У татар тоже было разное мнение о пленниках костылина называли как

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

f1fbeb33cf996dd20ba8441773d4a076

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

8c53a6dc42d58617314295364b04d01f

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

2418456

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Читайте также:  Как принимать мир таким какой он есть

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

Материалы для работы по анализу рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Выбранный для просмотра документ Главная мысль- идея рассказа.docx

Главная мысль рассказа

Идея — главная мысль произведения.

Лев Николаевич Толстой показывает нам бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.

Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Выбранный для просмотра документ Дина.docx

« Как она прыгнет прочь, как коза дикая»(гл.2) «… побежала на гору, как козочка прыгает» (гл.6)

«…присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл.6)

«…да ручонки тонкие, как прутики» (гл.6)

Художественные средства помогают передать авторское отношение.

Как создается образ Дины в произведении.

Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения( «черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски. Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

Почему у девочки пробудилась симпатия к человеку, которого все в ауле считают врагом?

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит». Первая встреча Жилина и Дины ( глава 2) чтение и обсуждение эпизода

— Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем? /Дина показана глазами

— О чем рассказывает ее одежда?

— Как характеризуют ее движения?

— Что важного открыл нам данный эпизод?

Давайте обратимся ко второму эпизоду .

— Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? / они сдружились/

Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку.

Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

— О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода? Дина отзывчива, умеет

сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая,

добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

Перейдём к эпизоду «Побег Жилина » из 6 главы.

Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите. / « Вдруг прямо

О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины? / она радуется, что вновь видит Жилина и что

ей удалось его удивить/

-Почему она убежит, но потом вернется? /узнала, что грозит Жилину беда; она не могла

Читайте также:  Как приготовить пирог из того что есть в холодильнике

-Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./

-Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./

-Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

Её поступок можно назвать самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью

— Попытаемся сделать вывод.

Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла

Дружба возможна, даже если народы разделены войной

— Какова же главная мысль рассказа?

Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения.

-С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?

Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир, меньше будет вражды и террористических атак, которые охватили нашу планету.

Выбранный для просмотра документ Жилин и Костылин.docx

О чём рассказали фамилии героев.

1.Имеющий заметно выступающие жилы.

2. Сухощавый, мускулистый.

4. Имеющий много жил, сухожилий.

Костыль – 1. Высокая палка с поперечинами наверху и на уровне кисти руки, закладываемая под мышку и служащая опорой при ходьбе для человека без ноги или с больными ногами. Символизирует, с одной стороны, поддержку, с другой – хромоту, старость и нищету.

Фамилии героев указывают на силу и выносливость Жилина и моральные недостатки Костылина.

Что мы узнаём о Жилине в первой главе рассказа? (У Жилина есть старушка мать, которая его очень любит. Жилин, получив письмо, сразу решил взять отпуск, для того чтобы встретиться с нею. Он невысокий ростом, ладный, ловкий, очень живой, подвижный, приметливый).

Как вели себя офицеры при встрече с врагами?

( Жилин : «Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина». «На лошадь места не доскакал Жилин – выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь». «Хотел он подняться, а уж на нём два татарина сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове…» «Оглянулся Жилин на свою лошадь».

Костылин : «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар – закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

Жилин храбр и решителен, он не отступает перед трудностями. Костылин слаб и малодушен. Такому человеку нельзя доверять в минуту опасности: спасая себя, он бросил товарища в беде).

Могли ли Жилин и Костылин избежать плена? ( Костылин слаб и не может стойко переносить тяготы тяжёлого перехода. Он предложил Жилину ехать без сопровождения, хотя хорошо знал, что это грозит бедой. Оказавшись в опасности, он оставил товарища без ружья, «закатившись во весь дух к крепости». Возможно, вдвоём им удалось бы уйти от погони).

Как называют горцы Костылина и Жилина? Почему? (Костылина называют «смирным», а Жилина «джигитом». Смелость и решительность, пренебрежение к смерти, готовность стоять на своём Жилина во время спора о сумме выкупа вызвали симпатии хозяев аула. В словах Абдула звучит уважение: «Твоя хорош, моя хорош»).

— Жилин написал адрес, по которому письмо не дойдёт. Почему он поступил именно так? Только потому, что он из бедной семьи? (Жилину не на кого надеяться. Он небогат, у него одна старушка мать, которая только тем и жила, что он ей присылал. Кроме того, он не привык отступать перед трудностями. Жилин не может уронить честь русского офицера).

Поведение Жилина и Костылина в плену (3 глава).

Жилин: высматривает, выпытывает, ходит, насвистывает, рукодельничает, лепит, плетёт, вырезал валик, разобрал, разложил, сладил, стал немного понимать по-ихнему, пошёл посмотреть.

Костылин: писал домой, ждал денег, скучал, сидит в сарае, считает дни, спит.

Жилин – мастер на все руки. Он не унывает, не теряет надежды на освобождение, пытается использовать все возможности, для того чтобы осуществить задуманное.

Костылин пассивен, ленив, ничего не пытается предпринять, не уверен в своих силах.

Как Жилин готовится к побегу? Принимает ли Костылин участие в подкопе? ( Жилин, не жалея сил, готовится к побегу. Костылин не мог не заметить, что его товарищу трудно подкапывать под стеной дыру, однако он даже не попытался чем-либо помочь).

Как описание природы, данное в восприятии Жилина, помогает читателям понять состояние души героя, ощутить его стремление к воле? Обращение к иллюстрации М.С.Родионова. «Жилин смотрит в русскую сторону». (Прекрасная картина, открывшаяся взору Жилина, побудила воспоминание о жизни в крепости. Герой замечает детали, которые помогут выбрать правильное направление).

