У сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах синтаксический разбор

Содержание
  1. У сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах синтаксический разбор
  2. 15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ
  3. 15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
  4. 15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
  5. 15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
  6. 15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды
  7. 15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
  8. 15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
  9. 15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
  10. 15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
  11. 15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:
  12. 15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
  13. 15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
  14. 15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
  15. У сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах синтаксический разбор
  16. где в предложении есть запятые У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
  17. Другие вопросы из категории
  18. Читайте также
  19. Синтаксические конструкции с союзом как
  20. (Свод правил и дидактический материал)
  21. 10-11 классы
  22. Синтаксические конструкции с союзом как
  23. Упражнение 1
  24. Упражнение 2
  25. Упражнение 3
  26. Упражнение 4
  27. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ
  28. I. Предложение со сравнительными оборотами, присоединяемыми союзом как
  29. II. Сравнительный оборот с указательными словами
  30. III. Сравнительный оборот с союзом как и
  31. IV. Как правило, как нарочно, как обычно, как всегда и т.д.
  32. V. Не кто иной, как; не что иное, как
  33. VI. Как = будучи (приложение со значением причины)
  34. VII. Вводные предложения с союзом как
  35. VIII. Придаточное с как
  36. ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ
  37. I. Устойчивые сочетания с как
  38. II. Предложения, в которых союз как является сказуемым или входит в состав сказуемого
  39. III. Не как, совсем как; совершенно как; почти как и т.п.
  40. IV. Как = «в качестве»
  41. V. Как можно / как нельзя + сравнительная степень прилагательного
  42. VI. При двойном союзе как. так и
  43. VII. При составных подчинительных союзах
  44. Диктант 1
  45. Диктант 2

У сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах синтаксический разбор

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными.

2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни посмеивался над ней и даже огорчался за неё.

5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду а потом покружились во дворе сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края.

Пояснение (см. также Правило ниже).

1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными. Нет запятых, так как в ССП есть общий второстепенный член.

2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега. Нет запятых.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. Одна запятая.

4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни, посмеивался над ней и даже огорчался за неё. Одна запятая.

5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду, а потом покружились во дворе, сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края. Две запятые.

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Читайте также:  Как сделать чтобы бисквит был сочным и мягким

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Источник

У сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах синтаксический разбор

Вопрос по русскому языку:

Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, прокомментируйте, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.

Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков)
У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. (И. Гончаров)
Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин)
Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица)
Лес не школа, да всех учит. (Пословица)
Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов)
И снова солнечный, холодный и приятный
И день, и блеск садов.
И легкой зелени серебряные пятна
В прозрачности прудов. (В. Комаровский)
Был соловей влюблен в весну и зори,
И свил гнездо в смородинном кусте,
И до утра в невыплаканном горе
Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)

Ответы и объяснения 1

Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля!
Однородные члены: осенник; речушка; бор; поля- подлежащее(подчёркивать 1 чертой), зябкий; узкая; синий; жёлтые- определение(подчёрк. волнистой линией), милее; дороже- краткое прилагат.(подчёрк. волнист. линией), русская; суглинистая; жёсткая- определение(подчёрк. волнист. лин.). Схема: [—, да —, да—, да—]. Предложение соединено при помощи союза «да».

Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет.
Однор. члены: дождик; снег- подлеж.(—). Схема: [Либо —, либо —, либо =]. Соедин. при помощи союза «либо».

Лес не школа, да всех учит.
Однор. члены: лес; школа- подлеж.(—). Схема: [—, да =]. Соед. при помощи союза «да».

Приют наш мал, зато спокоен.
Одн. члены: мал; спокоен- кр. прилагат.(

). Схема: [—, зато. ]. Соед. при помощи союза «зато».

И снова солнечный, холодный и приятный
И день, и блеск садов.
Одн.чл.: солнечный; холодный; приятный- определ.(

), день; блеск- подлеж.(—). Схема: [И —, и —]. Соед. при помощ. союза «и».

