У меня не будет детей как жить дальше

Брак, семья без детей

woman 2912367 960 720

В статье использлваны материлы из журнала «Вода живая».

Современный стереотип «правильной семьи» — «мама+папа+дети». Остальное — отклонение от «нормы». Православные СМИ особенно далеко продвинулись в этом направлении: типичная христианская «ячейка общества» стремится к многочадию. Ну, а без детей семья — словно и не семья вовсе. Так ли все просто именно с христианской точки зрения? Ведь бездетность бывает разная: сознательная и нежелательная, физиологическая и психологическая, временная и та, что «навсегда».

Кроме того, в «Символе веры» ничего о детях не написано. Значит, в жизни христианина они — не главное. В общем, надо разобраться. Попробуем…

001

Что делать, если нет детей, а желание родить не оставляет женщину? Как быть, если невозможно найти причину бесплодия? Что чувствует женщина, потерявшая ребенка, которая слышит «еще родишь здорового»? Решить проблему помогает вера? Как близким вести себя, чтобы не ранить пару, у которой нет детей? Как поздравить с долгожданной беременностью?

«Мы пытаемся»

— От бестактных вопросов и советов родственников и друзей нам иной раз жить не хотелось, — рассказывает Виктория (32 года, в ожидании стать матерью 6 лет), — Если говорить о том, какой вопрос самый больной для бездетной пары, то это, безусловно, вопрос «Почему у вас нет детей?». Но ведь в том и состоит переживание бездетных супругов: они не могут понять, почему Господь послал им это испытание. Они годами обследуются, лечатся, а детей как не было, так и нет. Уже одно это способно свести с ума.

К сожалению, в обществе распространено мнение, что зачать ребенка — вопрос пяти минут. Поэтому я перестала отвечать на расспросы о детях в форме «мы думаем об этом» или «мы стараемся». Нередко можно получить в ответ искреннее недоумение и даже смех собеседника: «А чего тут думать? Раз-два и готово!», или совсем бестактное: «Что-то плохо стараетесь…» Со временем я поняла, что обижаться на таких людей нелепо. Просто собственный опыт убедил их, что дети появляются безо всякого труда и даже тогда, когда их совсем не ждешь.

— Бестактность окружающих — не самая трудная проблема, но одна из самых нерешаемых, — рассказывает Юлия (30 лет, три непростых года в ожидании ребенка, сейчас — мама маленькой дочки). — Все-таки это интимная жизнь человека, то, от чего дети получаются. А тут ты вынужден обсуждать ее с окружающими. Даже словосочетание «мы пытаемся» не всегда комфортно произносить. Мы испытывали особенное давление со стороны родителей мужа: мой муж — единственный и поздний ребенок, и им уже очень-очень хотелось продолжателя рода. Мы родственников успокаивали тем, что говорили про возможности нашей медицины, хотя на самом деле врачи у нас проблем не обнаружили.

«Главная иллюзия современных людей — это то, что вопрос рождения ребенка полностью в наших руках, — делится впечатлениями Юля. — В первую очередь, многие люди не понимают, что в принципе не у всех могут быть дети, и никто в этом не виноват! Как не все бывают богатыми и суперталантливыми, так и обыденный, казалось бы, процесс деторождения дается не всем». При этом в нашем обществе сциентизм и вера в прогресс причудливым образом сочетаются со всевозможными суевериями.

«Хочушки»

Женщины, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, в сети образуют своеобразную «нацию» — «хочушки» (от «хочу ребенка»). Согласно учению этой группы, главная и безусловная цель жизни каждой «хочушки» — забеременеть.

Основное содержание «хочушечьих» форумов — обсуждение всевозможных технологий, позволяющих ускорить наступление беременности. Здесь и обмен телефонами клиник, и «бабушкины рецепты», и списки икон, перед которыми нужно поставить свечку, и даже тексты «секретных» заговоров. «Хочушки» оказывают друг другу эмоциональную поддержку: «Держу за тебя кулачки, в этом месяце все у тебя получится!»

