- Функциональная грамотность учителя – залог успешности ученика.
- Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали требовать от учителей
- Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали требовать от учителей
- Что такое функциональная грамотность
- Как проверить уровень функциональной грамотности
- Правомерно ли требовать от учителя владеть функциональной грамотностью?
- Как развить навыки функциональной грамотности
- Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный учитель
- Профессиональный стандарт педагога
- Какими хотят видеть учителей дети и родители
- 1. Саморазвитие и умение признавать ошибки
- 2. Техническая грамотность
- 3. Опыт работы
- 4. Умение общаться
- 5. Понимание, что волнует подростков
- «Фу, как учитель может писать с ошибками?!»
Функциональная грамотность учителя – залог успешности ученика.
Функциональная грамотность учителя – залог успешности ученика.
Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования эффективной коммуникативной составляющей функциональной грамотности. Сегодня мы выделяем три основных направления этого важного процесса:
• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
• умение самостоятельно формулировать проблему
На мой взгляд, главной составляющей урока английского языка является мотивация учащихся. Для этого надо поменять свою роль на уроке, изменить подход к выбору заданий и текстов. Каждый учитель иностранного языка в нашей гимназии понимает, что сегодня он не является единственным источником необходимой ученику информации. На наших уроках учитель и ученик давно выступают как равноправные партнеры, соучастники образовательного процесса. Практика показала, что коммуникативную грамотность можно сформировать только в процессе интерактивного общения.
Так какие же технологии используют наши учителя для формирования коммуникативной грамотности своих учащихся?
Для обогащения лексического запаса, расширения лингвистического кругозора, насыщенности речи постоянно использую на уроках пословицы, поговорки, идиомы, фразеологизмы, разговорные клише, песни, стихи. Работая с предложенными в наших учебниках пословицами, поговорками учащиеся читают их, переводят, понимают содержание пословицы и стараются найти эквивалент в русском языке.
Очень важным аспектом деятельности кафедры иностранных языков является вовлечение ребят, начиная с первых классов в различные внеурочные мероприятия, среди которых особое место занимают песенные. Такие как : We love English, Mother’s Day, Christmas, The Beetles, The Festival of English and American folk music, Hit Top Show.
Активную роль в формировании коммуникативной грамотности играет творческая внеурочная деятельность, которая мотивирует детей на активную работу: это кружок французского языка, где дети демонстрируют шикарную французскую речь, актерские данные и, вследствие чего, выступают на сцене перед французской аудиторией в самой Франции. Это различные олимпиады, школьные, дистанционные, олимпиады Кембриджских экзаменов и многие другие.
Приобретаемые таким образом коммуникативные навыки дети активно применяют в программах международного обмена. С 2008 года нами реализовано уже 12 таких программ. Погружение в среду изучаемого языка и общение с носителями данного языка помогает не только улучшить знания в грамматике, фонетике, обогатить лексический запас, но и узнать многое о культуре народа, его обычаях, традициях, истории, которые неразрывно связаны с самим языком, его историческим развитием. Кроме того такие обмены помогают избавиться от стереотипов, которые мешают межкультурной коммуникации, а следовательно и овладению языком. Многие наши учащиеся, принимавшие участие в них отмечают, что такие программы помогают преодолеть языковой барьер, воспитать многие личностные качества, такие как целеустремленность, самостоятельность, ответственность. Свежим примером последнего из них является международный проект «Туризм. Экология. Спорт». С 1 по 9 октября 2017 года в нашу гимназию прибыла делегация из Германии в составе из 11 студентов и 2 преподавателей. Они проживали в семьях учащихся 10-11 классов. Языками общения были английский и немецкий, тем самым учащиеся могли полностью погрузиться в языковую среду. Для немецких студентов была проведена интереснейшая обзорная экскурсия по Уфе, делая остановки у главных достопримечательностей, экскурсия по гимназии, различные мастер классы, где и дети и учителя активно повышали свою функционально языковую грамотность.
Подводя итоги, хочется отметить, что все приемы и методы бесполезны, если нет доверительных взаимоотношений « учитель-ученик». Понимание, доверие, поддержка, право на ошибку, толерантность. Без этого не может быть здорового микроклимата на уроке, что очень важно.
Важным показателем взаимодоверия является использование формативного оценивания. Это подключение учеников к оценке своей деятельности, взаимооценивание. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.
Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали требовать от учителей
Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали требовать от учителей
Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Но что такое функциональная грамотность педагога? И как проверить ее наличие?
Что такое функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
Важно, чтобы функциональная грамотность была не обособленным набором задачек для решения, а процессом, гармонично вшитым в общую учебную программу (это если речь идет о школьниках).
