Учитесь хорошо а то будете как я

«Пушкин нам так же непонятен, как душа собаки Каштанки». Лев Соболев — о ЕГЭ и классике не для всех

Почему дети говорят, что на его уроках чувствуешь себя человеком.

«Не каждый может объяснить, как устроена “Калинка-малинка”, а что говорить о “Евгении Онегине”?» Лев Соболев считает, что литературу должны изучать только желающие. И если вы все-таки решили ей заниматься, то будьте добры досконально прочитать «Войну и мир» и запомнить имена всех собак в сцене охоты. О том, почему Пушкин нужен не всем и как написать сочинение, когда тебе ничего не лезет в голову, Лев Иосифович рассказал «Правмиру».

Лев Иосифович Соболев — филолог, заслуженный учитель Российской Федерации. Окончил филологический факультет МГУ, с 1976 года преподает в школе № 67 в Москве. Работает по собственным программам в классах с углубленным изучением русского языка и литературы. Автор просветительских лекций и передач.

Как влюбить детей в филологию

— О вас говорят, что вы учитель, который влюбляет детей в филологию. Как вы это делаете?

— Я никогда этим специально не занимался. Понимаете, Вероника, если говорить по-честному и всерьез, то это, во-первых, очень интересный вопрос, а во-вторых, очень непарадный. Дело в том, что я довольно рано вопреки абсолютно всем рекомендациям, требованиям и самой сущности педагогического труда стал учить тех, кто хочет учиться. То есть я стараюсь минимально заставлять. Разумеется, я не могу не давать работу по тексту, потому что я не могу разговаривать с людьми о произведении, если они его не читали. Я так не умею.

И здесь всегда есть несколько фазисов, один из которых выглядит примерно так. Мои лентяи и сачки появляются в школе, уже учась в университетах, и просят разрешения посидеть на уроке: «Ой, это вы нам все рассказывали? Какой я был дурак, что не слушал». Говоря печоринскими словами: «Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно».

Но я тем не менее никогда не исповедовал необходимость всех учить словесности. Вам, наверное, было бы странно, если бы кто-то сказал: «Вот, теперь у нас новый обязательный предмет, по нему нужно сдавать государственный экзамен. История балета».

86dbdad2 3ad8 4264 bacf f155cdcb3378

— Ну почему? Мне было бы интересно.

— Я понимаю, да, но чем отличается история словесности от истории музыки или живописи? Для нее тоже нужен вкус. Конечно, можно в себе выработать и вкус, и умение читать, но для этого нужны усилия и желание. А предполагать, что любой восьмиклассник, которому ты начнешь рассказывать про «Капитанскую дочку», готов это воспринимать, — смешно. Я уже не говорю о том, что любой девятиклассник готов воспринимать лирику Жуковского или Пушкина.

— Ваши слова звучат революционно, особенно на фоне того, что Министерство образования все бьется над списком литературы и бесконечно редактирует программу. И как же Пушкин — не всем, если Пушкин — наше всё?

— Знаете, Михаил Леонович Гаспаров, один из самых больших филологов в мире, говорил, что Пушкин нам так же непонятен, как душа собаки Каштанки, — он писал не для нас. Даже «Калинка-малинка» сложнее, чем кажется, хотя ее по-своему, наверное, чувствуют все. Но разобраться, почему она многих заставляет пускаться в пляс и как она вообще сделана, — это умеет не каждый. А что говорить о «Евгении Онегине»? Или о «Медном всаднике»?

— А как быть тогда с культурным кодом?

«Это было время двоемыслия и вранья»

— Я нашла в соцсети посвященную вам группу. Один ваш ученик спрашивает: «Скажите, товарищи, как можно быть таким клевым перцем и учителем одновременно?» Как бы вы ответили? В чем секрет?

— Даже не помню такого. Не очень понимаю, что такое «крутой перец». Учителем быть непросто, но так сложилась судьба. В университете у нас вообще педагогика не была преобладающим предметом, хотя в дипломе написано: филолог, учитель русского языка и литературы. На 5-м курсе была педагогическая практика. Мне повезло попасть к замечательному учителю, покойному, к сожалению, Александру Владимировичу Музылеву в 16-ю школу, где он всем нам какое-то количество уроков поручал. И с одной стороны, мне ужасно понравилось преподавать, а с другой стороны, ему очень понравилось, как я это делаю. И он меня стал звать читать лекции его ученикам.

