сухих трав, в них может скрываться опасность.

Переходя через порог колдуна, сжимайте в кулаке иголку или предмет из серебра, например, крестик.

Не давайте наступать на свою тень во время сомнительных бесед и встреч.

Используйте защитные рунические символы, например, руна Очищение или руна Защита.

Используйте обереги из полыни, калины и ивы.

Не называйте без необходимости своё настоящее имя, используйте псевдонимы.

Остерегайтесь оставлять в малознакомых местах свой волос, слюну и тому подобное.

Используйте защитные заговоры, молитвы.

Если вы всё-таки подсознательно чувствуете, что на вас испытывают магическое влияние и ваше сознание слегка поплыло, то мысленно сами у себя спросите (ваше имя) ты здесь? И тут же ответьте сами себе « Я здесь».

Второй способ защиты. Потусторонний взгляд.

Как только вы почувствовали, что чёрный колдун или ведьма начали колдовать над вашей тушкой против вашей воли, то смотрим за спину колдуна и мысленно представляем серый туман, который окутывает мага и растворяет его в себе.

Используйте вышеописанные способы противодействия и защиты от нежелательного магического воздействия не только при походах к магам, но и в обыденной жизни и будет вам счастье!

Источник

Как подчиняют людей магией или почему стоит опасаться ведьм и колдунов

5870460

Магия и общение со сверхъестественными силами во все времена являлись той стороной человеческой жизни, что одновременно и притягивала и пугала, влекла своей загадочностью и возможностью заглянуть за грань, и отталкивала своей опасностью и непредсказуемостью.

С глубокой древности люди обращались к магическим ритуалам, преследуя различные цели: кто-то искал способы обрести долголетие или вечную молодость; кто-то желал увидеть события, которые произойдут в будущем; кто-то пользовался колдовскими чарами, чтобы найти семейное счастье, а кто-то больше всего на свете хотел получить власть над чужим разумом и чувствами.

За время тысячелетних магических практик люди нашли множество различных методов и путей оказывать влияние на чужое сознание. В наши дни, пожалуй, не найдется ни одного народа, у которого бы не сохранились старинные обряды и ритуалы, созданные для того, чтобы с помощью особых магических манипуляций подавить волю и чувства человека. Легенды и предания, повествующие о том, как, совершая те или иные магические действия, можно подчинить себе сознание другого, можно обнаружить во всех областях земного шара. Такие обряды есть у европейцев и азиатов, у индийцев и народов Африки, в Южной и северной Америке, в Австралии.

Насчитывается несколько десятков способов магического влияния на сознание людей, однако самыми часто используемыми и распространенными являются всевозможные любовные привороты, привязки и магия Вуду.

Любовные привороты являются одними из самых популярных видов магии как среди профессиональных магов и экстрасенсов, так и среди простого населения. Они могут быть достаточно простыми в исполнении, или наоборот, требуют высокого мастерства колдуна, однако все привороты действуют по одному принципу: с помощью особых заклинаний и магических манипуляций экстрасенс или колдун меняет энергетическую оболочку своей жертвы. В результате чего, человек, подвергшийся магическому воздействию, теряет контроль над собственными чувствами и эмоциями, воспринимая за истину то, что ему внушили при совершении приворота. Так, некогда любящий и заботливый муж может неожиданно и без видимых причин уйти из семьи, выбрав себе в спутницы девушку, которой до этого не уделял никакого внимания. Однако любовные союзы, созданные с помощью приворотов, редко бывают прочными и счастливыми, так как жертва магического воздействия, даже не догадываясь о совершенном ритуале, начинает плохо себя чувствовать, теряет силы и интерес к жизни. Измененная аура человека становится тонкой и непрочной, поэтому он делается уязвимым для любой отрицательной энергетики, что нередко ведет к физическим болезням и ментальным расстройствам.

