- Тесты по философии. Тема 1 Философия как ядро духовной культуры общества Какие из нижепреведенных высказываний верно характеризуют идеализм
- в) культура
- * а) формация
- а) информатизация
- б) идеологизация
- а) Сократ
- а) техника
- а) О. Шпенглером
- а) Г. Лейбницу
- а) романтизм
- а) Н. Макиавелли
- а) формированием социально- ориентированной экономики
- а) философской антропологии
- * а) фатализм
- б) волюнтаризм
- ** а) политика
- а) прагматизма
- а) А. Тойнби
- а) Аристотеля
- б) общественной деятельностью
- б) психология
- а) Сократ
- а) методология
- * а) индивидуализма
- а) И. Кант
- а) преобразовании мира
- а) экзистенциализма
- а) разум
- а) политики
- а) И. Кантом
- Тема 13. Философия человека
- Философское учение о человеке
- Тема 10. Философская антропология: учение о человеке.
Тесты по философии. Тема 1 Философия как ядро духовной культуры общества Какие из нижепреведенных высказываний верно характеризуют идеализм
в) культура
г) формация
4. Договорную теорию происхождения государства разрабатывали такие мыслители Нового времени, как…
а) Сократ, Платон, Аристотель
* б) Гоббс Т., Локк Дж., Руссо Ж.Ж.
в) Дидро Д., Гельвеций К., Гольбах П.
г) Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.
5. Ступень прогрессивного развития человечества, возникающая на основе конкретно-исторического способа производства…
* а) формация
г) государство
6. В последние годы в отечественной философии истории все более активно утверждается так называемый ____________ подход
* г) цивилизационный
7. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая интеграция человечества выражаются в понятии…
а) информатизация
б) идеологизация
г) модернизация
8. Формационная концепция мирового исторического процесса была разработана…
г) А. Тойнби
9. Создателем литературной утопии, содержавшей картину идеального общества без частной собственности, был…
а) Сократ
б) Аврелий Августин
г) Томмазо Кампанелла
10. Суждение о том, что главным фактором формирования сознания является труд, характерно для такого течения как…
г) модернизм
11. Уровень развития материальной и духовной культуры общества характеризуется понятием…
а) техника
* г) цивилизация
12. Идея «осевого времени» как духовной революции, завершившей архаический этап мировой истории, была предложена…
а) О. Шпенглером
* г) К. Ясперсом
13. Высказывания «Дух господствует над миром …», «Мировой дух расточителен и беспощаден…» принадлежат…
а) Г. Лейбницу
* г) Г. Гегелю
14. Концепция, согласно которой развитие науки является универсальным средством разрешения всех социальных проблем, называется…
а) романтизм
г) экзистенцианализм
15. Историю творят народные массы, частью которых являются выдающиеся личности, доказывал…
а) Н. Макиавелли
г) А. Тойнби
16. Процесс глобализации в экономической сфере характеризуется:
а) формированием социально- ориентированной экономики
* б) выходом экономических процессов за рамки национальных государств
в) ростом экономической самостоятельности государств
г) взаимовыгодным экономическим сотрудничеством государств
17. Исследование закономерных этапов развития человеческого общества является предметом…
а) философской антропологии
* б) философии истории
в) философии культуры
г) истории философии
18. Учение, согласно которому жизнь человека изначально предопределена Богом, судьбой или объективными законами бытия, называется:
* а) фатализм
б) волюнтаризм
г) креационизм
19. Историческая последовательность появления в ходе общественного развития…
** а) политика
*** в) право
20. Философское направление, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия:
г) экзистенциализм
21. Представление, согласно которому главным фактором исторического развития является активность, инициатива людей, характерно для…
а) прагматизма
г) экзистенциализм
23. Какой из философов рассматривал цивилизацию как упадок культуры:
а) А. Тойнби
г) К. Маркс
24. Представление, что движущей основой развертывания всемирной истории является мировой дух, развивал…
г) Маркс
25. Материалистическое понимание истории было развито и обосновано…
* г) К. Марксом
26. Сосредоточение политической власти в руках научно-технической интеллигенции является идеалом…
* г) технократии
27. Наука становится определяющим фактором развития цивилизации, называемой…
* г) постиндустриальной
28. Суть научных революций заключается в возникновении новых…
а) научных институтов
в) способов эксперимента
г) социальных отношений
29. Разработка концепций совершенного общества будущего в эпоху Возрождения осуществлялась такими мыслителями как…
а) Дж. Бруно, Дж. Боккаччо
б) Ф. Петрарка, А. Данте
* в) Т. Мор, Т. Кампанелла
г) Н. Макиавелли, М. Монтень
31. Конкретно-историческая ступень развития общества, существующая на основе соответствующего ей способа производства, называется…
г) цивилизация
33. Цивилизационная концепция исторического процесса была разработана…
* г) А. Тойнби
34. Понимание исторического процесса как автономного развития самобытных культур было разработано…
Тема 11: «Социальная структура общества.
