Учение о человеке как общественном существе было разработано в философии выберите один ответ

Итоговый тест по учебной дисциплине

Количество заданий – 45; время выполнения – 1 час 30 минут

1. К древнеиндийской философии относится философская школа…

1. даосизм 3. пифагореизм

2. джайнизм 4. легизм

2. Разделение бытия на «мир идей» и «мир вещей» принадлежит…

1. Пифагору 3. Аристотелю

2. Платону 4. Сократу

3. Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом…

1. творчество 3. космическую универсальность

2. бессознательное 4. совесть

4. Общей чертой учения софистов является…

1. догматизм 3. релятивизм

2. теоцентризм 4. космоцентризм

5. Родоначальником эмпирической философии Нового времени являлся…

6. Философская теория об универсальности движения и развития всего сущего называется…

1. метафизикой 3. синергетикой

2. диалектикой 4. майевтикой

7. Основной темой ранней греческой философии была тема…

1. первоначала 3. истины

2. смысла жизни 4. государства

8. Представителем стадиальной теории развития общества является…

1. Н.Я.Данилевский 3. О.Шпенглер

2. Э. Тоффлер 4. А.Тойнби

9. Идея о неисчерпаемости материи вглубь высказана…

1. Демокритом 3. Н.Кузанским

2. В.И.Лениным 4. Д.Бруно

10. Основные принципы и законы диалектики были сформулированы…

1. Л.Фейербахом 3. Ж.-Ж. Руссо

2. Г.В.Ф.Гегелем 4. Т.Гоббсом

11. Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для…

1. эвдемонизма 3. гедонизма

2. аскетизма 4. гуманизма

12. Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествлявшим добродетель со знанием, являлся…

1. Фалес 3. Аристотель

2. Сократ 4. Демокрит

13. Основным методом научного познания Ф.Бэкон считал…

1. дедукцию 3. индукцию

2. историзм 4. диалектику

14. Идею совершенствования человеческих качеств как основы преодоления глобальных проблем высказал…

1. Ф.Энгельс 3. Э.Фромм

2. А.Печчеи 4. З.Фрейд

15. Тезис о несовместимости веры и разума был характерен для…

1. схоластики 3. патристики

2. метафизики 4. эпикуреизма

16. Раздел философии, исследующий человека и его отношение к природе, обществу, самому себе называется…

1. онтология 3. гносеология

2. аксиология 4. философская антропология

17. Учение о причинно-следственных связях называется…

1. иррационализмам 3. детерминизмом

2. эмпиризмам 4. рационализмом

18. В философии США ведущую роль играет…

1. герменевтика 3. феноменология

2. прагматизм 4. марксизм

19. Философы именуют то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого,…

1. субстратом 3. субстанцией

2. атрибутом 4. качеством

20. Родоначальником рационалистической философии Нового времени являлся…

1. Дж.Локк 3. Р.Декарт

2. Т.Гоббс 4. Ж.-Ж.Руссо

21. Учение о человеке как общественном существе было детально разработано в философии…

1. позитивизма 3. креационизма

2. марксизма 4. экзистенциализма

22. Проблема человека как творческого существа доминирует в философии…

1. Н.А.Бердяева 3. Августина Аврелия

1. Платона 3. субъективного идеализма

2. Аристотеля 4. прагматизма

24. Проблемы нравственных, эстетических, религиозных и других ценностей составляют предмет…