Читайте также:  Как долго варить свиную печень чтобы она была мягкой

Еще одним видом магической манипуляции является «привязка». Этот вид магии очень напоминает любовный приворот, однако его отличительной особенностью является тот факт, что жертва обряда может «привязываться» не только к определенному человеку с целью создания с ним любовных связей и близких отношений. Часто привязка совершается с целью подавления воли одного из родственников, например, может возникнуть связь МАТЬ – ДОЧЬ или БРАТ – БРАТ. В этом случае один родственник насильно «привязывает» к себе второго, чтобы полностью получить контроль над его жизнью и лишить самостоятельности. Привязка также может совершаться и к неодушевленному предмету, например к дому или родительской могиле. В этих случаях человек, даже искренне желая поменять местожительство, никогда не сможет покинуть родительский дом или родной город.

Самым мощным и опасным методом сверхъестественного воздействия на чужую волю и разум является магия Вуду. Несмотря на тот факт, что это искусство условно подразделяется на «белое» и «черное», где «белое» считается безобидной и полезной магией, многие эзотерики уверены в том, что оба вида Вуду очень опасны и могут являться причиной фатальных и трагических событий.

Вуду является одним из самых древних и таинственных искусств. Основные манипуляции с жертвой обряда происходят через создание ее образа в виде примитивной фигурки из глины или воска, также могут использоваться тряпичные куклы. Во время обряда колдун создает невидимую связь между человеком и его примитивной копией, после чего, воздействуя на образ куклы, маг изменяет энергополе своей жертвы. Таким образом, к жертве может быть причинен вред в виде физической болезни, или его душу могут заселить демоны, кроме того, колдун может лишить человека эмоций и чувств, подавить его волю и желания, в некоторых случаях манипуляции с куклой Вуду могут привезти к летальному исходу жертвы.

К слову, не только эзотерикам и экстрасенсам доступны методы, направленные на подавление чужой воли и чувств. В современной психологии и психиатрии существуют целые институты, основанные для исследования функций мозга и способов его перепрограммирования. Так, нейролингвистическое программирование (НЛП), появившееся в начале ХХ века и базирующееся на основах гипнотического воздействия, по своей эффективности на человека не уступает древнейшим обрядам и заклинаниям, а это значит, что опасность потерять контроль над собственными чувствами и мыслями исходит не только от магов и колдунов.

Источник

«Один местный грыз печку, до крови. Его сочли колдуном». Антрополог — о том, почему рационализм никак не может побороть веру в колдовство

Почему некоторые колдуны грызут не только печку, но и обледеневший туалет, как вырастить собственного демона и зачем спецкор «Ножа» начала носить петушиное яйцо под мышкой — об этом в разговоре с Ольгой Христофоровой, фольклористом, антропологом, ведущим научным сотрудником РАНХиГС, директором Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ.

— Как формируется репутация колдуна, как люди определяют, что вот этот — точно колдун?

— Если мы говорим про русскую северную деревню, то колдуном скорее назовут человека, который ведет себя, по меркам общественности, немного странно: он нелюдим, что-то бормочет себе под нос, не смотрит в глаза во время разговора, живет один. А если еще во время конфликта он кому-нибудь скажет «ты меня еще вспомнишь», и после этого с человеком случается какое-то несчастье, скорее всего, местные увидят в этом колдовство. Так формируется репутация.

Koldovstvo 5

— Многие ваши респонденты говорят про некое «знание», которым обладают колдуны. Что они имеют в виду? Откуда у колдунов, по их представлениям, берется сила?

— Колдовское знание — это молитвы из так называемой Черной книги. Именно с помощью этих текстов колдун якобы наносит вред окружающим. Но кроме этого, под «знанием» подразумевается, что у человека есть некоторые помощники — демоны, они также творят разного рода зло.

— А откуда эта книга берется?

— Считается, что эта книга просто есть. Об этом еще писала Екатерина Мельникова в «Воображаемой книге»: книгу никто не видел, но все про нее знают.

Плюс в 90-е появилось много пособий по хиромантии, астрологии, разных сборников заговоров. Они в том числе оказались и в деревнях. Некоторые стали считать, что эти пособия и есть та Черная книга.

Так что она стала вполне реальной.

— Человек должен проходить какой-то обряд инициации, чтобы стать колдуном?

— Да, разумеется. В северной русской деревне предполагается, что человек сначала должен выучить все молитвы по этой Черной книге, а потом прийти в полночь в баню. Перед ним появится какое-то существо: лягушка, лошадь или собака с огромной пастью — в нее человек должен прыгнуть, а потом как-то вылезти. И так он становится колдуном.