Классы и классовые отношения»
1. В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется…
а) действие социальных законов
б) деятельность великих личностей
* в) классовая борьба
г) деятельность элиты
2. Этносоциальные группы в порядке их возникновения в ходе исторического развития общества:
г) организации собственников
4. Представление, согласно которому движущей силой истории является творческое меньшинство, ведущее за собой инертное большинство общества, получило название теории…
* г) элиты
5. Согласно учению марксизма слои общества, участвующие в решении задач социального прогресса, называют термином…
г) пролетариат
6. Главным критерием разделения общества на социальные классы является различие людей по…
* а) собственности на средства производства
б) способностям и талантам
г) нравственным качествам
7. Большие группы людей, объединенные территорией проживания, общим языком и культурой, называют…
Тема 12: «Историческая динамика общества.
Реформы и социальные революции»
1. Коренная ломка существующего общественного строя называется…
г) контрреволюцией
2. Коренная ломка традиционных теорий и представлений, ставших преградой на пути движения науки вперед, называется…
б) научно-техническим прогрессом
* в) научной революцией
г) модернизацией
3. Закономерный характер общественного развития был раскрыт и обоснован в учении…
а) Аристотеля
* г) Маркса
4.Прогрессу в развитии общества всегда сопутствует…
а) возрастание материальных потребностей
г) количественный рост
Тема 13: «Проблема человека в философии. Человек и общество.
Роль народных масс и личности в истории»
1. Философская антропология – это обобщающее философское учение о…
г) цивилизации
2. Целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение общественных потребностей, именуется…
а) общественным развитием
б) общественной деятельностью
б) психология
а) Сократ
* г) Ленин
5. Раздел философии, исследующий ценности и ценностные отношения людей, называется …
а) методология
г) валеология
6. Приоритет интересов отдельных личностей над общественными интересами характерен для…
* а) индивидуализма
г) гедонизма
7. «Проблема человека является основной проблемой философии» считал…
а) И. Кант
* г) Н. Бердяев
8. Христианское понимание смысла жизни заключается в …
а) преобразовании мира
б) накоплении знаний
в) освобождении от страстей
*г) спасении
9. Учение о человеке, как общественном существе, было разработано в философии:
а) экзистенциализма
г) персонализма
10. Способность человеческого сознания постигать истину, несмотря на отсутствие доказательств, есть…
а) разум
* г) интуиция
11. Представления людей о доброте, долге, чести, справедливости относятся к сфере …
а) политики
г) искусства
12. Трудовая теория антропосоциогенеза была предложена…
а) И. Кантом
* г) Ф. Энгельсом
13. Народ рассматривается в качестве главного творца истории в философии…
г) популизма
14. Принцип «Не делай другим того, чего не желаешь себе» – называют золотым правилом…
Тема 14: «Общественное сознание, его структура и формы»
1. Высказывание Л. Фейербаха, что «в дворцах мыслят иначе, нежели в хижинах», свидетельствует о признании этим немецким философом влияния________________ среды на сознание людей.
* г) социальной
2.Человек есть существо…
в) всецело социальное
* г) биосоциальное
3. В структуру общественного сознания не входит…
д) религия
1. Диалектической противоположностью понятия «свободы» является понятие…
г) действительность
2. Противопоставление «цивилизованного» человека и «варвара» возникло в эпоху …
г) Просвещения
3. Философские основы волюнтаризма были заложены…
Тема 13. Философия человека
Трудовая теория. Трудовую теорию антропосоциогенеза изложил Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Многие годы в философии и антропологии господствовала точка зрения, согласно которой человек поднялся над животным состоянием тогда, когда стал изготовлять орудия труда. Но это не совсем так. Вероятно, около 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду «человек» (Homo), первым представителем которого многие ученые считают «человека умелого» (Homo habilis) — его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). Миллионы лет просуществовали без изменений дубинки и каменные топоры. Животные, такие как бобры, пчелы, птицы более преуспели в совершенствовании своих изделий. Археологи при раскопках древних стоянок почти всегда находят предметы культа и примитивного искусства, а орудия труда на всем протяжении предистории человечества не изменялись. Человек оказался не столько животным, производившим орудия труда, сколько животным символическим и общественным. Человек может вообще ничего не делать, оставаясь человеком, а вот социальная изоляция и отлучение от культурного творчества может привести к одичанию, к деградации.