Я окончил пятый курс, получил рекомендацию в аспирантуру, но в аспирантуру филфака меня не взяли, и я попал в Институт конкретных социальных исследований. Сначала я действительно собирался заниматься социологией искусства, но сняли моего научного руководителя. Мне дали какую-то нелепую тему — и я уже со второго года аспирантуры пошел работать в школу. После аспирантуры я никакую диссертацию защищать не стал.

Сначала в одной школе я замещал учительницу, которая ушла в декрет, и вел два восьмых класса, школа была на задворках ЗИЛа. Когда я задал детям домашнее сочинение о том, что они думают по поводу комедии «Горе от ума» сегодня, один мальчик написал: «Эту книгу надо читать на досуге перед смертью».

Все мы родом из детства. 12 глубоких цитат из книги «Маленький принц»:

Источник

Что делать когда лень учиться, но кое-какие задатки здравомыслия, выраженные в осознавании важности учебы, все же имеются (с просторов)

Многие люди сталкиваются с отсутствием мотивации в учебе: лень, бурная студенческая жизнь и отсутствие нормального стимула многих заставило учиться вполовину своих возможностей, а кого-то и бросить учебу насовсем. Почему возникает эта ситуация и как с ней эффективно бороться, мы рассмотрим в этой статье.

Начнем с того, что эта ситуация характерна в основном для нашей страны, так образование в России частично бесплатное, а если и платное, то недорогое (в сравнении с развитыми и даже развивающимися странами), что приводит к большому количеству школьников и студентов, которые учатся «из-под палки», потому что так сказали родители. Представить себе студента, который не хочет учиться из-за лени или вечеринок в Великобритании или США, можно только не зная, сколько там стоит образование или насмотревшись американских фильмов про молодежь и вечеринки. То же касается и, например, Индии, где, выдержав конкурс 50 человек на место, студент продолжает пахать все пять лет обучения – ведь это его шанс на лучшую жизнь.

Для того чтобы заставить себя учиться, да и в других жизненных ситуациях вам понадобиться сила воли. Если она не дана вам от природы, ее можно натренировать.

Прежде чем развивать силу воли, полезно разобраться, что это такое. Многие считают, что сила воли это такая палка, которой человек подгоняет себя, чтобы сделать что-то неприятное. Ну как развить силу воли при такой-то позиции?

Что значит авторитет воли?

Лучше всего это показать на примере:

Представьте, что Вы идёте на экзамен. Ваше тело трясётся, но это не влияет на решение идти сдавать экзамен. А почему? Потому что за этим действием стоит сильная воля. Это воля социума, которая заставляет Вас сдавать экзамены. А почему Вы её слушаетесь? Потому что она для Вас – авторитет. Эту волю проигнорировать нельзя. И Ваше тело, и Ваше “Я” признаёт этот авторитет, и потому Вы, не колеблясь, идёте сдавать экзамен. Неплохо было бы узнать, как развить силу воли до такой степени.

Что же происходит с Вашей волей?

А как же выглядит развитая сила воли?

Вот пришли Вы домой после тяжёлого дня и легли на диван перед телевизором. Всё, Вам всё лень. Но на самом деле лень не Вам, а телу. А Вы просто ещё не научились разделять низшие и высшие потребности. В то же время Вы понимаете, что нужно было бы сделать несколько плановых физических упражнений для достижения своей Цели. Если авторитет Вашего “Я” высок, то никакая усталость не станет препятствием. Вы её просто проигнорируете. Если чисто физически Ваши мышцы будут способны сокращаться, то упражнения будут сделаны.

Это всё к тому, что сила воли и “заставить себя сделать” абсолютно не одно и то же. Применяя развитую силу воли, сопротивления не возникает, и Вы делаете задуманное как что-то само собой разумеющееся.

Как же приступить к развитию силы воли?

Научитесь замечать дела, невыполнение которых медленно высасывает энергию, а выполнение наоборот – поднимает энергетику. Почувствуйте азарт перед ними – станьте хищником, охотящимся за энергией. Это такие дела, которые выполнять лень. Пример: сразу помыть за собой посуду, застелить постель, заняться отжиманиями. При этом не играйте по правилам лени, не прислушивайтесь к отмазкам и оправданиям. Игнорируйте их. Просто помните, что если Вы такое дело выполните, то получите удовольствие более высокого порядка. И, по сравнению с ним, мнимые приятности от лени просто ничто.