Тема очень важная и очень трепетная — и для мужчин тоже. Наверное, есть не только «хочушки», но и «хотенчики»… Есть еще отдельный большой и правильный вопрос — отношение в обществе к тем, у кого сейчас нет детей. Не сейчас он появился. Наверное, все наши беды возникают потому, что в мире не хватает Любви. Семьи без детей (прежде всего те, где супруги хотят детей) — это особенные семьи, совсем не такие, как обычные. И общество, то есть мы с вами, должно учиться трепетно относиться к таким семьям, помогать им. А как помогать? Любить. И молиться за них. Только просить не о ребенке, а о том, чтобы сердце открылось воле Божией, какой бы эта воля ни была. Андрей

Взаимная поддержка в трудной ситуации — безусловно, лучшее, что дают «хочушки» друг другу. Однако интернет-общение содержит немало подводных камней. Один из самых коварных рифов — то, что освоением этой сферы активно занимается коммерческая медицина. Многие «хочушки» вынуждены регулярно страдать от откровенной лжи — сфабрикованных отзывов о «лучших» клиниках, специалистах и препаратах.

«По-особому помолиться»

В каком-то смысле «хочушки» — это «гетто». Внутри него свои традиции и правила, свой мэйнстрим и свои маргиналы. В число последних автоматически попадают православные семьи, коих в России объективно меньшинство. Топики для православных «хочушек» существуют практически на всех крупных ресурсах, посвященных родительству (www.littleone.ru, www.materinstvo.ru, www.eva.ru и др.)

Существуют и специализированные сайты для православных «хочушек» (например, www.chado-chudo.narod.ru — труд р. Б. Аполлинарии). Здесь обсуждаются особые темы: каким святым молиться о даровании ребенка, возможны ли супружеские отношения в пост, как не впасть в уныние от долгого ожидания и неопределенности, как Православная Церковь от-носится к ВРТ… Однако, пожалуй, одна из самых трудных тем для верующих женщин, мечтающих стать мамами, — вопрос о собственных грехах, ставших причиной бесплодия.

По словам нашей героини Виктории, погружение в мир сетевых «хочушек» только усугубило ее переживания. По-настоящему верующих христианок в сети она встретила мало, а провокативной информации — хоть отбавляй. Итогом стало утомительное «самокопательство».

— Сперва я думала, — рассказывает Виктория, — что в чем-то согрешила перед Богом, искала свою вину и мучила себя упреками в том, в чем давно раскаялась на исповеди. Этот путь доводил меня до отчаяния и лишал сил хоть сколько-нибудь двигаться вперед. Затем я вообразила, что могу как-то заслужить у Господа Его любовь, проявлением которой, как мне наивно думалось, будет исполнение моего желания. Я начала молиться и ездить в паломнические поездки, брать на себя послушания…

Этот путь тоже вымотал меня: незаметно для себя, я начала с магизмом относиться к православным святыням и упорно не хотела дать Господу проявить Его собственную волю о нас с мужем… Когда это осознание пришло, у меня даже возникло отвращение к молитвам о чадородии и освященным у мощей «маслицам».

Читайте также:  Как сделать чтобы рис был рассыпчатый после варки

Точно так же, как Вика, и Юля пыталась понять, за что Господь ее наказал: «Мне казалось, что я все сделала правильно: обвенчалась в день регистрации, не блудила… и вскоре после свадьбы — замершая беременность, а потом три года томительного ожидания. Мне было обидно, было жаль неродившегося ребенка, и я не могла понять, в чем же провинилась».

Юлия тоже пыталась идти «проторенным путем»: ходила к святой Ксении Блаженной. Ее супруг ездил к мощам святого Александра Свирского. Мама Юли постоянно добывала информацию о том, какие святыни «точно помогают». «Мне кажется, у многих православных есть убеждение — нужно просто съездить в нужный монастырь, как-то по-особому помолиться, и проблема решится сама собой», — вспоминает Юля.

Верующему человеку еще труднее пережить бездетность, нежели неверующему. На фоне привычного предубеждения, что православный брак обязательного предполагает многодетность, бездетные супруги страдают, помимо всего прочего, и от повышенного внимания окружающих к своей проблеме, но особого, не физиологического (как в светском обществе), а «духовного» характера. Кроме того, им подчас сложнее выстроить отношения с духовником: далеко не каждый священник ориентируется в вопросах медицины и психологии, понимает различие между абортивными и неабортивными средствами контрацепции, имеет минимальные представления о причинах бесплодия.

Раньше я искренне считала, что забеременеть очень легко. Одна моя одногруппница забыла принять таблетку и забеременела. Другая, познакомившись на дискотеке с мальчиком, родила от него, а сейчас не помнит даже имени ухажера. Думала, и у нас все получится легко. Мы венчались, молились о ребенке, но… Однажды батюшка на исповеди привел мне себя в пример: у них с матушкой много лет не было детей, а вот сейчас дочь растет. Меня словно отшатнуло: «Вы хотите сказать, у нас несколько лет детей не будет?!»