1. аксиологии 3. логики

2. онтологии 4. гносеологии

25. С точки зрения эмпиризма, «атомами» чувственных данных являются…

2. ощущения 4. представления

26. Наиболее крупным представителем патристики являлся…

1. Николай Кузанский 3. Августин Аврелий

2. Пьер Абеляр 4. Фома Аквинский

27. Природа как инобытие Абсолютной идеи предстаёт в философии…

1. Им. Канта 3. Г.В.Ф.Гегеля

2. И.Ньютона 4. Л.Фейербаха

28. Теория самоорганизации сложных систем называется…

1. диалектикой 3. синергетикой

2. майевтикой 4. кибернетикой

1. А.Шопенгауэра 3. Л.Фейербаха

2. И.Канта 4. К.Маркса

30. Одной из главных особенностей русской философии является …

1. позитивизм 3. прагматизм

2. нравственно-религиозный характер 4. рационализм

1. сенсуалисты 3. позитивисты

2. экзистенциалисты 4. социал-дарвинисты

32. Концепция непреодолимости судьбы (рока, провидения…) характерна для…

1. эпикуреизма 3. аристотелизма

2. стоицизма 4. платонизма

1. радикализма 3. плюрализма

2. либерализма 4. элиты

34. Принцип майевтики в своей философии разрабатывал…

1. Пифагор 3. Сократ

2.Протагор 4. Аристотель

35. Философское учение об универсальной одушевлённости материи называется…

1. натурализм 3. гилозоизм

2. дуализм 4. панлогизм

36. По Аристотелю, материя есть…

2. действительность 4. возможность

37. Концепция государственного устройства, основанного на почитании традиций и предков, почтительном отношении к старшим, сформулирована в …

1. буддизме 3. джайнизме

2. даосизме 4. конфуцианстве

38. К представителям постпозитивизма (критического рационализма) относятся…

1. Н.А.Бердяев и Л.Шестов 3. Т.Кун и И.Лакатос

2. Ж.-П.Сартр и А.Камю 4. С.Кьеркегор и Ф.Ницше

39. Философия Платона носила характер…

1. субъективного идеализма 3. объективного идеализма

2. скептицизма 4. материализма

1. креационисты 3. астрологи

2. футурологи 4. экологи

41. Описание явлений в качестве основной цели философского познания признаёт…

1. феноменология 3. структурализм

2. аналитическая философия 4. неомарксизм

42. Родоначальником идеологии гуманизма являлся…

1. Джордано Бруно 3. Галилео Галилей

2. Франческо Петрарка 4. Никколо Макиавелли

43. Для философии и религии общей функцией является…

1. эвристическая 3. методологическая

2. экзистенциальная 4. критическая

44. С точки зрения диалектического материализма, сознание есть продукт…

1. имманентно-духовный 3. общественный

2. физиологический 4. божественный

45. В даосизме смысл жизни заключается в…

1. изучении ритуала 3. отказе от наслаждений

2. наслаждении 4. стремлении человека к естественности,

Источник

Итоговый тест по дисциплине ФИЛОСОФИЯ (С ОТВЕТАМИ)

Тест по дисциплине: Философия

Указания к выполнению тестовых заданий:

А) Внимательно прочитайте задания.

Б) Выберите и обведите кружочком один правильный ответ в заданиях

Общее число существенных операций теста

С греческого языка слово «философия» переводится как:

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Определите время возникновения философии:

середина III тысячелетия до н.э.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

совокупность знаний, которыми обладает человек

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

система адекватных предпочтений зрелой личности

Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

ход истории зависит от направленности мышления философов

философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

Направление, отрицающее существование Бога, называется:

учение о всеобщей обусловленности явлений

учение о сущности и природе науки

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

учение о правильных формах мышления

учение о развитии и функционировании науки

учение о природе, сущности познания

учение о логических формах и законах мышления

учение о сущности мира, его устройстве

учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

наука о поведении животных в естественных условиях

философское учение об обществе

учение о ценностях

теория о превосходстве одних групп людей над другими

теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

учение о морали и нравственных ценностях

Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – это:

Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало – это:

Читайте также:  Любой русский был бы рад жить так как обыкновенный черный американец

Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э. – VI в. н.э.

VI в. до н.э. – II в. до н.э.