Читайте также:  Как подключить ми бэнд 3 к телефону если он уже был подключен

Чтобы прочувствовать, что такое сила воли, можно сделать следующий эксперимент. Определите Вашу слабость. Лучше брать не самую сильную. Это может быть некоторая зависимость от сладостей, телевизора, посиделками допоздна, бессмысленного сёрфинга в интернете, соц.сетей или компьютерных игрушек. А теперь возьмите и твёрдо откажитесь от этого на месяц. Клятвенно пообещайте себе, что ровно через месяц возобновите эту привычку в полном объёме. Если, конечно, она Вам не разонравиться. Дальше самое интересное. Выставляете напоказ символ этой привычки и тренируете силу воли. Разделяйте позицию тела и Вашего Я. И всё получится.

Около года назад я отказал себе в сладком в любом его проявлении. Я запретил себе употреблять конфеты, шоколадки, торты, мучное (даже батон!), сладкие напитки, сладкий чай и кофе и т.д. Потом купил в магазине свою любимую шоколадку и положил на самое видное место. Первый день было очень легко. Энтузиазм, возникший с утра, с лихвой покрыл тягу к сладкому. Даже сочная упаковка шоколадки как то не привлекала. На следующий день было намного сложней. Казалось, да ну его, этот эксперимент. Как развить силу воли в таких условиях? И ещё эта шоколадка перед носом.

Раз или два чуть не сдался. Но вовремя осознал, что дал себе слово продержаться до конца любой ценой. Любой ценой! Ещё через пару дней было что-то вроде ломки. Меня немного трясло. Вот не ожидал, что из-за неупотребления сахара будет так плохо. Наверное, мой организм привык извлекать глюкозу в первую очередь из легкодоступных источников – из сахарозы. Ещё через неделю я держался непонятно на чём. Наверное, на инерции своего мышления. Или на упрямстве. Было действительно трудно, но я очень многое стал понимать.

Ко мне вернулась моя осознанность, ощущение чистоты и правильности. Самооценка не только росла, но и укреплялась. На уровне тела мне было плохо, но то, непередаваемое ощущение себя, полностью компенсировало эти неприятные ощущения. К концу последней недели я не обращал вообще никакого внимания на прихоти своего тела, был крайне осознан и, что самое интересное, несмотря на жгучее желание вначале, больше не хотел пробовать ничего сладкого. И шоколадку на 32 день я съел как кусок батона. Да приятно, но не более.

Если берётесь за свою силу воли серьёзно, то советую также в дополнение использовать приёмы самопрограммирования. Как это делается: каждый раз, когда ложитесь спать, представляйте от 3-го лица образ себя с развитой силой воли. Смотрите расслабленно, с вдохновением и радостью, как он двигается, как говорит, как решает проблемы и как достигает поставленных задач. Важно понимать, что это не Вы. Это какой-то человек, безумно похожий на Вас, но обладающий запредельной силой воли. Такая позиция не вызовет сопротивления Вашего сознания и Вы получите нужный эффект.

В таком серьёзном деле, как развитие своей силы воли, нужно соблюдать три вещи:

Начинайте с простого. Это крайне важный пункт. Слона можно съесть, только разрезав его на маленькие кусочки.

Выполнять задания каждый день. Один раз пропустили – и всё. Все предыдущие усилия были напрасными.

Вера в долгосрочный результат

Не следует ждать, что если Вы сейчас сделаете упражнение, то сразу же получите тренированную силу воли. Это не так. Придётся немного попотеть, прежде чем появятся первые результаты. Но это того тысячу раз стоит. Так что, спокойно тренируйтесь, понимая, что когда-нибудь Ваши усилия окупятся. Не может же такое количество энергии просто бесследно исчезнуть!

1. Понаблюдайте за разницей между потребностями своего тела и Вашего “Я”.
2. Попробуйте навязать неприятное действие своему телу: целый день делайте только те дела, которые делать совсем не хочется.
3. Тренируйте силу воли через выполнение “тянущих” дел.
4. Откажите себе в чём-то на месяц.
5. Каждый раз перед сном прокручивайте образ себя с тренированной силой воли.