Решение проблемных заданий на уроках развивает целеустремленность, скорость и гибкость мышления, нестандартное мышление, мобильность, информационную и коммуникативную культуру.
Но очевидно: для того чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. То есть получается, что к роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов, который не боится неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, наличия альтернативных точек зрения.
От преподавания — к изучению, от монолога — к интерактивному взаимодействию, от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».
Как проверить уровень функциональной грамотности
PISA (Programme for International Student Assessment) — это международная программа по оценке качества обучения, которая появилась в 2000 году и сейчас проводится каждые три года.
Главная цель этой программы — на основе результатов тестирования оценить грамотность 15-летних школьников в разных сферах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской.
Так как PISA — международная программа, она определяет перемены, происходящие в системах образования в разных странах. Так оценивается эффективность нововведений в сфере образования. Многие страны с нетерпением ждут результатов этих исследований — примерно так же, как ждут выступления национальных сборных на Олимпиаде.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она определяет не просто уровень предметных знаний учеников, но и их гибкие навыки — например, умение руководствоваться логикой, применять критическое мышление, креативность при решении нестандартных задач.
«Навык чтения и умение читать — не одно и то же». Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам
Да, тестирует эта программа школьников, но, глядя на их результаты, можно судить и о том, как работают преподаватели — и насколько хорошо они сами владеют новыми компетенциями.
Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Среди 77 участников мы заняли 31-е место. Это значит, что в 2018 году больше 78% российских обучающихся достигли и превысили пороговый уровень функциональной грамотности. При этом число детей, достигших наивысших уровней функциональной грамотности, составило 6% по всем видам проверяемых умений, что на 1% меньше по сравнению с предыдущим циклом исследования.
Правомерно ли требовать от учителя владеть функциональной грамотностью?
Конкретно эти требования нигде не прописаны, но если руководствоваться рядом нормативных документов, то все-таки можно сделать вывод: функциональная грамотность — необходимая компетенция для всех российских педагогов.
Есть Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». И в нем прописано следующее:
«При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
Есть госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней зафиксировано: «…сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».
То есть владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели сейчас так или иначе выстроены с учетом этой компетенции.
Как развить навыки функциональной грамотности
Есть пять способов становления функциональной грамотности — они подходят не только школьникам, но и педагогам.
1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.
5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.
На онлайн-конференции «Вызовы образования 2020: новые компетенции педагога» педагоги смогут узнать еще больше о функциональной грамотности и о том, как ее развить и наработать. А еще там можно будет вместе с единомышленниками проанализировать 2020 год в образовании, обсудить профессиональный опыт, который получили учителя, подумать, как использовать его дальше и какие компетенции следует развивать.
Иллюстрации: GoodStudio / Shutterstock
Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный учитель
Хороший преподаватель — это не только знание предмета и любовь к детям. Разбираемся, на чём строится компетентность преподавателя по профстандарту в России и какие качества полезны педагогам 21 века. Вы поймёте, на что ориентироваться при выборе учителя.
Профессиональный стандарт педагога
Существует документ, который определяет, какими профессиональными качествами должен обладать учитель в Российской Федерации — это профессиональный стандарт педагога.
Приказ появился в 2013 году, и в нём указывалось, что документ вступит в силу в 2015. Однако срок неоднократно переносился. Полный переход на новый стандарт должен осуществиться до конца 2020 года.
В документе проводится разделение между учителями дошкольного образования, начального, среднего, высшего и других. Тем не менее есть общие установки, какую работу должен выполнять учитель вне зависимости от уровня.
Согласно документу, государство ожидает от учителей следующие умения:
Помимо пояснений, какие качества должны быть у учителя, подчёркивается, что учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики. Педагогическая этика имеет равную ценность со знаниями, которыми обладает педагог.
Важно не только чему он научит, но и как он научит, как будет общаться с обучающимися, осуществлять дисциплинарные меры, мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время.
Какими хотят видеть учителей дети и родители
У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.
1. Саморазвитие и умение признавать ошибки
Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие.
2. Техническая грамотность
Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера.
3. Опыт работы
Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.
4. Умение общаться
Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками.
5. Понимание, что волнует подростков
Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей даже объединяют общие увлечения — например, преподаватель литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» Юлия Дэль обожает кей-поп, как и многие школьники.
А по-вашему, какими качествами должен обладать учитель? Делитесь мнением в комментариях.
«Фу, как учитель может писать с ошибками?!»