И легкой зелени серебряные пятна
В прозрачности прудов.
Одн.чл.: лёгкой; серебряные- определ.(

). Схема: [И —]. Соед. при помощ. союза «и».

), кусте; горе- обстоят.(—.—.—). Схема: [=—, и =, и =]. Соед. при помощ. союза «и».

Источник

где в предложении есть запятые У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

1088

1424

У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах

10806

У Сибири есть много особенностей, как в природе,так и в людских нравах.

Другие вопросы из категории

а) Стояло лето и в Ледовитом океане круглые сутки было светло.
б) Был ясный, солнечный день
в)Капитан глянул на паруса повел рукой
г)К капитанской каюте никто не пошел, все все глядели издали.
д)Им слышался среди глухого бормотанья, звяканья цепей, плеска моря, какой-то звук

1 izobrazat jabloko izobrazenie jabloka
2 predstawlat cebe sirkowoe predstawlenie

Покажи этот порядок цифрами от 2 до 6. Цифра 1 уже поставлена.

Читайте также

в каких предложениях ставится запятая перед как?
1. Есть много слов и не лестных но они с такой же силой как и лестные заражают нас скрытным в них очарованием.
2. Лучше попробуйте накормить его кота как следует.
3. Кот ходил по дому и саду как хозяин и сторож.
4. С меня капала вода и чешуя сверкала так ослепительна как золотые купола бывшего монастыря.

5. Он появился на новогоднем празднике как снег на голову и так же неожиданно исчез.

Г) Ночь незаметно ползла над лесом.

2. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

А) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.

Б) Вы перестанете разговаривать на уроке?

В) Мушкетёры всегда готовы помочь друг другу.

Г) Капитан приказал поднять якорь.

3. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?

Г) перчатки из кожи

4. Какое приложение пишется через дефис?

В) (студент) математик

5.В каком предложении есть обстоятельство условия?

А) Все весело рассмеялись.

Б) При желании всё можно сделать.

В) Дело чрезвычайно срочное

Г) Несмотря на оттепель, соревнования по биатлону не отменили.

6. В каком предложении есть обстоятельство цели?

А) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.

Б) Через минуту попадья вышла ко мне в сени.

В) Я горько заплакал и громко произнёс имя моей любимой.

Г) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.

7. В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

А) Густой туман, словно вата лежал по всему лесу.

Б) Для него работа как каторга.

В) Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево.

Г) Он вскочил, как ужаленный

8. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

А) За что же не боясь греха Кукушка хвалит Петуха?

Б) Ко мне подпрыгивая подбежал маленький мальчик.

В) Охотник немного согревшись уснул.

Г) Не обращая внимания на летавших возле нас пчёл мы подошли к пасечнику.

1)Вы что-то сказали?
2)привези мне пожалуйста сувенир
3)кто выучил наизусть стихотворение Лермонтова
4)куда ты поедешь летом Марина?

13.в каком предложении есть вводное слово?(знаки препинания не расставлены)

1)он не предполагал что это принесёт ему счастье
2)уже завтра по моему методу будут осушать болота
3)разумеется все это ни к чему не привело
4)я считаю что нужно честно служить народу и родине

1)повествовательное 2) восклицательное
3)простое 3)нераспространённое

15.укажите сложное предложение
1)курица нашла корочку хлеба и сзывает своих малышей
2)мальчик хотел крикнуть эти слова,но помешали закипающие слезы
3)мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо
4)возик свой мы не свезем,а скатим

1) Все весело рассмеялись.

2) При желании всё можно сделать.

3) Дело чрезвычайно срочное.

4) Несмотря на оттепель, соревнования по биатлону не отменили.

