Условием жизни как отдельной личности так и цивилизованного государства должно быть

Условием жизни как отдельной личности так и цивилизованного государства должно быть

Правовое государство, как можно вывести из вышеизложенного, это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. То есть, люди, граждане – общество является центральным звеном в правовом государстве. А отсюда и взаимодополняющая и взаимоутверждающая связь правового государства и гражданского общества.

Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобода, право, долг, мораль, собственность и др.).

По Гегелю, фундаментальному теоретику идеи гражданского общества и правового государства (в его буржуазном видении), «гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право». Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права это необходимый этап, так как здесь демонстрируются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

Общепризнано, что в правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества, к числу которых традиционно относятся, в первую очередь, политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, средства массовой информации, а также семья, школа, церковь, бизнес и т.д., включая даже кооперативы собственников квартир. Через эти институты граждане самостоятельно решают большинство вопросов, связанных с их повседневной жизнедеятельностью, без прямого участия государства, его органов и должностных лиц. И чем демократичнее государство, тем меньше у граждан должно быть потребности в обращении к государству за решением своих проблем. То есть гражданское общество работает как саморегулирующаяся организация, не нуждающаяся во вмешательстве извне.

Чрезвычайная важность существования развитых институтов гражданского общества обусловлена тем, что они представляют собой социальную основу правового государства, без которой последнее существовать не может. Создание гражданского общества становится одним из необходимых условий продвижения России по пути крупных социально-политических, экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского общества.

Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

— становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

— гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

— гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

— гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

— с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

— взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество — не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

[1] Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999.

Источник

Условием жизни как отдельной личности так и цивилизованного государства должно быть

Автор пишет, что в правовом государстве как отдельная личность, так и народ должны быть не только объектом, но и субъектом власти. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы участия граждан в осуществлении государственной власти.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых и неприкосновенных прав. Они слагаются из свободы совести, т. е. признания, что сфера мнений, убеждений и верований, религиозных и нерелигиозных, прежде всего должна быть безусловно неприкосновенна для государства. Непосредственным следствием свободы совести является свобода слова, устного и печатного. Для высказывания своих мнений и проповеди своих взглядов человек должен иметь свободу общения, поэтому неотъемлемым правом личности признаётся в правовом, или конституционном, государстве право принадлежать к любому обществу, устраивать союзы и организации. Но все эти, а также многие другие свободы или права, как, например, свобода передвижения, право на доброе незапятнанное имя, некоторые имущественные права, требуют своего дополнения в виде неприкосновенности личности. В правовом государстве недопустимо наказание иначе как по суду в строго определённой форме.

Читайте также:  Как проверить есть ли файл в папке vba

Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности государственная власть в правовом или конституционном государстве не только ограничена, но и строго подзаконна. Подзаконность государственной власти является настолько общепризнанным достоинством государственного строя как такового, что обыкновенно его стремится присвоить себе и благоустроенное абсолютно монархическое государство. Но для него это оказывается совершенно недостижимой целью. Органы государственной власти бывают действительно связаны законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделённые субъективными публичными правами. Этого нет в абсолютно монархическом государстве, так как в нём подданные лишены всяких гражданских прав, т. е. прав человека и гражданина. Законность предполагает строгий контроль и полную свободу критики всех действий власти, а для этого необходимо признание за личностью и обществом их неотъемлемых прав. Итак, последовательное осуществление законности требует как своего дополнения свобод и прав личности и, в свою очередь, естественно вытекает из них как их необходимое следствие.

В правовом государстве отдельные лица оказывают влияние на ход и характер законодательных работ через народное представительство. В избрании народного представительства должен участвовать, конечно, весь народ; никакие разделения народа и выделения из него привилегированных групп по отношению к праву избирать народных представителей, т. е. никакие ограничения избирательного права принципиально недопустимы. Избирательное право должно быть всеобщим и равным, а для того, чтобы всеобщность и равенство были действительно обеспечены, голосование должно быть прямым и тайным. Требование всеобщего, равного и прямого избирательного права с тайной подачей голосов является теперь основным требованием демократизма.

В правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нём как отдельная личность, так и совокупность личностей — народ — должны быть не только объектом власти, но и субъектом её.

Источник

Каким должно быть государство и как должны жить его граждане

«Дошедшее при Екатерине II до апогея крепостничество и полный захват дворянством всей жизни, прервали последние связи между говорящими и думающими по-французски барами и мужиками. Русь превратилась в два не понимающие друг друга враждебных народа. Столетие – слишком незначительный для истории период, чтобы этот глубокий духовный раскол мог бы сгладиться. До сих пор они стоят, как две разные и по высоте и по характеру культуры».

«Русская школа», 1916, №7-8, с.91.

Буквально в апреле 2012 года мне попала в руки в руки очень поучительная книга Роберта Моля «Энциклопедия государственных наук», изданная в России в 1868 году. Лаконичность и афористичность формулировок очень важных для жизни любого человека понятий, приведенных в ней, мне очень понравилась. Привожу из нее выдержки, которые ни на йоту не потеряли своей актуальности и сегодня и, видимо, не потеряют ее еще немалое время. К сожалению, нас этому ни в школе, ни в институте не обучали. Выдержки из других изданий, подтверждающие высказывания Роберта Моля, выделены курсивом.

«Всякий человек имеет жизненную цель и притом свою собственную. Никто из людей не живет только для других, не служит только средством для чьих-либо чуждых целей. Потому что все люди одарены одинаковыми физическими и нравственными силами, хотя и в различной степени.

Потому что для всех людей рождение, процесс жизни и смерти совершаются по одним и тем же законам, и для всех их существует одинаковая вероятность загробного бытия…

Стремиться к достижению этой жизненной цели есть нравственная обязанность человека, следовательно, его право.

Жизненная цель человека определяется потребностями и способностями человеческой природы, так как нет такого внешнего авторитета, который бы определял эту цель для всех людей без исключения .

Человек, по своей природе, есть существо чувственно-разумное.

Без всякого сомнения, идеал человеческого существования заключается в одновременном удовлетворении всех потребностей и в гармоничном развитии всех сил.

Но для огромного большинства людей, возможно, только некоторое приближение к этому идеалу. Отчасти вследствие субъективной неполноты естественных дарований, отчасти вследствие неблагоприятных внешних условий.

У большинства людей забота о поддержании физической жизни поглощает слишком много времени и сил, так что для них невозможно нормальное стремление к нравственным целям.

Если вследствие общих или каких-либо особенных причин, человек не в состоянии достигнуть всех вышеперечисленных целей, то это, конечно, может быть несчастьем для него, но в этом нет ничего несправедливого.

Подданный есть всякий член государства, поскольку он обязан повиноваться и нести общие тяжести.

Титул гражданина получает он, поскольку имеет право требовать от государства содействия в своих целях.

Особенное значение получает этот титул, когда гражданин принимает законное участие в управлении государством для обеспечения этих прав своих.

Степенью народного образования обуславливается все государственное устройство и существующие в государстве учреждения, если самостоятельная жизнь народа не подавлена превосходною незаконной силой.

Факцией в политической жизни, принято называть совокупность близко между собой связанных лиц, которые сообща стремятся к какой-нибудь недозволенной своекорыстной цели, с помощью всевозможных средств, ведущих к этой цели, следовательно, также незаконных и безнравственных. Факция очень хорошо осознает свою цель и средства. Она замкнута от всего, что находится вне ее, внутри же представляет прочную организацию. В случае возможности она скрывает в тайне свой союз и свои средства.

Политическая партия , напротив, есть совокупность лиц, которые, из убеждения в юридической, нравственной или политической необходимости, желают дать государственной власти определенное направление, ввести известные государственные учреждения и отношения. У партии есть в виду свой государственный идеал, с достижением которого она обещает благосостояние для всех, но у партии нет непосредственно и исключительно эгоистических намерений. Продолжительность существования партии зависит от прочности и силы убеждений, положенных в ее основу. Нередко, также, после победы партии распадаются из-за личных ссор по поводу дележа добычи, или вследствие различия мнений о том, как именно и в каких размерах надобно пользоваться достигнутой победой.