Позже встретила в храме подругу, и в разговоре та решила меня успокоить: «Ничего, вымоленный ребенок будет!» Мне захотелось на нее закричать тогда: «Да ты что, дура? Не надо мне вымоленного! Пусть он просто родится, пусть будет счастливым!» Спустя время я перестала ходить в храм, потому что после каждой Литургии рыдала дома: ну почему у них есть дети, а у нас нет?

Еще через время перестала общаться с друзьями, потому что первым вопросом неизменно было: «Ну что, когда обзаведетесь потомством?»Тогда-то я и пошла обследоваться: всерьез задумалась об ЭКО. Но тут мне вдруг стало жалко денег. Я могу их отдать и узнать позже, что попытка неудачная, ведь там всегда 50 на 50…И мы задумались об усыновлении… Пусть лучше все эти деньги пойдут на живого, ждущего нас, любимого нашего ребенка! Мы уже собираем документы… Светлана

Исповедь для женщины, в анамнезе у которой есть замершая беременность или выкидыш, сама по себе — тяжелейшее испытание. «На первой исповеди после потери беременности меня спрашивали, обвенчана ли я, не жила ли в блуде до свадьбы, не желала ли кому смерти, — вспоминает Юля. — Все это очень тяжело и вгоняет женщину в состояние непонятной вины за случившееся».

В то же время, по словам Юли, очень хорошо, когда исповедующий священник, вникающий в детали произошедшего, действительно ориентируется в проблеме: «Я очень благодарна тому священнику, который предупредил меня, что назначенные мне врачами лекарства могут иметь абортивный эффект. Возможно, так мы избежали гибели еще одного ребенка».

Захария и Елисавета

Истории большинства бездетных семей показывают, что конкретные причины бесплодия, как правило, не выявляются ни врачами, ни священниками. Ряд специалистов признают наличие такого феномена, как психологическая неготовность к родительству, однако и его критерии неочевидные.

— Это явление можно рассматривать как неготовность жертвовать привычными атрибутами повседневной жизни, существующими до рождения ребенка — свободой передвижения, спокойным сном, привычками, даже деньгами, — говорит Анна Вахрушева. — Отсюда и появляются «рациональные» объяснения того, почему ребенка до сих пор нет — «я не смогу его содержать», «у нас нет собственного жилья», «боюсь быть плохой матерью/отцом» и так далее.

Эти установки действительно могут влиять на состояние репродуктивной сферы, деятельность которой как бы блокируется на физиологическом уровне. Ведь гормональная сфера напрямую связана с нашими эмоциями, она очень чутко реагирует на любые изменения настроения, а если тревога по поводу будущего родительства «сидит» внутри постоянно, то так называемое функциональное бесплодие не заставит себя долго ждать.

О «душевной» неготовности супругов к родительству говорит и старец Паисий Святогорец (IV том сочинений — «Семья»): «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее».

По мнению старца, «иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Ведь и святым Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елисавете Бог дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей».

Доверие Господу

История Юли завершилась благополучно, теперь она — молодая мама, и занята совсем другими вопросами. «Именно выпрашивать у Бога ребенка не хотелось. Думаю, наверняка Бог внемлет молитве того, кто очень просит о ребенке. Но мне больше хотелось стяжать смирение в этом вопросе… В итоге я сосредоточила всю свою любовь и внимание на муже, завела двух котиков для компании. Перестала следить за месячным циклом. И вдруг все получилось».

Оглядываясь назад, Юля понимает, что все трудности, предшествовавшие появлению в их доме дочки, были не зря: «Мне кажется, я очень изменилась за эти три года. Раньше я считала, что основа семьи — дети, что семья без детей — не семья. Теперь поняла, что любовь мужа и жены — и есть основа семьи. А дети — следствие этой любви… Думаю, что период бездетности мне был дан не за что то, а для чего-то. Чтобы я научилась жить в браке, больше любила мужа».

История Виктории, очевидно, еще не закончена, но на данный момент она выработала четкую позицию: «Я решила, что доверие Господу — это когда не утомляешь Его бесконечными просьбами, но просто ждешь, что Он все сделает Сам и в свое время». После нескольких непростых лет у Виктории с мужем появился духовник: «Он посоветовал нам направить всю энергию на медицинские обследования, а молитвы к Господу не прекращать, но быть готовыми к тому, что у Него может быть Свой промысл о нас». Медицинские обследования не дали результата — врачи не смогли сказать, по какой причине у пары нет детей. И тогда супруги решили иначе взглянуть на ситуацию.