Основным принципом античной философии был:

Впервые понятие бытия в философии употребил:

Античный философ, считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

а. всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

б. всеобщая изменчивость вещей

в. божественное слово

г. один из первоэлементов

Высказывание «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Автор афоризма «Я знаю, что ничего не знаю. »:

Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

идея идеальна, настоящая лошадь – материальна

идея содержательно богаче, чем живая лошадь

идея первична, настоящая лошадь вторична

идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

Характерной чертой средневековой философии является:

Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

учение о ценностях

учение о бытии, его фундаментальных принципах

учение о конечных судьбах мира и человека

учение о происхождении богов

Учение о спасении души – это:

Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:

Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе – это:

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения – это:

Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – это:

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии – это:

Основное утверждение эмпиризма:

высший вид познания – интуиция

всё знание человека основывается на опыте

мир в принципе не познаваем

всё подвергается сомнению

«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал:

Философ, автор «Критики чистого разума»:

Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию – это:

placeholder

placeholder

placeholder

0a14 0007ab33 54690c45

01db 0006436a ad3d011a

a loader

Номер материала: ДБ-128783

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

а) о неизменности мира;

б) о сотворении мира;

г) о всеобщей относительности;

д) о всеобщем изменении.

17. Основные принципы и законы диалектики в систематизированном виде были
сформулированы:

18. Положение «Все течет и ничто не становится» принадлежит:

19. Какой из законов диалектики выражает формула «В каждом «да» есть «нет», а в каждом «нет» есть «да»»:

а) единства и взаимодействия противоположностей;

б) взаимного перехода количественных и качественных изменений;

в) отрицания отрицания.

а) единства и взаимодействия противоположностей;

б) взаимного перехода количественных и качественных изменений;

в) отрицания отрицания.

а) единства и взаимодействия противоположностей;

б) взаимного перехода количественных и качественных изменений;

в) отрицания отрицания.

22. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:

23. Теория самоорганизации сложных систем называется:

24. Образец решения научной проблемы, включающий разработанные методологию,
технологии, категориальный аппарат и символику получил название:

г) гипотеза;
д) теория.

26. Высказывание “Cogito ergo sum” (я мыслю, следовательно, я существую) принадлежит:

б) Фоме Аквинскому;
в) Бэкону;

27. Единичный представитель человеческого рода называется:

г) индивидуальностью;
д) субъектом.

28. Выберите наиболее реалистическое представление о свободе:

а) возможность поступать так, как хочется;

б) надуманное, нереальное понятие;

в) человеческое поведение, не зависящее от законов общества;

г) независимость от законов природы;

д) познанные как необходимые законы природы и общества и основанная на этом
знании возможность использовать эти законы для определенных целей.

29. Проблема смысла жизни является одной из главных тем:

д) любой философской теории.

31.Учение о человеке, как общественном существе, было разработано в философии:

32. Обществом в социальной философии называют:

а) весь окружающий мир;

б) группы, в которых происходит общение;

в) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания;

г) общность, объединенную сознанием;

д) обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой
форму совместной деятельности людей.

33. Какая из предложенных моделей общественного развития связывает его с
природными процессами
:

г) плюралистическая, факторная.

34. Кто из перечисленных ниже мыслителей был сторонником цивилизационного
подхода к историческому развитию
:

35. Идеализация русских самобытных начал, проповедь мессианской роли России
принадлежит:

36. Кому из русских философов принадлежит идея «воскрешения отцов»:

ha

Формы промежуточного контроля имеют следующую структуру

1.1. Примерные вопросы (задания)

1. Философия, её роль в жизни человека и общества.

2. Мифология и философия.

3. Философия и религия.

4. Философия и наука.

5. Функции философии.

6. Специфика философского мировоззрения.

7. Философия Древней Индии: основные этапы развития.

8. Основные тексты древнеиндийской философии.

9. Философские школы древнеиндийской философии.

10. Материалистические древнеиндийские философские школы: аджевика, червака или локаята.

11. Философия джайнизма.

12. Философия буддизма.

13. Основные течения китайской философии.(даосизм, конфуцианство, моизм).

14. Философские школы Древнего Китая.

15. Философская система Конфуция.

16. Даосизм как концепция круговорота.

17. Философия Древней Греции. Космоцентризм античного мировоззрения.

18. Досократическая философия, её основные школы и представители (милетская, пифагорейская, элейская, атомистическая, Гераклит).

19. Антропологический период греческой философии. Софисты. Сократ и его учение.

20. Онтология, гносеология и социальная доктрина Платона.