Источник

Синтаксические конструкции с союзом как

(Свод правил и дидактический материал)

10-11 классы

Пунктуация в синтаксических конструкциях с союзом как является одной из наиболее трудных тем русской грамматики. Учитель-словесник, работающий в старших классах, несомненно, знает, что теоретический материал и упражнения по данному разделу пунктуации в традиционных учебниках и пособиях ограничиваются несколькими хрестоматийными примерами.
Настоящая работа представляет собой попытку систематизировать материал (см. таблицу), а также предлагает упражнения для отработки навыков расстановки запятых в предложениях с союзом как. Цель данных упражнений – познакомить учащихся с многообразием грамматических функций союза как, выработать умение различать сравнительные обороты и устойчивые словосочетания, узнавать конструкции, где как является частью сказуемого или служит для присоединения приложения, вводных слов, придаточных предложений.
К каждому пункту правила дан дидактический материал, состоящий из отдельных предложений или упражнений на конструирование. Также предлагаются упражнения, включающие разные случаи употребления союза как, и связные тексты для диктанта.
Дидактический материал состоит из предложений, выбранных из произведений русских классиков.

Синтаксические конструкции с союзом как

1) Для выделения сравнительного оборота (как имеет значение «подобно»):
– Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.
Как барс пустынный, зол и дик, я пламенел.
– Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

2) Для выделения сравнительного оборота, если ему предшествует указательное слово (такой, те же, так, так бы и др.):
– Лаевский вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба.
– Воскресное утро так же, как все предыдущие дни, дышало свежестью и ароматом сирени.

3) Если сравнительный оборот начинается сочетанием как и:
– В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.
– Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.

4) Если оборот выражен сочетаниями как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т.п.:
– Натальи, как всегда, не было дома.
Как правило, нам все сходило с рук.

6) Если как входит в состав приложения (имеет значение причины). Как можно заменить словом будучи или придаточным причины:
– Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому.
– Сосна, как дерево смолистое, почти не поддается гниению.

7) Если с как начинается вводное предложение:
– Я, как, несомненно, можете по мне видеть, человек совсем не значительный.
Как выражаются моряки, ветер крепчал.

8) Если с как начинается придаточное предложение:
– Мы видели, как тлели угли костра.
– Крестьянин охнуть не успел, как на него медведь насел.

2) Если оборот с как является сказуемым или входит в состав сказуемого:
– Капли меда как жемчуг.
– Люди ведут себя как звери. (Без оборота как звери предложение не имеет смысла.)

3) Если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, именно, точь-в-точь, просто, прямо и т.п.:
– Он поступил не как друг.
– Дети иногда рассуждают совсем как взрослые.
– Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери.

4) Если оборот с как обозначает приравнивание или отождествление. (Как близко по значению «в качестве»):
– Известно, что корень валерианы используется как лекарство.
– Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
– Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры.

5) Перед оборотами как можно, как нельзя плюс сравнительная степень прилагательного или наречия.
– Старался сделать как можно лучше, а получилось как нельзя хуже.

6) При двойном союзе как. так и. :
– Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
– У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

7) При составных подчинительных союзах: перед тем как, подобно тому как, по мере того как, после того как, тогда как.
– Герасим остался неподвижным, между тем как лодку волной сносило к городу.
– Мы не встречались, с тех пор как он уехал.

Читайте также:  Как узнать что у меня есть суперспособности

Упражнение 1

Преобразуйте данные предложения, включив в них (в начало, в середину, в конец) сравнительный оборот.

1. В ее темных глазах светилась добрая улыбка (как вишни).
2. Лед был чистый, прозрачный, гладкий (как стекло).
3. На окраине города горел лесной склад (как большой факел).
4. Волны бились о берег и с шумом откатывались назад (как разъяренный зверь).
5. Легким белым снежком припорошило все вокруг (как пух).
6. От унылой песни бурлаков щемило сердце (как от боли).
7. Темное облако застыло на краю неба (как завороженное).

Упражнение 2

Выделите в каждом предложении грамматические основы, укажите, каким членом предложения является оборот с союзом как; расставьте недостающие знаки препинания.