Может случиться, что государство не соответствует своей цели, то есть требованиям жизненной задачи своего народа. При этом возможны три случая :

Читайте также:  Как узнать когда был создан google аккаунт

1. Государство всегда было несостоятельно, вследствие недостатков в своих коренных основах. Может быть, что или государственная власть слишком слаба, или нет учреждений для достижения жизненных задач, или не устранен какой-нибудь факт, несоединимый с сущностью определенного государства, или, наконец, форма правления противоположна духу и привычкам народа.

2. Государственные учреждения мало-помалу пришли в ветхость, так что они уже не действуют соответственно целям и даже, может быть, приносят положительный вред.

3. Жизненные цели народа изменились так, что, например, на место благочестиво религиозных воззрений ввелись чисто рассудочные, на место растительно-племенной жизни – многосторонне-деятельное развитие всех сил.

Всякое требование, устанавливающее безусловную несменяемость государственных учреждений, бессмысленно и недозволительно. Возражать против этого может только тот, кто вздумал бы признавать полный застой всей умственной жизни, что находится в совершенном противоречии с историей.

«Множество явлений, на которые мы жалуемся, называя их великим общественным злом, суть, большей частью, следствия неправильностей нашей же жизни и стараясь уничтожить их силою закона, не изменяя между тем коренных условий нашей жизни, мы даем им возможность появиться снова и с новой силой, хотя бы и в новой форме.

На свободу каждого народа громадное влияние оказывает как политический, так и нравственный его характер. Любовь к труду, предприимчивости и независимости отдельных лиц имеет своим результатом их свободу».

Смайльс Самуил Самопомощь. Харьков, 1867, с.3-10.

Пренебрежение своевременными улучшениями, соответствующими мере требований, противоречит законам нравственности и права, кроме того, неблагоразумно. Ближайшими последствиями такого пренебрежения является болезненное состояние государственной жизни, недовольство, все более и более усиливающееся, политическая испорченность граждан и всеобщий разлад.

« Каждый строй материальной культуры требует соответствующего уровня умственного развития и просвещения народа, а также соответствующих форм общественной жизни. Промышленный прогресс требует свободы для личной инициативы и для общественной самодеятельности.

Попытки общественной самодеятельности и инициативы всегда встречали у нас весьма враждебные отношения со стороны государственной власти.

Прогресс современных культурных государств, все успехи их в самых различных областях жизни и мысли в весьма значительной степени обязаны существующему там широкому простору для развития общественной инициативы и самодеятельности граждан».

«Северные записки», 1913, №4, с.152 и №5, с.292-293.

Государство существует не для удовлетворения желаний и интересов отдельных личностей, а для покровительства общим жизненным целям, истекающим из конкретной цивилизации всего народа.

Всякое юридическое обязательство относительно других лиц должно быть выполняемо точно, то есть добровольно, своевременно и без обременения лиц, которым обязательство дано.

Твердый юридический порядок есть основное условие для достижения всех жизненных целей. Поэтому уважать его и оказывать ему покровительство есть, вместе с тем, важная нравственная обязанность.

Предписания нравственного закона должны быть соблюдаемы не только по отношению к содержанию действий, но также и относительно образа выполнения их.

Неразумные отдельные учреждения недозволительны отчасти по самой своей сущности, отчасти потому, что они мешают полному развитию разумной и, следовательно, единой нравственной государственной цели. Государственное устройство не признающее никакой разумной жизненной цели народа, неисцелимо безнравственно.

Глава государства обязан отдать государству все свое время и все свои силы. Лицо, стоящее во главе всех дел, от личного решения и направления которого столь многое зависит, обязано знать истину и настоящее положение публичных дел.

Искренность и честность всей жизни правителя есть дальнейшее требование нравственности.

Лицемерное и одно лишь внешнее соблюдение законов, маскирование эгоистических намерений выставкою общественных целей, хитрое эксплуатирование лиц или партий, криводушие относительно собственных чиновников, развращает весь дух народа и государственной администрации, и парализуют многое доброе. Следовательно, все подобное безнравственно.