Источник

Юлия Высоцкая: «Учусь у мужа пофигизму и делаю успехи»

nikola

41

— На мой взгляд, «Дорогие товарищи!» — самый сильный российский фильм 2020 года. Но он рассказывает об очень страшных событиях. Какие эмоции вы испытывали на съемках — счастье или стресс?

— Работать с Кончаловским для меня не просто счастье, а счастье в самой высокой степени. Это ощущается так же, как если человек испытал в жизни большую любовь — он вряд ли согласится на какой-то суррогат. Вот так же после работы с Андреем Сергеевичем очень трудно с другими режиссерами. А вообще артисты — это странные люди, они так устроены, что испытывают определенного рода мазохистское удовольствие, когда у них получается передать необходимую степень ужаса: это означает, что ты делаешь свою работу хорошо. Если ты целиком и полностью не погружаешься в ту боль, которая требуется материалу и режиссеру, то ты просто плохой артист, это не твоя профессия.

— Работая над «Домом дураков», вы два месяца провели в психиатрической клинике, перед «Раем» худели и стриглись наголо. А какой была подготовка к «Дорогим товарищам!»?

— Никакой специальной подготовки не потребовалось. Надо было просто принять себя такой, какая ты есть. Принять то, что у тебя не будет грима, прическа будет такой, какая тебе не подходит, наряды тоже совершенно не твои. Ну и вперед!

— Снимали фильм фактически на месте событий. А Новочеркасск — это ваша родина. Вы что-то помните из своего детства там?

— Тут нужно написать маленькую новеллу, чтобы рассказать о том, что для меня Новочеркасск. Русский юг позднего советского периода. Это сейчас мы знаем, что это был «застой», а когда тебе семь-восемь лет, у тебя рубль в кармане и на мороженое, и на музей, и книжку купить или открытки, все видится иначе. В той жизни была какая-то защищенность. Которая потом, в начале девяностых, конечно, исчезла. А сейчас я не могу сказать, какая там жизнь, потому что, даже проведя на съемках несколько недель, ты не погружаешься в реальную жизнь города.

— Вашей маме было десять лет, когда произошло восстание на заводе. Она что-нибудь рассказывала?

— У нас дома об этих событиях никогда не говорили. Совсем. Но, конечно, задолго до съемок, когда Андрей Сергеевич только задумывал писать сценарий, мы говорили с мамой — и я, и он. Но мама в то время была совсем ребенком, а дедушка с бабушкой никогда это не обсуждали. Информации не было. Мои бабушка с дедушкой оба прошли войну, я не думаю, что они были на митинге и давали подписку о неразглашении. Думаю, что их позиция могла быть близка к позиции Людмилы. Я могу на эту тему только фантазировать, у меня нет никаких данных, но я точно знаю: мой дед после войны был в лагерях, однако, когда вернулся, по-прежнему считал, что победу в войне мы одержали благодаря товарищу Сталину. И хорошо помню рассказ бабушки о том, что, когда умер Сталин, она схватила маму и побежала куда-то на площадь, где висели репродукторы, чтобы услышать правду. Она не могла поверить, для нее это было страшное потрясение. Я никогда не слышала от них каких-то сталинистских высказываний, но вполне могу себе представить, что эти люди так же, как и Людмила, жили верой в то, что можно построить коммунизм. Пройти войну, ежедневно встречаясь со смертью, видеть убитых товарищей и считать, что все это зря, было невозможно. Такое могло бы просто свести с ума, особенно учитывая, что моя бабушка пошла на фронт, когда ей было пятнадцать лет — она приписала себе три года.

42

— А что вам рассказывал ваш дед-казак? Его история была похожа на рассказ отца Людмилы в фильме? Тот страшный рассказ, который он завершает просто убийственной фразой: «На Дону Бога нет».

— Не надо забывать, что это все-таки художественный вымысел двух сценаристов, Елены Киселевой и Андрея Кончаловского. В моей семье за байки отвечала бабушка. Дед вообще был молчалив, сдержан. Самое страшное слово, которое я слышала от него за всю жизнь, — это «дурак». Вообще, казаки — это не те, кто смеются и балагурят, это немного другой способ существования. Настоящие казаки, конечно, не ряженые. К тому же отец Людмилы начал говорить только после того, как крепко выпил, когда у него пропала внучка. Он прекрасно осознавал — вернулось нечто страшное, что на Дону уже было. Мой дед, слава Богу, не испытал подобной потери, когда пропадает родной человек. Поэтому и не было повода говорить так много. Он вообще мало рассказывал. В 1991 году его нашел орден Красного Знамени — оказывается, в 1943-м после гибели своего командира он, младший офицер, принял на себя командование и вывел взвод из окружения без единой потери. Мы были потрясены, потому что даже не слышали от него никаких упоминаний об этом.