1. Кошка как маленький тигренок. Кошка выглядит как маленький тигренок. Кошка выгнув спину зашипела как маленький тигренок.
2. Дорога как аллея. Дорога будет как аллея. Дорога будет обсажена деревьями как аллея.
3. Трава на поляне стала мягкой и блестящей как ковер. Трава стала как ковер. Трава на поляне как ковер.
4. Наш сад сделался как лес. Наш сад теперь как лес. Наш сад сделался густым как лес.

Упражнение 3

Выпишите предложения, в которых запятая перед союзом как ставится; объясните отсутствие запятой перед союзом как.

1. Полученный ответ будет рассматриваться как согласие.
2. Мне хочется сохранить эту вещицу как память.
3. Как человек ограниченный он ничего не преследовал, кроме правильности построений.
4. Доктору Старцеву говорили, что ему как интеллигентному человеку необходимо познакомиться с Туркиными.
5. Она воспринимала мать как старшую сестру.
6. Петр Иванович как человек добрый и отзывчивый быстро завоевал доверие детей.
7. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке.

Упражнение 4

Объясните расстановку знаков препинания; объясните роль союза как в предложениях.

1. С тех пор как я страдаю бессонницей, в моем мозгу гвоздем сидит вопрос: дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать, но отчего же она ни разу не пришла ко мне, отчего не откажется от дорогого удовольствия заниматься музыкой.

2. Он, как медик, правильно судивший о хронических страданиях, коренная причина которых была непонятна и неизлечима, и на фабрики смотрел как на недоразумение, причина которого была тоже неясна и неустранима, и все улучшения в жизни фабричных он не считал мнимыми, но приравнивал их к лечению неизлечимых болезней.

3. Ему казалось, что и глаза у барыни светились, как светит шлифованный камень, зеленые, злые, как у кошки.

4. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

5. Минуту Авдеев простоял неподвижно, как в столбняке, ничего не понимая, потом все внутренности его задрожали и отяжелели, левая нога онемела, и он, не вынося дрожи, лег ничком на диван; ему слышно было, как переворачивались его внутренности и как неподвижная левая нога стучала по спинке дивана.

6. Если же он гневался, или предавался сильной радости, или начинал говорить о чем-нибудь ужасном и великом, то страстное вдохновение овладевало им, на сверкающих глазах выступали слезы, лицо румянилось, голос гремел, как гром, и монахи, слушая его, чувствовали, как его вдохновение сковывало их души.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

I. Предложение со сравнительными оборотами, присоединяемыми союзом как

1) И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья.

2) Анна Сергеевна не снилась ему, а шла за ним всюду, как тень, и следила за ним.

3) Море ревело, как рассерженный зверь, и рев этот был слышен издалека.

4) Все время суда Авдеев солидно и с достоинством, как это и подобает человеку почтенному и невинно пострадавшему, сидел среди товарищей по несчастью, слушал и ровно ничего не понимал.

5) Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел.

6) Я глядела на его вдохновенное лицо, слушала голос, который мешался с шумом дождя, и, как очарованная, не могла пошевелиться.

7) Оба мы шумно, как дети, мокрые, запыхавшиеся, стуча по лестницам, влетели в комнаты.

8) Проходили мимо меня люди со своею любовью, мелькали ясные дни и теплые ночи, пели соловьи, пахло сеном – и все это, милое, изумительное по воспоминаниям, у меня, как у всех, проходило быстро, бесследно, не ценилось и исчезало, как туман.

9) От ворот к дому нужно было идти рощей по длинной, ровной, как линейка, дороге, усаженной по обе стороны густой стриженой сиренью.

10) Дом неуклюже высился из массы зелени и резал глаза, как большой булыжник, брошенный на бархатную траву.

11) Она видит темные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребенок.

12) Это был Мойсей Мойсеич, немолодой человек с очень бледным лицом и с черной, как тушь, красивой бородой.

13) Его голову тянуло вниз, глаза слипались, и мысли путались, как нитки.

14) Однообразная стрекотня убаюкивает, как колыбельная песня.

