Уровень безработицы может быть подсчитан как отношение числа неработающих к числу работающих

Задача №28. Расчёт уровня безработицы

Из них 8 млн. находится в трудоспособном возрасте.

Безработица в стране характеризуется следующими данными:

240 тыс. человек потеряли работу в связи со структурной перестройкой производства и стоят на учете на бирже труда

500 тыс. человек – лица, проживающие в сельской местности, работы по найму не имеют, занимаются хозяйством на личных подворьях. На бирже труда не зарегистрированы.

Определите уровень безработицы в стране.

Решение:

К безработным, применительно к определениям Международной Организации Труда (МОТ), относятся лица в возрасте 15 – 72 лет, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

— не имели работы (доходного занятия);

— занимались поиском работы – обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в СМИ, Интернет, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;

— были готовы приступить к работе немедленно.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены одновременно все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, изложенными выше.

Лица, потерявшие работу в связи со структурной перестройкой производства и состоявшие на учете на бирже труда, относятся к безработным.

Лица, проживающие в сельской местности, не имеющие работы по найму, занимающиеся хозяйством на личных подворьях, а также деклассированные элементы, не имеющие работы, и потерявшие надежду её найти относятся к категории не включаемых в численность рабочей силы.

Для наглядного представления условия задачи представим его в виде схемы:

rp

Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

cf

L – численность рабочей силы,

Е – численность занятых,

U – численность безработных.

Найдём уровень безработицы:

q2

В данном случае речь идёт о структурной безработице, что соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально.

Источник

Экономика. 11 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №15 «Уровень безработицы»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме: уровень безработицы, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическая безработица, фактическая безработица, естественная безработица, полная занятость, методы снижения безработицы, профсоюз.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Общая численность рабочей силы делится на две части:

1. занятые (employed – E) – это люди, у которых есть работа, даже если они трудятся неполный рабочий день/неделю;

2. безработные (unemployed – U) – это люди, у которых нет работы, но они её ищут и готовы приступить к ней.

Общая численность рабочей силы (labor – L) определяется сложением числа занятых и безработных:

Уровень безработицы (u) – это отношение числа безработных к числу рабочей силы (сумма занятых и безработных), определённое в процентах:

u = U : L × 100% или u = U : (E + U) × 100%.

Другими словами, уровень безработицы показывает долю (в процентах) безработных в рабочей силе.

Фактический уровень безработицы включает три составляющие: уровни фрикционной, структурной и циклической безработицы:

Уровень каждого из этих типов безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных (структурных, циклических) безработных к численности рабочей силы:

Фрикционная и структурная безработица присутствуют всегда даже в развитых странах, потому что от них избавиться нельзя – это естественные процессы на рынке труда.

Фрикционная и структурная безработица – это естественная безработица. Естественный уровень безработицы – это такой уровень, который существует при устойчивом развитии экономики.

Если в экономике присутствуют только фрикционная и структурная безработица, то это, как говорят экономисты, состояние полной занятости рабочей силы и говорит о том, что рабочая сила используется достаточно эффективно. Полная занятость наступает, когда в экономике уровень циклической безработицы равен нулю. Полная занятость – это не полное отсутствие безработицы, а наличие только лишь фрикционной и структурной безработицы.

Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы (u*): все, кто хочет работать и ищет работу, в конечном счёте её находят.

Естественный уровень безработицы определяется как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы:

На сегодняшний день нормальная величина естественного уровня безработицы составляет порядка 6-7%, потому что сегодня увеличилось время поиска работы на рынке труда.

Поскольку безработица – это существенная проблема, государство должно использовать рычаги для борьбы с ней. Разные типы безработицы объясняются разными факторами, поэтому и используются разные методы снижения безработицы.

Однако, есть общие: развитие центров занятости и выплата пособий по безработице.

Специфические методы снижения уровней разных типов безработицы:

На рынке труда играют определённую роль профессиональные объединения работников.

Профсоюз – объединение наёмных работников с целью защиты их интересов и улучшения трудовых условий.

Резюме теоретической части

Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Фактический уровень безработицы включает три составляющие: уровни фрикционной, структурной и циклической безработицы.

Полная занятость наступает, когда в стране отсутствует циклическая безработица. Полная занятость характеризуется не полным отсутствием безработицы, а наличием только фрикционной и структурной безработицы.

Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.

Государство использует различные методы снижения уровня безработицы в зависимости от её типа. Общими для всех типов являются создание служб занятости и выплата пособий.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Найдите понятия, которые относятся к проблеме безработицы.

dc7a395e 0606 4d56 b571 59f680b9c954

Рисунок 1 – Найди термины

699b3488 abe8 467c b5ce 85e081ec6fe5

Рисунок 2 – Верные термины

2. Выберите верный ответ и выдели его цветом.

Численность рабочей силы равна 50 млн. человек, численность занятого населения – 40 млн. человек. Тогда уровень безработицы равен:

Рассчитываем численность безработных: 50 – 40 = 10 млн. человек.