Читайте также:  Как отварить мясо чтобы оно было мягким

— Вы говорили, что дед побывал в лагере…

— Деда после войны посадили. В конце войны, уже возвращаясь из Берлина, в Риге он отдал распоряжение накормить детей остатками офицерского обеда. Кто-то, видимо, донес, и его отправили в лагерь. Я очень сожалею сейчас, что не расспрашивала его, не пыталась выяснить всех подробностей. Теперь-то я понимаю, что это глобальная проблема. Пока есть возможность говорить со своими бабушками, дедушками и даже с родителями, это надо делать. Мы не спрашиваем, потому что молодые, глупые. Потом проходит время, вопросы возникают, но задать их уже некому. Андрей Сергеевич, например, очень жалеет, что не расспросил Петра Петровича Кончаловского о Врубеле, о Серове, о других художниках конца ХIХ — начала ХХ века. Точно так же и у меня с моими родственниками. В лагере деду очень помог один грузин. Они вышли вместе, и дед поехал к своему другу в Тбилиси, там женился на его дочери. Родилась девочка, которую назвали так же, как потом мою мать, — Светлана. Но дед не смог по своей казацкой натуре жить среди другого народа. Он оставил ту семью, вернулся на родину и женился на моей бабушке. Я так и не знаю, общался ли он с ними, как они жили потом…

— Какая атмосфера в Ново­чер­касске сейчас? У вас на съемках было время, чтобы погулять по городу, отдохнуть, сходить на рынок, что-то самой приготовить?

— Мы жили в Ростове. Фильм снимался не только в Новочеркасске, но и на Дону, а Новочеркасск стоит довольно далеко от этой реки. Ростов — прекрасный современный город, с барами, ресторанами. Есть красивая набережная, где хорошо гулять. Мы жили в отличном отеле, где можно было каждое утро заниматься спортом. В Новочеркасске же мы снимали важные сцены на НЭВЗ, возле Триумфальной арки, в каких-то других знаковых местах города. Но по большому счету, когда ты снимаешься, возможности смотреть по сторонам, погружаться в жизнь города нет. Ты не можешь себе позволить расслабиться и в обеденный перерыв смотаться на рынок и посмотреть, что там продают. Ты должен сохранять очень концентрированное восприятие материала.

— Но как вы устраивали свой быт на съемках? Читала, что, когда вы были в Карелии, вам там каждое утро привозили чудесное парное молоко. И вы делали прекрасное капучино, даже лучше, чем в Милане. А что особенного было на «Дорогих товарищах!»?

— В этом смысле мы с Андреем Сергеевичем очень родственные натуры. В вопросах обустраивания быта во время работы я очень многому у него научилась. Работа должна приносить счастье во всех аспектах. И это ощущение, которое начинается с утреннего кофе, продолжается на съемочной площадке и переходит в общение с теми, с кем сблизился во время работы. Уже после съемочного дня, за бокалом вина, может быть. Это такая жизнь в жизни. Маленький праздник. Люди по-настоящему чуткие осознают, насколько мимолетно это счастье, когда все совпало, когда случается и творческий, и человеческий контакт…

А с гастрономической точки зрения в Ростове были каймак, рынок, круассаны из ресторана, прекрасное вино, чудесные заботливые ребята из отеля, варившие нам кофе, который я намолола и привезла из Москвы. В Ростове было очень комфортно. Более того, первые семь съемочных дней мы с Андреем Сергеевичем голодали, потом пять дней выходили, и после был абсолютный праздник. Мы ели черный хлеб с каймаком, сало покупали на рынке, все было очень круто!

42

— Я видела программу, которую вы когда-то снимали в Ростове-на-Дону, и вы рассказывали, что там какой-то потрясающий каймак. Я тогда это слово вообще впервые услышала. А если не брать вариант ехать за ним в Ростов-на-Дону, знаете ли вы какой-то способ раздобыть такой в Москве?

— Мне мама передает варенья, соленья, иногда рыбу соленую, иногда с какой-то скоростной оказией — каймак.