15) Саша минуту смотрел на нее с удивлением; наконец он понял и обрадовался, как ребенок.

16) А она глядела на него не мигая большими, влюбленными глазами, как очарованная, ожидая, что он тотчас же скажет ей что-нибудь значительное, безграничное по своей важности.

17) Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет.

18) Как шальной, ходил я по дому, по конюшням, проповедовал свои истины, приходил в ужас от невежества, пылал ненавистью ко всем, кто в белом цвете видел только белое.

II. Сравнительный оборот с указательными словами

1) Вам кажется почему-то, что и у идеально красивой женщины должен быть именно такой нос, как у Маши, прямой и с небольшой горбинкой, такие большие темные глаза, такие же длинные ресницы, такой же томный взгляд, что ее черные кудрявые волосы и брови так же идут к нежному, белому цвету лица и щек, как зеленый камыш к тихой реке.

2) Никого мне так не жаль, как нашу бедную Лизу.

3) Никакой спорт, никакие развлечения и игры не доставляли мне такого удовольствия, как чтение лекций.

4) Но ни в чем ее талантливость не сказывалась так ярко, как в ее умении быстро знакомиться и близко сходиться со знаменитыми людьми.

5) Судьи, казалось ему, судили не так, как бы следовало.

6) Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах.

7) Каждый пишет так, как хочет и как может.

III. Сравнительный оборот с союзом как и

1) Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквях.

2) Чечевицын был такого же возраста и роста, как и Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.

3) Когда он говорил о чем-нибудь, даже о самом обыкновенном, например, о деревьях, зверях или о море, его нельзя было слушать без улыбки или без слез, и казалось, что в душе его звучали такие же струны, как и в органе.

4) Даль была видна как днем, но уже нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле, как и дети Мойсея Мойсеича под одеялом.

5) Надя простилась и пошла к себе наверх, легла и тотчас уснула, но, как и в прошлую ночь, едва забрезжил свет, она уже проснулась.

6) Тут так же, как и в зале, окна были открыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами.

7) Я такой же, как и все, и переживу рано или поздно то же самое, что и все.

IV. Как правило, как нарочно, как обычно, как всегда и т.д.

1) Я вспомнил наши первые встречи, наши поездки за город, объяснение в любви и погоду, которая, как нарочно, все лето была дивно хороша.

2) Мы встречались, как всегда, по понедельникам.

3) Кругом, как нарочно, не было ни души.

4) На другой день, после бессонной ночи, Авдеев, как всегда, отправился к себе в лавку.

5) Мне нужны во что бы то ни стало деньги, а у брата, как нарочно, ни одного свободного рубля.

6) За ужином не мог равнодушно видеть физиономию Дегтярева, а тот, как нарочно, приставал к нему с расспросами.

7) Как обычно, вид у него был озабоченный, хмурый, борода не чесана.

V. Не кто иной, как; не что иное, как

1) Главное условие деятельности есть не что иное, как порядок.

2) Пристально всмотревшись, можно было узнать в них не что иное, как крыжовник.

3) Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.

4) И эта маленькая повесть есть не что иное, как отрывочные воспоминания о тех днях.

5) Но перед ней был не кто иной, как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий.

6) Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ.

VI. Как = будучи (приложение со значением причины)

1) Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем.

2) Вероятно, ей, как самой образованной в доме, было поручено встретить и принять доктора.

3) Есенин, как «последний поэт деревни», хорошо знал крестьянскую жизнь.

4) Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать не могу.

5) Вечером того же дня судьба сделала по Авдееву еще один оглушительный выстрел: на утреннем заседании думы все банковцы были исключены из числа гласных, как находящихся под судом и следствием.

6) Ему, как человеку робкому и необщительному, прежде всего бросилось в глаза то, чего у него никогда не было, а именно – необыкновенная храбрость новых знакомых.

7) Увидев деньги, Мойсей Мойсеич сконфузился, встал и, как деликатный человек, не желающий узнать чужих секретов, на цыпочках и балансируя руками, вышел из комнаты.