Социализация личности. Термин социализация многозначен и по-разному интерпретируется авторами. Диапазон интерпретаций располагается от понимания его как пассивного усвоения личностью культуры до подчеркивания в процессе социализации собственной активности субъекта, его саморазвития. Как известно, термин «социализация» был впервые употреблен американским социологом Ф. Г. Гиддингсом еще в 1887 году и означал «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовку человеческого материала к социальной жизни». В настоящее время слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе, влияющие на формирование личности. Педагогика и психология разработали систему социализации – воспитание как целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.
Понятие «социализация» используется для характеристики процесса формирования личности под воздействием социальной среды, хотя его природа трактуется по-разному. В настоящее время процесс социализации неразрывно связан с развитием информационного пространства и повышением уровня информационной культуры личности. Сегодня информатизация существенно изменила процесс обучения, как преподавателей, так и студентов, обслуживающего персонала. Однако в первую очередь следует развивать уровень информационной культуры. Если обобщить существующие наработки в области исследования терминологической сущности информационной культуры, то она определяется, прежде всего, как компонент общей культуры личности или общества, который отражает информационное мировоззрение субъекта. К тому же это уровень социальной активности, а также процесс сохранения созданного и производства, распространения и потребления объектов культуры. Таким образом, информационное общество является фактором социализации личности, а информационная культура является инструментом адаптации человека к условиям информационной среды и в содержательном плане воздействовать на мировоззренческий, морально-этический, психологический, социальный и технологический уровни.
Философское учение о человеке
(философская антропология).
1. Человек как предмет антропологии. Биосоциальная природа человека.
2. Характеристики человека.
3. Категории человеческого бытия.
Философская антропология – это часть философии, в которой изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия. В современной философии отчётливо обозначился процесс антропологизации знаний. Большую роль в формировании антропологии сыграл И.Кант («Антропология с прагматической точки зрения», 1798).
Кант: самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены познания – это человек, ибо он сам по себе есть последняя цель.
Один из основоположников современной философской антропологии– немецкий философ Макс Шелер (1874 – 1928). В работе «Место человека в космосе» (1927) он в качестве основных принципов рассматривал могущественный, но слепой жизненный «порыв» и всепостигающий, но бессильный дух.
Исследуя проблему человека, философская антропология стремится найти ответ на ряд вопросов:
1. Что такое человек, откуда он пришёл в этот мир и чем он отличается от других живых существ?
В античности философы полагали, что человек – часть мира, вещь среди вещей; его местоположение не внизу и не наверху. А где-то посередине.
Для мыслителей раннего средневековья человек уже не вещь среди вещей, он поле битвы и продукт обоих царств (Света и Тьмы, Бога и Дьявола); у человека нет твёрдого, постоянного места в мире.
Для зрелого средневековья образ мира выражен крестом, вертикальная перекладина которого – пространство от небес до преисподней, а поперечная – время от сотворения мира до последнего его дня; человек снова обрёл своё место в мире.
В эпоху Возрождения человек снова стал проблемой; наука создаёт образ Вселенной, но не новый дом человека; человек вынужден искать опору и смысл своего существования в самом себе.
В отличие от западной философской традиции китайская философия:
─ не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);
─ начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
─ выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;
─ воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
─ призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Критериями человека считаются: труд, язык, сознание, те или иные формы регулирования общности, брачных отношений, нравственность.
Человек – существо, способное к труду, социально детерминированному потреблению и общению на основе деятельности сознания (разумного отношения к действительности)
Человек живёт не только в предметном, но и символическом мире, нити которого сплетаются в символическую сеть.
2. Какие особенности человеческого организма, жизненные процессы в нём и специфические биологические потребности оказали и оказывают существенное влияние на социальную жизнь?