Уровень безработицы: u = 10 : 50 × 100% = 20%.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Источник

Система показателей и оценка уровней занятости и безработицы

.В экономической теории используют два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда.
Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Уровень безработицы измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.

Уровень безработицы – это есть отношение количества безработных ко всему экономически активному населению (L=U+E):

Безработица может рассматриваться с точки зрения запаса и потока.

Запас – количество безработных на данный момент времени.

Поток – характеристика динамики безработных, движения в и из состояния безработицы.

Приток в безработицу – количество людей, перешедших в состояние безработицы.

Отток из безработицы – количество людей, вышедших из состояния безработицы.

Можно выделить шесть основных потоков, которые определяют состояние рынка труда и уровень безработицы): от занятых к безработным и наоборот, от безработных к экономически неактивным и наоборот.

Итак, самая существенная черта современной безработицы – то, что сегодняшняя безработица – это безработица среди благосостояния, когда рабочая сила части трудящихся стала по настоящему излишней.

оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.

Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.

Вывод: хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

Уровню безработицы при полной занятости («естественному» уровню безработицы) трудно дать точное определение, и существует выбор из нескольких альтернативных концепций.[1] Одна определяет естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция, вызванная ростом цен, либо устойчивы либо находятся на доступном уровне. Другая определяет естественный уровень безработицы, как уровень, при котором количество незанятых рабочих мест равно количеству безработных. Третьи определяют его как уровень безработицы при котором любое увеличение совокупного спроса не приводит к дальнейшему сокращению числа безработных. В качестве разновидности последнего определения, естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный (фрикционный и, возможно, сезонный) характер. И наконец, с недавних пор естественный уровень безработицы стали определять как уровень, при котором процент безработицы остается неизменным и как перемещения в состояние безработицы, так и продолжительность безработицы являются нормальными.


45. Рынок труда и его статистическое изучение.

Занятость, является признаком, относящимся прежде всего к месту работы и поддающимся суммированию (одно и то же лицо может быть занятым на различных предприятиях или выполнять подсобную оплачиваемую работу). Поэтому говорят о случаях занятости (в отличие от подхода с точки зрения экономически активного населения). По отношению к занятости интерес представляют прежде всего признаки соответствующего предприятия ( места работы), такие, например, как отрасль народного хозяйства, величина предприятия и т.п.

Статистика занятости является наглядным примером такой вторичной статистики, значение которой в дальнейшем будет повышаться. В рамках этой статистики ведется как краткосрочное текущее наблюдение за рынком труда и конъюнктурой, так и подробное годовое структурное обследование.

1) отсутствие или лишь незначительная профессиональная деятельность (безработица),

2) трудоспособность и готовность к работе,

Международное сравнение показывает, что для определения числа безработных обычно применяют следующие методы:

1) прямой опрос домашних хозяйств (в переписи населения или микроцензе),

2) получение данных из карточек, ведущихся биржами труда с целью трудоустройства,

3) получение данных из документации по страхованию на случай безработицы,

4) из документов профсоюзов и их организаций, оказывающих поддержку работающим.


48. Национальное богатство, как составная часть материально-технического потенциала.

Экономические активы-объекты, на кот институц единицы устан права собственности в рез-те владения кот в теч определенного периода времени его владелец может получать экономические выгоды.(не относятся к эк активам только те кот не приносят экономич выгоды владельцам)(нефинасовые эк активы, произведенные эк активы;непроизведенные активы;финасовые активы).

Читайте также:  Как есть тыкву с пользой для печени


50. Население, как объект статистики.

edugr4

Население как предмет изучения в статистике представляет собой со­вокупность людей, проживающих на определенной территории и непре­рывно возобновляющихся за счет рождений и смертей. Население любо­го государства весьма неоднородно по своему составу и изменчиво во вре­мени, поэтому закономерности развития населения, изменение его со­става и многие другие характеристики должны изучаться с учетом кон­кретных исторических условий.

В статистике населения единицей наблюдения чаще всего является отдельный человек как индивидуум, однако может быть и семья или домохозяйство. В отличие от семьи под домохозяйством понимают совместно проживающих и ведущих общее хозяйство людей (необязательно родст­венников). Домохозяйство, в отличие от семьи, может состоять и из од­ного человека, обеспечивающего себя материально.

В статистике населения объектом статистического наблюдения могут быть самые разные совокупности: население в целом (постоянное или наличное), отдельные группы населения (трудоспособное население, без­работные, пенсионеры, городское население или сельское, мужчины или женщины и т. д.), молодые семьи (или, наоборот, пожилые), родившиеся за год (или иной период) или умершие и т. д.

Объект и единица наблюдения выбираются в зависимости от цели ис­следования.

Основными источниками статистики населения являются текущий учет и единовременные наблюдения в виде сплошных или выборочных пере­писей. Причем первоисточником сведений о населении являются пере­писи. Они дают наиболее полные и точные сведения о численности насе­ления. Текущий учет родившихся, умерших, прибывших на ту или иную территорию и выбывших с нее позволяет определять численность насе­ления ежегодно на основе итогов последней переписи.