Но есть и другой способ: когда колдун умирает, он кому-нибудь дает любой предмет, может даже тому, кто ничего не знает, либо просто руку жмет. И всё — он передал знание и бесов-помощников, а дальше уж человек должен с этим как-то жить.

— Этих демонов как-то описывают?

— Да, в некоторых быличках, мифологических рассказах говорится, как их представляют. Иногда это маленькие человечки, одинаковые на вид, их много, и они все в красных шапочках. Иногда их называют «гимназистами» или «сотрудниками».

Еще рассказывают, что колдуны выращивают демонов в погребе в берестяной посуде. Эти уже выглядят по-другому: как насекомые, червячки, паучки, воробушки, мышата.

Koldovstvo 1

— А есть рецепт, как вырастить маленького демона?

— Нет, только колдуны это знают. Но при этом рассказывают, как вырастить себе индивидуального духа-обогатителя. Нужно взять яйцо, которое снес петух, носить его под мышкой несколько месяцев; потом из него вылупится демон в виде змея (вроде василиска) и будет приносить тебе деньги.

— Допустим, вырастили. Что дальше? В быличках нет ни одного примера, как колдун пытается поработить мир, он лишь вредит соседям и портит скотину. Зачем он это делает?

— Он, может быть, и не рад, но его заставляют эти демоны. Если он не будет этого делать, они начнут его мучить.

— У колдунов есть иерархия?

— Колдуны, как считается, бывают слабые и сильные. Слабый знает меньше молитв из Черной книги, и у него меньше помощников, соответственно, сильному колдуну он всегда проиграет.

Но также считается, что сильный может не только портить, но и лечить. А слабый может только портить.

— А зачем колдуны оборачиваются в свинью?

— Это скорее южнорусский мотив. В животных и предметы чаще оборачиваются женщины, ведьмы.

Ведьма отличается от колдуна тем, что она не читает никакую Черную книгу, она сразу рождается со способностями. Есть цепь обстоятельств, которая к этому приводит: если в одном роду семь девушек родили вне брака по девочке, то в седьмом поколении родится ведьма.

И потом она спит, а по ночам ее вредоносная душа летает и, например, отнимает молоко у чужих коров или вынимает плод у беременной женщины и вместо него кладет ей в живот веник.

А если ведьме грозит опасность, то она оборачивается той же свиньей (если по деревне за тобой бежит свинья, то это не просто свинья), или стогом сена, или колесом. Это их маскировка.

— Женщины какую магию чаще используют?

— Специфически женского колдовства почти и нет. Есть интересный пример: наслать на мужчину «робячьи муки». Колдун или колдунья наговаривает поясок, который беременная женщина, ее мать или любая родственница с определенными словами завязывает на поясе какого-нибудь мужчины. И когда женщина рожает, она не чувствует боли, а мужчина этот мучается: у него крутит живот, начинаются будто схватки, всё во двор бегает.

Читайте также:  Как по английски будет иллюзионист

— Незнакомому мужчине незаметно подвязать поясок, что-то нашептывая.

— Ну, так рассказывают. Один мужчина, которого все считали колдуном, как-то рассказал мне, что был жертвой колдовства: остался ночевать в доме у знакомых, молодой еще был, там у них женщина рожала, а он всю ночь мучился. Никто ему вроде как поясок никакой не привязывал, но он уверен, что его напоили, околдовали, и после этого он испытывал настоящую родовую боль.

— Женщины так же успешны в колдовстве, как мужчины?

— Меньше, потому что на них дети, хозяйство, скотина. На Русском Севере колдовство — обычно мужская сфера деятельности. Но при этом про пожилых женщин такое могут говорить. Особенно если какая-то старушка долго не могла умереть, а после смерти у ее дома крыша обвалилась — это доказательство.

— Считается, что колдуны умирают долго. Чтобы облегчить их муки, родные или знакомые разбирают потолок, конек трясут (верхнюю балку), либо даже стреляют из ружья в крышу, чтобы дырку проделать. Есть поверье, что колдовские силы не могут выйти, они будто клубятся в доме. И если крыша обваливается сама, то это знак, что в доме умирал сильный колдун.