По данным А.Розе (США) и Я.Щепаньского (Польша) такими особенностями человека являются:
— противостояние большого пальца;
— расположение глаз, при котором взгляд направлен вперёд; большой мозг и сложная первая сигнальная система;
— сложный механизм голосовых связок, строения гортани и губ;
— биологическое дозревание как естественное условие полноты передачи социального опыта;
— пластичность врождённых импульсов и потребностей, обеспечивающая адаптацию к различным условиям среды;
— устойчивость сексуального влечения, которая способствовала формированию семейного уклада жизни и оказала влияние на другие стороны жизни человека и общества.
На соотношение биологического и социального в человеке возможны три точки зрения:
1. Биологическое определяет социальное (эта позиция отражена в расистских теориях, психоанализе, лжетеориях типа евгеники или френологии).
2. Социальное составляет подлинную сущность человека (Напр., К. Маркс: богатство личности определяется подлинным богатством общественных отношений, в которых он участвует). Физическому, телесному отводится очень ограниченная, второстепенная роль.
3. Социальное не устраняет биологическую природу человека, но в социальном биологическое присутствует в снятом, преобразованном виде. Особо это видно в правилах этикета, где удовлетворение чувства голода трансформировано в правила трапезы, сексуальное стремление – в ритуалы ухаживания, сватовства, свадьбы и т.п.
3. Как объяснить происхождение человека?
Происхождение человека рассматривается либо с позиции религиозной идеи сотворения мира богом, либо с позиции науки, предлагающей рассматривать человека как естественную ветвь эволюционного развития живой природы. В марксизме содержится обоснование роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Ключевым понятием становится понятие труда, ставшего одним из ведущих стимулов эволюции.
Ведущие мотивы и стимулы к труду:
1) поддержание собственного существования, выживание индивида («робинзонада»);
2) продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради поддержания жизни детей;
3) удовлетворение в самой потребности в труде; труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия;
4) борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям (антагонизм и сотрудничество – два полюса взаимодействия людей в обществе).
Аргументы против теории трудового генезиса:
1) науке неизвестны факты перехода, благодаря эволюции или искусственной селекции, от одного вида к другому (?! а ханорик, мулл?);
2) науке неизвестно промежуточное звено между древними человекообразными приматами и человеком-кроманьонцем; такое звено так и не найдено до сих пор;
3) трудовым антропогенезом не объяснить изменения, помимо изменения конечностей, в таких органах и системах как гортань, челюсти, внутренние органы, вестибулярный аппарат;
4) фактор избыточности мозга не описывается в системе адаптационного подхода.
Человек рождается очень зависимым, слабым существом по сравнению с другими приматами. Но этот недостаток стяновится достоинством, поскольку обеспечивает полноту жизненно и социально важного опыта. В природе существует 3 типа наследования опыта:
1) генетическое, когда родители дают жизнь потомству ценой утраты собственной жизни (лососи, осьминоги и др.);
2) генетическое с элементами обучения по принципу «делай как я» (у высших животных);
3) генетическое с системой «учитель-ученик», кодирование информации (язык), отказ от внутривидовой борьбы (мораль), общечеловеческие ценности (у людей).
Социальные связи человека в обществе носят сложный характер. В истории сложились 3 типа взаимоотношений человека и общества:
1) отношения личной зависимости (характерны для доиндустриального общества);
2) отношения вещной зависимости и личной независимости (они возникают с образованием индустриального общества);
3) отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в постиндустриальном обществе.
Основные характеристики человека:
а) к своему биологическому виду;
б) к телесным или биологическим особенностям;
в) к профессии или социальной роли;
г) к собственным произведениям; человек – ничто, являющее условием чего-то, не совпадающим с ним;
(свобода как «собранность», без «хвостов» в виде богатства, карьеры и т.п.), т.е. внешние условия (несвобода) не предопределяют человека;
— незаменимость и неповторимость;
Свободу человеку дают 2 способности: к самотрансцендентации (направленности на что-то или на кого-то) и самоотстранению (взгляд на себя и ситуацию со стороны). Благодаря им человеку свойственны не только детерминированность внешними обстоятельствами, но и самодетерминация (свобода воли).
Жизнь всегда проблема для человека, в ней столько противоречий, что невозможно найти алгоритм на все случаи жизни и прожить жизнь безошибочно. Личность, являясь субъектом собственной жизни, несёт ответственность за свой выбор и перед собой и перед другими людьми.
Под ответственностью личности понимается не только возможность осознать все последствия содеянного, но и ответственность за упущенные возможности.
