Я помню как однажды когда была в доме родителей мне не спалось сочинение рассуждение

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2

1510222564h63e0

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

(2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше.

(3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.

(б)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

– (13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

– (14)Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

– (16)Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

– (23)Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24)На душе потеплело.

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!

* (род. в 1924 г.) – русский писатель, общественный деятель, лауреат двух Государственных премий. По произведениям Ю. Бондарева сняты художественные фильмы «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня» и другие.

А1 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему героиня не могла уснуть?»

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «обернулся» (предложение 9).
1) превратился 2) съездил 3) оглянулся 4) окутался

А3 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».

1) олицетворение 2) фразеологизмы

3) антонимы 4) сравнительный оборот

А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВ 8 звуков.

2) В слове СТАТЬЮ количество звуков и букв совпадает.

3) В слове ШЁЛ гласный звук – [о].

4) В слове СЕРДЦУ согласный звук [д] не произносится.

А5 Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
1) хотим 2) минуты 3) подоконник 4) выпрямился

1) сдерживая 2) измучивала 3) беспомощный 4) всхлипнула

1) приглушённый 2) подоконник 3) длинных 4) удивлённо

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените устаревшее слово «ведаем» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «в доме родителей» (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 5.

В4 Среди предложений 6-15 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

– Вот,(1) папа,(2) мы с тобой не можем заснуть,(3) и оба мы несчастливы.

– Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

И тут отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5) вроде бы ничего не понимая.

– Что ты,(6) милая! 0 чём ты,(7) Надежда. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

Я всхлипнула,(10) а он обнял меня,(11) как маленькую. Ему всего и нужно,(12) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(13) трудиться не покладая рук.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:

– Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!

В8 Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, — он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности — огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции — огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина — опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

Личная выгода не может привести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Источник

ГИА. Подготовка к сочинению 15.1-15.3

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

И сложное становится простым… 15.1, 15.2, 15.3. «Как много и мало нужно человеку для счастья!» «Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось» (по тексту Ю. Бондарева)

Текст. (1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности. б)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном.

(11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы: – (13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы. – (14)Несчастливы?! – повторил он удивлённо. (15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая. – (16)Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив! (19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед: – (23)Мы любим тебя, мы любим тебя! (24)На душе потеплело. (25)Как много и мало нужно человеку для счастья! (По Ю. Бондареву)*

Читайте также:  Один из них был правым уклонистом другой как оказалось ни при чем

Расскажите, какой человек писал этот текст? Что им двигало, когда он создавал текст? Чему радуется его сердце, о чем оно болит? Как этот человек относится к миру, к людям? Какое важное сообщение он хотел передать вам, читателям? Над каким вопросом предлагает задуматься? В каких словах выражена основная мысль текста? Какие средства выразительности использует автор для создания зрительного образа (портрета) отца рассказчика? Эпитеты («бледным, старым, беспомощным», «добрыми глазами»).

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводим2пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируемего. Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста.Так, вдиалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выраженаоценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив». Делаем вывод Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав,поступив в распоряжение грамматики», получил«величайшее значение».

Обратимся к образцу сочинения (Интернет), в котором аргументы №1 и №2 располагаются соответственно двум понятиям: лексика и грамматика.

Источник

«Как много и мало нужно человеку для счастья!» Сочинение-рассуждение. Подготовка к ОГЭ-2017, задание 15-2.

КАК МНОГО и МАЛО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ СЧАСТЬЯ!

Одна из миниатюр, написанных русским советским писателем, сценаристом Юрием Васильевичем Бондаревым, завершается риторическим восклицанием: (25) «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Так изумляется рассказчица, узнав, в чём заключается счастье, по мнению её отца. Каков же смысл этого предложения? Чтобы ответить на вопрос, обратимся к рассказу Бондарева.

Таким образом, прочитав рассказ Ю. Бондарева, я поняла, что несложно проявлять положительные душевные качества, оказывать внимание близким людям, но эти качества очень ценны, д о́ роги каждому из нас, а значит, мера человеческого счастья одновр е́ менно и мала, и велика. (200 слов.)

(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая поступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности….