Есть профильные учителя, которые пишут с ошибками. Стоит ли их обвинять в профнепригодности, или всё же сильное преподавание физики (или истории) важнее грамотного русского? Наш блогер, учительница истории Анастасия Морозова, рассуждает, что для учителя важнее: быть грамотным или идеально знать свой предмет.
Вас раздражает, когда учителя пишут с ошибками? Да? Тогда мой пост для вас. Давайте сначала разбираться, что такое безграмотность и кто из учителей не имеет права на орфографические ошибки.
Мы видим большой текст, в нём одна-две грамматические ошибки. Человек безграмотен или у него есть шанс на пощаду с вашей стороны? Давайте вспоминать школьные годы, когда за одну-две ошибки в тексте ставили заслуженную 4. Напомню, что четыре — это хорошо, то есть у человека хорошие знания по русскому языку. Когда в одном предложении допущено несколько ошибок, то да, безграмотность налицо. Поэтому давайте всё-таки определимся, насколько грамотным должен быть учитель.
Если учитель преподаёт русский язык и литературу, то, конечно, он обязан быть абсолютно грамотным, так как это его профессия. Здесь никто спорить не будет. Но, думаю, вряд ли кто-то удивится, а уж тем более осудит филолога, если он не сможет воспроизвести формулу жиров или не ответит на вопрос «Кто такой Осип Непея?» Все понимают, что это очень узкие знания по предметам, в которых учитель русского языка не обязан разбираться. Почему же тогда от учителей других профилей требуют абсолютной грамотности? Понятно, что когда человек делает по несколько ошибок в одном слове, не знает базовых «жи-ши», «тся-ться» и так далее, то, конечно, ничего хорошего тут нет, но касается это не только учителей, а всех людей, которые когда-то учились в школе. Люди других профессий абсолютно столько же учились русскому языку, как и те, кто стал учителями.
Вот только завышенные требования предъявляются исключительно к педагогам, и не важно, физик это или филолог
Конечно, можно сказать, что русский язык обязан знать каждый, это не какой-то отдельный узкий предмет, а отражение целой нации. Тогда любой учитель должен иметь право преподавать русский язык. А то, согласитесь, нелогично: абсолютно грамотными должны быть все учителя, а вот предмет этот вести в школе могут только филологи?
Я не призываю к тому, чтобы все учителя писали безграмотно. Не оправдываю свои ошибки в правописании (да, они есть, я это прекрасно знаю), просто мне интересно, что для вас важнее: чтобы ребёнку объяснял физику талантливый учитель, который иногда делает грамматические ошибки, или абсолютно грамотный физик, который не знает своего предмета?
Как в школах травят учителей и почему об этом почти никто не говорит
Хотите два в одном? Так таких единицы, нам на физфаках, истфаках, матфаках и других факультетах русский язык дополнительно не преподавали — как в школе учились, так и остались с этими знаниями. Выгоним всех, несмотря на их успехи в собственном предмете?
Напоследок: Владимир Маяковский, Ганс Христиан Андерсен, Льюис Кэрролл и многие другие знаменитые писатели делали ошибки в орфографии. Может, им не надо было заниматься литературой? Может, и к их произведениям напишем злобные комментарии про неграмотность?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Не все отдают себе отчёт в том, что наша речь лучше всякого паспорта определяет личность каждого из нас. Стоит поговорить с человеком в течение 10-15 минут на любые, даже самые обычные бытовые темы, и об этом человеке можно получить практически всю характеризующую его информацию. Можно, например, определить, откуда он родом (речь жителей той или иной местности имеет свои особенности), богат или беден его словарный запас (свободно он выражает свои мысли или испытывает трудности в подборе слов), каков уровень его образования (правильно ли он ставит ударения в словах, не допускает ли использования слов-паразитов), широк или узок его кругозор (какие темы с ним интересно обсуждать), каков уровень его нравственности (допускает ли человек в речи грубые, вульгарные слова). Персидский поэт Саади ещё в 13 веке написал: «Умён ты или глуп, велик ты или мал – не знаем мы, пока ты слова не сказал». И нужно быть готовым к тому, что, если произнести что-нибудь типа красивЕе, звОнит или свеклА, можно тут же зарекомендовать себя как человека не очень высокой культуры и не очень высокого интеллекта.
Конечно, не в любом обществе могут заметить подобные ошибки. Однако есть такие профессии, которые настоятельно требуют от человека безупречного владения языком. Это профессии юриста, врача, филолога и, конечно же, педагога. Об искусстве вербального (словесного) воздействия педагога на тех, кого он обучает и воспитывает, хочется сказать особо.