В философии выработан ряд категорий, посредством которых можно выразить важнейшие моменты существования человека. Это понятия о смерти и бессмертии, о цели и смысле жизни, о счастье, насилии, творчестве и другие.
Характерная особенность нашего времени – утрата смысла жизни, «экзистенциальный вакуум». О причинах такого состоянии Виктор Франкл (1905-1997) писал: «в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему делать нУжно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют человеку, что ему дОлжно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже утратил ясные представления о том, что же он хочет. В итоге от либо хочет того же, что и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят за него (тоталитаризм) (В.Франкл. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.25).
Поскольку человек всегда направлен вовне – на что-то ли на кого-то, то В.Франкл оценил агрессивность и гипертрофию сексуальности как результат экзистенциального вакуума.
Вопрос о смысле жизни:
2) свидетельствует о появлении потребностей, а вместе с ними и ценностей, более высокого, духовного порядка;
3) Является вопросом о наших ценностных предпочтениях, о субординации ценностей материальных и духовных.
Четыре варианта ответа на вопрос о цели и смысле жизни:
— цель и смысл жизни состоит в стремлении достичь наибольшего удовольствия (счастья, свободы, равенства, материального благополучия и т.п.) в период земной жизни человека;
— смысл и цель жизни заключаются в стремлении выработать в себе добрую волю для исполнения нравственного долга;
— смысл и цель жизни – в развитии физических и духовных качеств человека и в стремлении внести наибольший вклад в достижение той или иной исторической цели;
— смысл и цель жизни есть стремление к «стяжанию» Святого Духа, к одухотворённости всей жизни для подготовки к блаженной жизни «в селениях праведных», в царствии небесном.
Тема 10. Философская антропология: учение о человеке.
1. Проблема человека в истории философской мысли.
2. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.
3. Проблема антропосоциогенеза. Природная основа и социальная сущность человека.
4. Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.
1. Тема человека в философии является традиционной и центральной. Раздел, где изучается данная проблема, называется философской антропологией. Философия изучает человека как единое целое, существо многомерное и универсальное. Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах. Л. Толстой писал, что философия есть знание о человеческой жизни, которое даст ответ на вопрос: «Для чего человеку жить?».
В античной философии человек – органическая часть Космоса, живущая по его законам. Он не свободен, ибо мир полон тайн и даже враждебен человеку. Сократ выделил человека из космоса, и здесь берет начало философская антропология. Вечное самопознание, поиск самого себя в этом мире – подлинный смысл жизни человека. Эта же тема обсуждается в философии Востока (конфуцианство) и в индийском буддизме. Практически во всей древней философской мысли идет речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В ней заложены идеи гуманизма: человек – уникальное существо, высшая ценность и цель общества. В средние века человек – существо тварное, он ниже Бога, он лишь «лампада на ветру». Все зло от человека; это есть результат греха, ухода от Бога. В эпоху Ренессанса человек становится предметом культа и поклонения. Утверждается антропоцентризм как переход от религиозного к светскому пониманию человека, который выше природы, деятелен и свободен.
Новое время дает понятие о человеке как механизме, сложной машине, порождении природы. Главное в человеке – его разумность. В философии французских просветителей господствует культ человека. Общество нужно устроить так, чтобы он мог раскрыть свои способности. Правда, Б. Паскаль считал, что человек – лишь «мыслящий тростник», затерянный в бесконечных просторах Вселенной, мельчайший атом, тень, промелькнувшая на миг. Это уже трагический гуманизм: человек осознает конечность своей жизни и неумолимое приближение смерти.
В немецкой классической философии человек есть духовное существо, творец истории и мира культуры (Гердер, Кант, Гегель, Фихте). История общества – история становления человеческого рода. Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности и обретение свободы. В марксизме человек предстает как совокупность всех общественный отношений. В нем отражается эпоха, в которой он живет, он универсален, т. е. богат и всесторонен с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Это теория социоцентризма как типа мировоззрения.
Русская религиозная философия в своем содержании антропологична, обращена к душе человека. Здесь разворачивается история осмысления процесса выделения человека из внешнего мира, противопоставления ему и, наконец, слияния с ним, обретения всеединства.Она зовет к высокой нравственности, выраженной в совести. Бог и человек – смысл истории. Н. Бердяев писал, что человек – это живое противоречие, где есть все: богоподобное и звероподобное, свободное и рабское, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и эгоизму. Русская философия всегда была нравственно ориентированна: миссия человека – достижение гармонии с миром, умножение любви ко всему живому.