8) Ему, как приятелю, неловко взять с меня деньги, и будет очень прилично, если я презентую ему вещь.

VII. Вводные предложения с союзом как

1) Два года назад я был еще студентом, жил в дешевых номерах (на Неглинной), без денег, без родных и, как казалось мне тогда, без будущего.

Читайте также:  Как сделать так чтобы в скайпе было слышно звуки компьютера

2) Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

3) Это была женщина высокая, с темными волосами, прямая, важная, солидная и, как она сама себя называла, мыслящая.

4) Мне помогал маляр, или, как он сам себя называл, подрядчик малярных работ.

5) Секретарь же, образованный человек, который, как казалось Авдееву, мог бы помочь ему, только пожимал плечами.

6) Бабушка, или, как ее называли в доме, бабуля, очень полная, некрасивая, с густыми бровями и с усиками, говорила громко, и уже по ее голосу и манере говорить было заметно, что она здесь старшая в доме.

7) Вы, как говорится, наступили на мою самую любимую мозоль, и вот я начинаю волноваться и немного сердиться.

VIII. Придаточное с как

1) И, вспомнив, как к нему относились ее покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость.

2) Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука.

3) Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника.

4) Мне постлали постель в комнате рядом со спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке.

5) Рябович глядел на сиреневую барышню, которая очень горячо спорила о том, что было для нее чуждо и вовсе не интересно, и следил, как на ее лице появлялись и исчезали неискренние улыбки.

6) В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.

7) Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постели и пошли смотреть, как мальчики будут бежать в Америку.

8) Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею.

9) Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

10) Она отлично помнила, как она провела день и как к конце концов попала на этот тротуар.

11) Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью.

12) Уже шесть лет, как на нашей земле запрещена охота.

13) Я люблю удить рыбу, для меня нет больше наслаждения, как сидеть под вечер на берегу и смотреть на поплавок.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

I. Устойчивые сочетания с как

1) Дорога была как на ладони.

2) Полил дождь как из ведра, и все скрылось.

3) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу.

4) Они беспокоились, что я, образованный человек, знающий языки, вместо того чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живу в деревне, верчусь как белка в колесе, много работаю, но всегда без гроша.

5) Привыкла Каштанка и к незнакомцу, и к своим сожителям; жизнь потекла как по маслу.

6) Живу со своей попадьей потихоньку, кушаю, пью да сплю, на внучат радуюсь да богу молюсь, как сыр в масле катаюсь и знать никого не хочу.

7) Вдруг он остановился как вкопанный и обеими руками ухватился за косяк двери.

8) Вдруг он вскочил как ужаленный, топнул ногой и забегал по кабинету.

9) Я попал как кур в ощип, и я же оказываюсь виноватым.

10) Было видно по всему, что личную жизнь свою Саша устроил неряшливо, жил как придется, с полным презрением к удобствам.

II. Предложения, в которых союз как является сказуемым или входит в состав сказуемого

1) На правах хозяйки она ходила при гостях в блузе, офицеров величала по фамилии, на Манюсю глядела как на девочку и говорила с нею тоном классной дамы.

2) Мы высшие существа, и если бы мы в самом деле осознали всю силу человеческого гения и жили бы только для высших целей, то в конце концов мы стали бы как боги.

3) Ну, Котик, сегодня ты играла как никогда.

4) Как ребенок душою я стал.

5) Отец и мать ей как чужие.

6) Здесь все как раньше.

7) Ну что ты ведешь себя как маленький.

8) Был лес как сон и снег как сон.

9) Все относились к Ване как к своему человеку.

10) Он говорил о привычных вещах как о чем-то необычайно интересном.

III. Не как, совсем как; совершенно как; почти как и т.п.

1) Буду говорить с вами не как отец, а как джентльмен с джентльменом.

2) Да, он все делал не как люди.

3) Мне Москва снится каждую ночь, я совсем как помешанная.