(6) Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7) А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёмках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? (12) Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

— (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

-(14) Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

(15) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

— (16) Что ты, милая! (17) о чём ты, Надежда. (18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

(19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21) И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22) А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

— (23) Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24) На душе потеплело.

(25) Как много и мало нужно человеку для счастья!

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемГеннадий Аршинников

Похожие презентации

Презентация на тему: » Текст. (1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше.» — Транскрипт:

2 Текст. (1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности. б)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном.

3 (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы: – (13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы. – (14)Несчастливы?! – повторил он удивлённо. (15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая. – (16)Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив! (19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед: – (23)Мы любим тебя, мы любим тебя! (24)На душе потеплело. (25)Как много и мало нужно человеку для счастья! (По Ю. Бондареву)*

4 Расскажите, какой человек писал этот текст? Что им двигало, когда он создавал текст? Чему радуется его сердце, о чем оно болит? Как этот человек относится к миру, к людям? Какое важное сообщение он хотел передать вам, читателям? Над каким вопросом предлагает задуматься? В каких словах выражена основная мысль текста? Какие средства выразительности использует автор для создания зрительного образа (портрета) отца рассказчика? Эпитеты («бледным, старым, беспомощным», «добрыми глазами»).

7 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

9 Приводим 2 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив». Делаем вывод Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение».

11 Обратимся к образцу сочинения (Интернет), в котором аргументы 1 и 2 располагаются соответственно двум понятиям: лексика и грамматика.

12 ТезисЛ. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Комментарий, пояснение смысла высказывания Лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст. Приводим 1 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность.

14 От текста – к темам-высказываниям! Выход на метапредметный уровень: освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации Возможность свободного высказывания по любой лингвистической теме Умение анализировать языковые единицы текста

15 Используя примеры лексических и грамматических явлений, выявленных нами в тексте, подберите аргументы к другим темам лингвистического сочинения. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» Н. Шамфор.

Читайте также:  Как по английски будет слово морская свинка

16 Коллективное сочинение. Ю. Бондарев размышляет о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым. Автор приходит к парадоксальному выводу: «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Чтобы читателю стала понятной его мысль, о Бондарев использует различные средства языка, «идёт от мысли к словам». Нам же, читателям, предстоит путь от «слов к мысли». «Много и мало» – это слова-антонимы, обычно противопоставляющие какие-либо понятия. Но автор соединяет их сочинительным союзом «и», видимо, подсказывая нам, что они составляют единое целое. «Много» это или «мало», что «все живы, нет войны, все в сборе в моём доме» (предложение 18)? Казалось бы, какой это простой приём – просто лексический повтор в предложении 23 ( «Мы любим тебя, мы любим тебя!»), а за ним стоит ответ на авторский вопрос о мере человеческого счастья. Может, потому и повторяют родители для дочери эти слова, что любви «много» не бывает, что пока тебя есть кому любить, ты счастлив? Вот мы и убедились в том, «автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли», к пониманию авторского замысла.

17 15.2. Объясните, как вы понимаете смысл финальной фразы: «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

19 15.2. «Как много и мало нужно человеку для счастья!» – восклицает Ю. Бондарев, заканчивая свои размышления о счастье. Действительно, часто человеку для счастья нужно очень «много»: хорошая работа, деньги… И для достижения этой цели люди готовы «работать день и ночь, трудиться не покладая рук» (предложение 21)., как отец Надежды, который засиживался до ночи, сочиняя статьи. Но иногда для счастья нужно совсем немного: чтобы все были живы, не было войны, а вся семья было бы в сборе в родном доме (предложение 18). Это, по мнению автора, и есть счастье. «Как много и … мало нужно для счастья!». Для «малого» счастья нужны «большие» вещи и цели, например, работа, деньги. А для «многого» счастья нужна такая «малая» вещь, как семья. В этом и заключается смысл финальной фразы текста. Артемчук Костя.