В XX в. наступает кризис гуманизма. А. Блок писал:
Двадцатый век. Еще бездомный,
Еще страшнее жизни мгла.
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
Культ человека бесперспективен, поскольку порождает в нем самоуверенность, амбиции вместо работы над своей духовностью. Вражда с природой, вещизм свидетельствуют о том, что поражается сама его природа, душевно-эмоциональная жизнь. Он не принадлежит себе, он часть гигантского и бездумного механизма, исчезает любовь, сопереживание. Это «постчеловек», идущий на смену естественному человеку, вышедшему из природы, это рыночный человек в мире, где все продается и покупается. Особую остроту проблема человека приобрела в философии экзистенциализма, где была актуализирована тематика свободы и подлинного существования. Подчеркнем, что данная проблема является весьма злободневной в наше время, когда происходят глобальные сдвиги в развитии цивилизации, требующие переоценки человеческих ценностей. Таким образом, тема человека является непреходящей и осмысливается с разных мировоззренческих позиций.
2. В философской антропологии наряду с понятием человека существуют такие понятия, как индивид, индивидуальность, личность. Человек – это предельно общее родовое понятие, которым обозначают субъекта исторической деятельности, познания и общения. Оно употребляется для характеристики всеобщих качеств и потребностей, присущих всем людям, и означает принадлежность к человеческому роду.
Для изучения отдельного человека в философии (а также в педагогике и психологии) применяется более узкое понятие индивид. Данное понятие обозначает единичного представителя человеческого рода и не содержит конкретных социальных характеристик. Основатель экзистенциализма С. Кьеркегор именно термином «единичный» подчеркивал центральное место человека в философии. Родственным является и такое понятие, как индивидуальность, указывающее на особенности, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду, его самобытность. По этому поводу Ф. Ницше рекомендовал: «Прежде всего, не смешивай меня с другим». По сути, индивидуальность – это совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других и указывающих на уникальность человеческого существа. Что касается индивидуализма, то этот термин означает замкнутость человека на самом себе, противопоставление себя другим и миру в целом.
Личность – это понятие, выражающее социальную значимость индивида. Говоря о личности, философия имеет в виду качества индивида, приобретенные в общественной жизни в результате воспитания и самовоспитания. Личность выступает носителем исторических общественных отношений, целостным человеком в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Она обладает прежде всего духовными качествами, несет на себе печать конкретной эпохи, но творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность – это всегда творчество, победа, преодоление рабства и обретение свободы. Индивидом человек рождается, а личностью становится.
Структура личности включает в себя как биологическое, так и социальное:
1) биологическая подсистема (темперамент, половые, возрастные и прочие свойства психики);
2) психологические элементы (память, эмоции, ощущения, восприятие, мышление, воля);
3) подструктура социального типа (приобретенные знания, навыки, умения, привычки);
4) подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, убеждения, кругозор, индивидуальная картина мира).
Личность необходимо рассматривать в связи с ее деятельностью. Социализация личности происходит в процессе развития, воспитания, вхождения человека в социальную среду, приобщения к системе социальных связей. Человек здесь – и субъект, и объект социальных отношений. Он формируется через общение с другими людьми, иначе невозможны ни самосознание, ни самооценка. Он имеет свою среду обитания – социальный мир, где переплелись хаос и гармония, разум и безумие, любовь и ненависть. Человек несвободен, так как существует внешний мир, диктующий выбор форм и способов деятельности. Как отмечал Ж.-Ж. Руссо, человек рожден, чтобы быть свободным, а между тем он везде в оковах. Но в то же время он и свободен, так как всегда обладает правом выбора, и это его фундаментальная ценность. Разумеется, она должна иметь пределы, иначе свобода превратится в произвол. Личная свобода должна предполагать свободу другого. Подлинная свобода предполагает ответственность и долг. Если такие понятия, как труд, познание, культура выражают сущность человека творящего, то понятия свободы, цели, счастья раскрывают человека, ищущего себя в этом мире.