В промежутках между переписями для получения важных данных о демографических и социальных процессах, происходящих в обществе, проводятся обычно выборочные обследования (микропереписи населе­ния), охватывающие 5% постоянного населения.

В каждом конкретном статистическом обследовании населения могут решаться (и решаются) самые различные задачи. Но в целом, говоря о статистике населения, можно выделить следующие основные задачи:

определение численности населения и его распределения (разме­щения) по территории страны;

изучение состава населения (по полу, возрасту, национальной при­надлежности, социальному положению, образованию, занятиям и пр.);

изучение естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, заключение и расторжение браков);

изучение миграции населения;

социальная характеристика населения. Численность населения является моментным показателем. Это оз­начает, что данные учета характеризуют численность населения по со­стоянию на определенную дату.

Наиболее точную и полную моментную характеристику числен­ности, состава и размещения населения дает перепись населения. Она представляет собой специально организованное на государственном уровне статистическое обследование, позволяющее получить сведе­ния непосредственно от населения путем индивидуального опроса граждан, как правило, по месту жительства (постоянному или времен­ному). Перепись проводится в короткие сроки (в течение нескольких дней или недель), однако все данные собирают по состоянию на так называемый критический момент (обычно полночь накануне первого дня переписи).

В промежутках между переписями текущую оценку численности населения получают с использованием итогов последней переписи и данных текущего учета рождаемости, смертности, миграции населения.

Численность населения на начало каждого года рассчитывается на основе след. балансового уравнения:

image158

где S t и S t+1 – численность населения на начало года t и года t + 1 соответственно; Nt – число родившихся в году t;Mt – число умерших в году t;Пt – число прибывших на данную территорию в году t;Вt – число выбывших с данной территории в году t.Для проведения целого ряда экономических расчетов необходимо знать не только численность населения на отдельные даты, но и сред­нюю численность населения за какой-либо период. Численность населения может меняться не только за счет рождае­мости и смертности, но и за счет миграции населения. При организа­ции учета встает вопрос: кого включать в состав численности опреде­ленной территории? Тех, кто здесь находится на момент учета, или тех, кто проживает постоянно?

При проведении переписей населения различают две категории на­селения: постоянное (ПН) и наличное (НН). Постоянное населениеэто совокупность лиц, обычно проживающих на данной территории, не­зависимо от их местонахождения на момент учета. Из состава постоян­ного населения можно выделить группу лиц, находящихся на момент учета за пределами населенного пункта или территории. Такую группу лиц называют временно отсутствующими (ВО), например, выехали в командировку, на временную работу, на отдых, на практику и т.д.

Наличное население — это совокупность лиц, находящихся на дан­ной территории на Момент учета, независимо от их места постоянного жительства. Из состава наличного населения можно выделить времен­но проживающих (ВП) — лиц, находящихся на момент учета на дан­ной территории, но имеющих постоянное место жительства за ее пре­делами. Между указанными категориями населения существует сле­дующая зависимость:

При составлении демографических прогно­зов, разработке направлений социально-экономической политики не­обходимо учитывать состав населения. При изучении состава населенияиспользуется ряд группировок. Прежде всего, следует отметить группировку населения по демографи­ческим признакам — полу и возрасту, поскольку именно эти призна­ки в значительной степени определяют процесс воспроизводства. Наглядным способом графического изображения состава населе­ния по демографическим признакам является возрастно-половая пи­рамида. Она фиксирует сложившуюся на определенный момент возрастно-половую структуру населения. По ее виду можно су­дить о режиме воспроизводства населения, характерном для данной территории, и наличии в прошлом событий, резко изменявших уров­ни рождаемости и смертности.

При разработке материалов переписей и текущего учета использу­ются также группировки населения по национальности, состоянию в браке, уровню образования, месту проживания (городское и сельское население), признаку занятости в сельском хозяйстве (сельскохозяй­ственное и несельскохозяйственное население), источнику доходов, формам и видам занятости и другим признакам.

Для изучения демографической ситуации по стране в целом и по отдельным территориям большое значение имеет группировка населе­ния по состоянию в браке (при этом выделяют четыре группы лиц: никогда не состоявшие в браке, состоящие в браке, овдовевшие, раз­веденные), а также распределение семей по типу, размеру, числу детей.

Перепись является уникальным источником информации об уров­не образования населения. При разработке материалов переписи по этому признаку проводится группировка всего населения в возрасте 15 лет и старше, мужчин и женщин разных возрастов, занятых и без­работных, городского и сельского населения, занятых в отдельных от­раслях экономики и других групп населения.

51. Перепись – основной источник данных о населении. Методы проведения переписи.