4) Земля, сказывают, там нипочем, все равно как снег: бери сколько желаешь.

5) Ведь я веровал не как немецкий доктор философии, не в пустыне я жил, а каждая вера гнула меня в дугу, рвала на части мое тело.

IV. Как = «в качестве»

1) Я нравился Жене как художник, я победил ее сердце своим талантом, и мне страстно хотелось писать только для нее, и я мечтал о ней как о своей королеве, которая вместе со мной будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этою природой, чудесной, очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным.

2) Местные жители указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.

3) Я никогда не нравился себе, я не люблю себя как писателя.

4) Все это я рассказываю вам как писателю.

5) Николай Соколов давно известен в районе как один из бывалых и неутомимых охотников.

6) Проведите меня через границу как вашего слугу.

7) Летом студенты работали как лаборанты.

8) Средняя Россия завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки.

9) Как интересный жанр существуют записные книжки Ильфа, дневники Пришвина.

10) Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы».

V. Как можно / как нельзя + сравнительная степень прилагательного

1) Уезжай как можно дальше отсюда.

2) Но умирая, они хотели уничтожить как можно больше врагов.

3) Мы так наедаемся, что потом, за обедом, чтобы мама не заметила, мы стараемся есть как можно больше.

VI. При двойном союзе как. так и

1) Этот пес необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но никто лучше него не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу.

2) Изредка, ранней осенью, выдаются такие дни, солнечные, сонные, хмурые, когда теплый туман как заляжет с утра над рекой, так и лежит, не редея до самого вечера.

3) Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.

VII. При составных подчинительных союзах

1) Подумайте: в то время как вы сидите тут в покое, едите, пьете и мечтаете о блаженстве, ваши ближние погибают и идут в ад.

2) В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение.

3) Они посидели, поговорили; и теперь, после того как Надя провела зиму в Петербурге, от Саши, от его слов, от улыбки и от всей его фигуры веяло чем-то отжитым, старомодным, давно спетым и, быть может, уже ушедшим в могилу.

Диктант 1

По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, пробежали перекатиполе, а одно из них попало в вихрь, завертелось, как птица, полетело к небу и, обратившись там в черную точку, исчезло из виду. За ним понеслось другое, потом третье, и Егорушка видел, как два перекатиполя столкнулись в голубой вышине и вцепились друг в друга, как в поединке.
У самой дороги вспорхнул стрепет. Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понесся в сторону, и долго еще было видно его мелькание.
А вот, встревоженный вихрем, не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы. От этого его перья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый, внушительный вид.
Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой или же как ни в чем не бывало, ни на что не обращая внимания, равнодушно долбили своими толстыми клювами черную землю.
За холмами совершенно как выстрел прогрохотал гром, подуло свежестью.
Хорошо, если бы брызнул дождь!
Но невидимая гнетущая сила мало-помалу сковала ветер и воздух, уложила пыль, и опять, как будто ничего не было, наступила тишина. Облако спряталось как можно дальше к краю неба, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл, и одни только встревоженные чибисы где-то плакали и жаловались на судьбу.

Диктант 2

Из уездного городка ранним июльским утром выехала и с громом покатила по почтовому тракту безрессорная ошарпанная бричка. В бричке сидели двое: купец Иван Иванович Кузмичов, бритый, в очках и в соломенной шляпе, больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой – отец Христофор, настоятель Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и в шитом цветном поясе.
Оба они, как Кузмичов, так и отец Христофор, ехали теперь продавать шерсть.
Кроме только что описанных двух и кучера Дениски, неутомимо стегавшего по паре шустрых гнедых лошадок, в бричке находился еще один пассажир – мальчик лет девяти, с темным от загара и мокрым от слез лицом. Это был Егорушка, племянник Кузмичова, ехавший поступать в гимназию.
Он сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. Едешь-едешь – и никак не разберешь, где она начинается и где кончается. Загорелые холмы со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски.

Источник

Adblock
detector