Koldovstvo 2

— Если на свадьбе оказываются два колдуна, почему один из них непременно пойдет грызть на улицу обледеневший туалет?

— Необязательно на свадьбе, это может случиться на любом людном сборище, где пьют, веселятся.

Поскольку собираются все, то могут встретиться и два колдуна, а они друг друга не терпят, поэтому начинают соревноваться, кто из них сильнее. И тот, кто проигрывает, обычно совершает какие-то странные действия.

Одна женщина мне рассказывала, что на ее свадьбе какой-то человек из местных грыз печку до крови — десны поранил. Этого человека определили как колдуна. Это один из примеров. Действия могут быть самые разные: кто-то отправляется грызть мерзлый туалет, кто-то — стоять босиком на морозе и т. д.

Есть целый набор мифологических мотивов, которые привязаны к этой идее, потому что схватка двух колдунов — это сюжетный тип быличек, называется «Дока на доку».

— А во время этой схватки простым людям не прилетает?

— Мы знаем способы, которыми обычные люди пытаются нейтрализовать колдуна. Классический способ — выжать немного грязи с половой тряпки в напиток предполагаемого колдуна. Он это выпил — и, считается, его колдовские способности ослабевают. А особенно верный способ — это подкараулить колдуна, собрать его экскременты, тоже как-то подмешать в брагу и дать ему выпить. После этого все могут чувствовать себя в полной безопасности, потому что теперь колдун сможет портить только свою семью.

— Подмешать в выпивку грязную воду или кал — затея весьма и весьма… И ведь может случиться, что мы не уверены, кто из собравшихся колдун. Как определить в этом случае?

— А как люди защищали себя в открытом пространстве?

— Во-первых, нужно было всегда носить нательный крест и поясок. Без пояса ходить так же опасно, как без креста. Чтобы пояс защищал еще сильнее, на нем иногда вязали сорок узлов, и каждый вязался со всё той же Воскресной молитвой. Также сильный оберег — поясок из рыболовной сети, потому что сеть состоит из крестов.

На пороге, во дворе, где ограды, на перекрестках — везде нужно было творить молитву, потому что любая пограничная зона может быть символически опасной.

— Как во все эти колдовские практики вписывается гадание?

— Если говорить о русской христианской среде, то гадание, безусловно, считалось делом греховным, бесовским занятием. Однако (священники, конечно, не одобряли) молодежь гадала на Святки — с 7 по 18 января, во время разгула нечистой силы, когда из воды выходят шуликуны (водяные черти), демоны бродят по земле, и сами люди рядятся в этих чертей, бегают по дворам, поленницы разрушают, всяко чудят. Мы это и у Пушкина находим, и сейчас можем эти практики встретить.

— Почему именно в это время гадали? Нечисть ведь кругом.

— Это связано с зимним солнцестоянием: в этот период самые короткие дни и самые длинные ночи. Считалось, что в это время открывается граница между тем и этим миром и можно больше узнать у представителей потустороннего мира про свою судьбу.

Период заканчивается Крещением, тут уже наложилось христианское представление. Священник освящает прорубь, и после этого всё, вся нечисть уходит: вода освящена, в воде жить невозможно. Кстати, считается, что вся вода освящается, многие полагают, что в ночь на Крещение даже в водопроводе вода становится святой и ее можно набрать.

Такой же период есть и летом, летние Святки, это происходит в Русальную неделю, после Троицы. Считается, что в зимние Святки из воды выходят шуликуны и шалят, а в летние — русалки. Вообще, черти в русской традиции больше связаны с водой.

— Из ада легче вылезти?

— Здесь опять же наложилось дохристианское представление, что духи местности, разных стихий, населены разными существами.

Лешие ближе к человеку, потому что они дышат воздухом, как человек. Порой они бывают вполне доброжелательными к людям, и есть сказочный сюжет, широко распространенный в Евразии, как человек помогает лешему в борьбе с водяным.

Водяной — он совсем далекий от человека: он вредный, противный, опасный. И в «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда имел дело как раз с этими водяными чертями.