Пе́репись населе́ния — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Уровень безработицы может быть подсчитан как отношение числа неработающих к числу работающих

Урок – деловая игра по теме «Безработица и занятость»

дисциплина «Экономическая теория»

Цель: ознакомить студентов со способами получения информации о вакантных рабочих местах; обучить действиям и путям поиска работы; подготовить к встрече с работодателем; развивать умения вести деловые переговоры; обучить составлению резюме.

Задачи:

1. закрепление полученных знаний по теме в игровой форме (опорные схемы, телефонный звонок, деловой диалог, самореклама, личная беседа с работодателем, составление резюме),

3. формирование у студентов навыков групповой работы;

4. развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей студентов.

Организационная форма занятия: урок

Тип урока: урок закрепления

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый

Ход урока

Ситуация на рынке труда в наше время меняется очень быстро. Проблема поиска работы в нашей стране еще никогда не стояла так остро. Она волнует значительную часть трудоспособного населения, в том числе подростков, которым нужен заработок. Найти хорошую работу не просто. И все же есть способы, с помощью которых можно правильно оценить себя, свои возможности и найти подходящую работу.

Выполняли ли Вы какую-нибудь работу безвозмездно или за определенную плату? Какие есть возможности получения работы для подростков?

Студенты отвечают на заданные им вопросы.

1. Давайте попробуем определиться, что и где может помочь найти работу. Полученные результаты работы оформить в виде опорной схемы.

объявления в газетах, журналах, сети Интернет

знакомые, друзья, родственники,

объявления по радио, телевидению,

выставки, ярмарки вакансий.

2. Проанализируем, как правильно читать объявления (в смысле подходит оно вам или нет).

— ищем название работы, но должны подумать:

-какие навыки у меня есть для этой работы?

-есть ли опыт работы?

-подхожу ли я по возрасту?

-какие возможности открывает эта работа?

-что нужно знать об этой работе?

3. Практическая работа.

Возьмите газеты с объявлениями о рабочих местах (преподаватель заранее их заготовил). Просмотрите объявления, отберите несколько привлекательных и соответствующих вашим потребностям и интересам.

Расскажите нам о своем выборе. (На доске постепенно появляется список профессий, должностей и место работы, которые нашли студенты по объявлениям).

Представьте, что Вы нашли необходимое объявление о приеме на работу. Каковы Ваши действия дальше? (Например: позвоню по телефону и уточню, верно, ли я понял объявление и каковы мои шансы быть принятым на работу). А как Вы думаете, нужно готовиться к этому телефонному звонку?

4. Упражнение «Телефонный звонок».

Необходима тщательная подготовка к телефонному звонку. На доске объявление о приеме на работу и список вопросов, которые может задать работодатель.

Возможные вопросы работодателя:

-какой вакансией Вы интересуетесь?

-Вы занимались работой такого рода раньше?

-какое у Вас образование?

-сообщите Ваши данные (фамилия, имя, отчество, домашний адрес, контактный телефон).

5. Упражнение «Деловой диалог (работодатель – безработный)»

Сейчас попробуем потренироваться задавать вопросы и отвечать на них. Разбейтесь на пары: один – работодатель, а другой – безработный. Между Вами должен состояться деловой диалог. А теперь несколько пар выйдут к доске и покажут всем, как должна складываться беседа работодателя и претендента на рабочую вакансию.

6. Упражнение «Самореклама»

Хорошо, а теперь представим, что позвонив по телефону, Вас пригласили на собеседование и назначили встречу в 10.00 часов. Вы подумали, о чем Вы будете говорить на собеседовании?

Вы должны научиться правильно себя подать, прорекламировать. Ведь от этого может зависеть Ваше будущее, поэтому к собеседованию нужно готовиться. Часто люди не хотят говорить о своих навыках и сильных сторонах и в большинстве своем не любят хвастаться. Однако очень важно научиться себя рекламировать.

Ответьте на предложенные вопросы:

-чем Вы больше всего любите заниматься?

-что Вам в себе нравится?

-что другим людям в Вас нравится?

Читайте также:  Как по английски будет девятое сентября

-что Вы можете предложить работодателю?

-какие Ваши самые важные достижения?

Помните, что здесь годятся даже те навыки, которые Вы приобрели в разнообразных местах и при различных ситуациях, просто жизненный опыт, главное – суметь им пользоваться. Попробуйте себя рекламировать. Не бойтесь говорить о своих достижениях и личных качествах. Помните, что любые Ваши навыки могут пригодиться. Например: у Вас такое же хобби, как и у работодателя, значит, будет общий интерес, ему и Вам будет легче общаться.

При приеме на работу необходимо написать «Резюме», сейчас многие по Интернету отправляют его работодателю. А Вы знаете, что это такое?

Резюме – документ, необходимый для того, чтобы встретиться с работодателем для получения работы.

Резюме состоит из следующих реквизитов:

— Ваша фамилия, имя, отчество; адрес; телефон.

— Должность, которую Вы хотите получить.

— Ваш трудовой опыт в обратном порядке (с последнего места работы до первого).

-Образование в обратном порядке.

-Личные данные (увлечения, семейное положение).

