Я там был мед пиво пил как это называется

По усам текло, да в рот не попало

(значение фразеологизма) — об упущенной возможности (русская пословица).

«По усам текло, да в рот не попало».

Пословица указана в Толковом словаре Д. Н. Ушакова, 1935 – 1940 к слову «усы».

Пословица «По усам текло, да в рот не попало» образовалась, как сокращение, от более полной ее версии (раздел «Присказки», «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля):

«Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало».

Медом на Руси называли не только мед, в нашем нынешнем понимании. Медом называли безалкогольный напиток, который варился из воды, с добавлением трав и меда (что-то вроде сбитня, но холодного).

7919

По усам да по бородам

Примеры

«Братья Карамазовы» (1878 – 1880 гг.), книга VII, III – Грушенька говорит о том, что ее в юности бросил кавалер и она хочет ему отомстить:

«Ведь он меня семнадцатилетнюю, тоненькую, чахоточную плаксу оставил. Да подсяду к нему, да обольщу, да разожгу его: «Видал ты, какова я теперь, скажу, ну так и оставайся при том, милостивый государь, по усам текло, а в рот не попало!»»

«Униженные и оскорбленные» (1861 г.) – Маслобоев рассказывает как князь обманул дочь богатого человека:

«Ну-с, она и воротилась в Краков. Отец-то не принял, проклял, она умерла, а князь перекрестился от радости. Я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало, дали мне шлык, а я в подворотню шмыг. «

«И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало

«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861 г.), явл. 4:

«Красавина (садится). Была и мед пила, по усам текло, а в рот не попало

«Лес» (1870 г.) – два актера приехали к богатой родственнице одного из них. Им удалось взять у купца, обманувшего их родственницу 1000 рублей (тогда это большие деньги). Актер отдал эти деньги родственнице. Второй актер сказал «по усам текло, а в рот не попало«, жалея, что они не присвоили эти деньги.

«Сказка о Иване Молодом сержанте Удалой голове, без роду, без племени, спроста без прозвища» (1857 г.):

«И я и сват Демьян там были, куму Соломониду дома забыли, мед и пиво пили, по усам текло, в рот не попадало, – кто сказку мою дослушал, с тем поделюсь, кто нет – тому ни капли!»

Конёк-горбунок (1834 г.), ч. 3, последние строки произведения:

Вина льются там рекой,

За дубовыми столами

Пьют бояре со князьями.

Сердцу любо! Я там был,

Мёд, вино и пиво пил;

По усам хоть и бежало,

В рот ни капли не попало.«

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух. там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.»

Уложили спать вполпьяна.

Я там был; мед, пиво пил —

И усы лишь обмочил.»

Лишь ее похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.»

«Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало.

Спящая царевна (1831 г.) – последние строки сказки:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.«

Источник

userinfo v8masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» заканчивается фразой: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Современному читателю, наверное, сложно понять, какой мед пил Пушкин? А много веков назад на Руси медовые напитки были непременным атрибутом княжеских пиров. А вот простому народу, действительно, в рот такой напиток не попадал. Это было связано с его дороговизной и сложной технологией производства.

Приготовление хмельных напитков на основе меда было целым искусством, которым занимались мастера — медоставы. Варили их по уникальным, характерным только для славянских народов, рецептам. А само производство напитков занимало не один год. В итоге получался «ставленый мед». Для начала две части меда смешивали с одной частью ягодного сока: малины, брусники, вишни, смородины.

Читайте также:  Как на английском будет разговорчивый

Главное правило — не добавлять ни капли воды. Шел процесс естественного брожения. Употребление таких напитков уберегало пирующих от неприятных последствий — похмелья. Некоторое время смесь бродила в открытых емкостях, ее несколько раз переливали из одной посуды в другую. Затем разливали в дубовые бочонки, снаружи их наглухо смолили и закапывали в землю. На несколько лет.

Процесс называли «медоставом». отсюда и название самого напитка. Доставать из земли мед не торопились. Процесс приготовления не терпел суеты. Считалось, что минимальный срок «медостава» — восемь лет. Но, в этом случае напиток называли «молодым», недостаточно настоявшимся. Полностью созревшим он становился только через пятнадцать лет. Но, в некоторых, особенно торжественных случаях, бочонки вскрывали только через несколько десятилетий. Иногда случалось так, что мед, который готовили еще деды, доставался лишь внукам. Иногда в сказаниях упоминают даже «столетний мед». Первые сведения о приготовлении «ставленого меда» на Руси относятся к IX веку.