Читайте также:  Под коленом шишка что образовалась это может быть как лечить

— Мы поняли, что нам нужно сосредоточиться не на том, чего у нас нет, а на том, что мы имеем, — рассказывает Вика, — По сравнению со всеми «детными» супругами у нас гораздо больше времени, возможностей для саморазвития и добрых дел, да и вообще — любых глобальных перемен в жизни. На этой стадии мы и пребываем сейчас, и смысл жизни вернулся. Вопрос «почему?» перестал быть интересен… Гораздо интереснее стало думать о том, как мы — такие молодые, свободные и открытые к развитию — можем послужить Господу и людям!

tree 316320 960 720

Не только в Социальной концепции Русской Православной Церкви, но и в святоотеческом учении говорится, что бесплодие не является показателем какой-либо «неполноценности» христианской семьи: «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес». Иными словами, для христиан цель брака — не дети, а любовь.

Примеров счастливого бездетного брака достаточно и в русской церковной истории: святые Петр и Феврония, княгиня Елизавета Федоровна (преподобномученица Елисавета) с великим князем Сергеем Александровичем. Однако этот факт проходит словно мимо нашего сознания. В погоне за беременностью многие, даже воцерковленные, супруги становятся заложниками языческого по сути представления о браке как о «многочадном» сообществе и о бесплодной жене как «наказанной Богом».

— Бездетным дано очень много, — считает Виктория. — И главное их преимущество — у них очень много избыточной любви. Пока нет своих детей и время позволяет, нужно активно делиться этой любовью со всеми окружающими. Можно делать что-то полезное для Церкви, служить Господу своими талантами. Можно взять под опеку семью с маленькими детьми и помогать им. Можно помогать друзьям, родителям и даже незнакомым людям морально, финансово, физически, молитвенно.

Можно готовить себя к будущему родительству и читать полезную для этого литературу, осваивать функции хозяйки и главы семьи, учиться строить в семье христианские отношения. Пройдя через собственную боль, переварив ее, учишься состраданию, закаляешься духовно. Вокруг нас так много людей, которым не хватает такой закалки, и они унывают при первых же трудностях. А мы можем поднять их дух, научить их доверять Богу!

Супруги уже решили, что примут любой исход событий и не будут добиваться «беременности любой ценой». Они знают, что станут родителями в любом случае, ведь за ними всегда остается возможность открыть свое сердце приемному ребенку. Поэтому расспросы близких теперь их совсем не смущают, они уверенно отвечают: «Детей пока нет, но они у нас обязательно будут!»

Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова/открытые источники

Читайте также:

Источник

У меня не будет детей как жить дальше

Эксперт рассказал, почему рождение ребенка может превратиться для женщины в идею фикс

195fee7c0b006fcba050abc42114fcfd0b7f5e51 599 399 c

Всё вокруг напоминает им о том, что мечте не суждено сбыться

Иллюстрация: Юрий Орлов / Сеть городских порталов

Образ «счастливая пара держит на руках розовощекого малыша» много лет ассоциируется в нашей стране с родительством. И только последние несколько лет лидеры мнений начали говорить о том, что дети — это не всегда ангелы из рекламы подгузников и пушистой пены для ванны, с ними бывают большие проблемы. Представляете, как в таком мире чувствует себя женщина, если она не может иметь детей? Мы нашли героиню, которая боролась за право стать матерью, но не смогла одержать победу, и спросили эксперта, почему не иметь ребенка в России — это почти социальный приговор.

История Алины, ей 36 лет, диагноз — бесплодие

— На самом деле я всегда сомневалась в том, что мне по силам иметь ребенка. После выкидыша я предполагала, что могут быть проблемы, меня об этом предупреждали врачи. Но бывают случаи, когда это не влияет. мы с мужем пытались лечиться. Уже сейчас, побывав внутри проблемы, знаю, что многие семьи распадаются на этом этапе. Когда пытаешься вылечиться и забеременеть, мир и интересы сужаются до дат овуляций и историй счастливых беременяшек.

Муж поддерживал меня, готов был сдавать анализы, сколько нужно, даже узнавал о суррогатном материнстве. Но для нас это оказалось дорого. и дальше расходы на ребенка. А еще пугало отсутствие гарантий, как суррогатная мать будет вести себя во время беременности и что ребенок родится больным.