-Рекомендации (если они имеются).

В отдельном случае можно привести кратко свои достижения. Описать свой опыт работы.

Если у Вас нет опыта работы практической работы, необходимо подчеркнуть успехи в учебе, программы в которых Вы работали, награды за учебу.

7. Составление резюме.

Фамилия, имя, отчество: Иванова Римма Александровна

Дата рождения: 12.05.1967

Адрес: 138490, Москва, ул. Матросова, д.5, кв.16

Тел.: 456-13-18 (р), 334-12-12 (д)

Семейное положение: замужем, имею сына

Цель: получение должности начальника юридического отдела

Образование:

1984-1989 гг. – Московская государственная юридическая академия по специальности «Юриспруденция»;

1974-1984 гг. – гимназия № 56 (Москва)

Профессиональный опыт:

С 1998 г. до настоящего времени – заместитель начальника юридического отдела строительной компании «МИАМ»

1994-1998 гг. – главный инспектор юридического отдела ГНИ № 27 по Юго-Восточному округу г. Москвы

1989-1994 гг. – юрист финансовой компании «СИБТРАСТ»

Дополнительные сведения: владею английским и немецким языками.

По требованию могу представить необходимые рекомендации.

16.05.2005 Подпись Р.А.Иванова

Сейчас попробуйте написать резюме, затем обменяйтесь друг с другом и прочитайте, представив себя в роли работодателя. Проанализируйте резюме друг друга, деликатно и тактично укажите на ошибки.

8. Личная беседа, дополняющая резюме

Кроме того, при личной беседе могут быть заданы дополнительные вопросы, к ним нужно быть готовыми.

-что интересует в этой работе?

-каковы Ваши обычные обязанности?

-всегда ли они Вас устраивают?

-чем Вы занимаетесь в свободное время?

-что помогает Вам добиться успеха?

-с какими трудностями приходилось Вам сталкиваться?

-как Вы с ними справлялись?

-были ли у Вас ошибки, разочарования?

-с какими людьми Вам трудно иметь дело на работе?

-сколько времени займет у Вас дорога на работу?

-с чего предлагаете начать работу на новом месте?

-на какую заработную плату рассчитываете?

Подведение итогов.

1. Преподаватель подводит итог работы учебного занятия, выделяет студентов, активно работающих индивидуально, в группах и выставляет оценки.

2. Домашнее задание: сочинение-рассуждение на темы «Как я буду заниматься поиском работы»; «Подходящая работа – что это такое», «Как зарегистрироваться в центре занятости населения»; «Проблема безработицы в нашем городе: пути решения данной проблемы»; «Анализ статистических данных уровня безработицы и занятости по нашему городу или по России».

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 1

1. Размер заработной платы рабочего буровой установки нефтяной компании «Юкос» зависит от.

а. спроса на продукцию нефтедобывающей отрасли и производительности труда,

б. размера заработной платы в других нефтяных компаниях,

в. ставки единого социального налога.

2. Средний уровень оплаты труда кондитеров в рыночной экономике определяется:

а. количеством работников, имеющих профессию кондитера и готовых работать по специальности при существующем уровне оплаты труда,

б. спросом на услуги труда кондитеров,

в. взаимодействием предложения и спроса на услуги труда кондитеров,

г. минимальным размером оплаты труда.

3. Повышение спроса на цифровые фотоаппараты привело к росту их цены. Эта ситуация может стать причиной.

а. снижения выручки производителей цифровых фотоаппаратов,

б. роста зарплаты работников, занятых в производстве цифровых фотоаппаратов,

в. снижения зарплаты работников, занятых в производстве цифровых фотоаппаратов,

г. уменьшению количества продаж из-за высокой цены цифровых фотоаппаратов.

4. Что из перечисленного ниже не должно служить причиной дифференциации в оплате труда?

а. опыт, квалификация,

б. длина и цвет волос работника,

в. непривлекательность труда,

г. цвет кожи работника,

д. уровень сложности и степень риска,

е. пол и возраст работника,

ж. высокий уровень ответственности.

5. Кого из перечисленных ниже нельзя отнести к безработным?

а. шахтер, потерявший работу в связи с выработкой шахты, и зарабатывающий на жизнь ремонтом квартир своих знакомых,

б. секретарь-машинистка, потерявшая работу и занимающаяся на курсах операторов ПЭВМ полный рабочий день,

в. журналист, уволившийся из редакции районной газеты, в связи с переездом в областной центр,

г. токарь Челябинского тракторного завода, работающий неполную рабочую неделю.

Ключ к тесту

1. а,б,в

4. б, г, е

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 2

1. Какие из ниже перечисленных категорий граждан не могут быть признаны безработными?

д. отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации от двух вариантов подходящей работы,

ж. не явившиеся в течение 10 дней со дня регистрации без уважительных причин для предложения им подходящей работы,

з. уволенные по собственному желанию,

2. Имеется следующая информация: численность занятых – 85 млн.чел., численность безработных – 13 млн.чел. Рассчитать уровень безработицы.