Koldovstvo 3

Так вот русалки тоже водяные персонажи, и довольно опасные: они бегают по лесам, полям, рощам, качаются на ветках, аукают, веселятся и могут защекотать человека до смерти, могут утопить. Поэтому на Русальной неделе (ее еще называют Зелеными Святками) нельзя ходить в одиночку по лесам и полям, нельзя купаться.

На Троицкое заговенье, когда начинается Петров пост, русалки уходят. Но есть быличка, как одна русалка не успела уйти и осталась сидеть в доме. Весь год так и просидела у печки на лавке, не могла тронуться, питалась лишь запахом пищи. Убежала с подружками лишь на следующий год, когда снова наступили Зеленые Святки.

— Почему деревенские не отрубили ей голову? Труп на лавке сидит и по ночам на тебя смотрит.

— Она из этой семьи. Считается, что русалки — это девушки, молодые люди и дети, которые умерли, не обязательно утонули, до свадьбы. Вот ее и не трогали.

— Тогда другой вопрос. Если воду один раз освятили и в пластиковых бутылках она стоит вечность, то почему она портится в открытых источниках, да так, что туда опять нечисть лезть может?

— Ее освятили, это какое-то время действует, а потом всё опять возвращается на круги своя. Энтропия. Создается космос, потом опять наступает хаос, и надо снова создавать космос. Обычная история.

— А северные народы, значит, проще ко всему этому относились?

— Они с миром были немного в других отношениях. Многие духи считались благожелательными, необходимыми даже, например духи – хозяева промысловых животных, духи леса, водяные, которые давали рыбу, — за это человек им приносил жертвы. Якуты-скотоводы кормили духов молоком, в традиционном обществе, где еще не знали алкогольных напитков, кормили кровью убитой добычи, кровью с жиром — буквально мазали лица своих деревянных идолов. Домашний охранитель помог в охоте? Ему тоже физиономию жиром намажут.

Люди находились с этими персонажами актуальной мифологии, населяющими мир, в отношениях взаимопомощи. Понятно, что у них тоже были вредоносные существа, те, кто приносят болезни, но в христианской традиции все эти существа демонизировались.

— В какие исторические периоды колдовство становилось более популярным?

— Я сказала бы, что это связано не со временем, а с некоторым состоянием общества.

Когда возникает кризис, экономический, политический, социальный, то люди начинают интересоваться магией, как это было в нашей стране в 90-е годы. Смена режима сделала людей более тревожными, они стали обращаться к экстрасенсам, чтобы просто найти какую-то опору в этом неопределенном мире.

И потом действительно жизнь стала хуже, денег не было, и нужно было не просто найти выход, но еще и каким-то магическим образом воздействовать на этот мир. Люди стали носить в кошельке денежную монетку, мышку, которые и сейчас можно везде купить, или денежное дерево у себя выращивали, считали, что таким образом они приманят к себе деньги.

По телевизору показывали, как из людей изгоняют бесов, как в моргах воскрешают покойников. Это было, конечно, для всех большим шоком, потому что о магии не говорили, а вдруг — раз — открылся какой-то ящик Пандоры, посыпалось что-то невероятное. Вся страна взялась заряжать воду и крем. Многие делали это на всякий случай: если вокруг все этим занимаются, почему бы не попробовать?

Параллельно люди массово шли в церковь. Я думаю, священники были в ужасе от того, что происходит. Всё смешалось: сегодня в церковь, завтра — чакры чистить. Но как-то довольно быстро люди к этому адаптировались.

— Значит, во время революции тоже было обострение?

Читайте также:  Как узнать есть ли gsm модуль на планшете

— Да, были эсхатологические настроения, люди ожидали конца света. Случилась очень резкая смена политического режима, и люди стали думать, кто это такие — Ленин, Сталин, может, это Антихрист.

В деревнях люди выкладывали спичками цифру 666 — число Зверя из Апокалипсиса, и из такого же количества спичек получалось выложить слово Ленин. Делали вывод, что это один и тот же персонаж.

Потом они ходили и проповедовали «не идите в колхозы, не отдавайте своих детей в школы, наступает царство Антихриста, молитесь, поститесь и кайтесь в грехах».

— Как реагировала власть?