21. Онтология, гносеология и социальная философия Аристотеля.

22. Эллинско-римская философия, её специфика, основные школы (стоики, скептики, эпикурейцы, киники, киренаики).

23. Теоцентризм философии Средневековья.

24. Средневековая философия: апологетика и патристика.

26. Средневековая философия: спор об универсалиях.

27. Философия Фомы Аквинского.

28. Философия Возрождения.

29. Своеобразие философии Нового времени и её основные направления.

30. Рационалистическая и эмпирическая тенденции философии Нового времени.

31. Философия Нового времени: поиск универсального метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

32. Французский материализм XVIII века(Дидро Д., Кондильяк Э., Гольбах П., Ламетри Ж.).

33. Философские позиции И. Канта в докритический и критический период творчества.

34. Моральная философия И. Канта.

35. Система объективного идеализма Г. В. Ф. Гегеля.

36. Диалектика Г. В. Ф. Гегеля.

37. Материализм и атеизм Л. Фейрбаха.

38. Философия марксизма.

39. Учение Маркса об общественно-экономических формациях.

40. Философия славянофилов (и. В. Киреевский, Н. Я. Данилевский, А. С. Хомячков, К. Н. Леонтьев).

41. Философия западников (П. Я. Чаадаев, Т. И. Грановский).

42Философия нового религиозного сознания (В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков).

43. Русский космизм.

44. Философия Ф. Ницше.

Читайте также:  Как может быть околоплодное яйцо без эмбриона

45. Философия Шопенгауэра.

46. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

48. Философская антропология ( М. Шелер, Г. Плесснер, А. Гелен, Э. Ротхакер).

49. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

50. Научно-философское понятие материи, его формирование.

51. Проблема материального и идеального в философии.

52. Движение как способ существования материи.

53. Пространство и время.

54. Проблема сознания в философии.

55. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

56. Проблема познаваемости мира в философии.

57. Чувственное и рациональное познание, их формы.

58. Практика и её роль в вопросе познания.

59. Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истины.

60. Принципы диалектики.

61. Категории диалектики, их роль в вопросе познания.

62. Законы диалектики, их специфика.

63. Природа как объект философского исследования.

64. Общество как объект философского анализа.

65. Цивилизационный пордход к развитию общества.

66. Формационный подход к развитию общества.

67. Культурологический подход к развитию общества.

68. Культура как социальное явление. Человеческое измерение культуры.

70. Информационное общество, его черты и перспективы.

1.2. Критери оценки знаний.

Владение категориальным аппаратом философии и ключевой философской проблематикой, знание истории философских идей, умение логически рассуждать, анализировать философские проблемы, находить причинно-следственные связи между явлениями, процессами; способность связывать полученные знания с предстоящей профессиональной деятельностью.

Основная литература (учебники и учебные пособия)

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд. 3-е.перераб. и доп., М., 1997.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.. Философия. М., 2002.

4. Вольф Р.П. О философии. Учебник. Пер. с англ. М., 1996.

5. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

6. Гуревич П.С. Философия. Учебник для психологов. М., 2004.

7. Зеньковский В.В. История русской философии. в 2 тт. Л., 1991.

8. Ильин В.В. История философии. СПб., 2005.

9. Каратини Р. Введение в философию. М., 2003.

10. Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

11. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2тт. М., 2003

12. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М., 2004.

13. Марков Б. Философская антропология. СПб. 1998.

14. Мир философии. часть 1,2. М.,1991.

15. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

16. Основы философии. Учебное пособие. М., 1997.

17. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

18. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для технических вузов. М., 2000

19. Философия. Учебник. Ред. Горюнов В.П., Сидорина Т.Ю. М: Гардарики, 2005.

20. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю.. третье издание, перераб. и допол., М: Гардарики, 2005.

21. Философия. Учебник. Под ред. Караваева Э.Ф., Шилкова Ю.М., М., 2004.

22. Философия. Учебник. Ред. Лавриненко В.П. Изд. Третье. М: Юристь, 2005.

23. Философия. Учебник. Ред. Митрошенкова О.А. М: Гардарики, 2005.