— Какое событие укрепило Жилина в решимости немедленно бежать из аула? (Жилин наблюдает похороны брата рыжего и понимает, что татары захотят отомстить за убитого).

Как реагирует Костылин на предложение Жилина немедленно бежать? (Костылина охватывает страх: «Мы и дороги не знаем… Да и не дойдём в ночь»).

Как ведут себя Жилин и Костылин, выбираясь из сарая? (Жилин делает всё для того, чтобы побег был удачным, все трудности берёт на себя (дыру раскопал пошире, чтобы толстый Костылин сумел пролезть, собаку прикормил на случай, если она услышит шум и поднимет лай), а Костылин не верит в возможность освобождения собственными силами и уходит из аула лишь под нажимом чужой воли; он небрежен, неосторожен (зацепил ногой камень, загремел)).

Как Жилин и Костылин ведут себя во время побега? Обращение к иллюстрации Ю.Н.Петрова «Жилин и Костылин во время побега». (Жилин терпеливо выносит все тяготы пути, заботится о товарище, утешает его, подбадривает. Костылин постоянно жалуется, ноет, пугается всего окружающего. В горах Костылин оказывается совершенно беспомощным, покряхтывает, отстаёт и охает, постоянно стонет: «… не дойду, не могу», «… сил моих нет», «Ой, больно!»)

Почему Жилин не бросает товарища даже тогда, когда тот выдал обоих своим криком? (Жилин не бросает Костылина, твёрдо следуя одному из своих жизненных принципов: «Бросить товарища не годится». Он несёт Костылина на себе, стремится уйти от погони, хотя ясно, что с такой ношей ему далеко не убежать: «Тяжело Жилину, ноги тоже в крови, и уморился». Всем своим поведением Жилин показывает, что во имя большой цели нужно терпеливо переносить трудности).

Читайте также:  Как проверить есть ли осаго на автомобиль по гос номеру бесплатно

Почему Костылин так ведёт себя? (Костылин не привык к трудностям, не рассчитывает на свои собственные силы, надеется на то, что, заплатив выкуп, освободится из плена).

Какие качества характера проявляют герои в данных эпизодах? (Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, Костылин нерешительность, трусость, эгоизм).

— Жилин не смирился с неудачей. Он полон решимости начать подготовку к новому побегу. Смог бы он осуществить свой замысел, если бы на помощь не пришла Дина? (Можно предположить, что упорство Жилина увенчалось бы успехом, одако намерения Абдула расправиться с пленными через две недели, если не придёт выкуп, оставляют мало надежды. Кроме того, хозяину пленников трудно противостоять требованиям враждебно настроенных татар).

— Почему Дина решилась помочь Жилину? (Дина – ребёнок. Детская душа наиболее восприимчива к доброте и любви. Девочка почувствовала, что Жилин чуток и добр. Именно этими качествами он отличается от окружающих её людей, исполненных злобы и ненависти к ни в чём не повинному человеку. Она чувствует, что законы человечности сильнее, чем законы ненависти и вражды).

В каких эпизодах наиболее полно проявляется чистосердечие Жилина, его чувство товарищеского долга, понимание своей ответственности за более слабого? (При первой возможности бежать Жилин снова предлагает Костылину свою помощь: «Ну, Костылин, пойдём, попытаемся последний раз; я тебя подсажу». Герой знает, что Костылин его может выдать, но чувство ответственности за судьбу товарища не позволяет оставить его в беде. В решительный момент, когда дорога каждая минута, Жилин не забывает о безопасности Дины. Протягивая ей шест, Жилин говорит: «Снеси на место, Дина, а то хватятся – прибьют тебя».

Найдите сочетания слов, передающие отношение Жилина к Дине. Какие чувства испытывает герой? («Глазёнки блестят, как звёздочки», «Села на коленочки», «Прощай, Динушка», «Век тебя помнить буду…», «Спасибо… умница». Жилин с отцовской любовью относится к Дине. Так можно обращаться только к родному человеку. Он благодарен ей за доброту и участие).

— Как передана стремительность движения героя? (Вместе с героем всё движется в нарисованной Толстым картине: месяц, свет от него, тени, бегущие по склонам гор, речка, журчащая под горой. Природа откликается на чувства героя).

фрагмент «Освобождение» от слов «Вгляделся – видит: ружья блестят…» до конца рассказа. С помощью какой части речи передаётся состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? (Глаголы передают динамику развития событий и чувств героя: вгляделся, видит, обрадовался, собрался, пошёл, думает, замахал, закричал, услыхали, вскочили, пустились, подхватил, окружили, спрашивают, сам себя не помнит, плачет и приговаривает, выбежали, обступили, прикрывает, разбивает, узнали, повезли, обрадовались, собрались, рассказал, остался служить).

добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;

сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер;

всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;

великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый;

способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;

не понимает других людей, думает только о себе.

добрый (думает о матери, жалеет ее)

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери

надеется на себя, обдумывает побег

способен на предательство

сумел прижиться в ауле

не принимает других людей

работящий, не может сидеть без дела, мастер

всем помогает, даже своим врагам – татарам

ему интересны другие люди, любит детей

Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н. Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.

Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами

Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги

«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»

«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

«— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».
«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)

Отношение к лошади

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил). »
«. Матушка, вынеси, не зацепись ногой. »

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
«А Костылин заробел».
«Костылин так и упал со страху»

«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“».
«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»

Мнение татар о пленниках

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»

«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»

«Костылин все отстает и охает»

«. не годится товарища бросать»

Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

— Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин – два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером.

Источник

Adblock
detector