— Для вас наслаждение жизнью невозможно без наслаждения едой. А еще без чего?

— Во-первых, на сегодняшний день для меня наслаждение жизнью невозможно без наслаждения голодом. Вообще, нужен отказ от чего-то, чтобы потом почувствовать радость возвращения. Нельзя без конца наслаждаться, обязательно должен быть период воздержания, когда ты ограничиваешь потребление всего — еды, вина, сериалов, покупок. Это дает возможность и серьезно погрузиться в другие вещи. И получить радость от этого. Чтобы потом, уже с другой радостью, вернуться к любимому хлебу с маслом или недосмотренному сериалу.

— Хлеб с маслом — самое вкусное блюдо или есть что-то вкуснее?

— Вкуснее только хлеб с маслом и с вином.

— Юлия, почему именно еда, ее приготовление стали вашей любовью?

— Наверное, потому, что у меня нет слуха и я не умею петь и играть на музыкальных инструментах, хотя музыку люблю. У меня нет никаких талантов к живописи, не обучалась танцу. Мне очень нравится плясать, но с точки зрения искусства это что-то сомнительное. А еда — это просто, это могут все. С той или иной долей успеха готовить может каждый. Нужно только желание.

— В одной из ваших многочисленных книг я прочитала, что все, что ваша мама готовила в выходные, она называла «плюшки». Вы обожали мамин пирог с капустой и винегрет. Что еще? Какой был вкус у вашего детства?

39

— Вкус у детства — это когда ребенок просыпается, а в доме разлито ощущение заботы и творчества. В том смысле, что делается что-то, чтобы этот дом был уютным, чистым, лучшим местом на земле. Вот это вкус детства, не в еде дело. У нас была очень небольшая квартира в хрущевке, но всегда накрахмаленные простыни и что-то свежеприготовленное с утра специально для тебя. Вот это и запомнилось на всю жизнь. Осенью могла быть тыквенная каша, зимой — даже и холодец на завтрак, летом — вареники с вишней. Не важно, что именно это было, важно, что делалось то самое усилие, чтобы отношения и люди были счастливыми. Я ни в коем случае не говорю, что нужно с утра до ночи мыть полы и тогда все будет хорошо. Но когда что-то делаешь, что-то вкладываешь, все равно получаешь отдачу.

— А что в выходные готовите вы?

— Во-первых, по-прежнему всех радует винегрет. Пирожки с капустой тоже занимают высокие позиции в чартах. Но, конечно, все зависит от погоды, от настроения. Муж очень любит разные супы: с фасолью, с чечевицей, харчо. Мои близкие любят яркие вкусы, и я стараюсь соответствовать их стремлениям.

— Может ли ваш муж сам что-то для вас приготовить или в доме готовите только вы?

— Андрей Сергеевич может приготовить все что угодно. Но готовить он не хочет.

— Когда-то вы первой открыли для россиян руколу и стали из нее готовить. Что нового вы нашли в последнее время в кулинарии для себя и для других?

— Я для себя открыла новый чеснок — с очень крупными дольками и без сильного едкого аромата. Если растереть много такого чеснока с грецкими орехами, добавить оливкового масла и черного перца, то получается фантастический соус не только к макаронам, но и к любому салату.

— Как вы остаетесь в такой потрясающей форме, если рядом постоянно еда?

— Если вокруг постоянно еда, это не значит, что ее нужно постоянно есть. Многие повара находятся в очень хорошей форме. Приготовление пищи — это способ самовыражения, а не способ удовлетворения требований желудка.

41

— Много лет вы соблюдаете экадаши — кратковременное сухое голодание. Когда это началось? Каких правил еще придерживаетесь, чтобы поддерживать организм в форме?

— Я не всегда соблюдаю экадаши всухую, иногда с водой. Конкретно мне пищевая пауза очень подходит для поддержания формы и для обретения энергии. Это один из способов обновления организма.

— Возможно, я ошибаюсь, но я не вижу у вас ни следа ботокса. Как отказаться от самой популярной в артистическом мире процедуры?

— Зачем от нее отказываться? Если она делает вас хуже, не стоит к ней прибегать, а если делает лучше, то и не отказывайтесь от нее. Ботокс тем и хорош, что он уходит через некоторое время и не оставляет никаких следов.

— С чего начинается ваше утро? Чем заканчивается ваш день?