Хрестоматия по истории философии. учебное пособие для вузов. В 3 чч. Отв. Ред. Микешина Л.А. М. 1997.

24. Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М. 1997.

25. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник. М., 2006.

1. Абаньяно Н. Мудрость философии. СПб., 1997.

2. Абишева А.Г. О понятии «ценность». Вопросы философии. 2002, №3.

3. Автономова Н.С. Фрейд в России и Европе: парадоксы «второго пришествия». Вопросы философии. 2000. №10.

4. Акчурин И.А. Новая фундаментальная онтология и виртуалистика. Вопросы философии. 2003. №9.

5. Андреев И.Д. Человек по имени деньги. Вопросы философии. 2002. №11.

6. Баженов Л.Г. Кремлянский З.И., Степанов Я.К. Эволюция материи и ее структурные уровни. Вопросы философии. М., 1989.

7. Баруллин В.С. Социальная философия. М., 2005.

8. Борзенков В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход. Свободная мысль. 1998. №5.

9. Вебер М. избранные произведения. М., Л., 1996.

10. Владимиров Ю. Пространство и время, размерности явные и скрытые. М., Л., 1989.

11. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

12. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. Вопросы философии.2000. №1

13. Галактионов А., Никандров П. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989.

14. Гарсия Д.О понятии «культура» и «цивилизация». Вопросы философии. 2002. №12.

15. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.

16. Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали. Вопросы философии. 2003. №3.

17. Диалектика социальных отношений и современность. М.: МЭСИ. 1995.

18. Диалог цивилизаций: Восток-Запад. Вопросы философии. 1998. №2.

19. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., Л., 1986.

20. Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможность решения. Вопросы философии. 2002. №10.

21. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: «Канон». 2002.

22. Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека. Вопросы философии. 2002. №2.

23. Жданов Г.Б. Информация и сознание. Вопросы философии. 2000. №1.

24. Замалеев А. Курс истории русской философии. М. 1996.

25. Западная философия XX века. М.: Итерпрайс. 1994.

26. Западная философия: итоги тысячелетия. СПб. Екатеринбург. 1997.

27. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт. Л. 1991.

28. Зинченко В.А. Размышления о душе и ее воспитании (Час Души). Вопросы философии. 2002. №2.

29. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М. 2001.

30. Иванов Е. Материя и субъективность. Саратов. 1998.

31. Ильенков Э. Философия и культура. М. 1991.

32. Ильин В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М. Л. 1994.

33. Иноземцев В. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения. Вопросы философии. 1997. №10.

34. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. Под ред М. Корпеева. СПб. 1998.

35. История философии в кратком изложении. М. 1991.

36. История философии. Запад – Россия – Восток. В 4-х книгах. М. 1995-1999.

37. Каган М.С. Метафоры бытия и небытия. К постановке вопроса. Вопросы философии. 2001. №6.

38. Карл Маркс и современная философия. М. Л. 1999.

39. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М. 1983.

40. Князева В., Курдюмов С. Синергетика как новое мировидение. Вопросы философии. 1992. №12.

41. Коган Л. А. О будущем философии. Вопросы философии. 1996. №7

42. Коган Л.А. Закон сохранения бытия. Вопросы философии. 2001 №4.

43. Коломийцев В. Цивилизация XXI в. Некоторые современные концепции. Свободная мысль. 1996. №11.

44. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М. 2004.

45. Кутырев В.П. Оправдание бытия. Вопросы философии. 2000. №5.

46. Кучевский В.Б. Философское учение о бытии и субстанции. М. 1993.

47. Кучевский В.Б. Анализ категории материи. М. 1983.

48. Кучевский В.Б. Диалектическая концепция развития. М. 1996.

49. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритизм. ПСС. Т18.

50. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М. 2005.

51. Мамардашвили М. Как я понимаю философию? М. 1990.

52. Международная конференция «Философия естествознания XX в.: итоги и перспективы» Вопросы философии. 1997. №10.

Международный московский синергетический форум (некоторые итоги и перспективы). Вопросы философии. 1996. №11.

53. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М. :Прогресс, Традиция. 2002.

54. Мировая цивилизация: проблемы развития. Под ред. М. Росенко. Сб. науч. трудов. СПб 1995.

55. Моисеев Н. Еще раз о проблемах коэволюции. Вопросы философии. 1998. №8.

56. Моисеев Н. Человек во Вселенной и на Земле. Вопросы философии. 1990. №6.

Читайте также:  Как стараться много не есть

57. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М. 1977.

58. Никифоров А.Л. Природа философии. М. «Идея Пресс». 2001.

59. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии. Уфа. 1995.

60. Ойзерман Л.Д. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы. Вопросы философии. 2001 №2.

61. Познание в социальном контексте. М. 1984.

62. Поляков Л.Н. К проблеме общественных формаций. Вопросы философии. 2003. №6.

63. Пригожин П., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.

64. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск. 1997.

65. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т.1-4. СПб. 1997.

66. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. Вопросы философии. 2001. №3.

67. Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития. Философские науки. 1989. №5.

68. Русские мыслители. Ростов. 2003.

69. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб: «Алетейя». 2001.

70. Русский космизм. Антология философской мысли. М. 1993.

71. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше. Вопросы философии. 2002. №2.

72. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М. 2000.

73. Смирнов И.П. Бытие и творчество. СПб. 1996.

74. Современная теория познания. М. 1992.

75. Соколов В.В. Средневековая философия. М. 1979.

76. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. М. 1996.

77. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.

78. Социальная теория: к новой парадигме (материалы «круглого стола»). Полис. 1995. №4.

79. Спор о диалектике. Вопросы философии. 1995. №1.

80. Степин В. Динамика научного познания как процесс самоорганизации. М. 1994.

81. Степин В. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого. Вопросы философии. 1997. №5.

83. Столович Л.Н. Диалог и диалектика. Вопросы философии. 2002. №11.

84. Сумерки богов (Ф. Ницше, З.Фрейд, А. Камю, Э. Фромм, Ж-П. Сартр). М. 1991.

85. Тойнби А. Постижение истории. М. 1991.

86. Тоффлер А. Новая волна на Западе. М. 1986.

87. Феномен человека. Антология. М. 1993.

88. Философия и политика (материалы «круглого стола»). Вопросы философии. 1998. №1.

89. Философия и цивилизация: материалы Всероссийской конференции 30-31 октября 1997 г. СПб. 1997.

90. Философия техники: История и современность. М. 1996.

91. Флоренский П.А. Личность Сократа и лицо Сократа. Вопросы философии. 2003. №8.

92. Хайдеггер М. Бытие и время. М. 1997.

93. Хилл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб. 1997.

94. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. Вопросы философии. 2003. №1.

95. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М. 1999.

96. Чанышев А. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки). Вопросы философии. 2001. №2.

97. Шохин В.К. «Проект» персоналистической антропологии и философии ценностей. Вопросы философии. 2002. №6.

98. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. соч. 2-е. изд. Т. 20.

Программное обеспечение. Электронные информационные ресурсы.

1. Национальная философская энциклопедия: http://www.terme.ru

2. Философский портал: http://www.philosophy.ru

3. Портал «Философия online»: http://www.phenomen.ru

4. Электронная библиотека по философии: http://www.filosof.historic.ru

5. Электроная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru

6. Викизнание: гипертекстовая электронная энциклопедия: http://www.wikiznanie.ru

7. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия: http://www.wikipedia.org

8. Инновационная образовательная сеть «Эврика»: http://www.eurekanet.ru

9. Центр дистанционного образования «Эйдос»: http://www.eidos.ru

Методические рекомендации для студентов и преподавателей

по организации изучения дисциплины.

Методические рекомендации для преподавателей.

Учебный курс предполагает раскрытие ключевых проблем философии, знакомство с ее методологией, категориальным аппаратом, историей и современным состоянием.

Преподавателю важно показать, что философские идеи, концепции, законы, категории выполняют роль несущих духовных конструкций здания человеческой цивилизации. И уже одно это обязывает студента к серьезному овладению философской культурой.