Если не юридически, то нравственно все зло, причиняемое дурными государственными чиновниками, падает на главу государства их назначившего.

Милость и благотворительность суть обязанности лиц, занимающих высокие положения в обществе и людей богатых, следовательно, тем более главы государства.

Человек должен делать добра во всех отношениях столько, сколько он на самом деле может.

Государственное управление должно быть устроено так, чтобы повеления исполнялись надлежащим образом, чтобы занятия были разделены на основании разумного плана, наконец, чтобы отдельные власти были способны к выполнению этих задач.

«Развал всегда проистекал от неумения государственной власти успешно справиться с задачей непосредственного заведования всем хозяйством страны».

«Артельное дело», 1921, №5-8, с.22.

Снисходительность относительно нечестных или небрежных управляющих вредит собственному интересу государства и есть несправедливость относительно граждан, которые вследствие расхищения государственных финансов не могут воспользоваться известной деятельностью государства , или же должны платить вдвойне для достижения одной цели.

«Вор всегда бывает хитрее контроля и только общественного мнения ему не перехитрить. Общественное мнение обладает нравственным чутьем и поднимает ужасный трезвон в то самое время, когда вор только что запустил руку в общественный сундук. Где слабо развито общественное мнение, там процветают самые патриархальные порядки, которые незаметно переходят в злоупотребления и беспорядки»

Приклонский С.А. Очерки самоуправления (земского, городского и сельского). СПБ, 1886, с.289. (Издание Ф.Ф. Павленкова). №349149 в Герценке.

Чтобы статистическое описание не вводило в заблуждение и не причиняло вреда, а поучало бы и служило основою для государственной деятельности, оно должно представлять полные и верные данные .

Статистика есть самая юная политическая наука. Она начинает существовать сознательно и получает название только в половине XVIII века. Именно Ахенваль в Геттингене впервые дал ей это название, которое распространилось во всех европейских государствах.

В более древние времена предпринимались отдельные официальные статистические труды, но сознательные научные исследования начинаются только с половины XVIII века.

Хороший статистический труд может долго служить точкой опоры и образцом для позднейших описаний».

Моль Роберт Энциклопедия государственных наук. СПБ – М., 1868 – 591с.

№525546 в Герценке (из библиотеки Елены Александровны Прозоровой), с.3, 4, 5, 87, 94, 116, 117, 123, 124, 125, 404, 406, 407, 411, 415, 416, 417, 423-424, 548, 586, 590.

Александр Рашковский, краевед, 3 мая 2012 года.

Источник

Условием жизни как отдельной личности так и цивилизованного государства должно быть

«Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основа новой войны».

Ибо иначе это было бы только перемирие, временное прекращение военных действий, а не мир, который означает окончание всякой вражды.

«Ни одно самостоятельное государство (большое или малое, это безразлично) ни по наследству, ни в результате обмена, купли или дарения не должно быть приобретено другим государством».

Дело в том, что государство (в отличие, скажем, от земли, на которой оно находится) не представляет собой имущества. Государство – это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме его самого. Поэтому всякая попытка привить его, имеющее подобно стволу собственные корни, как ветвь, к другому государству означала бы уничтожение первого как моральной личности и превращение моральной личности в вещь и противоречила бы идее первоначального договора.

Читайте также:  Как правильно приготовить печень говяжью с подливкой луком и морковью чтобы она была мягкая

«Постоянные армии со временем должны полностью исчезнуть».

Ибо, будучи постоянно готовы к войне, они непременно угрожают ею другим государствам. Они побуждают их к стремлению превзойти друг друга в количестве вооруженных сил, что не знает никакого предела, и поскольку связанные с миром расходы становятся в конце концов обременительнее короткой войны, то сами постоянные армии становятся причиной военного нападения с целью избавиться от этого бремени.

«Государственные долги не должны использоваться для целей внешней политики».