— У меня нет кнопки включения или выключения. Бывает по-разному. Всегда выпиваю стакан воды с утра, потом наступает очередь физических нагрузок, а потом уже все остальные дела. Сегодня, например, так не получилось, с утра поехали на рынок, и вот только сейчас я шагаю с палками. Все наоборот.

Читайте также:  Форт боярд как был построен

— Простите за тавтологию, но мне очень нравится ваше «Мне это нравится!» на YouTube. То, что вы делаете, дает настроение, радость, я узнаю что-то новое, меня это разгружает, хочется вместе с вами смотреть на приятных людей, на красивые места… В общем, в интернете вы нашли для себя яркий, интересный жанр, а ведь интернет — это будущее. Нет планов совсем уйти с телевидения?

— Телевидение — это одна аудитория, интернет — другая. На телевидении больше законов, которые необходимо соблюдать, в интернете больше свободы. Но при этом на ТВ все более стабильно, заключил контракт — и знаешь, что у тебя есть работа, по крайней мере на сезон. А в интернете все более хрупкое и шаткое. В каждом направлении есть свои плюсы и свои минусы. Программа «Мне это нравится!» задумывалась как совмещение полезного с приятным. Было много работы в разных уголках мира, и, поскольку при этом часто присутствовали мои друзья, мы решили сделать из этого какой-то проект, использовать время не только для того, чтобы просто наслаждаться какими-то видами и знакомиться с чем-то новым, но и делиться этим в программе. Сейчас все немножко изменилось — дело в том, что мы не только практически не путешествуем, но и вообще избегаем контактов. Но надеюсь, что очень скоро мы вернемся в наш обычный динамичный и увлекательный режим.

— В какой точке мира вам лучше всего? Да, разумеется, нам всем хорошо там, где близкие и любимые люди. Но я имею в виду именно географическую точку…

39

— Как и многим русским, мне нравятся теплые страны, Италия, моря-океаны, которых нет в Москве. Тем не менее, Москву я тоже очень люблю. Здесь мой дом, мои друзья, любимая работа.

— Юлия, вы являетесь частью клана Михалковых — Кончаловских. Что это вам дает?

— Думаю, что все это несколько преувеличенно и в современном мире значение клана не так уж велико. Вряд ли я могу серьезно рассуждать на эту тему.

— Кто вам в жизни давал самые мудрые советы?

— Было много людей, которые оказали на меня влияние. И не только людей, литературных произведений, например, тоже. Наверное, самые важные советы — это быть открытой и «не жить так подробно», как говорил Лев Николаевич Толстой.

— Что вы делаете, если дико устали, сил нет ни физических, ни моральных? Как перестать тревожиться и начать жить спокойно и счастливо?

— А кто сказал, что жизнь должна быть спокойной и безмятежной? Откуда эта странная установка? Почему если в жизни присутствуют боль, тревога, неудачи, то так не должно быть? И почему жизнь должна состоять из бесконечной радости? Жизнь состоит из бесконечного спектра переживаний, и они не могут быть только со знаком плюс. Надо просто каким-то образом научиться проходить все эти этапы. Когда я серьезно устаю, выходы могут быть разными. Иногда помогает одиночество. Причем не на один вечер, а, в идеале, неделя или несколько дней в ретрите, без телефона и почти без общения. Сейчас это невозможно, поэтому я нахожу успокоение в общении с родными людьми.

— У вас муж, которому постоянно нужно соответствовать, это не сложно? Он трудоголик, мало спит, много работает, занимается самосовершенствованием. С одной стороны, это прекрасно, с другой — сложно расслабиться. Это когда-нибудь было проблемой?

— Мне намного сложнее соответствовать себе самой, потому что мои требования к себе гораздо выше, чем требования ко мне моего мужа. Когда вы любите, то даже не думаете о соответствии.

42

— Вы человек настроения или человек правил? Какие правила стараетесь не нарушать?

— Я считаю, что настроение — вещь очень личная, и верх невоспитанности — демонстрировать свое дурное настроение. Мы все должны друг другу улыбаться, именно должны. Это нормальная гуманистическая жизненная позиция. Если это можно назвать правилом, то я — человек правил.

— В одном из интервью вы заметили, что когда относишься к делу легко, то получается лучше, чем когда очень стараешься и полностью выкладываешься. Как у вас обстоят дела с этой легкостью? Ведь вы, как перфекционист, наоборот, привыкли выкладываться на 1000 процентов…

— Я работаю над собой, стремлюсь к легкости. И все больше и больше принимаю долю определенного пофигизма, который присущ моему мужу. У меня есть хороший учитель, я учусь у него этому пофигизму, и мне кажется, делаю успехи.