3. Одним из способов уменьшения естественной безработицы является …

а. повышение минимального размера оплаты труда,

б. совершенствование службы сбора и представления информации о свободных вакансиях,

в. увеличение срока выплат пособия по безработице

4. Повышение минимального размера оплаты труда, скорее всего НЕ может привести …

а. к увеличению затрат работодателей на оплату труда рабочих, получающих минимальную заработную плату,

б. к росту средней заработной платы,

в. к росту занятости,

г. к увеличению количества безработных среди низкоквалифицированных рабочих.

а. отношение количества безработных к общей численности трудоспособного населения в стране, выраженное в процентах;

б. отношение количества безработных к общей численности рабочей силы в стране, выраженное в процентах;

в. общая численность безработных в стране;

г. численность трудоспособного населения в стране за вычетом количества занятых.

Ключ к тесту

1. б,в,д,е,ж,и

2. 13 млн. / 85 млн * 100 = 15,2%

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 3

1. Установите верное соответствие.

1. Безработица, связанная с поиском нового рабочего места по личным причинам.

2. Безработица, причиной которой выступает рецессия (спад) в экономике:

3. Безработица, причиной которой является несоответствие структуры рабочей силы структуре вакантных рабочих мест:

4. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а. фрикционной формой безработицы,

г. все ответы неверны.

5. Определите, какие положения правильные (ответить «да» или «нет»:

а. уровень безработицы может быть подсчитан как отношение числа неработающих к числу работающих,

б. уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы) учитывает циклическую безработицу,

в. естественный уровень безработицы есть величина постоянная для долгосрочного периода,

г. уровень безработицы может быть подсчитан как отношение числа безработных к общей численности населения страны,

д. уровень естественной безработицы не учитывает циклическую и структурную безработицу.

Ключ к тесту

5. а.нет

б. нет

в. да

г. нет

д. нет

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 4

Установите верное соответствие.

1. Лифтер, потерявший работу из-за повсеместного внедрения современных лифтов, управляемых автоматически:

2. Администратор гостиницы, уволившийся по собственному желанию:

а. фрикционная,

3. Секретарь-машинистка, уволенная начальником, недовольным качеством ее работы:

4. Рабочий речного порта, не работающий в связи с окончанием навигации:

5. Служащий, уволенный из-за банкротства фирмы в условиях экономического спада:

Ключ к тесту

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 5

1. Финский корабел, потерявший работу в результате падения спроса на корабли со стороны российских партнеров из-за экономического спада в России:

2. Инженер, не заслуженно уволенный и добивающийся восстановления на прежней работе:

3. Рабочие тракторного завода, уволенные в связи со спадом в экономике:

4. Химик, уволившийся с прежнего места работы по совету врачей и занятый поисками нового места работы:

5. Молодой человек, окончивший учебное заведение и обнаруживший отсутствие спроса на профессию, которую он приобрел:

Ключ к тесту

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 6

Установите верное соответствие.

1. Менеджер по продажам, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий найти более высокооплачиваемую работу:

в. не включаемые в рабочую силу.

2. Ректор университета, не работающий из-за гриппа:

в. не включаемые в рабочую силу.

3. Студент дневного отделения ВУЗа:

в. не включаемые в рабочую силу.

4. Гардеробщица катка, не работающая из-за наступления весны:

в. не включаемые в рабочую силу.

5. Карманник, работающий без выходных и перерыва на обед:

в. не включаемые в рабочую силу.

Ключ к тесту

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 7

1. Сотрудник научно–исследовательского института, участвующий в забастовке против войны в Ираке:

в. не включаемые в рабочую силу.

2. Директор рекламного агентства, оставивший работу в связи с переездом в другой город:

в. не включаемые в рабочую силу.

3. Физик, находящийся на лечении в психиатрической клинике:

в. не включаемые в рабочую силу.

4. Машинист паровоза, вышедший на пенсию:

в. не включаемые в рабочую силу.

5. В экономике отмечается полная занятость, но высокая инфляция. Какая комбинация государственной политики скорее приведет к снижению темпов инфляции?

а) увеличение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;

б) сокращение государственных расходов и продажа государственных облигаций на открытом рынке;

в) снижение налогов и покупка государственных облигаций на открытом рынке;

г) увеличение налогов и покупка государственных облигаций на открытом рынке.

Ключ к тесту

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 8

1. Естественная безработица НЕ включает:

а) структурную безработицу;

б) циклическую безработицу;

в) циклическую и структурную безработицу;

г) фрикционную безработицу.