Как лекционная часть курса, так и материалы для семинарских занятий должны опираться на анализ классических философских текстов.

Авторская трактовка ключевых философских проблем реализуется на широком фоне историко-философского материала, включающего многообразие философских позиций, касающихся обсуждаемых проблем.

Скромный бюджет аудиторного времени, отведенного учебным планом постижению философии, диктует следующее: лекции и семинары могут быть посвящены только ключевым проблемам онтологии, гносеологии, социальной философии и философской антропологии. Тем не менее проблемы указанных разделов философии могут и должны быть раскрыты на фоне классического историко-философского наследия и современных трактовок.

Значительную часть деятельности студентов по изучению философии преподаватель должен реализовать в процессе организации самостоятельной работы студентов. С этой целью преподавателю важно дать слушателям установки, направляющие их самостоятельную работу, обеспечить студентов электронными и печатными учебно-методическими материалами и заданиями.

Для того, чтобы семинарские занятия не превратились в скучное и тягостное времяпрепровождение, следует проводить их с использованием активных форм обучения, включающих интерактивные методики, работу студентов в малых группах, ролевые игры, философские дискуссии, решение проблемных задач, анализ и сопоставление философских позиций и др.

И, разумеется, чрезвычайно важным направлением работы должна стать работа студентов с философскими текстами. Научить студентов читать эти тексты, затем полюбить их читать, а затем и научиться их создавать – важная задача философского образования.

Преподавателю надлежит в возможно более полной мере использовать во взаимодействии со студентами гуманитарно-воспитательный потенциал философии.

Решение этой задачи призвано помочь молодому специалисту привести свою жизнь в осмысленный упорядоченный вид и, говоря словами Диогена, быть готовым «по крайней мере … ко всякому повороту судьбы».

Методические рекомендации для студентов

Изучение курса реализуется через аудиторные занятия (лекции, семинары) и различные формы самостоятельной работы.

Важной составляющей учебного процесса являются лекции. Работа студента с лекционным материалом предполагает сжатую фиксацию основных положений лекций (конспектирование). Две трети конспекта отводятся под собственно текст, одна треть – поле конспекта.

Поля необходимы для самостоятельной работы над текстом лекции во внеаудиторное время (для дописывания лекции, для собственных комментариев к записанному тексту, для справок из учебной и иной литературы).

Проработку лекционного материала нужно проводить по завершении каждого занятия. Это способствует более прочному усвоению материала.

Разумеется, текст лекций не может исчерпать содержание курса. Задачи лекции иные: познакомить студентов с методами анализа материала, категориальным аппаратом философии, продемонстрировать приемы изучения философских текстов, выделить наиболее важные философские идеи, рассказать о дискуссионных вопросах курса.

Конечно, лекционный материал помогает ориентироваться в потоке философской литературы, но он не освобождает студента от необходимости самому изучать рекомендованную преподавателем литературу по философии.

Студент обязан быть активным участником семинарских занятий, уметь анализировать философские проблемы, выносимые на обсуждение, уметь аргументировать свою точку зрения по спорным проблемам, владеть культурой и технологией полемики.

Студент должен овладеть категориальным аппаратом философии, уметь ориентироваться в сложном многовековом мире истории философии и ключевых философских проблемах.

Важное значение в философском образовании студентов выполняет подготовка рефератов, эссе, докладов. Так формируются навыки самостоятельной научной работы, умение обращаться с источниками, литературой, систематическими и алфавитными каталогами библиотек, электронными ресурсами. Так складываются и навыки создания собственных философских текстов.

Разработчик: ПГСГА_________ (место работы) Доцент кафедры философии, истории и теории культурологии Л.П. Дидуренко______ (инициалы, фамилия)
Эксперты: _________________________ (место работы) ________________________ (занимаемая должность) _________________________ (инициалы, фамилия)
Эксперты: _________________________ (место работы) ________________________ (занимаемая должность) _________________________ (инициалы, фамилия)

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 50 ; Нарушение авторских прав

Источник

Adblock
detector