Специфика профессии преподавателя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Эта работа направлена на формирование личности ученика (студента), его интеллектуальное и нравственное развитие. Преподаватель должен обладать не только специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
К сожалению, речь современных школьных и вузовских педагогов не всегда грамотна. И по этому поводу сегодня бьют тревогу и лингвисты, и психологи, поскольку речь преподавателя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для обучающихся.
Приведу показательный пример, описанный К.И. Чуковским в своей знаменитой книге о русском языке «Живой как жизнь». Однажды известному режиссёру ленинградского ТЮЗа позвонили. Он снял трубку и услышал: «Вам звОнит преподавательница». Режиссёр: «Не верю!» Бросил трубку. Снова звонок: «Вам звОнит преподавательница». Режиссёр: «Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить». Возможно, это действительно звонил преподаватель, но такую острую реакцию на подобный звонок можно понять. Об этом неизвестном преподавателе ничего не хочется знать: ни его стажа, ни квалификации, ни образования, поскольку истинное образование определяется не наличием диплома, а общим уровнем культуры и интеллекта. Этот преподаватель одним только неверно произнесённым словом обнаружил явные пробелы в своём образовании, а значит, дисквалифицировал себя как специалиста.
Давно известно, что воспитывает прежде всего личность педагога. Не те истины, которые он изрекает, и не те требования, которые он предъявляет к своим подопечным, а то, как он сам себя ведёт, как сам следует провозглашаемым постулатам. Ученики и студенты замечают и анализируют всё: каков внешний вид педагога, какова манера его поведения и, конечно, как он разговаривает, какова его речь. Педагог не может позволить себе выглядеть в глазах учеников недостойно. Горе тому преподавателю, у кого подсчитывают количество слов-паразитов, чьи неграмотные высказывания записывают, а потом передают как анекдоты. Вряд ли он будет пользоваться должным авторитетом. И, наверное, это справедливо. Статусу педагога (а значит, статусу человека высокого интеллекта и высокой внутренней культуры) необходимо соответствовать во всём.
Ошибочно мнение тех педагогов, которые полагают, что с обучающимися можно общаться на «их языке», т. е. употреблять в речи слова молодёжного сленга (клёвый, достали, прикольно), криминальный жаргон (братва, фуфло), междометия типа блин, ни фига себе, ё-моё и т. п. Некоторые преподаватели считают, что такой способ общения помогает им достичь лучшего взаимопонимания с обучающимися. На самом же деле репутация «своего парня» не делает чести педагогу. Ученики и студенты не будут его воспринимать как грамотную, авторитетную личность. Каждым жестом, каждым словом преподаватель должен показывать себя как человека безусловно культурного, грамотного, безупречно вежливого и интеллигентного. Учащиеся должны чувствовать, что до такой личности, как их преподаватель, нужно ещё дорасти, а для этого необходимо многому учиться, многое в жизни постичь. Иначе ни о какой воспитательной функции педагога не может быть и речи, как не может быть речи об истинном уважении к такому преподавателю.
Серьёзное нарушение этики общения – неумение выслушивать собеседника, грубо перебивать его. Кроме того, полезно приучить себя обращаться к собеседнику «на Вы», даже если это студент или старшеклассник. Таким обращением преподаватель подчёркивает уважительное отношение к своему подопечному и тем самым дисциплинирует его. В дореволюционные времена в российских гимназиях «на Вы» обращались даже к учащимся младших классов. Невозможно привить человеку уважение к преподавателю, если сам преподаватель не способен уважать своего ученика.
Среди педагогов, к сожалению, встречаются и такие, кто не гнушается употреблением вульгарных, бранных выражений, позволяет резкие, оскорбительные высказывания в адрес учеников и студентов. Подобные грубые нарушения речевой этики недопустимы. Ничего, кроме ответной озлобленности, агрессии и обиды, употребление подобных слов вызвать не может. А подчёркнуто холодная вежливость способна оказать более сильное воздействие на провинившегося.
Таким образом, речевая грамотность – отнюдь не личное дело каждого педагога, а его основное качество. Педагог – это не профессия, а образ жизни. И он обязан работать над повышением своей культуры, в том числе и речевой. Как сказал К. Паустовский, «языку мы учимся и должны учиться на протяжении всей своей жизни».
Чтобы обогатить свою речевую культуру, необходимо в первую очередь обогатить свою духовную жизнь: читать художественную литературу, посещать театры, расширять кругозор, воспитывать в себе чуткое отношение ко всему, что происходит вокруг. И, главное, всё это должно стать не неприятной необходимостью, а духовной потребностью культурной, высокоразвитой личности, которой и должен являться настоящий педагог.