Поиски средств внутри страны или вне ее не внушают подозрений, если это делается для экономических нужд страны (улучшения дорог, устройства новых населенных пунктов, создания запасов на случай неурожайных лет и т. д.). Но кредитная система как орудие борьбы держав между собою, при которой долги могут непомерно увеличиваться, оставаясь в то же время гарантированными (поскольку кредиторы не предъявляют свои требования одновременно), – остроумное изобретение одного торгового народа в этом столетии – являет собой опасную денежную силу, а именно фонд для ведения войны.

«Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства».

«Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем, в мирное время, как, например, засылка тайных убийц, нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене в государстве неприятеля и т. д.».

«Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским».

Устройство, основанное, во-первых, на принципах свободы членов общества (как людей), во-вторых, на основоположениях зависимости всех (как подданных) от единого общего законодательства и, в-третьих, на законе равенства всех (как граждан государства), есть устройство республиканское – единственное, проистекающее из идеи первоначального договора, на которой должно быть основано всякое правовое законодательство народа.

«Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств».

Народы в качестве государств можно рассматривать как отдельных людей, которые в своем естественном состоянии (т. е. вне зависимости от внешних законов) уже своим совместным существованием нарушают право друг друга и каждый из них в целях своей личной безопасности может и должен требовать от другого совместного вступления в устройство, подобное гражданскому, где каждому может быть обеспечено его право. Это был бы союз народов, который, однако, не должен быть государством народов. Последнее означало бы противоречие, ибо всякое государство содержит в себе отношение высшего (законодателя) к низшему (повинующемуся, т. е. народу). Многие народы в государстве (так как здесь мы рассматриваем право народов по отношению друг к другу, поскольку они образуют отдельные государства и не должны быть слиты в одно государство) образовали бы только один народ, что противоречит предпосылке.

Должен существовать особого рода союз, который можно назвать мирным союзом и который отличался бы от мирного договора тем, что последний стремится положить конец лишь одной войне, тогда как первый – всем войнам и навсегда. Этот союз имеет целью не приобретение власти государства, но лишь поддержание и обеспечение свободы каждого государства для него самого и в то же время для других союзных государств, причем это не создает для них необходимости подчиниться (подобно людям в естественном состоянии) публичным законам и их принуждению. Можно показать осуществимость (объективную реальность) этой идеи федерации, которая должна охватить постепенно все государства и привести таким путем к вечному миру.

Великий немецкий философ и политический мыслитель Георг Гегель родился в Штутгарте в семье чиновника. Окончил Тюбингеский университет. Большое влияние на его становление кроме курсов лекций, которые он слушал, и окружающей его действительности оказали идеи Великой французской революции. С восторгом приняв идеи свободы и прогресса, Г Гегель всегда отрицательно относился к якобинскому террору и деспотизму. Преподавал в гимназии, в Йенском, Гейдельбергском, Берлинском университетах. Его вклад в политическую науку заключается в развитии теории естественного права и государства, которое он представлял идеалистически и трактовал как «действительность нравственной идеи», «сама по себе существующая и самодостаточная» общая воля. Важным достижением великого философа явилось определение гражданского общества как выразителя частных интересов и выявление соотношения между государством и гражданским обществом.

Одним принципом гражданского общества является конкретное лицо, которое есть для себя как особенная цель, как целостность потребностей и смешение природной необходимости и произвола, но особенное лицо как существенно соотносящееся с другой такой особенностью, так что каждое из них утверждает свою значимость и удовлетворяется только как опосредованное другой особенностью и вместе с тем как всецело опосредованное только формой всеобщности, другим принципом гражданского общества.

Прибавление. Гражданское общество есть дифференция, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференции оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное. Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право. Если государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то имеют в виду лишь определение гражданского общества. Многие новейшие специалисты по государственному праву не сумели прийти к другому воззрению на государство. В гражданском обществе каждый для себя – цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие суть поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу. Так как особенность связана с условием всеобщности, то целое есть почва опосредования, на которой дают себе свободу все единичности, все способности, все случайности рождения и счастья, из которой проистекают волны всех страстей, управляемые только проникающим в них сиянием разума. Особенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера, при помощи которой каждая особенность способствует своему благу.

«К вечному миру» И. Канта. М., 1989. С. 24–27, 29–30, 33–34, 36-37

Источник

Adblock
detector