Это был любимый напиток славянских богатырей. Он придавал им силу и бодрость, оберегая, как уже говорилось, от тяжелого похмелья. В былинах даже приводились сведения о том, что медовый напиток помог Илье Муромцу встать на ноги и приобрести феноменальную силу. При княжеских дворах всегда находились большие запасы медовых напитков. «Ставленый мед» был, конечно, замечательным по своим свойствам напитком, вот только стоил он очень не дешево, да и ждать конечного выхода продукта приходилось годами. Если князья с дружиной могли себе это позволить, то простолюдинам приходилось искать более дешевые заменители.

Уже в XI веке на Руси появляется «вареный мед». И готовили этот напиток не медоставы, а медовары. Вареный мед готовили уже с добавлением воды и хмеля, что позволяло значительно ускорить процесс брожения. напиток получался более крепким, но менее качественным. И сам процесс приготовления занимал лишь несколько недель. На княжеских пирах такие напитки подавали не для князя с дружиной, а для «младших» людей. Не о них ли упоминал Пушкин? Ведь им, действительно, качественные напитки, доступные лишь знати, в рот не попадали. Постепенно ставленый мед превращается в роскошь, встретить его можно было только в усадьбах влиятельных бояр.

Все большее распространение получают медовые напитки, напоминающие современное пиво. В XVII веке медоварение, не говоря уже о ставленом меде, становится большой редкостью. Даже большинство рецептов было безвозвратно утеряно. Все большее распространение начинает получать водка, приготовленная уже на основе спирта, а не меда. Еще в XIV веке генуэзские купцы привезли в подарок московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому подарок — виноградный спирт. Сложно сказать, употребили его на пирах или нет, но широкого распространения спирт в то время на Руси не получил.

А в XV веке подобное зелье вообще запретили к ввозу в московское государство, признав вредным. Массовое производство спиртных напитков начинается при Иване Грозном. Осознав большую выгоду для казны, царь повелел повсеместно открывать кабаки, в которых разрешалось продавать алкоголь представителям всех сословий. Уже не было необходимости тратить годы на производство качественных медовых напитков, возросшие запросы можно было удовлетворять быстро, в стране появляется множество винокурен. Уже не медовуху, а водку начали называть нашим национальным напитком.

Причем, какого-либо единого стандарта приготовления водки не существовало. Чаще всего термин «водка» был собирательным для всех крепких алкогольных напитков. Причем, производство водки было очень дешевым, не шло ни в какое сравнение с многолетним приготовлением медовых напитков. Единый государственный стандарт приготовления водки был принят в Советском Союзе только 23 января 1936 года. С того времени на этикетках появляется надпись «водка». Раньше ее называли «хлебным» или «казенным» вином.

Источник

Что означает фраза «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»?

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве. », «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Читайте также:  Как по чувашски будет катя

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.

Источник

И там я был, и мед я пил

Смотреть что такое «И там я был, и мед я пил» в других словарях:

и там я был, и мед я пил — Ср. И там я был, и мед я пил. и Кот ученый Свои мне сказки говорил. А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. См. по усам текло, в рот не попало … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

МЕД — муж. густоватое, липкое и сладкое вещество, выделываемое пчелой медуницей, в виде сотов, в восковых ячейках. Мед самотек, самоток, паточный, подсед, светлый, чистый, стекающий сам в посудину из сотов; мед цельный, сотовый, печатный, не вытекший;… … Толковый словарь Даля

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. — Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. См. ПРИСКАЗКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография • Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. • Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. • Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

быть — наст. нет (кроме 3 л. ед. ч. есть и устар. 3 л. мн. ч. суть); буд. буду, будешь; прош. был, ла, было (с отрицанием: не был, не была, не было, не были); повел. будь; прич. прош. бывший; деепр. будучи; несов. I. Как самостоятельный глагол означает … Малый академический словарь