— Так как же научиться принимать жизнь такой, какая она есть, с ее несовершенствами, серостью, трагедиями?

— Мне кажется, такие вопросы больше подходят далай-ламе, а не артистке Высоцкой. Я сама только учусь.

— Юлия, каким был прошлый странный 2020 год для вас? Что было прекрасного, а что неприятного и даже невыносимого?

— Думаю, что 20-й год был у всех одинаковым, мы все пережили шок и вряд ли полностью осознаем, насколько изменилась наша реальность. Все случилось, как в самом неправдоподобном фантастическом фильме. Весь мир надел маски, весь мир перестал путешествовать, весь мир живет в каких-то ограничениях, о которых еще недавно никто не мог и подума­ть. Меня все это коснулось так же, как и других. Я должна была сниматься, должна была играть в Италии, в Петербурге, в московских театрах, наконец. Все стоит на паузе. С другой стороны, в последние годы у нашей семьи был такой напряженный график, две-три недели каникул за год — и все, постоянная работа над несколькими проектами одновременно… Например, когда снимался «Рай», в то же время выпускался «Вишневый сад», или когда мы снимали «Дорогие товарищи!», то одновременно репетировали «Сцены из супружеской жизни» в Италии. Притом что постоянно существует «Едим Дома», YouTube-проекты и так далее. Поэтому это была, с одной стороны, пауза в рабочем процессе, а с другой стороны, счастливая возможность быть все время вместе. Смотреть кино, читать, разговаривать, готовить, наслаждаться, казалось бы, совершенно банальными вещами.

— Как жить в этом новом, странном и непредсказуемом мире, где опасно обниматься, целоваться, открывать лицо, путешествовать, ходить в театр, в кино, в рестораны? Что приносит вам радость сейчас?

42

— Все, что мы можем сегодня сделать, — это принять новые условия игры. Пока не станет безопасно все, что было обычным делом раньше, я буду себя ограничивать. Я считаю, что осторожность — это единственный способ, которым можно как-то контролировать ситуацию. Я серьезно отношусь ко всем мерам безопасности.

— Да, не похоже, что все уже кончилось. Самоизоляция — часть наших будней. И все же по чему-нибудь из прежней жизни скучаете?

— Больше всего я скучаю по свободе передвижения и по возможности принятия спонтанных решений. Когда можно проснуться и сказать: «Давай рванем в Неаполь!» — и через шесть часов оказаться в Неаполе. Так жили многие из нас. Те, кто хотел путешествовать, могли себе позволить путешествовать. У меня есть знакомые, которые все заработанные деньги тратили на поездки. Жили скромно, но три-четыре раза в год куда-то ездили. Думаю, что отсутствие перспективы, свободы выбора сильно изменило психику людей. Это тяжело. Как говорил Астров в пьесе Чехова «Дядя Ваня»: «У меня вдали нет огонька». Мы все сейчас лишены такого огонька. Он то загорается, то опять гаснет. В самоизоляции я, конечно, занималась французским и итальянским, что-то делала по дому, но такое законсервированное существование не так много мне дало. Я не стала лучше говорить по-французски, может быть, я стала лучше понимать грамматику, но, чтобы говорить, нужно ехать во Францию и практиковаться там. А для живущих вместе людей этот период стал проверкой. Кто-то стал ближе друг к другу, а кто-то расстался и, может быть, это хорошо. Потому что проявилось то, что не смогло бы проявиться в обычной жизни, и карантин помог расставить все точки над «и». В случае с нашей семьей я благодарна этому периоду за то, что мы смогли взять паузу, остановиться посреди бешеной гонки и заново увидеть, услышать друг друга. И это абсолютно бесценно.

— Я читала, что в постели с мужем вы играете в шахматы. Никогда ничего подобного не слышала. Кто выигрывает?

— Странно было бы, если бы я рассказывала о том, что мы делаем в постели с мужем. Это уже не для журнала «7 Дней», а для издания «7 Ночей»!

— Вы способны на сумасшедшие поступки?

— Думаю, что да. Хотя чем дальше, тем более разумно я поступаю.

Источник

Adblock
detector