2. Для каждого из приведенных здесь понятий подберите соответствующее ему определение.(Трудоспособное население, нетрудоспособное население, экономически активное население, рабочая сила, занятые, безработные, добровольно незанятые)

Читайте также:  Как по английскому будет день победы

2. Часть населения страны, остающаяся за вычетом нетрудоспособного населения – __________________________________

3. Часть населения страны в возрасте до 16 лет и в пенсионном возрасте (женщины – 55 лет и старше, мужчины – 60 лет и старше) – ______________________________

4. Часть экономически активного населения, которая не имеет работы, но которая намерена работать и ищет работу – __________________________________

5. Часть трудоспособного населения, включающая занятых и безработных –

6. Часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом экономически активного населения – _________________________________

3. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которое:

а. работает по найму, занимается предпринимательской деятельностью, находится на государственной службе, учится и занимается домашним хозяйством;

б. равна сумме занятых и безработных;

в. равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных;

г. равна сумме занятых и трудоспособных, но не работающих.

4. Какие из приведенных утверждений являются правильными?

Занятые – это часть трудоспособного населения, которые:

а. остается за вычетом трудоспособных, но не работающих;

б. остается за вычетом безработных;

в. остается за вычетом трудоспособных, но не работающих и не намеренных работать;

г. равна экономически активному населению за вычетом безработных.

5. Решите задачу.

Число безработных в стране составляет 15 тыс. чел., а численность занятых – 585 тыс. чел. Каков уровень безработицы в стране?

Уровень безработицы в стране составляет:

Ключ к тесту

2. трудоспособное население

3. нетрудоспособное население

6. добровольно незанятые

Решение:
Численность рабочей силы = численность занятых + число безработных
Численность рабочей силы = 585 тыс. чел. + 15 тыс. чел. = 600 тыс. чел.
Уровень безработицы = (15 тыс. чел. / 600 тыс. чел.) · 100% = 2,5%

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 9

1. Какое из приведенных утверждений является НЕправильным?

Безработные – это:

а. часть экономически активного населения, которая остается за вычетом занятых;

б. часть трудоспособного, но неработающего населения, которая остается за вычетом лиц, не намеренных работать и потому не ищущих работы;

в. неработающая часть трудоспособного населения;

г. трудоспособные физические лица, которые намерены работать, ищут работу, но не работают.

2. Какое из приведенных утверждений является правильным?

«Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным». Это утверждение:

а. безусловно, верно;

б. безусловно, неверно;

в. верно, если этот человек не учится в общеобразовательной школе или на дневном отделении вуза;

г. верно, если этот человек активно ищет работу, зарегистрировавшись в районной службе по трудоустройству.

3. Определите, к какой категории населения (занятые, безработные или вне рабочей силы) относятся нижеперечисленные лица:

5. Студентка дневного отделения театрального вуза, подрабатывающая на новогодних праздниках Снегурочкой- ____________________________

4. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Если при неизменном числе безработных количество занятых уменьшится, то норма безработицы:

б. останется неизменной;

5. Решите задачу

Население страны Меломания составляет 88 млн чел. Число нигде не работающих – 40 млн чел. Нетрудоспособных – 26 млн чел. Не ищут работу – 34 млн чел. Каков уровень безработицы в стране?

Ключ к тесту

3. 1. вне рабочей силы

2. вне рабочей силы

5. занятые
6. безработные

8. вне рабочей силы

Решение.
Нигде не работающие (40 млн. чел.) = нетрудоспособные (26 млн. чел.) +
+ вне рабочей силы + безработные.
Не ищущие работу (34 млн. чел.) = нетрудоспособные + вне рабочей силы.
Следовательно, численность тех, кто находится вне рабочей силы, составляет:
34 млн. чел. – 26 млн. чел. = 8 млн. чел.
Число трудоспособных = 88 млн. чел. – 26 млн. чел. = 62 млн. чел.
Численность рабочей силы = 62 млн. чел. – 8 млн. чел. = 54 млн. чел.
Число безработных = 40 млн. чел. – 34 млн. чел. = 6 млн. чел.
Уровень безработицы = (6 млн. чел. / 54 млн. чел.) · 100% = 11,1%

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 10

1. К числу социальных последствий безработицы могут быть отнесены:

а. рост нарушений трудовой дисциплины рабочими, занятыми на производстве;

б. снижение нормы естественной безработицы;

в. снижение совокупного дохода семей и снижение их жизненного уровня;

г. деквалификация рабочих, инженеров и других работников, не имеющих работы в течение длительного времени;

д. обострение криминогенной обстановки в стране.

2. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Человек, который болен и временно не работает, относится к категории:

а. фрикционно безработных;

б. скрыто безработных;

в. не включается в общую численность рабочей силы;

3. Для каждого из приведенных здесь понятий подберите соответствующее ему определение.(Структурная безработица, скрытая безработица, технологическая безработица, фрикционная безработица, циклическая безработица)

1. Безработица, которая вызвана несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на нее, т. е. структуре рабочих мест – ______________________________

2. Форма безработицы, связанная с теми случаями, когда люди работают неполную рабочую неделю или когда они не регистрируются на бирже труда как безработные – _____________________________________

3. Разновидность структурной безработицы, связанная с введением в производство трудосберегающего оборудования – ____________________________

4. Форма безработицы, связанная с переходом рабочих с одного предприятия на другое и с молодыми специалистами, окончившими учебные заведения и ищущими работу – ___________________________________

5. Безработица, которая возникает и растет во время циклического спада, а затем уменьшается и исчезает в ходе циклического подъема – ____________________________________

4. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Работник, уволившийся добровольно, ищущий, но еще не нашедший работу, попадает в категорию:

а. фрикционно безработных;

б. скрыто безработных;

в. структурно безработных;

г. вне рабочей силы.