20 15.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

21 Наедине с собою… Внутренний монолог… диалог? Чувствуете ли Вы себя счастливыми? Были ли у Вас минуты счастливого удовлетворения жизнью, собою? С чем связано Ваше ощущение счастья: с особыми обстоятельствами Вашей жизни, с людьми, которые Вас окружают, с каким-то конкретным местом? Какие чувства испытываете в счастливые моменты Вашей жизни? Что наполняет Вашу душу: благодарность судьбе, людям, жизни, умиротворение, желание творить добро, разделить это состояние с кем-то? Напишите об этом несколько предложений. Попробуйте сформулировать ответ на вопрос: Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Запишите его.

24 Наши сочинения (15.3 ) Многие из нас не раз задумывались над вопросом, что такое счастье. Счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. И оно, я уверена, у каждого своё. Например, у некоторых это понятие ассоциируется с тем, что рядом семья, что она в безопасности, она в сборе, и ничто не угрожает этому благополучию. Яркий пример этого мы видим в тексте Ю. Бондарева, где отец убеждает любимую дочь, что он по-настоящему счастлив, ведь «все живы, нет войны, все в сборе в его доме». И эта любовь и идущие из сердца слова радуют и саму Надежду, на душе у неё действительно «потеплело». Но ведь для кого-то счастье может иметь и другое значение. Есть люди, для которых счастье – дарить добро людям. Таких много: волонтёры, вносящие вклад в благотворительность, врачи и другие люди, приносящие бескорыстную помощь нуждающимся в ней. Такие есть всегда! И у нас тоже. К примеру, те же волонтёры, которые, не жалея своего времени и сил, всячески помогают городу, проводят различные мероприятия, благотворительные концерты в пользу нуждающихся. Для них счастье – осознание того, что ты подарил кому- то тепло, оказал поддержку. Таким образом, можно сделать вывод, что счастье каждый понимает по-своему. И мы точно знаем, что оно должно быть везде, дабы человеческим душам всегда было хорошо и спокойно. Добренькая Александра, 9 класс.

25 15.3. Сочинение. Счастье – это то, когда все родные люди рядом с тобою. В тексте Ю. Бондарева есть этому подтверждение. К примеру, в предложении 18 мы видим, что отец Надежды безумно счастлив, потому что для него счастье –это мирное небо над головой, семья в сборе, все живы и здоровы. И ради этого счастья он готов много трудиться. Он обнимал взрослую дочь, «как маленькую», со всей любовью и ценил каждую минуту, когда был рядом с ней, потому что, когда она рядом, он невероятно счастлив. Для меня счастье- это когда все мои любимые родные, близкие и друзья рядом. Когда они тебя по-настоящему любят, дорожат тобою, заботятся, возможно, даже тогда, когда они рискуют собою ради тебя. Для кого-то счастье заключается в деньгах. Но разве это настоящее счастье? Ни одну настоящую любовь и дружбу не купишь ни за какие деньги. Они бесценны. И счастье далеко не в одиночестве. Берегите и цените тех, кто рядом, и тогда вы поймёте, что такое счастье! Караева Янна, 9 класс.

Источник

15.1, 15.2, 15.3. «Как много и мало нужно человеку для счастья!» «Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось» (по тексту Ю. Бондарева)

— В задании 15.1 будут те же 64 цитаты, опубликованные в «Открытом банке заданий», или добавятся новые? И ещё: как создаётся словник понятий для задания 15.3?

— Пополнение заданий будет. Задания 15.3 тоже будут опубликованы: в каждом из 4 текстов блока будет тема, обусловленная содержанием текста для аудирования.

— При выполнении заданий 15.1 и 15.2 ученик может процитировать высказывания из этих заданий.

— Учитываются ли они при подсчёте общего числа слов сочинения?

— Учитываются. Но если цитаты неоправданно велики и не имеют отношения к коммуникативному замыслу учащегося, то тогда цитата исключается из подсчёта слов.

— Как быть с формулировкой учеником понятия в задании 15.3? Ведь она может не совпадать с трактовкой эксперта.

— Главное, чтобы формулировка (так, как её понимает ученик) была раскрыта в сочинении.

— Что предполагает аргумент «из Вашего жизненного опыта»?

— Это любой пример из жизни.

Просмотр содержимого документа
«15.1, 15.2, 15.3. «Как много и мало нужно человеку для счастья!» «Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось» (по тексту Ю. Бондарева) »

img user file 55105ce3c7c6a 0

И сложное становится простым…

«Как много и мало нужно человеку для счастья!»

«Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось»

(по тексту Ю. Бондарева)

img user file 55105ce3c7c6a 1

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

(2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.

б)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел приглушённый свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном.

img user file 55105ce3c7c6a 2

(11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

– (13)Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

– (14)Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

– (16)Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

– (23)Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24)На душе потеплело.

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья! (По Ю. Бондареву)*

Эпитеты («бледным, старым, беспомощным», «добрыми глазами»).

img user file 55105ce3c7c6a 4

Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы передать душевное состояние дочери и отца?

в диалоге звучит его удивление словами дочери, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери – оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев выражено через использование антонимов: «несчастливы» – «счастлив».

Читайте также:  Как правильно есть сыр рокфор

img user file 55105ce3c7c6a 5

Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы показать, чем счастлив отец, чтобы раскрыть основную идею текста?

Его понимание счастья передано и в прямом высказывании в диалоге, и через восприятие дочери.

Сравнительный оборот ( обнял меня, как маленькую ), фразеологизмы (работать день и ночь, трудиться не покладая рук). Восклицательное предложение с прямой речью, в котором родители открыто выражают любовь к своему уже взрослому ребёнку (Мы любим тебя, мы любим тебя!) – все лексические и грамматические явления языка направлены на выражение авторского понимания основной идеи текста: Жить в мире, много и часто трудно работать, поддерживать своих детей, любить близких.

img user file 55105ce3c7c6a 6

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

img user file 55105ce3c7c6a 7

Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Комментарий, пояснение смысла высказывания

Лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст.

Приводим 1 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его.

img user file 55105ce3c7c6a 8

Приводим 2 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его.

Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив».

Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение».

Создаём текст сочинения

Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив».

Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение».

img user file 55105ce3c7c6a 10

Обратимся к образцу сочинения (Интернет), в котором аргументы №1 и №2 располагаются соответственно двум понятиям: лексика и грамматика.

img user file 55105ce3c7c6a 11

Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Комментарий, пояснение смысла высказывания

Лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст.

Приводим 1 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его.

Слова называют предмет, его признак, действие предмета. Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность.

img user file 55105ce3c7c6a 12

Приводим 2 пример, иллюстрирующий указанное явление, и комментируем его.

Таким образом, мы видим, что правильно подобранная форма слова делает набор самых разнообразных слов русского языка полноценным текстом с правильным литературным языком.

img user file 55105ce3c7c6a 13

Возможность свободного высказывания по любой лингвистической теме

Умение анализировать языковые единицы текста

От текста – к темам-высказываниям!

Выход на метапредметный уровень:

освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации

img user file 55105ce3c7c6a 14

Используя примеры лексических и грамматических явлений, выявленных нами в тексте, подберите аргументы к другим темам лингвистического сочинения.

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли»

img user file 55105ce3c7c6a 15

Ю. Бондарев размышляет о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым. Автор приходит к парадоксальному выводу: «Как много и мало нужно человеку для счастья!» Чтобы читателю стала понятной его мысль, о Бондарев использует различные средства языка, «идёт от мысли к словам». Нам же, читателям, предстоит путь от «слов к мысли».

«Много и мало» – это слова-антонимы, обычно противопоставляющие какие-либо понятия. Но автор соединяет их сочинительным союзом «и», видимо, подсказывая нам, что они составляют единое целое. «Много» это или «мало», что «все живы, нет войны, все в сборе в моём доме» (предложение 18)?

Казалось бы, какой это простой приём – просто лексический повтор в предложении 23 ( «Мы любим тебя, мы любим тебя!»), а за ним стоит ответ на авторский вопрос о мере человеческого счастья. Может, потому и повторяют родители для дочери эти слова, что любви «много» не бывает, что пока тебя есть кому любить, ты счастлив?

Вот мы и убедились в том, «автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли», к пониманию авторского замысла.

img user file 55105ce3c7c6a 16

Объясните, как вы понимаете смысл финальной фразы:

«Как много и мало нужно человеку для счастья!» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

15.2. Это сочинение – результат коллективной работы на уроке.