Почти сразу мы поняли, что проблема во мне. Было много манипуляций, надежд, не вижу смысла их описывать. Если коротко, ты каждый месяц высчитываешь день, потом с замиранием сердца ждешь тест и понимаешь, что опять не получилось. Потом опять полгода таблеток, и опять ждешь, и опять ничего. Я всё ждала, когда муж скажет: «Мне не нужна бесплодная жена» и пойдет искать другую. Но он не говорил. От этого было еще горше.

Это было не специально, просто так казалось более безопасным для собственной психики.

Не бывает так, что тебе говорят раз и навсегда: «У вас не будет детей». Врачи говорят, можно пробовать еще и еще, а на это нужны силы и много денег.

Среднестатистическая семья не может себе позволить такое длительное лечение, только если продать квартиру, например. Но тогда, если получится, где жить с ребенком?

Окружение не знает, как себя вести в такой ситуации. Кто-то говорит: «Возьмите из детского дома», не понимая, что это совсем другое. Я хотела бы выносить своего ребенка, а воспитывать чужого я не готова. Кто-то предлагает съездить к бабке, выпить снадобье или сделать сомнительные медицинские манипуляции, которые могут принести вред здоровью и не дать результат.

Через 3 года после того как мы поняли, что я бесплодна, решились на ЭКО, готовились по протоколу, и я забеременела прямо перед процедурой, с одной-то трубой. Но случилась внематочная беременность. После этого у меня опустились руки, я не стала больше пробовать.

Алина говорит, что врачи всегда оставляют надежду даже в самых запущенных случаях

Фото: Юрий Орлов / Сеть городских порталов

— С мужем мы расстались через 5 лет после начала попыток, к тому моменту мы были вместе. Не озвучивалось, что проблема в том, что я бесплодна, но это подразумевалось. Свекровь перестала со мной общаться задолго до этого, она не верила, что мы сможем «сделать ей внука». Думала, как многие мамы в этой ситуации, что её сыночке досталась больная жена и надо поискать здоровую.

Читайте также:  Как часто должны быть поллюции

Сейчас я не слежу за жизнью бывшего мужа, предполагаю, что он скоро станет папой, он очень этого хотел. У нас в городе много женщин, которые готовы сразу рожать хорошему парню, вообще это и правильно, чего тянуть. Но я бы в любом случае не хотела этого знать.

Почему рождение ребенка становится идеей фикс?

Психотерапевт Игорь Лях объясняет: женщина, которая сильно хочет забеременеть, но не может, испытывает фрустрацию. Если желание стать матерью сильное, то может происходить не только сильное переживание, но и фиксация на этом процессе. Иногда бывает до уровня идеи фикс или сверхценной идеи. Таким женщинам важно родить самостоятельно и сделать это определенным методом. Поэтому часть из них может отвергать ЭКО и усыновление — слишком большое значение этот процесс приобретает в психике, чаще всего это связано с семейной культурой и личным опытом человека.

— Очень большая часть общества разделяет установку беби-культа, когда ребенку придается особая, смыслообразующая роль. То есть ребенок становится своего рода мерилом счастья в семье, и если счастливый ребенок находится в семье, считается, что эти люди живут правильной жизнью, они многого достигли. Ребенок стал показателем социального успеха, что отличается от идей и мыслей прошлого века, — рассказывает эксперт. — Особенно если сами мужчина и женщина были воспитаны в такой атмосфере. Для них ребенок — свет в окошке и самая главная цель. Об этом нельзя говорить, как о плохом, потому что эта идея базируется на естественных человеческих желаниях, другое дело, что в некоторых ситуациях эти желания приобретают иррациональный характер.

Существуют ли счастливые бездетные люди?

По мнению эксперта, есть некоторое количество людей, которые живут достаточно счастливой жизнью не рожая детей. Это не протестные чайлдфри, которые встречаются в юном возрасте, а зрелые люди, сделавшие такой выбор. Наше общество и наша культура большой семьи подразумевают достаточно высокую ценность этих людей в социальном плане — недаром есть статус крестных, дядюшек и тетушек, племянников и племянниц. Не обязательно рожать самостоятельно с тем, чтобы быть включенным в большую семью и быть ценным для общества. Есть много сказок, в которых фигурирует фея крестная — она делает благое дело, при этом не обязательно, что у нее есть свои собственные дети.