5. Укажите, какие из перечисленных явлений, характерных для рыночной экономики, могут быть отнесены к числу экономических последствий роста безработицы. Экономическими последствиями роста безработицы являются:

а. усиление инфляции (рост нормы инфляции);

б. образование и увеличение разрыва между потенциальным ВВП и фактическим ВВП;

в. неполное использование ресурсов экономики;

г. сокращение инвестиций в новую технологию;

д. рост личных потребительских расходов населения.

Ключ к тесту

3. 1. структурная безработица

2. скрытая безработица

3. технологическая безработица

4. фрикционная безработица

5. циклическая безработица

Тест по дисциплине «Экономическая теория»

к теме «Безработица и занятость»

Вариант 11

1. В каком из примеров речь идет о ином типе безработицы нежели в остальных трех?

а. не закончив колледжа, семнадцатилетний Илья решил пойти работать, но всюду, куда бы он ни обратился, ему отказали из-за отсутствия у Ильи необходимой квалификации;

б. выпускник университета занят поисками своего первого места работы;

в. сотрудник отраслевого научно-исследовательского института, потеряв работу из-за отсутствия заказов на исследовательские разработки по его профилю, ищет любое другое место работы;

г. Николай ищет новое место работы в связи с тем, что единственная угольная шахта, на которой он работал горняком, закрывается в связи с выработкой угольных пластов.

2. Кто может быть инициатором прекращения трудового договора?

г. непреодолимая сила;

3. Установите верное соответствие.

в. не включаемый в рабочую силу.

2. бухгалтер, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий найти более оплачиваемую работу:

в. не включаемый в рабочую силу.

3. инженер, уволенный по сокращению штатов и вставший на учет в центр занятости населения:

в. не включаемый в рабочую силу.

4. текстильщица, работающая неполный рабочий день:

в. не включаемый в рабочую силу.

5. профессор, имеющий право выйти на пенсию, но продолжающий трудится:

в. не включаемый в рабочую силу.

6. кочегар паровоза, прекративший работу и вышедший на пенсию вследствие перевода железнодорожного транспорта на тепловую тягу:

в. не включаемый в рабочую силу.

7. домохозяйка, занимающаяся на курсах английского языка:

в. не включаемый в рабочую силу.

4. Подходящая работа – это …:

а. работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его подготовки, состояния здоровья, а также условиям последнего места работы и транспортной доступности рабочего места;

б. работа, связанная с вредными условиями труда;

в. работа, размер оплаты за которую ниже минимальной оплаты труда;

г. работа, связанная с переездом на новое местожительства.

5. Экономически активное население – это …:

а. общая численность людей, работающих по найму;

б. общая численность работающих не по найму (в том числе на своем предприятии);

в. безработные, ищущие работу;

г. общая численность людей, работающих по найму, работающих не по найму (в том числе на своем предприятии), и безработных, ищущих работу.

Ключ к тесту

Кроссворд по дисциплине «Экономическая теория» на тему «Безработица и занятость»

efe261e643182e8cd14631d200bfca9e

По вертикали:

1. Физическое лицо, вступившее в трудовые правоотношения с работодателем, т. е. являющееся стороной трудового договора (контракта)

2. Явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют люди, которые могут и желают работать, но находятся в поиске подходящих рабочих мест

3. Деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход

4. Самостоятельный поиск и осуществление трудовой деятельности с целью получения постоянного или временного дополнительного дохода.

5. Безработица, которая регулярно возникает в определенное время года

6. Безработица, связанная с поиском нового рабочего места по личным причинам (получение образования, переезд и др.)

По горизонтали:

1. Юридическое или физическое лицо, предоставляющее работу и являющееся стороной по трудовому договору (контракту)

2. Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории РФ, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут работу и готовы приступить к ней

3. Люди, имеющие место работы в общественном производстве

4. Люди, которые не могут или не хотят работать и в связи с этим не ищут работу

5. Безработица, причиной которой выступает несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест

6. Безработица, причиной которой выступает рецессия (спад) в экономике

Подберите к экономическим терминам определения:

7. Общая численность людей, работающих по найму, работающих не по найму (в том числе на своем предприятии), и безработных, ищущих работу- __________________________________

1. полная занятость

2. подходящая работа

3. естественная безработица

4. экономически активное население

5. естественный уровень безработицы

6. уровень (норма) безработицы

7. неполная занятость

7. Общая численность людей, работающих по найму, работающих не по найму (в том числе на своем предприятии), и безработных, ищущих работу- экономически активное население

Источник

Adblock
detector