Таким образом, человек живет по законам двух миров – природного и социального. В социальной среде человек формируется как личность. Биологическое и социальное наслаиваются друг на друга, но под воздействием социального природное становится культурным, облагороженным. Граница между природным и человеческим – в приобщении к культуре. Человек – это живое телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой процесс сознательного, целенаправленного преобразования природы и самого человека, процесс, совершающийся в системе общественных отношений. Будучи частью социального организма, человек осуществляет жизнедеятельность, в которой соединяются его природное и духовно-практическое бытие. Своеобразной «молекулой» жизнедеятельности является деяние, содержащее три стадии: идея, практика, рефлексия. Потребность, переходящая в интерес, порождает волевой акт, результатом которого становится действие, а затем – оценка опыта и погружение его в память. Опредмечивая мысль, человек осуществляет постановку цели и реализует себя как свободное существо, имеющее духовно-нравственный выбор.
3. Проблема антропосоциогенеза – это проблема происхождения и становления человека. Чтобы разобраться в сущности антропосоциогенеза, следует обратиться к научным теориям, критически переосмысливающим библейскую версию возникновения человека. Прежде всего, заслуживает внимания эволюционная теория Ч. Дарвина и материалистическая трудовая гипотеза. Также французский ученый Тейяр де Шарден создал теорию, известную как христианский эволюционизм: человек – это продукт эволюции живой природы, имеющей божественную сущность. Дарвинисты выдвинули гипотезу о происхождении человека от обезьяночеловека, «неговорящего питекантропуса», самостоятельной зоологической формы, которая уже не обезьяна, но ещё и не человек. Критики эволюционной теории усматривают слабость теории Дарвина в отсутствии достаточных останков «переходных существ». Трудовая теория К. Маркса – Ф. Энгельса пытается раскрыть истинную родословную человека, который выделяется из мира животного благодаря активной производственной деятельности. Начало перехода – создание орудий труда, именно тот момент, когда производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения которой невозможна сама жизнь. Это особая социальная потребность. Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык как система символов, необходимых для осмысления социального опыта. Язык – величайший революционер, он обеспечил формирование нового типа опыта, а именно идеальную форму предметного мира. Изготовление даже примитивного предмета требует мышления, сознательного использования жизненного опыта. До человека существовало дологическое, то есть наглядно-образное мышление. И сейчас есть важные средства человеческой коммуникации – жест, ритм, мимика, выражение глаз и т. д. Но наиболее адекватно мысль выражается в языке, так как само слово уже есть общее. Даже внутренняя речь осознана и требует оформления. Конечно, восприятия сложнее, чем то, что определяется словом. Не все в наших переживаниях осознано. Но то, что родилось в мысли, требует своего осмысления, хочет быть услышанным.
Человек не может в одиночку «удержать человеческую суть сознания». Поэтому органически человеческое сознание возможно лишь как общественное. Оно человеческое потому, что осознает все, что сделано предыдущими поколениями. Язык – это история человеческого сознания в словах. Познавая язык, человек становится личностью, а значит, существом историческим. Исторический человек начинается с момента осознания себя и своей истории. К. Ясперс считал, что конец мифологии начинается тогда, когда человек ищет опору в самом себе и в своей истории (500 лет до н. э.). Человек живет не только настоящим, ему нужен прошлый опыт поколений, поэтому большое значение в становлении человека имеет письменность.
Формирование человека происходит в обществе, где он создает уникальное человеческое бытие, это вытекает из философской концепции антропологизма, т. е. учения о социальной и биологической сущности человека. Человек – часть природы, живое телесное существо, имеющее родовидовые признаки, свои устойчивые вариации. Раса представляет собой определенный генотип, который выражается в специфических анатомических и физиологических признаках. Природно-биологическая организация оказывает влияние на жизнь человека: большую часть своего времени он использует для удовлетворения своих биологических потребностей. Это составляет основное содержание материального производства; этому была подчинена и социальная организация людей: род, племя, семья, государство, а также моральные и правовые нормы. Но стать человеком можно только в обществе; поэтому человек биосоциален. Следует помнить, что концепции антропосоциогенеза постоянно обогащаются материалами новых научных изысканий
4. Во все времена человека волновала проблема жизни и смерти, а также сопряженная с ней проблема смысла жизни. Мы уже изучали учения Сократа, Паскаля, Сковороды, Ницше, Соловьева, Бердяева, Сартра и многих других мыслителей, поставивших человека в центр философии. При этом мы заостряли внимание на нравственном содержании как оптимистических, так и пессимистических концепций, которые неизбежно касались проблем смысла жизни, счастья, смерти и бессмертия. Особенно сильна эта тематика в русской философии, а также в философии жизни и экзистенциализме.