Психотерапевт замечает, что достаточно распространены зеркальные ситуации, когда рождение ребенка делает женщину несчастной и меняет её жизнь в худшую сторону. Это бывает как в ситуации инфантицида — когда женщины убивают своих новорожденных младенцев или создают условия для их гибели, или выражается как послеродовая депрессия. Бывают и ситуации, когда рождение ребенка ставит крест на каких-то планах и целеустремлениях женщины. В этом случае часть матерей способны передать детей под опеку других людей (обычно своих родителей) или в дом малютки. Наше общество предполагает множество вариантов решения этого вопроса.

Эксперт уточняет, само по себе материнство не делает никого счастливым. Счастливыми люди становятся, когда делают то, что в их культуре и собственных представлениях ассоциируется с чувством счастья, это может быть в том числе материнство, отцовство или езда на мотоцикле на бешеной скорости.

Что еще почитать про материнство и отношения

Недавно мы написали историю женщины, которая считала себя бесплодной. Она пережила замершую беременность и уже не ждала чуда, но спустя 6 лет смогла родить. Обязательно почитайте.

«Мы должны им сразу отдаться»: одинокая красотка — о том, почему Tinder разбаловал мужчин.

Источник

«Я никогда не стану матерью»: как пережить диагноз «бесплодие»

С приговором врачей о невозможности забеременеть сложно смириться. Как женщине жить с тем фактом, что она никогда не сможет родить ребенка? Путь принятия может быть очень долгим, но есть несколько шагов, которые облегчат эту боль.

Синтия долго лечилась в клиниках репродуктивной медицины, чтобы в конце концов поставить крест на желании иметь ребенка. «Все эти годы, даже зная, что шансы невелики, я жила надеждой, — объясняет она. — Пока мне очень трудно признать невозможность забеременеть — фиаско моих усилий». Ситуация усугубляется еще и тем, что во время лечения 35-летняя Синтия почти прекратила отношения с родственниками и подругами, у которых есть дети. Желание отгородиться от мира — естественный порыв, но это мешает пережить горе.

Отгоревать

Признание факта невозможности материнства переживается болезненно, как любая потеря. Это состояние в зависимости от психики женщины проходит с разной степенью интенсивности. В каждой истории важны сама личность неслучившейся матери, отношения в паре, степень желанности ребенка, важность его наличия или отсутствия в жизни.

Так, Синтия восприняла известие о невозможности забеременеть как личный провал: «Без ребенка я не чувствую себя полноценной женщиной». Чувство поражения часто сопровождается депрессией, ведь женщина переживает из-за «несостоятельности».

Не замалчивать

Катрин-Эммануэль Делиль, создатель блога «Женщина без детей», признает: «Об этом трудно говорить как самим женщинам, так и их близким. Болезненная тема становится табуированной». По мнению Брене Браун, профессора гуманитарных наук Хьюстонского университета, траур по несостоявшемуся материнству один из самых сложных. Общество обычно недооценивает трагизм ситуации, и в результате женщине становится стыдно за переживания.

«Нужно понимать, что женщина, переживающая это состояние, сталкивается каждый день с действительностью», — подчеркивает Катрин-Эммануэль. Модель классической семьи с детьми присутствует в обществе более чем широко, поэтому для некоторых пар болезненно не соответствовать шаблону.

Не замыкаться в себе

История Катрин-Эммануэль особенная: в возрасте 14 лет ей поставили диагноз ранней менопаузы! Она узнала, что у нее никогда не будет детей. В 35 осознание пришло по-взрослому. «Я поняла, что все годы носила это горе в себе, не соглашаясь принять факт невозможности родить», — пишет Катрин-Эммануэль.

Не найдя группы поддержки в Канаде, она обратилась за помощью к американскому сообществу Life without baby («Жизнь без ребенка»), созданному блогером Лизой Мантерфилд. Катрин-Эммануэль также придумала особую церемонию — семейный сбор, на котором сообщила, что расстается с мечтой стать матерью. Это был важный этап на пути самоизлечения. Следующий шаг — погружение в творчество. Для нее спасательным кругом стало писательство, ведение блога.

«Возможность говорить об этом, выражать чувство горя и потерянности, общаться с женщинами, оказавшимися в подобной ситуации, помогла мне пережить горе», — признается она. Это побудило Катрин-Эммануэль создать собственную группу «Женщина без детей». Для нее было особенно важно объединить таких же, как она, дать им возможность совместно пережить чувства несправедливости и стыда, которые часто испытывают женщины, расставшиеся с мечтой стать матерью. «Мы создали группу поддержки в Facebook. Помогаем друг другу выговориться, разделить горе».

Источник

Adblock
detector