ученый — учёный ая, ое; учён, учёна 1) О человеке: получивший специальные знания в какой л. области, выученный, наученный чему л. В это время мне предложили место ученого лесничего в Лисинском учебном лесничестве (Шелгунов). 2) О животном:… … Популярный словарь русского языка

Читайте также:  Сегодня тюмень погода как будет

по усам текло, в рот не попало — Ср. Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало. Островский. Лес. 4, 1. Ср. Тут. не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень. только что. нам по усам текло, а в рот не попало. Даль. Хлебные дельцы.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

МЁД — 1) Сладкое густое сиропообразное вещество, вырабатываемое пчелами из соков (нектара) цветов. Мёд широко используется в русской кухне и как самостоятельное лакомство, и как сладкая добавка при приготовлении пряников (см. пряник*), пирогов (см.… … Лингвострановедческий словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО, важнейшие характеристики образа художественного, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности и организующие композицию произведения. Искусство слова принадлежит к группе… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

Я там был мед пиво пил как это называется

Из поэмы Руслан и Людмила

У лукоморья дуб зелёный;

лукоморье – дугообразный изгиб реки или морского берега

песнь – арх, им., вин. п., песня

леший – в русской мифологии дух и хранитель леса, обычно представляется в

образе дряхлого старика с лохматыми волосами и всклокоченной бородой.

Леший может также принимать облик обычных людей, кустов, деревьев

и животных. Леший может увести путника с тропинки глубоко в лесную

чащу или водить его кругами по одному и тому же участку леса. Леший

также любит пугать людей в лесу громкими криками, хохотом и свистом.

Обычно изображается в виде полу-женщины-полурыбы.

избушка на курьих ножках – согласно русской мифологии Баба Яга живет в бревен-

дол – долина, равнина

прихлынут – нахлынут, прильют

витязь – воин, богатырь,

дядька – в армии времен Пушкина, старый (опытный) солдат, которому поручено

опекать рекрутов, осуществлять за ними надзор

а бурый волк ей верно служит – волк (обычно серый волк) в русских сказках играет

роль помощника героя. Например, сначала съев коня Ивана царевича, затем

его заменяет и везёт героя к месту его очередного сказочного подвига.

ступа – mortar, в русских волшебных сказках транспортное средство бабы Яги,

которая в ней летает, помогая себе помелом (метлой)

сама собой – сама по себе, без посторонней помощи

царь Кащей (или Кощей), он же Кощей бессмертный – персонаж русских

волшебных сказок, по некоторым версиям, старший (и более

могущественный) брат бабы Яги. Кощей бессмертный сказочно

богат, умеет делаться невидимым и перевоплощаться в животных.

Его жизнь находится на кончике иглы, которая хранится в яйце

внутри утки или другой птицы, которая в свою очередь находится в зайце,

сидящем в сундуке, который висит на дубе, прикованный к нему цепями.

Обычно в русских сказках Кощей похищает красавицу и хочет на ней

жениться, чему препятствует герой сказки: узнав секрет его смерти,

и добравшись до заветного сундука он убивает Кощея и освобождает

русский дух. Русью пахнет В русских сказках, баба Яга или другой представитель

«нечистой силы» обычно определяет присутствие постороннего в своём жилище

по запаху и при этом говорит: «Здесь русским духом пахнет!». Слово «дух» в русском языке имеет два значения и может быть переведено на английский либо как «smell» либо словом «spirit». Совершенно очевидно, что Пушкин вложил оба эти значения в слово «дух».

многих русских сказок: «И я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, да в

рот не попало». «Мёд» здесь – старинный алкогольный напиток,

приготовленный из перебродившего мёда.

«Здесь русским духом пахнет!». Слово «дух» в русском языке имеет два значения и может быть переведено на английский либо как «smell» либо словом «spirit». Совершенно очевидно, что

«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959

«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959

Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается в увертюре оперы, в которой использована ликующая музыка финала оперы

УМ: Назовите «музыкальную драматургию» в увертюре М. Глинки к опере «Руслан и Людмила», О. Тактакишвили в оратории «Сегодня умер Руставели»?

Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части по

На данном уроке учащиеся должны вспомнить формы построения музыки, начертить их схемы на доске, вспомнить все жанры в музыке, которые знают. Также предполагается работа с интеракти

В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичиков

Источник

Adblock
detector