— Сажала. Как и за контрреволюционную пропаганду, за крамольные частушки, анекдоты. Как это тогда началось, так все советские годы и продолжалось.

— Возвращаясь к современности, сейчас не становление Советского Союза и не 90-е, но недавно я сидела на скамейке на ВДНХ и случайно подслушала разговор трех молодых людей, один из них сказал, что знает под Москвой бабку, которая за пакет картошки может «от курева отвадить и пупок завязать».

— Конечно, такие бабушки есть, и то, что люди их ищут и пользуются их услугами, — это без всяких вопросов. Просто об этом уже так широко не говорят. А пользуются, потому что это, во-первых, способ найти легкие пути: не садиться на диету, не ходить в спортзал, не бросать курить, а просто пойти к кому-то, где тебя условно закодируют.

Во-вторых, люди пытаются решить проблему там, где она вообще не может быть решена. Допустим, у человека нашли какое-то серьезное заболевание, медицина не помогает, к ней доверие падает, и тот идет к народным целителям.

— В детстве я гуляла по деревне и наступила на гвоздь — тут же меня понесли к какой-то бабушке, которая начала мне шептать на ногу. И у меня всё прошло. Не дает мне это покоя!

— А можно было бы рану обработать и сделать прививку от столбняка. Просто есть наработанный шаблон поведения: в такой-то ситуации нужно идти к такой-то бабушке, она вылечит, и все взрослые успокаиваются, ребенок тоже успокаивается, ведь всё вроде как под контролем.

Koldovstvo 4

— Как антропологи объясняют появление веры в колдовство?

— Вера даже не в колдовство, а в то, что некоторые люди обладают какой-то способностью причинять вред магическим, невидимым глазу способом — эта вера почти универсальная, она есть почти во всех человеческих обществах. Только на роль этих вредоносных агентов назначаются разные люди: где-то, как в северной русской деревне, это тот, кто читал Черную книгу и прыгнул в пасть лягушке, а где-то тот, кто родился в определенной семье.

В целом такие люди нужны, чтобы на кого-то списывать несчастья.

Представим, что мы живем в одной деревне, в которой 500 человек, между нами происходят конфликты, эти конфликты часто осмысляются в символических категориях: я поссорилась с Петей, потом со мной что-то случилось, значит, Петя и виноват. Я иду к какому-нибудь целителю, он говорит, что мне навредил человек, который живет рядом и у которого темные волосы (допустим, в деревне у всех темные волосы), и я сразу представляю, что вот точно этот Петя виноват. Конфликт осмысляется как магическое событие. Значит, этого Петю нужно наказать. Мы накажем его — и сразу всё станет хорошо.

То есть, с одной стороны, у веры в колдовство есть функция объяснить несчастье, с другой — исправить его: убрать Петю, нейтрализовать. А если несчастья снова будут происходить, значит, найдем еще кого-нибудь.

— Как в Средневековье.

— Там сложнее. Там — в Европе Средних веков и особенно Нового времени — охота на ведьм часто начиналась из-за коммерческих интересов. Это примерно как у нас в 1930-е годы было с врагами народа: врагом народа часто оказывался сосед в коммуналке, у которого комната больше. Точно так же и тогда: писали донос, что эта женщина — ведьма, потому что хотели отомстить или забрать ее собственность.

— А не страшно уничтожать колдуна или колдунью? Вдруг так какая-то чудовищная сила освободится, ее дух будет мстить?

— Такой идеи не было в русской деревне. Наоборот, считается, что колдуна нужно избить до крови: когда у него появится кровь, это нейтрализует причиненный им вред.

— Но ведь некоторые колдуны живут и здравствуют.

— Если человек назначается обществом на эту роль, он как бы принимает ее и должен совершать какие-то действия, чтобы снимать конфликты. Либо, если кого-то обвиняют, что он, например, ребенка сглазил — пришла какая-то бабушка, ребенок начинает плакать, — то ребенка несут к этой бабушке и заставляют ее облить этого младенца водичкой, чтобы он успокоился. То есть предполагаемый вредоносный субъект сам должен снять причиненное им зло.