Ю. Бондарев заканчивает свой текст словами: «Как много и мало нужно человеку для счастья!». Размышляя о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым, автор приходит к парадоксальному выводу, соединяя антонимы – слова, противоположные по смыслу, сочинительной связью. Значит, «малое» может обернуться «многим» и наоборот. Так что же нужно человеку для счастья? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к тексту.

Таким образом, мы видим, что из «малого» ( обнять, пожалеть, открыто заявить о своей любви) складывается «большое». Отступает холод одиночества, человек обретает веру в себя, появляется ощущение возможности счастья.

img user file 55105ce3c7c6a 18

«Как много и мало нужно человеку для счастья!» – восклицает Ю. Бондарев, заканчивая свои размышления о счастье.

Действительно, часто человеку для счастья нужно очень «много»: хорошая работа, деньги… И для достижения этой цели люди готовы «работать день и ночь, трудиться не покладая рук» (предложение 21)., как отец Надежды, который засиживался до ночи, сочиняя статьи.

Но иногда для счастья нужно совсем немного: чтобы все были живы, не было войны, а вся семья было бы в сборе в родном доме (предложение 18). Это, по мнению автора, и есть счастье.

«Как много и … мало нужно для счастья!». Для «малого» счастья нужны «большие» вещи и цели, например, работа, деньги. А для «многого» счастья нужна такая «малая» вещь, как семья. В этом и заключается смысл финальной фразы текста.

img user file 55105ce3c7c6a 19

img user file 55105ce3c7c6a 20

Наедине с собою… Внутренний монолог… диалог?

Наши помощники – словари!

СЧАСТЬЕ — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Возможные примеры из текста

мирная жизнь в кругу семьи. Ради этого он готов много работать, поддержать близких своей любовью в трудную минуту ( предложения 18, 20-21, 23).

Наши сочинения (15.3 )

Многие из нас не раз задумывались над вопросом, что такое счастье. Счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. И оно, я уверена, у каждого своё.

Например, у некоторых это понятие ассоциируется с тем, что рядом семья, что она в безопасности, она в сборе, и ничто не угрожает этому благополучию. Яркий пример этого мы видим в тексте Ю. Бондарева, где отец убеждает любимую дочь, что он по-настоящему счастлив, ведь «все живы, нет войны, все в сборе в его доме». И эта любовь и идущие из сердца слова радуют и саму Надежду, на душе у неё действительно «потеплело».

Но ведь для кого-то счастье может иметь и другое значение. Есть люди, для которых счастье – дарить добро людям. Таких много: волонтёры, вносящие вклад в благотворительность, врачи и другие люди, приносящие бескорыстную помощь нуждающимся в ней. Такие есть всегда! И у нас тоже. К примеру, те же волонтёры, которые, не жалея своего времени и сил, всячески помогают городу, проводят различные мероприятия, благотворительные концерты в пользу нуждающихся. Для них счастье – осознание того, что ты подарил кому-то тепло, оказал поддержку.

Таким образом, можно сделать вывод, что счастье каждый понимает по-своему. И мы точно знаем, что оно должно быть везде, дабы человеческим душам всегда было хорошо и спокойно.

Добренькая Александра, 9 класс.

img user file 55105ce3c7c6a 24

Счастье – это то, когда все родные люди рядом с тобою.

В тексте Ю. Бондарева есть этому подтверждение. К примеру, в предложении 18 мы видим, что отец Надежды безумно счастлив, потому что для него счастье –это мирное небо над головой, семья в сборе, все живы и здоровы. И ради этого счастья он готов много трудиться. Он обнимал взрослую дочь, «как маленькую», со всей любовью и ценил каждую минуту, когда был рядом с ней, потому что, когда она рядом, он невероятно счастлив.

Для меня счастье- это когда все мои любимые родные, близкие и друзья рядом. Когда они тебя по-настоящему любят, дорожат тобою, заботятся, возможно, даже тогда, когда они рискуют собою ради тебя. Для кого-то счастье заключается в деньгах. Но разве это настоящее счастье? Ни одну настоящую любовь и дружбу не купишь ни за какие деньги. Они бесценны. И счастье далеко не в одиночестве.

Берегите и цените тех, кто рядом, и тогда вы поймёте, что такое счастье!

Источник

Adblock
detector