Существует точка зрения, что смысл жизни – в самой жизни, в сохранении себя и рода человеческого. В. Соловьев был убежден, что смысл жизни – в приумножении добра. Творить добро – значит, творить жизнь: в этом великое предназначение человека. Его миссия в том, чтобы помешать миру исчезнуть; он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях, и если может – значит обязан. Смысл в том, чтобы состоятся человеком, творцом и созидателем. Как считал Леонардо да Винчи, кто не ценит жизнь, тот ее недостоин.
Понятия «цель» и «смысл жизни» однозначно определить трудно. Безусловно, они не совпадают и во многом зависят от религиозных, атеистических, философских, этических и практических установок личности. Это вопросы о том, зачем и ради чего живет человек. Понятие «цель» отличается большей прагматичностью; цели мы постоянно ставим на жизненном пути. Понятие «смысл» намного глобальнее, оно связано с понятием «содержание», так как все бессодержательное лишено смысла. Нельзя отождествлять смысл жизни со стремлением к счастью: оказывается, что счастье – это не набор благоприятных внешних обстоятельств, а состояние души. Об этом хорошо сказал французский поэт Шамфор: «Счастье – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в ином месте».
Возникает вопрос: о какой жизни мы должны заботиться? О вечной или о том кратком миге, который зовется земной жизнью? Античные мудрецы учили жить достойно, во всем соблюдая меру, и не бояться смерти. Протагор провозгласил: «Человек есть мера всех вещей», а Сократ представил философию искусством постижения жизни. Затем Диоген, вышедший на улицу с факелом в руках, на вопрос, чего он ищет при ярком свете солнца, отвечал фразой, ставшей афоризмом: «Я ищу человека». Безусловно, в этой фразе заключался глубокий философский смысл, касающийся и поисков человеческого совершенства, и размышлений о смысле жизни.
В средние века жизнь понималась как пар, на малое время появляющийся, а затем исчезающий. Аскетизм, умерщвление плоти понимались как высшая добродетель. Эпоха Ренессанса нравственно реабилитировала земные радости и чувственные страсти человека. Смысл жизни виделся в достижении счастья и блаженства на основе познания земного мира. Но гуманизм возникает вместе с индивидуализмом (человек видит цель жизни в самом себе, а смысл – в получении удовольствий, невзирая на интересы других людей). Естественно, такой индивид становится опасным для общества. Эгоцентризм ведет к анархизму, нигилизму, безнравственности. Известно утверждение Канта: «О человеке как моральном существе уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу».
В философии и художественной литературе существует и негативная точка зрения на смысл жизни, отрицание достойной цели, ценности человека. В культе страдания, в воспевании смерти, во всем тотальном пессимизме находит отражение не только трагизм исторической эпохи, но и зыбкость человеческого существования. Поэтому достаточно актуальной в философии остается тема самоубийства. По словам С. Кьеркегора, самоубийство – это отрицательная форма бесконечной свободы. Вслед за ним А. Камю, отвечая на вопрос, допустимо ли право на самоубийство, дает отрицательный ответ: самоубийство – это уклонение от абсурдного мира, с которым надо бороться и который необходимо улучшать.
Вспомним также «Фауста» Гете, где в основе интриги лежат бесплодные поиски смысла жизни. Фауст с горечью отмечает, что он прожил жизнь и не знает, в чем ее смысл:
Я богословьем овладел, над философией корпел,
Юриспруденцию долбил и медицину изучил,
Однако я при этом всем
Был и остался дураком.
Он проживает долгую жизнь, полную поисков и любовных приключений, но не видит смысла жизни и лишь на склоне лет, в своей второй старости понимает, что жить надо не для себя, а для других. Это прозрение стоит ему жизни, но его душу Мефистофель не получает, ее берет Бог.
Красота человека – в его внутреннем благородстве, высоких идеалах, достоинстве, мудрости жизни, которую можно выразить словами Ф. Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может выдержать любое как жить».
Подводя итог изучению проблемы человека в философии, следует подчеркнуть, что человек является центральным звеном действительности, которую он преобразует в соответствии со своими потребностями. В то же время, именно с деятельностью человека связаны глобальные проблемы современности. Следовательно, наше будущее зависит от того, удастся ли человеку гармонизировать свои отношения с природой и найти оптимальные варианты социального сосуществования.