Есть замечательная история, которую приводит Клод Леви-Строс в «Структурной антропологии»: один мальчик довел до истерики маленькую девочку, чем-то ее напугал, и люди стали говорить, что он колдун, и требовали от него доказательств. Мальчик сначала отказывался, все были очень недовольны его отказом, стали давить дальше и заставили его показать колдовские атрибуты. Тогда он нашел в стене дома какое-то птичье перо, сказал: «Вот, это мое колдовское оружие». И все успокоились и пошли по домам.

Если бы мальчик и дальше отказывался, то все думали бы, что он колдун, просто не хочет признаваться — и ему бы за это было очень плохо, с ним могли бы разделаться. Но раз он признался, значит, он обществу доложил, взял на себя ответственность, и за это он может быть назначен на роль целителя. К нему будут приводить людей, чтобы он решал их проблемы, и он будет решать, главное, чтобы все вокруг верили в его колдовские способности.

— В вашей книге есть фраза: «Мама моей знакомой жгла на чердаке со своими подругами, коллегами по работе, в научно-исследовательском биологическом институте, подарки женщины, их сотрудницы, которую они считали ведьмой». Как это возможно в наше время? Ладно те три молодых человека, может, они шутили, но почему образованные люди до сих пор верят в колдовство?

— Почему бы и нет? Дело в том, что эта вера универсальна и никогда, наверное, не исчезнет. Как говорил английский антрополог Эдуард Тайлор, автор книги «Первобытная культура»: «Можем ли мы считать, что если сейчас нет веры в колдовство, то, значит, она исчезла навсегда? Тот, кто так думает, без всякой пользы читал историю».

Вера в колдовство — это часть нас, это наша способность к восприятию, к эмпатии, сопереживанию, наше умение видеть в людях скрытое, недоброжелательное, наша способность проецировать на других собственные негативные эмоции.

Вера в колдовство — это та основа, которая позволяет нам винить кого-то в своих несчастьях, не себя, а кого-то, переносить на других ответственность — и это будет всегда.

И если, например, в каком-то замкнутом коллективе нашелся человек, носитель этой идеи — идеи веры в колдовство, и начинает связывать происшествия и возможные причины, то эта идея распространится как вирус. Достаточно поверить в это один раз — и сам начнешь играть в эту условную игру. От этого не свободен никто: ни академики, ни доктора наук, ни президенты. Рациональность человеческого мышления довольно относительна, под ней всегда есть темная вода.

Но можно включить всё свое рациональное и перестать выискивать причинно-следственные связи там, где их нет. Правда, это довольно трудно.

— Вы за собой замечали, что реагируете на какие-то подобные вещи? Допустим, рассыпали соль, стыдно, но смотрите, чтобы никого не было — и перекидываете через левое плечо?

— Поскольку я росла в рациональной среде и в детстве у меня такого вирусного заражения не было, то мне в этом смысле живется довольно легко. Хотя я прекрасно понимаю, почему люди нервничают, когда они кого-то похвалят или когда кто-то похвалит их, почему начинают стучать по дереву.

Ведь считается, что нельзя хвалить кого-то, чтобы от этого никому не стало плохо. Хвалишь, что ребенок красивый, — ребенок может заболеть. Похвалишь, что у кого-то хорошее здоровье или у кого-то красивая жена — человек заболеет или жена уйдет. Поэтому стараются не хвалить, а если уж похвалил, то нужно поплевать через левое плечо или непосредственно на объект. Похвалил младенца — поплюй ему в лицо. Я с этим столкнулась довольно поздно, уже лет в 30, когда была в экспедиции в одной деревне.

Мне показали новорожденных котят, я сказала «ой, какие хорошенькие», думая, что так надо, потому что вежливо. Хозяйка плюнула (показала, как надо) и посмотрела на меня таким ужасным взглядом, что мне пришлось тоже поплевать.

Это такой этикет. Если я похвалила и знаю, что все вокруг верят, что хвалить нельзя, я должна это сделать, чтобы мне потом в случае чего не приписали несчастье. Так я показываю свою доброжелательность, что у меня нет идеи сглазить, навредить. С другой стороны, за этой этикетностью стоит суеверный страх. У этой идеи очень древние корни.

Источник

Adblock
detector